Игра по произведениям Л. Н. Толстого в 10-11 классе
Оценка 4.7

Игра по произведениям Л. Н. Толстого в 10-11 классе

Оценка 4.7
doc
07.05.2022
Игра по произведениям Л. Н. Толстого в 10-11 классе
6. Игра по произведениям Л. Н. Толстого 10-11 класс.doc

Игра по произведениям Л. Н. Толстого в 10-11 классе

 

Подготовка к игре. Домашнее задание командам.

·         Повторить биографию Л. Н. Толстого

·         Представить одного из героев романа (князя Андрея, Платона Каратаева, Наполеона). Герой должен рассказать о себе, не представляясь, задача других команд будет узнать героя.

·         Повторить иллюстраторов произведений Толстого и имена художников, писавших портреты Толстого

·         Узнать о быте, мерах длины и скорости, названии родов войск начала 19 века.

·         Подготовить ребус, зашифровав в нём фамилию одного из героев романа «Война и мир»

·         Подготовить инсценировку эпизода из романа на выбор («Пьер и Рамбаль», «Святочные воспоминания», «Долохов и Ростов играют в карты») Можно выбрать и другие эпизоды

 

Оформление игры

·         Парты расставлены так, чтобы 3 команды сидели за ними. По периметру класса расставлены стулья для болельщиков. Также один стол предназначен для жюри.

·         Команды должны украсить свои столы в соответствии со временем, в которое жил Толстой и его герои.

·         Портреты Л. Н. Толстого разных художников с номерами под ними вывешены на доске

·         Иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого разных художников с номерами под ними вывешены на доске

·         Для «конкурса детективов» отрывки из писем героев напечатаны на листах

·         Для «конкурса капитанов» вопросы напечатаны на отдельных листах.

1 конкурс

Блиц по биографии писателя

Право ответа получает команда, первой поднявшая руку.

За правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Назовите место рождения Льва Толстого

Ясная Поляна

2. Назовите имена родителей Льва Толстого

Мария Николаевна, Николай Ильич

3. Как звали тётушку писателя, которая после смерти матери взяла на себя заботу о детях Толстых?

Татьяна Александровна Ергольская

4. Сколько братьев и сестёр было у Льва Толстого?

Три брата: Николай, Дмитрий, Сергей, сестра Мария

5. В какой университет поступает Толстой в 1844 году? (В университет какого города)

В Казанский университет

6. Участником какой войны стал Толстой на Кавказе в 1853 году?

Крымская война (Русско-турецкая)

7. Перечислите названия месяцев, которые использованы в заглавии «Севастопольских рассказов»

Декабрь, май, август

8. Как называется трилогия Толстого о разных эпохах жизни человека?

«Детство», «Отрочество», «Юность»

9. Назовите имя, отчество и фамилию жены писателя

Софья Андреевна Берс

10. Был ли Толстой за границей? Если – да, то какие страны он посетил?

Толстой дважды побывал за границей, в 1857 и в 1861 годах. Он посетил Германию, Италию, Францию, Швейцарию

11. В 1862 году, находясь в Ясной Поляне, Толстой писал: «Я чувствую себя таким довольным и счастливым, как никогда, и только оттого, что работаю с утра до вечера, и работа та самая, которую я люблю». Какой именно деятельностью занимается Толстой так увлечённо?

Педагогической работой

12. В процессе работы над историческим романом Толстой дал ему названия «1805 год», «Всё хорошо, что хорошо кончается», «Декабрист». Назовите окончательный вариант названия.

«Война и мир»

13. Назовите роман, в котором Толстой, по его собственному признанию, любил «мысль семейную».

«Анна Каренина»

14. Назовите рассказ Толстого 1856 года, герой которого, Дмитрий Нехлюдов, решил избавить крестьян от бедности, дать им образование, развить их нравственно.

«Утро помещика»

15. Сторонников этого учения в начале 20 века можно было встретить не только в России, но и в Англии, Голландии, Венгрии, Швейцарии, США, Японии, Чили. Они покидали города, организовывали земледельческие колонии, пытались воплотить в жизнь религиозные принципы, занимались распространением своих идей в народе. Как они себя называли?

Толстовцы

16. Назовите роман Толстого, вышедший в свет в последний год 19 века

«Воскресение»

17. Назовите главного героя «Севастопольских рассказов» Толстого, которого он «старался воспринимать во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен».

«Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда».

 

2 конкурс

Лицом к лицу с героями Толстого.

Домашнее задание. Команды получили задание представить одного из героев «Войны и мира». (Князя Андрея, Платона Каратаева, Наполеона)

Соперникам предстоит угадать, кто перед ними.

*Звучат выступления «литературных героев». Соперники угадывают, о ком идёт речь.

Максимальная оценка 5 баллов.

Далее героям задаёт вопросы ведущий.

 

Вопрос к князю Андрею:

Вы – князь Андрей. Вы узнали в плачущем раненом своего врага. Кто он? Что с ним? Опишите своё состояние там, в лазарете.

В несчастном плачущем раненом он узнал Анатоля Курагина, которому только что отняли ногу. Болконский не сразу вспомнил, в чём состоит связь его жизни с жизнью этого человека. «…восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце». Т. 3, ч. 3, гл. 37

Вопрос к Платону Каратаеву:

Вы – Платон Каратаев. Вас о чём-то попросил француз. О чём? Как вы отнеслись к появлению рядом барина (Пьера)? Расскажите о том, как вы попали в солдаты. Какое у вас было прозвище?

Француз попросил Каратаева сшить ему рубашку, Каратаев это сделал. Т. 4, ч. 2, гл. 11

Каратаев с сочувствием отнёсся к появлению в балагане Пьера. Платон первым начинает разговор, утешает Пьера, говорит с «нежно-певучей лаской», заботится о Пьере, приносит ему несколько печёных картошек.

В солдаты попал, когда поехал в чужую рощу за лесом, попался сторожу, его секли, судили и отдали в солдаты. Если бы не Платон, пришлось бы его брату идти, у которого было 5 детей.

На службе его прозвали Соколиком за то, что он часто обращается с этим словом к собеседнику. Т. 4, ч. 1, гл.12

Вопрос к Наполеону:

Вы – Наполеон. Скоро начнётся Бородинское сражение. Что вам подарили? Опишите свои действия и состояние.

Принесли подарок от императрицы. Это написанный Жарером портрет мальчика «рождённого от Наполеона и дочери австрийского императора, которого почему-то называли королём Рима». Он был изображён играющим на бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр. Наполеону понравился портрет. Он чувствовал, что его слова и действия сейчас войдут в историю. Он решил показать отеческую нежность. Он сел на стул, рассматривая портрет, потом дотронулся до шероховатости холста, приказал вынести портрет перед палаткой, чтобы им могла полюбоваться гвардия. Т. 3, ч. 2, гл. 26

За развёрнутый правильный ответ – 3 балла

3 конкурс

В мире живописи

Художники много раз обращались к образам, созданным Толстым. Известно много иллюстраторов его произведений. Да и сам писатель позировал разным художникам, и каждый его видел по-своему.

Перед вами портреты Толстого. Укажите авторов известных вам портретов. Ответы запишите под номерами, соответствующим номерам на портретах.

За правильный ответ – 1 балл.

Вторая часть конкурса посвящена иллюстрациям к произведениям Толстого. Необходимо указать художника – автора иллюстрации, произведение и эпизод, изображённый художником. Ответы дайте письменно.

Максимальная оценка – 3 балла (правильно названо произведение – 1 балл, эпизод – 1 балл, художник – 1 балл)

 

4 конкурс

Закончите цитату

Вам необходимо продолжить цитату из «Войны и мира», которую читает ведущий.

 

1. «В октябре 1805 года русские войска занимали сёла и города эрцгерцогства Австрийского, и ещё новые полки приходили из России, и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости …….»

…..Бранау

2. Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве 1000 сажен между Бородиным и …….»

…….флешами Багратиона

3. «Лысые горы, именье Николая Андреевича Болконского, находилось в шестидесяти верстах от …………»

………Смоленска

За правильный ответ команда получает 1 балл.

 

5 конкурс

Конкурс детективов

Перед вами уцелевшие обрывки писем героев романа «Война и мир». Они сильно пострадали во время пожара. Вам предстоит восстановить цепь событий и ответить, кто автор письма и кому оно было адресовано, а также прокомментировать, при каких обстоятельствах было написано письмо.

За правильный развёрнутый ответ команда получает 2 балла.

*Командам даётся время для ознакомления.

 

1. «Так как в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в Английскую гостиницу».

Николай Ростов получил такую записку от Долохова. Долохов не пожелал бывать в доме Ростовых после отказа Сони выйти за него замуж. (Т. 2, ч. 1, гл. 13)

2. «Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить…»

Соня пишет Николаю по просьбе графини Ростовой; возвращает ему данное слово и даёт свободу. (Т. 4, ч. 1, гл. 7)

3. «Обожаемый друг души моей. Ничто, кроме чести, не могло бы удержать меня от возвращения в деревню. Но теперь, перед открытием кампании, я счёл бы себя бесчестным не только перед товарищами, но и перед самим собою, ежели бы я предпочёл своё счастье своему долгу и любви к отечеству. Но это последняя разлука. Верь, что тотчас после войны, ежели я буду жив и все любим тобою, я брошу всё и прилечу к тебе, чтобы прижать тебя уже навсегда к моей пламенной груди».

Письмо Николая Ростова Соне из армии. (Т. 3, ч. 1, гл. 12) Ростовы просили Николая выйти в отставку и приехать домой.

 

6 конкурс

«Толстовская энциклопедия»

В этом конкурсе вы попытаетесь создать «Толстовскую энциклопедию». При ответе на вопросы вам потребуется знание быта, мер длины и скорости, родов войск начала 19 века, то есть времени, описанного в романе «Война и мир».

Каждой команде будет дано по 2 вопроса.

За правильный ответ команда получает 1 балл.

*Это может быть конкурс с болельщиками, пока команды думают над предыдущим заданием.

 

Вопрос

Ответ, комментарии

При описании Бородинского сражения Толстой упоминает, что русский эскадрон от французских войск отделяло «пустое пространство сажён в триста». А какое это расстояние в современных мерах длины?

Сажень равна 2,13 метра. Триста сажень – 639 метров

В неоконченном романе «Декабристы» речь идёт о некоем князе Иване, «который теперь обер-гоф-кафермейстер (он назвал что-то в этом роде) и был министром». Что стремился выразить Толстой, давая своему герою такой чин? Насколько высоко было это звание?

Никакого обер-гоф-кафермейстера никогда не существовало. Выдуманный чин удачно пародирует тяжеловесные названия придворных чинов, показывая неприязнь Толстого к окружающей царский трон камарилье.

В романе «Война и мир» Андрей Болконский командовал егерским полком, действия которого описаны в 3 томе романа. К какому роду войск относились егеря? Какая роль им отводилась в сражении?

Егерские полки – вид лёгкой пехоты. Быстрые егеря действовали впереди основной массы войск в рассыпанном строю, отличались меткой стрельбой и маневренностью. После 1812 года появились конные егеря, вошедшие в лёгкую кавалерию.

До того, как Николай Ростов получает офицерский чин, Толстой называет его юнкером. Кого в начале 19 века называли юнкерами?

В первой половине 19 века так назывались молодые дворяне, добровольно вступившие на военную службу, не имея специального образования. Они проходили службу, пользуясь многими льготами, в полках в качестве унтер-офицеров, после чего получали первый офицерский чин – прапорщика или корнета.

«Всех гончих было выведено 24 собаки, под которыми доезжачими и выжлятниками выехало 6 человек. Борзятников, кроме господ, было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых». Так описывает Толстой начало охоты. Кто такие доезжачие, выжлятники, борзятники?

Доезжачий – старший псарь, ведавший обучением борзых собак и распоряжавшийся собаками во время охот. Выжлятник ведал гончими собаками, борзятник или борзовщик – борзыми.

 

 

 

7 конкурс

Ребус

Домашнее задание

Команды подготовили ребусы, зашифровав в них фамилию одного из героев романа «Война и мир». Команды по очереди предлагают соперникам отгадать ребусы, назвать фамилию героя.

Жюри оценивает оформление ребуса и правильные ответы команд.

За оформление ребуса максимально 3 балла, за правильно отгаданный ребус – 3 балла.

 

8 конкурс

Конкурс капитанов

Прошу подойти капитанов команд. Капитаны команд получают вопросы, касающиеся философии Толстого, авторской позиции в романе «Война и мир». Время для подготовки – 10-15 минут. После этого капитан должен выступить с развёрнутым ответом на вопрос.

 

Почему Толстой дорожил антитезой «война» и «мир», вынеся её в заглавие романа?

Мир человеческой жизни представлен в романе-эпопее Толстого в сложном переплетении и взаимодействии картин войны и мира, созидания и разрушения, гармонии и дисгармонии в разных проявлениях. Многозначность слов «война» и «мир» позволяет утверждать, что они являются не только темой романа, но и его художественной идеей. Гармония человеческих отношений противопоставлена в романе всякой разрушительной борьбе. Причём это не только военные эпизоды, но и связанные с ними по ассоциации картины мирной жизни, где есть место эгоистическому расчёту, корысти, вражде (борьба за мозаиковый портфель, стремление Элен выйти замуж за Пьера, фальшь светских отношений в салоне Шерер и др.) На противоположном полюсе – любовь и взаимопонимание (семья Ростовых), верность дворянскому долгу, уважение друг к другу (Болконские) и другие. По мнению Толстого, движение жизни обусловлено противостоянием и противоборством двух полярных начал бытия.

Почему писатель уделяет особое внимание семье и внутрисемейным отношениям?

Семья в системе философских воззрений Толстого является основой жизни, её нравственной почвой. Подтверждением тому может служить подробный рассказ о семье Ростовых, представители которой близки идеалу Толстого, мудры «умом сердца». Непротиворечиво противопоставлена ей семья Болконских, членами которой присущи иные качества личности: они, скорее, живут «умом ума». В эпилоге романа показана идеальная семья Наташи и Пьера.

В чём неоднозначность взглядов Толстого на народ, проявившаяся в романе?

В эпилоге народ представлен в двух ракурсах. В первом народ изображён как единство, объединённое нравственными традициями («мир»). Это наиболее ярко проявилось в «скрытой теплоте патриотизма». Во втором ракурсе народ показан как толпа, лишённая «простоты, добра и правды» (бунт в Богучарове, расправа над Верещагиным). Такой агрессивной массе нужен в качестве предводителя «человек без убеждений, без привычек».

Максимальная оценка – 5 баллов.

В это время команды показывают инсценированные фрагменты романа.

 

9 конкурс

Театральная гостиная

Домашнее задание.

Команды представляют инсценированные фрагменты романа:

1.      Пьер и Рамбаль

2.      Святочные воспоминания

3.      Долохов и Ростов играют в карты

Максимальная оценка 5 баллов.

 

Слово представляется жюри.

Подведение итогов, награждение победителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица для жюри

 

Название конкурса

Критерии оценки

Максимальная оценка

Оценка жюри

1

Блиц по биографии Толстого

Правильный ответ

1 балл

 

2

Лицом к лицу с героями Толстого

Оценивается артистизм, знание текста, умение вжиться в образ, костюмы, аксессуары

5 баллов за представление героя, 3 балла за правильный ответ на вопрос

 

3

В мире живописи

Правильный ответ

1 часть: называние художника – 1 балл; 2 часть – угадывание произведения – 1 балл; художника – 1 балл, эпизода – 1 балл

 

4

Закончите цитату

Правильный ответ

1 балл

 

5

Конкурс детективов

Правильный развёрнутый ответ

2 балла

 

6

Толстовская энциклопедия

Правильный ответ

1 балл

 

7

Ребус

Оценивается оформление, оригинальность составления

3 балла за составление; 3 балла за разгадывание

 

8

Конкурс капитанов

Развёрнутый правильный ответ, подтверждённый знанием текста, грамотная речь, логичность

5 баллов

 

9

Театральная гостиная

Оценивается артистизм, эмоциональность, знание текста, костюмы

5 баллов

 

 


Игра по произведениям Л. Н. Толстого в 10-11 классе

Игра по произведениям Л. Н. Толстого в 10-11 классе

Швейцарию 11. В 1862 году, находясь в

Швейцарию 11. В 1862 году, находясь в

О чём? Как вы отнеслись к появлению рядом барина (Пьера)?

О чём? Как вы отнеслись к появлению рядом барина (Пьера)?

Бородиным и …….»…….флешами Багратиона 3

Бородиным и …….»…….флешами Багратиона 3

А какое это расстояние в современных мерах длины?Сажень равна 2,13 метра

А какое это расстояние в современных мерах длины?Сажень равна 2,13 метра

Почему Толстой дорожил антитезой «война» и «мир», вынеся её в заглавие романа?

Почему Толстой дорожил антитезой «война» и «мир», вынеся её в заглавие романа?

Таблица для жюри №

Таблица для жюри №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2022