А. И. Чехунова (г. Костюковичи, Беларусь)
Я – МАЛЕНЬКИЙ БЕЛОРУС
Гражданско-патриотическое воспитание является сегодня одним из приоритетных направлений системы образования в Республике Беларусь.
Особую актуальность сегодня приобретает выработка эффективных средств, форм и методов воспитательной работы, направленных на формирование гражданско-патриотических знаний и качеств детей, развитие чувств: гражданского долга, любви к Родине, уважения законов и норм общественной жизни.
Раскрытие содержания гражданско-патриотического воспитания осуществляется через конкретно-исторический, деятельностный, личностно ориентированный подходы.
Особое значение в гражданско-патриотическом воспитании приобретает личностно ориентированный подход, когда в центре учебно-воспитательного процесса находятся интересы ребёнка, его потребности и возможности, права конкретного индивида, его суверенитет [2, с.73]. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников имеет свои особенности.
Ребенок 6-8-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны я строю на доступных, конкретных фактах и явлениях. Это ближе и понятнее ребенку.
Известная эмоциональность младших школьников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. С этой целью я использую наглядность, раздаточный, литературный материал, игры, мультимедийные презентации.
Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Это то, что называют малой родиной — тот клочок земли, где человек родился и рос, где он познал первые победы и неудачи.
Следует учесть и такую особенность младших школьников, как активность. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям.
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни нашей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении.
Огромную роль в воспитании младших школьников играет учитель. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Истоки такого отношения к учителю кроются в подражательности детей и недостатке жизненного опыта. Поведение, взгляды, отношения учителя являются образцом для подражания. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему [1, с.11-13].
Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников, и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в гражданско-патриотическом воспитании широко использую игру, игровое оформление, игровые моменты, всё, что делает очень серьезные понятия близкими и доступными.
По-моему, наиболее эффективными формами работы по гражданско-патриотическому воспитанию являются те, в которых младшие школьники принимают активное участие, как в подготовке, так и в проведении, те, в которых они переживают эмоциональные чувства.
Младшие школьники отдают предпочтение следующим формам деятельности: беседа, классный час, информационный час, устный журнал, экскурсии, игры-путешествия, игры, праздники, КТД, организация трудовой деятельности.
Большие возможности для формирования гражданских качеств у учащихся учитель начальных классов имеет на уроках.
Учебный материал предмета «Человек и мир» способствует осознанию детьми себя как членов общества, как граждан Республики Беларусь и как части природы.
Уроки «Лiтаратурнага чытання» развивают интерес к родной речи, к книгам белорусских поэтов и писателей.
Тематический материал учебников по русскому и белорусскому языку (о любви к родному языку, родной природе, о героизме и мужестве воинов) содействует решению задач воспитания маленьких граждан.
Воспитание любви к родному слову немыслимо без чтения книг. Чтение и разбор произведений помогают учащимся понять и оценить гражданские поступки людей. Ребята знакомятся с понятиями «справедливость», «гражданственность», «патриотизм» и т.п.
На уроках математики ребята составляют и решают задачи, содержащие материал о малой родине, о Республике Беларусь, о растительном и животном мире нашей страны.
На факультативе «Моё Отечество» учащиеся изучают историю Беларуси, устное народное творчество, праздники, традиции и обряды белорусского народа.
Гражданственность и патриотизм я начинаю формировать у ребят с любви к родным людям. Если они любят маму и папу, значит, они чтят предыдущие поколения, свои корни, любят свою землю. Значит, они будут ценить все то, что дает им семья и страна. Значит, так же они будут воспитывать и своих детей, а те своих.
Более того, гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье с формирования семейной культуры, включающей уважительное отношение детей к родителям и близким людям. Семья имеет уникальную возможность передавать новым поколениям идейные и духовные ценности [2, с. 9].
Любовь к Родине начинается с любви к малой родине. В рамках республиканской акции «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся» ребята участвовали в мероприятиях, посвященных малой родине: изучали легенды об основании города Костюковичи, историю возникновения герба и флага города.
Гражданственность и патриотизм, я считаю, нужно воспитывать с малых лет через совместную деятельность учителя и родителей, используя активные формы и методы воспитания на уроках и во внеурочной деятельности.
Для этого необходима целенаправленная, систематическая работа:
-формирование первичных знаний об идеологии белорусского государства, о родном крае;
-формирование чувства гордости за историю своего города, села, региона, страны и ее знаменитых людей [3, с.13];
-приобщение детей к культурному наследию своего народа;
-привитие уважительного отношения к родной земле, человеку-труженику, защитникам Отечества, национальным традициям.
Если в младшем школьном возрасте закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, личность начинает осознавать себя частью общества и гражданином своего Отечества, т.е. маленьким белорусом.
Список использованных источников
1. Бесова, М.А. Воспитываем патриотов: пособие для учителей начальных классов/ М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. – Мозырь: Белый Ветер, 2007. – 135 с.
2. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения/ В. В. Буткевич. Минск: Нац. ин-т образования, 2010. –208 с.
3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи// Праблемы выхавання – 2015. - №7.- с.8-25.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.