Игра-путешествие "Кем быть?"
Оценка 4.9

Игра-путешествие "Кем быть?"

Оценка 4.9
docx
воспитательная работа
3 кл—4 кл
15.05.2021
Игра-путешествие "Кем быть?"
Я - маленький белорус.docx

А. И. Чехунова (г. Костюковичи, Беларусь)

 

Я – МАЛЕНЬКИЙ БЕЛОРУС

 

         Гражданско-патриотическое воспитание является сегодня одним из приоритетных направлений системы образования в Республике Беларусь.     

   Особую актуальность сегодня приобретает выработка эффективных средств, форм и методов воспитательной работы, направленных на формирование гражданско-патриотических знаний и  качеств детей, развитие чувств: гражданского долга, любви к Родине, уважения законов и норм общественной жизни.

   Раскрытие содержания гражданско-патриотического воспитания осуществляется через конкретно-исторический, деятельностный, личностно ориентированный  подходы.

   Особое значение в гражданско-патриотическом воспитании приобретает личностно ориентированный подход, когда в центре учебно-воспитательного процесса находятся интересы ребёнка, его потребности и возможности, права конкретного индивида, его суверенитет [2, с.73].          Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников имеет свои особенности.    

   Ребенок 6-8-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны я строю на доступных, конкретных фактах и явлениях. Это ближе и понятнее ребенку.

   Известная эмоциональность младших школьников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе,  Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. С этой целью я использую наглядность, раздаточный,  литературный материал, игры, мультимедийные презентации.  

   Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Это то, что называют малой родиной — тот клочок земли, где человек родился и рос, где он познал первые победы и неудачи.

   Следует учесть и такую особенность младших школьников, как активность.  Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям.

    Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни нашей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении.

   Огромную роль в воспитании младших школьников играет учитель. Дети всецело доверяют ему,  его слова воспринимаются как истинные и важные. Истоки такого отношения к учителю кроются в подражательности детей и недостатке жизненного опыта. Поведение, взгляды, отношения учителя являются образцом для подражания.  Поэтому  педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему [1, с.11-13].

   Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников, и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в гражданско-патриотическом воспитании  широко использую игру, игровое оформление, игровые моменты, всё, что делает очень серьезные понятия близкими и доступными.

   По-моему, наиболее эффективными формами работы по гражданско-патриотическому воспитанию являются те, в которых младшие школьники принимают активное участие, как в подготовке,  так и в проведении, те,  в которых они переживают эмоциональные чувства.

   Младшие школьники отдают предпочтение следующим формам деятельности: беседа, классный час, информационный час, устный журнал, экскурсии, игры-путешествия, игры, праздники, КТД, организация трудовой деятельности.

   Большие возможности для формирования гражданских качеств у учащихся учитель начальных классов имеет на уроках.

   Учебный материал предмета «Человек и мир» способствует осознанию детьми себя как членов общества, как граждан Республики Беларусь и как части природы.

    Уроки «Лiтаратурнага чытання» развивают  интерес к родной речи, к книгам белорусских поэтов и писателей.

    Тематический  материал  учебников по русскому и белорусскому языку (о любви к родному языку, родной природе, о героизме и мужестве воинов) содействует решению задач воспитания маленьких граждан.

    Воспитание любви к родному слову немыслимо без чтения книг. Чтение и разбор произведений помогают учащимся понять и оценить гражданские поступки людей. Ребята  знакомятся  с понятиями   «справедливость», «гражданственность», «патриотизм» и т.п.

   На уроках математики ребята составляют  и решают задачи, содержащие материал о малой родине, о Республике Беларусь, о  растительном и животном мире нашей страны.

   На факультативе «Моё Отечество» учащиеся изучают историю Беларуси, устное народное творчество, праздники, традиции и обряды белорусского народа.

   Гражданственность и патриотизм я начинаю формировать у ребят с любви к родным людям. Если они любят маму и папу, значит, они чтят предыдущие поколения, свои корни, любят свою землю. Значит, они будут ценить все то, что дает им семья и страна. Значит, так же они будут воспитывать и своих детей, а те своих.

   Более того, гражданско-патриотическое воспитание начинается  в семье с формирования семейной культуры, включающей уважительное отношение детей к родителям и близким людям. Семья имеет уникальную возможность передавать новым поколениям идейные и духовные ценности [2, с. 9].

   Любовь к Родине начинается с любви к малой родине. В рамках республиканской акции «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся» ребята участвовали в мероприятиях, посвященных малой родине: изучали легенды об основании города Костюковичи, историю возникновения герба и флага города.

   Гражданственность и патриотизм, я считаю, нужно воспитывать с малых лет через совместную деятельность учителя и родителей, используя активные формы и методы воспитания на уроках и во внеурочной деятельности.

Для этого необходима целенаправленная, систематическая работа:

 -формирование первичных знаний об идеологии белорусского государства, о родном крае;

-формирование чувства гордости за историю своего города, села, региона, страны и ее знаменитых людей [3, с.13];

   -приобщение детей к культурному наследию своего народа;

   -привитие уважительного отношения к родной земле, человеку-труженику, защитникам Отечества, национальным традициям.

    Если в младшем школьном возрасте закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, личность начинает осознавать себя частью общества и гражданином своего Отечества, т.е. маленьким белорусом.

 

Список использованных источников

   1. Бесова, М.А. Воспитываем патриотов: пособие для учителей начальных классов/ М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. – Мозырь: Белый Ветер, 2007. – 135 с.

   2. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения/ В. В. Буткевич. Минск: Нац. ин-т образования, 2010. –208 с.

   3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи// Праблемы выхавання – 2015. - №7.- с.8-25.

 

 

 


 

А. И. Чехунова (г. Костюковичи,

А. И. Чехунова (г. Костюковичи,

Огромную роль в воспитании младших школьников играет учитель

Огромную роль в воспитании младших школьников играет учитель

Гражданственность и патриотизм я начинаю формировать у ребят с любви к родным людям

Гражданственность и патриотизм я начинаю формировать у ребят с любви к родным людям

Игра-путешествие "Кем быть?"

Игра-путешествие "Кем быть?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2021