Игра для учащихся начальных классов "Чидудей"

  • Игры
  • doc
  • 07.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала ЧИДУДЕЙ.doc
ЧИДУДЕЙ (игра для обучающихся начальных классов) Во время урока в класс запускается бумажный самолетик, на котором написан следующий текст: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чидудей! Я узнал, что вы очень любите читать. И вот я решил это проверить. Моё задание вы найдете в конверте, если пойдете по стрелкам (дата) после четвертого урока. Чидудей. В указанный день дети с учителем отправляются по стрелкам и в укромном   месте находят конверты с заданиями. 1 класс  –  «Здравствуйте, ребята, это я, Чидудей. Я знаю, что совсем недавно научились читать. А сколько книжек вы уже смогли прочитать сами? Появились ли уже у вас любимые литературные герои? Нарисуйте их портреты. И ещё одно задание   для   вас:   найдите   загадки   и   пословицы   о   книге   и   чтении.   Я   попрошу библиотекаря   вашей   школы   прийти   к   вам   очень   скоро   и   проверить,   как   вы справились с моими заданиями. Чидудей» В 1 классе проводится игра «Лучший знаток книг» 2 класс – «Здравствуйте, ребята, это я, Чидудей. Я надеюсь, что все вы любите читать   сказки.   Я,   например,   очень   люблю   читать   разные   сказки:   и   русские народные, и сказки русских писателей, и сказки зарубежных писателей. Поэтому мне   очень   захотелось   проверить   ваши   знания   по   прочитанным   вами   сказкам. Очень скоро к вам придет ваш школьный библиотекарь с моими заданиями. А вам я предлагаю пока вспомнить сказки, которые вы читали. Чидудей.» Во 2 классе проводится игра­путешествие «В гостях у сказок» 3   класс  ­  «Здравствуйте,   ребята,   это   я,   Чидудей.   Вы   знаете   моего   друга   – Незнайку? А помните  в  каких  забавных приключениях   он участвовал?   В  каких книгах рассказывается об удивительной стране, где живут Незнайка и его друзья – коротышки? Чтобы узнать об этом, обратитесь в школьную библиотеку. А потом к вам в гости придет сам Незнайка и проверит ваши знания. Чидудей.» В 3 классе проводится игра «В гостях у Незнайки и его друзей» 4 класс  ­  «Здравствуйте, ребята, это я, Чидудей. Я приглашаю вас совершить путешествие в царство Хозяйки Медной горы. Самым большим знаток жизни в этом царстве был Павел Петрович Бажов. Он написал много произведений, в которых   рассказал   о   чудесах,   встречающихся   у   Хозяйки   Медной   горы.   Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в полный приключений мир уральских   сказов   Бажова.   Посетите   школьную   библиотеку,   познакомьтесь   с уральскими  сказами П.П.Бажова.  А  позже с  вами  встретится  сама  Хозяйка Медной горы и проверит, что вы узнали о её царстве­государстве. Чидудей.» В 4 классе проводится игра «В царстве­государстве Хозяйки Медной горы»ИГРА «ЛУЧШИЙ ЗНАТОК КНИГ» (1 класс) Цели: 1) показать обучающимся значение книг и чтения в их жизни; 2) познакомить с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами; 3) воспитывать бережное отношение к книгам; 4) воспитывать интерес к чтению. Оборудование: 1) выставка детских книг; 2) жетоны за правильный ответ; 3) медаль и грамота «Лучший знаток книг» Библиотекарь:  Здравствуйте,   дорогие   первоклассники!   Добрый   день,   уважаемые гости! Недавно в нашу школьную библиотеку пришло странное письмо. Написал его кто­то, кого зовут Чидудей. Вы не знаете, кто это такой? Ход игры: Ответы детей. Библиотекарь: Я тоже не знакома с Чидудеем. Но решила выполнить его просьбу. А просил он придти в первый класс и посмотреть, как вы выполнили его задания. А помогать в этом мне будет хорошая ваша знакомая. Но имени вам я не назову. Чтобы узнать, кто это такая, отгадайте загадку. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита. Ответы детей. Библиотекарь: Правильно, ребята, это книга. Входит Книга. Книга:  Здравствуйте,   дорогие   друзья!   Чидудей   сообщил   мне,   что   среди первоклассников вашей школы проводится игра на звание лучшего знатока книг. Я просто не могла не посетить вас. Но от вашего школьного библиотекаря я знаю, что вы пока плохо знаете правила поведения в библиотеке. Вот с ними я и хочу вас сейчас познакомить. Слушайте и запоминайте. В стране большой Библиотеке Правила особенные есть: Знать их обязательно вам нужно, Этих правил, я скажу вам, шесть. Как войдешь в страну Библиотеку Поздороваться со всеми не забудь, И веди себя достойно и спокойно, Вежливым и тихим, друг мой, будь.Ясно, четко, кратко, быстро, Автора и книгу назови. И когда получишь то, что нужно, Вежливо «Спасибо» ты скажи. Возвращай полученную книгу Обязательно в указанный ты срок, Чтобы эту книгу без проблемы Прочитать другой ребенок смог. Если эти правила, ребята, Будете вы строго выполнять, То тогда страна Библиотека Будет рада вас всегда принять! Библиотекарь:  Надеюсь,   ребята,   вы   запомнили   эти   правила   и   будете   их   всегда соблюдать, посещая библиотеку.   Детям вручаются памятки с правилами поведения в библиотеке. Библиотекарь: А теперь настало время наших конкурсов. Ведь собрались мы здесь, чтобы узнать, кто из вас уже прочитал больше книг и знает больше литературных героев. Правила нашего конкурса очень просты. Мы будем вам задавать разнообразные вопросы. От вас же мы ждем правильных ответов. Вы будете получать жетон за каждый правильный ответ. Но кроме знаний мы посмотрим, как вы умеете себя вести и соблюдать правила поведения. Итак, мы начинаем. Книга: В русском фольклоре есть много пословиц, посвященных книге. И сейчас мы предлагаем   вам   принять   участие   в   конкурсе,   который   называется   «Собери пословицу». 1 конкурс. Пословицы поделены на две части. Каждая часть пишется на отдельном листочке. Ученики должны сложить пословицы за 1 минуту. 1. Хлеб питает тело, а книга – разум 2. Золото добывают из земли, а знания из книг 3. Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает 4. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает 5. Книга не пряник, а к себе манит 6. 7. Книга не самолет, а за тридевять земель унесет 8. Хорошая книга ярче звездочки светит 9. С книгами знаться – ума набираться 10.Книгу читаешь, как на крыльях летаешь 11.С книгой жить – век не тужить  Книга подобна воде, дорогу пробьет везде12.Книга поможет в труде, выручит в беде 13.Знание солнце, книга – окно 14.Книгу читать – не в ладушки играть 15.Испокон века книга растит человека Библиотекарь:  Пока дети выполняют задание, предлагаю взрослым также принять участие в конкурсе. Я сейчас буду вам задавать шуточные вопросы. А вам придется дать правильное название литературного произведения, о котором идет речь. Итак, в какой сказке говорится: 1. О бесправном положении  мужчины­кормильца в семье? (Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке») 2. О том, что ребенок должен воспитываться родителями, а не бабушкой, чтобы избежать   печальных   последствий?   (русская   народная   сказка   «Серенький козлик») 3. О художественном уровне некоторых вокально­инструментальных ансамблей? (Гримм «Беременные музыканты») 4. О тяжелых последствиях плохого состояния средств пожарной безопасности? (Маршак С.Я. «Кошкин дом») 5. О пагубном последствии невоздержания к питью? (русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») 6. О преимуществах охранной сигнализации и суровых испытаниях, выпавших на долю   похитителя?   (русская   народная   сказка   «Сказка   о   Иване­царевиче   и сером волке») Библиотекарь:  Молодцы, вы замечательно справились с этим заданием. А теперь посмотрим, что получилось у ребят. Книга проверяет задание у детей и раздает жетоны. 2 конкурс. Библиотекарь:  Дорогие первоклассники! Вы любите читать стихи? А стихи каких поэтов   вы   уже   читали?   (ответы   детей).   Сейчас   я   предлагаю   вам   сыграть   в   игру «Добавь рифму». Я буду вам читать стихи Ирины Токмаковой. Но в этих стихах в некоторых строчках пропали целые слова. Вам нужно будет подобрать их в рифму. Итак, начинаем. Библиотекарь читает стихи, дети отвечают, а книга раздает жетоны за правильные ответы. Сонный слон. Динь­дон, Динь­дон. В переулке ходит … (слон) Старый, серый, сонный слон. Динь­дон, Динь­... (дон). Стало в комнате темно:Заслоняет слон … (окно), Или это снится сон? Динь­дон. Динь­… (дон) Усни­трава Дальний лес стоит стеной. А в лесу в глуши лесной, На суку сидит сова. Там растет усни­… (трава) Говорят, усни­трава Знает сонные … (слова), Как шепнет свои слова, Сразу никнет … (голова). Я сегодня у совы Попрошу такой …(травы). Пусть тебе усни­трава Скажет сонные …(слова). Библиотекарь:  Молодцы,   ребята!   Вы   хорошо   справились   и   со   вторым   нашим заданием. А теперь переходим к 3 конкурсу, который называется «Чей портрет?». Книга   показывает   изображения   литературных   героев,   дети   называют   их.   Каждый правильный ответ – жетон. Библиотекарь: В нашей библиотеке живет маленький гномик Библиус. Он следит за порядком.   Недавно   в   нашу   библиотеку   пробрались   две   пакости   и   перепутали названия книг и имена литературных героев. Библиус до сих пор не может навести там порядок. Поможем ему? Книга   читает   «неправильные»   названия,   а   первоклассники   должны   назвать правильное название сказок и литературных героев. Правильный ответ – жетон. Сказки: 1. Царевна­индюшка (лягушка) 2. По собачьему веленью (по щучьему) 3. Сивка­будка (бурка) 4. Сестрица Аленушка и братец Никитушка (Иванушка) 5. Петушок – золотой пастушок (гребешок) 6. Мальчик с кулачок (с пальчик) 7. Лапша из топора (каша) Литературные герои: 1. Баба Бяка (Яга) 2. Василиса Преглупая (Премудрая) 3. Жар­муха (птица) 4. Елена Некрасивая (Прекрасная) 5. Кощей Бесстрашный (Бессмертный)6. Крошечка Горошечка (Хаврошечка) 7. Чудо­блюдо (юдо) Библиотекарь: Вы замечательно справились с этим заданием. Гномик Библиус очень доволен, теперь в нашей библиотеке на книжных полках вновь установился полный порядок.   А   мы   с   вами   переходим   к   последнему   нашему   испытанию,   которое называется   «Викторина».   Вам   нужно   будет   быстро   и   правильно   ответить   на   ряд вопросов.   Вы   готовы?   Тогда   начинаем.   За   каждый   правильный   ответ   вы   будете получать жетоны. Вопросы для викторины: 1.Про Емелю в сказке речь…    В чистом поле едет печь…    По чьему велению,    По чьему хотению? (По щучьему велению) 2.Нет ни речки, ни пруда –    Где воды напиться?    Очень вкусная вода    В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) 3.У отца был мальчик странный,    Необычный, деревянный.    На земле и под водой    Ищет ключик золотой.    Всюду нос сует он длинный.    Кто же это?   (Буратино) 4.Всех на свете он добрей,    Лечит он больных зверей.    И однажды бегемота    Вытащил он из болота.    Он известен, знаменит,    Это доктор …   (Айболит) 5.Девочка хорошая по лесу идет,        Пирожки та девочка бабушке несет.    Но не знает девочка, что опасность ждет.    За кустами светится пара злющих глаз,    Кто­то страшный встретится девочке сейчас.  (Красная Шапочка) 6.Скорей бы приблизился вечер,    И час долгожданный настал,    Чтоб мне в золоченой карете    Поехать на сказочный бал.    Никто во дворце не узнает    Откуда и как я зовусь.    Но только лишь полночь настанет    К себе на чердак я вернусь.   (Золушка)7.Появилась девочка     В чашечке цветка.    И была та девочка    Чуть больше ноготка    Вот какая девочка!    Как она мала!    Кто читал такую книжку?    Знает девочку­малышку?   (Дюймовочка) Библиотекарь: Вы успешно справились со всеми заданиями. А теперь настало время узнать,   кто   из   вас   стал   «Лучшим   знатоком   книг»?   Я   прошу   вас   пересчитать полученные вами жетоны. Объявление   победителя,   вручение   грамоты   и   медали,   остальным   –   утешительные призы. Библиотекарь: Вот и заканчивается наша игра, но не заканчивается путешествие по удивительной, богатой событиями и происшествиями, приключениями и чудесами стране, в которой живут литературные герои. Книга: Всем полезно чтение   Про себя и вслух. Книга – самый верный, Самый лучший друг. Из неё узнаешь ты Обо всем на свете. На любой вопрос она Без труда ответит. В ней стихи и сказки, Все к твоим услугам. Береги же книгу! Стань и ты ей другом!      (Г.Ладонщиков) Библиотекарь: Нам сказать лишь остается Вам спасибо за старания. Ну, а с вами расстаемся Мы до скорого свидания! ИГРА­ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТЯХ У СКАЗОК» Цели: 1) познакомить обучающихся со сказками, проверить их знания; 2) показать обучающимся значение книги и чтения в их жизни; 3) воспитывать интерес к чтению и бережное отношение к книгам. Оформление: ­ плакаты со сказочными героями ­ сказочная газета «Жили­были…»­ выставка детских книг ­ рисунок или макет паровозика с вагончиками ­   карта   путешествия   со   станциями   –   русские   народные   сказки, сказки   русских   писателей,   сказки   современных   писателей,   сказки   зарубежных писателей. Ход мероприятия: Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Вы получили письмо от Чидудея? Недавно он написал письмо и мне и просил придти к вам в класс и проверить ваши знания сказок. Он же предложил отправиться в путешествие в удивительную страну, в которой, я уверена, вы не раз уже бывали и встречались с её необыкновенными жителями. Есть на свете страна такая, Где всех приключений не счесть, Любят эту страну все дети, Волшебство и загадки там есть. Там зло с добром не уживается, И победит всегда добро. Как же эта страна называется? Догадались. Надеюсь, давно? Ответы детей. Библиотекарь: Конечно, эта необыкновенная страна называется страной сказок. Песня «В мире много сказок» Библиотекарь: Эту страну не зря называют необыкновенной. Где ещё можно увидеть быстро   несущийся   под   облаками   ковер­самолет,   примерить   семимильные   сапоги, набрести в лесу на избушку на курьих ножках, встретить говорящих птиц и зверей и много других чудес. Очень хорошо сказал об этой стране поэт  Игорь Киселев в стихотворении «Сказки». Чтец: Бывало вечер синь и вязок, И птицами полны кусты, И лица старых русских сказок Являются из темноты. Я долго слушал их ночами,  Застыв на стареньком крыльцу, Такие грозные в начале, Такие добрые в конце. В броне грохочущей и ржавой Осенним непогожим днем Летел над Русью змей трехглавый, Дыша и смрадом и огнем. Кощей за златом стал отряды, По селам, сея мор и тьму,И не было ему преграды. И смерти не было ему. Колдунья, в ночь уставясь ухом, Ловила путника шаги. И я шептал, собравшись духом: ­ Не выдай, сказка. Помоги! Я был застенчив, мал и робок, Мне в шумных играх не везло, Но в сказках на лукавых тропах, Как витязь, побеждал я зло, Без недомолвок и опаски В простор неведомый маня, Меня добру учили сказки, Учили совести меня. Библиотекарь: В сказке, кажется, много вымышленного, происходят такие чудеса, каких в жизни мы никогда не встретим. Но давайте вспомним, как закончил «Сказку о золотом петушке» А.С.Пушкин: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Никто не знает, кто первый сочинил сказку: взрослый или ребенок. Кажется, что сказки были всегда. Когда   вы   впервые   услышали   сказки?   (ответы   детей)   Естественно,   первые сказки   нам   читали   родители,   а   мы,   не   умея   читать,   рассматривали   картинки   с изображениями невиданных птиц и зверей, сказочных героев. Потом мы учились в школе   читать   и   сами   начинали   знакомиться   со   сказками.   Вместе   с   Чиполлино боролись   с   принцем   Лимоном   и   заставляли   плакать   сеньора   Помидора,   хотели помочь Герде в её поисках Кая, волновались за Золушку, смеялись над проделками Кота в сапогах. Говорить о сказках  можно бесконечно. Нам может не хватить и целого дня. «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма», ­ так писал А.с.Пушкин. Но, если вы не забыли, мы собрались с вами в путешествие. Но путешествие наше необычное   –   сказочное.   Давайте   вспомним,   на   чем   передвигались   герои   сказок (ковер­самолет,   ступа   и   метла,   сапоги­скороходы,   карета,   летучий   корабль, воздушный шар, ракета и др.). Я предлагаю вам отправиться в путь на поезде. Рисунок­макет поезда прикрепляется на карту путешествия. Библиотекарь: Итак, наш поезд готов и мы можем отправляться. Звучит мелодия «Голубой вагон» Библиотекарь: Поехали! В каждой стране есть города и станции. Первая станция на пути   нашего   следования   называется   «Русские   народные   сказки».   И   здесь   нас встречает Василиса Премудрая.Василиса:  Здравствуйте,   гости   дорогие!   Мы   рады   видеть   вас   на   нашей   станции. Здесь живут герои русских народных сказок. Они очень надеются, что вы знаете их и те сказки, в которых они живут. Но для этого нужно отгадать загадки. За каждый правильный ответ вы будете получать одно очко. Вопросы для викторины: 1.Кто­то за кого­то ухватился цепко.    Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.    Но ещё помощники скоро прибегут,    Победит упрямицу дружный общий труд.   (Репка) 2.Колотил, да колотил    По тарелке носом,    Ничего не проглотил,    И остался с носом.   (Лиса и журавль) 3.А дорога далека,    А корзина нелегка.    Сесть бы на пенек,    Съесть пирожок.   (Маша и медведь) 4.Нет ни речки, ни пруда,    Где воды напиться.    Очень вкусная вода    В ямке от копытца.   (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)   5.Какие   сказки   начинаются   словами:   «В   некотором   царстве,   в   некотором государстве…»?   (волшебные) 6.Какое настоящее имя царевны­лягушки?   (Василиса Премудрая)  7.Какое время года больше всего любила Снегурочка?   (Зима) 8.Что   подарила   матушка   перед   смертью   Василисушке   из   сказки   «Василиса Прекрасная»?   (Куколку). 9.Как   Иван­царевич   мог   победить   Кощея   Бессмертного?     (сломать   иглу, спрятанную в яйце, которое было в утке, сидящей в зайце, спрятанном в сундуке железном, прикованном на 7 цепях к верхушке дуба). 10.Какие   животные   помогли   Ивану­царевичу   победить   Кощея   Бессмертного? (Медведь, сокол, щука) 11.Кто   помогал   Хаврошечке   выполнять   трудные   задания   мачехи   в   срок?       (Её коровушка) 12.Какие сказочные предметы покоряют время и расстояние?     (Ковер­самолет, сапоги­скороходы) 13.В   сказках   часто   встречается   выражение   «Ложись   спать…»,   а   какие   слова говорятся дальше?   («Утро вечера мудренее»). 14.Герои сказок часто отгадывают загадки. Попробуем и мы с вами отгадать эти загадки: ­ Что на свете всех сильнее?   (ветер) ­ Что на свете всех быстрее?   (мысль) ­ Что на свете всех милее?   (сон)­ Что на свете всех жирнее?   (земля) Василиса: Молодцы, ребята! Вы смогли ответить на предложенные вам вопросы. А чтобы ещё лучше знать русские народные сказки, вам нужно их внимательно читать. А какие русские народные сказки вы знаете? Предлагаю вам посетить нашу книжную выставку. Выставка и обзор книг с выставки. Библиотекарь: Спасибо, Василиса Премудрая! Мы прощаемся со станцией русских народных сказок и вновь отправляемся в путь! Звучит песенка «Голубой вагон» Библиотекарь:  Мы прибыли на следующую станцию, которая называется «Сказки русских писателей». Вот отрывок из одной сказки: Подъезжая к океану, Говорит конек Ивану: «Ну, Иванушка, смотри, Вот минутки через три Мы приедем на поляну­ Прямо к морю­окияну. Поперек его лежит Чудо­юдо рыба­кит.» Кто   знает,   в   какой   сказке   живет   это   чудо­юдо   Рыба­кит?   (П.Ершов   «Конек­ Горбунок») А из какой сказки этот отрывок? Слушаем внимательно! Где­то вздуется бурливо Окиян, подымет вой Хлынет на берег пустой, Расплеснется в шумном беге И очутятся на бреге, В чешуе как жар горя, Тридцать три богатыря…   (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане») Какие ещё сказки А.С.Пушкина вы знаете? (Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Сказка о золотом петушке) А сейчас мы с вами встретимся ещё с одним сказочным героем. Кто же это? Этот человечек с детства вам знаком, Ходит с длинным носом, с красным колпаком. Озорной мальчишка сделан из полена. Знать его должны вы, конечно, непременно! (А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)Библиотекарь:  Сейчас   мы   с   вами   вспомнили   сказки   только   трех   авторов: А.С.Пушкина,   П.Ершова,   А.Н.Толстого,   но   есть   ещё   много   других   русских писателей, которые писали сказки для детей. Обзор   книг   с   выставки   (С.Т.Аксаков,   Д.Н.Мамин­Сибиряк,   К.Д.Ушинский, Б.Шергин, Л.Н.Толстой, П.П.Бажов и др.) Библиотекарь:  Настало время нам прощаться с этой станцией и продолжать наше путешествие. Звучит песенка «Голубой вагон» Библиотекарь:  Дальше на нашем пути следующая станция под названием «Сказки современных писателей». И встречает нас на этой станции один из самых известных героев сказок. А вот кто же это? Мы узнаем с вами об этом, если сможем отгадать загадку: Он немножко болтунишка, Да к тому же хвастунишка. Ты попробуй, отгадай­ка, Как зовут его?...   (Незнайка) Вбегает Незнайка. Незнайка:  И   вовсе   неправда,   что   я   болтунишка   и   хвастунишка!   Ну,   подумаешь, сказал, что это я изобрел воздушный шар, а не Знайка, и ракету придумал я. А не Селедочка и Фуксия. Но я же потом исправился! А вообще­то таким меня сделал автор историй обо мне. А вы знаете, кто написал эти книги? (Н.Н.Носов). А как эти книга называются? (Приключения Незнайки и его друзей, Незнайка в Солнечном городе, Незнайка на Луне). Незнайка:  В   нашем   городе   живет   много   жителей.   Давайте   познакомимся   с некоторыми из них. Отгадайте загадку: Он дружок зверям и птицам. Он живое существо. Но таких на целом свете Больше нет ни одного. Потому что он – не птица, Не тигренок, не лисица, Не котенок, не сурок. Очень милая мордашка. А зовется… (Чебурашка) Звучит песенка ЧебурашкиНезнайка: А кто автор сказки? Как она называется? (Э.Успенский «Крокодил Гена и   его   друзья»).   Каких   ещё   героев   Э.Успенского   вы   знаете?   (Дядя   Федор,   кот Матроскин, пес Шарик, почтальон Печкин) У   одной   жительницы   нашей   станции   был   волшебный   цветок,   который   мог выполнить   любое   желание.   Но   для   этого   нужно   было   сказать   волшебные   слова. Какие?   (Лети,   лети,   лепесток,   Через   запад   на   восток,   через   север,   через   юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по­моему вели). В какой сказке рассказывается об этой девочке? (В.Катаев «Цветик­семицветик») Незнайка: На нашей станции живут герои сказок не только Н.Носова, Э.Успенского, В.Катаева,   но   и   К.Чуковского.   С.Я.Маршака,   Е.Велтистова   и   многих   других писателей. Обзор книг в выставки. Незнайка:  Все   сказки,   написанные   разными   писателями,   перечислить   просто невозможно, но вы можете встретиться с героями их произведений, стоит только взять в руки книгу. Библиотекарь:  Но   нам   уже   пора   в   путь.   Давайте   поблагодарим   Незнайку   за интересную экскурсию по станции «Сказки современных писателей» и отправимся дальше. Дети   благодарят.   Звучит   песенка   «Голубой   вагон».   Поезд   перемещается   на последнюю станцию. Библиотекарь:  Вы   уже   знаете,   что   не   только   у   нашего   народа   была   традиция сочинять и хранить сказки. Предания многих народов нашей планеты нашли свое воплощение   в   сказках.   Поэтому   последней   станцией   на   пути   следования   нашего веселого поезда будет станция «Сказки зарубежных писателей». На этой станции живут   зарубежные   сказочники   и   герои   их   сказок.   Давайте   познакомимся   с некоторыми из них. Очень маленького роста, Ей в цветке живется просто   (Дюймовочка) Кто автор сказки про Дюймовочку?   (Г.Х.Андерсен) Библиотекарь: Совершенно верно. А вот ещё один герой: Многим долго неизвестный,  Стал он каждому дружком. Вам из сказки интересной  Мальчик­луковка знаком!   (Чиполлино, Джанни Родари) А какие сказки Дж.Родари вы ещё знаете?   (Джельсомино в стране лжецов, Голубая стрела и др.)Библиотекарь:  А   кто   из   вас,   ребята,   знает   героя   сказки,   который   любит   мед, сочиняет стихи, кричалки, пыхтелки, ворчалки и дружит с Пятачком?   (Винни­Пух, А.Милн «Винни­Пух и все­все­все») Библиотекарь:  На этой станции проживает и ещё один всем известный герой. Вот что он говорит о себе: «Говорят, что у меня такой важный и достойный вид, что я похож на директора. По вечерам я люблю сидеть на крыше и глядеть на звезды. На всякий случай запомните, что я – лучший в мире рисовальщик, строитель, шутник, фокусник, истребитель пирогов и вообще – лучший в мире друг, и со мной всегда весело» Вы догодались, кто это?   (Карлсон, А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»)  Библиотекарь:  А   вот   что   рассказала   нам   ещё   одна   героиня   сказки   зарубежного автора Шарля Перро: «Мне пришлось делать всю самую грязную работу в доме. Окончив   дело,   я   любила   забиваться   в   уголок   у   очага.   Я   видела   чудесные превращения, когда животные превращались в людей, а вощи – в нужные вещи» Кто же эта героиня? (Золушка) Библиотекарь: Ну вот, мы с вами и познакомились с некоторыми жителями станции «Сказки зарубежных писателей». А более подробно узнать о их приключениях и о приключениях других сказочных героев,  живущих на  страницах книг вы  сможете узнать, прочитав вот эти книги. Обзор книжной выставки. Библиотекарь: А теперь наступила пора вернуться нам домой. Звучит песенка «Голубой вагон». Поезд перемещается на станцию класса. Библиотекарь: Какие вы молодцы, ребята! Все вы хорошо потрудились. Мы с вами вспомнили героев сказок, посетив на нашем поезде несколько сказочных станций. Но как   ещё   осталось   много   сказок,   в   которых   живут   не   менее   интересные   герои. Надеюсь,  что  вы  продолжите   путешествовать  по   этой  стране  и знакомиться   с её жителями. Чтец: Чтобы сказки не обидеть­ Надо их почаще видеть. Их читать и рисовать,  Их любить и в них играть. Сказки всех отучат злиться, А научат веселиться,  Быть добрее и скромнее, Терпеливее, мудрее. Тани, Сережи, Лены, Гели, Алены. Полады, МашиИ другие ребятишки,  Кто читать умеет книжки. Сказки чаще «проверяйте», Ежедневно их читайте! Подсчет полученных жетонов. Награждение победителя. Остальные дети получают грамоту участника игры. Библиотекарь: Вот и закончилось наше путешествие по удивительной стране сказок. Хотя,   я   надеюсь,   наше   путешествие   вы   продолжите.   Встречи   со   старыми   и знакомство   с   новыми   героями   сказок,   ждут   вас   на   страницах   книг.   Так,   что приходите, берите, читайте. Ждем вас в библиотеке. До новых встреч! ИГРА «В ГОСТЯХ У НЕЗНАЙКИ И ЕГО ДРУЗЕЙ» Цели: 1) привлечение к более внимательному чтению, повышение культуры чтения; 2) в игровой форме проверить знания обучающихся по прочитанным книгам; 3) развивать у детей и их родителей позитивное отношение к книге и чтению. Оборудование: 1) презентация «В гостях у Незнайки и его друзей» 2) выставка книг Н.Н.Носова 3) выставка детских рисунков Ход мероприятия: Библиотекарь:  Здравствуйте, ребята! Недавно я получила письмо от Чидудея, в котором   он   просил   организовать   вам   встречу   с   Незнайкой   и   его   друзьями   – малышами­коротышами. Я просила придти к нам Незнайку и его друзей, но совсем недавно они сообщили мне, что все вместе прибыть к нам они не могут. Чуть позже мы с вами встретимся с Незнайкой. А сначала разрешите вас познакомить с автором рассказов о жизни незнайки и его друзей.  Страну   коротышек   придумал   талантливый   писатель   Николай   Николаевич Носов.   Многие   думают,   что   смешные   рассказы   писать   очень   просто.   Но   это ошибочное мнение. Носов так говорил о своем труде: «Сочинять для детей – наилучшая работа. Она требует очень много знаний… Главное любви к ним. И уважения. Я понял. Когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением.» Родился Н.Носов 23 ноября 1908 года в городе Киеве на Украине. В школьные годы   у   него   было   много   увлечений:   музыка,   пение,   любительский   театр, сочинительство   для   рукописного   журнала   «Икс»,   химия,   радио,   шахматы, электроника,   фотография.   Позже   Носов   продавал   газеты,   был   чернорабочим, землекопом, косарем, возил бревна. После окончания школы Николай поступил в Киевский   художественный   институт,   а   в   1929   году   перевелся   в   институт кинематографии   в   Москве.   Затем   стал   работать   в   кино,   снимал   разнообразные учебные, научные и мультипликационные фильмы. В годы Великой Отечественной войны поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии. В 1943 году был награжден орденом Красной звезды.Писатель обладал запоминающейся внешностью, которая соответствовала его фамилии. У Носова был крупный, заметный нос и большая голова, широкие плечи. И все это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим глуховатым голосом. На первый взгляд – неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый.  Как   и   многие   знаменитые   писатели,   Н.Носов   сначала   сочинял   сказки   и рассказы для своего маленького сынишки. А потом его рассказ «Затейники» в 1938 году напечатали в журнале «Мурзилка». После удачного дебюта в печати появились другие произведения Носова. Но самым знаменитым персонажем Н.Носова стал Незнайка. О нем написано три книги, за которые автор получил премию имени Н.К.Крупской. Стук в дверь. Библиотекарь: А вот, кажется, прибыл и наш гость. Входит Незнайка Незнайка: Дорогие ребятишки, Вы читаете все книжки. И поэтому сейчас Вы меня узнали в раз. Я – Незнайка, я – Незнайка Вы попробуйте, узнайте! Почему меня вокруг Все Незнайкою зовут? Библиотекарь: Здравствуй, Незнайка! Мы рады видеть тебя. Где же ты задержался? Незнайка: Я был в библиотеке и так зачитался, что забыл про время. Ребята, а вы знаете, что такое библиотека? Ответы детей. Библиотекарь:  Правильно.   Слово   «библиотека»   произошло   от   греческих   слов «библио» ­ книга и «тека» ­ хранилище. Поэтому библиотека – это хранилище книг. Незнайка: Вот именно. А я хочу все­все книги перечитать, чтобы больше Знайки обо всем знать. Библиотекарь: И что же ты читаешь? Незнайка: У меня даже список есть (показывает), какой я начитанный. Библиотекарь:  Да,   начитанный.  А   не   можешь   ли   ты   нам   рассказать   содержание своей самой любимой книги?Незнайка: С удовольствием! Я сейчас вам всем расскажу про то, как Чиполлино с пуделем Артемоном воевали против Бармалея, а потом ели торт, в котором сидел человек с воздушными шарами. Библиотекарь:  Ой,   Незнайка,   ты   все   перепутал!   Я   знакома   с   Чиполлино,   но   из другой   сказки.   В   его   сказке   не   было   Артемона   и   Бармалея!   А   ты   знаешь,   как называется сказка про Чиполлино? Кто её написал? Незнайка: Спрашиваете! Конечно, знаю, вот только фамилию автора я забыл. Сейчас вспомню. Сейчас. Ну, подскажите хотя бы одну букву… Библиотекарь: Это книга Джанни… Незнайка: Ну да, как же я забыл. Конечно, это книга Джанни. Библиотекарь:  А дальше? Ребята, помогите нашему гостю. Кто же написал книгу про   Чиполлино?   И   как   она   называется?       (Джанни   Родари   «Приключения Чиполлино») Незнайка:  (обиженно) Все­то вы знаете! Вот я сейчас и проверю, как вы знаете сказки обо мне и моих друзьях. Библиотекарь: Хорошо, Незнайка, мы готовы ответить на все твои  задания, а тебя мы приглашаем в наше жюри (представление жюри) В нашей игре принимают участие семейные команды… (представление команд) Итак, мы начинаем наш конкурс. 1 конкурс: Кроссворд «Герои любимых сказок»                              Н И Т О Ч К А  А Р Б У З И К  Т Ю Б И К  Т О П И К  Г У С Л Я  Н Е З З Н А Й К А  Н А Й К А Б Л И Н Ч И К М О Л Ч У Н Ф У К С И Я К О Р Ж И К Б У К О В К А1.Имя малышки, которая знакомила Незнайку с автоматами Шахматного городка (Ниточка) 2.Архитектор из Солнечного города (Арбузик) 3.Художник из Цветочного города (Тюбик) 4.Малыш, не веривший, что воздушный шар Знайки полетит (Топик) 5.Музыкант из Цветочного города (Гусля) 6.Самый умный коротышка Цветочного города (Знайка) 7.Кому принадлежала волшебная палочка? (Незнайка) 8.Артист­трансформатор из Солнечного города (Блинчик) 9.Молчаливый коротышка из Цветочного города (Молчун) 10.Малышка, совершившая вместе с Незнайкой полет на Луну (Фуксия) 11.Коротышка, в квартиру которого по ошибке забрел милиционер Свистулькин из Солнечного города (Коржик) 12.Малышка, вместе с Листиком устроившая книжный театр (Буковка) 2 конкурс: Тест по книге «Приключения Незнайки и его друзей».  Нужно выбрать один ответ, который вы считаете правильным, и поднять  карточку с его номером. 1.Сиропчика звали: (1.Мед Медович; 2.Конфет Конфетыч; 3.Сахарин Сахариныч) 2.У Незнайки все получалось: (1.задом наперед; 2.шиворот­навыворот; 3.кверху ногами) 3.Незнайка учился играть: (1.на органе; 2.на трубе; 3.на нервах) 4.Незнайка   нарисовал   Пилюлькину   вместо   носа:   (1.половник;   2.карандаш; 3.градусник) 5.Торопыжка в стихах, сочиненных Незнайкой, проглотил: (1.пирожок; 2.лягушку; 3.утюг) 6.Автомобиль Винтика и Шпунтика работал на: (1.молоке; 2.киселе; 3.газировке) 7.Знайка придумал: (1.дельтаплан; 2.воздушный шар; 3.парашют) 8.Как   звали   новую   знакомую   Незнайки,   которая   жила   в   Зеленом   городе: (1.Толстощечка; 2.Синеглазка; 3.Златовласка) 9.Незнайка   попал   в   Зеленый   город   после:   (1.землетрясения;   2.аварии; 3.наводнения) 10.Река в Зеленом городе называлась: (1.Кабачковая; 2.Банановая; 3.Арбузная) 11.Шурупчик изобрел: (1.бормотограф; 2.вкусномобиль; 3.бабочколет) 12.Собаку пульки звали: (1.Дедулька; 2.Булька; 3.Барабулька) 13.Малышки сшили малышам на прощание: (1.сумки; 2.фартуки; 3.бантики) 14.Незнайка обещал написать Синеглазке: (1.письмо; 2.роман; 3.упражнение) 15.Во   второй   сказке   Незнайка   посетил:   (1.Солнечный   город;   2.Земляной   город; 3.Каменный город) 3 конкурс: Кто это? По описанию назвать героя сказки Носова. 1.Его прозвали так за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги.   (Знайка)2.В   этом   же   домике   жил   известный   доктор,   который   лечил   коротышек   от   всех болезней.   Он   всегда   ходил   в   белом   халате,   а   на   голове   носил   белый   колпак   с кисточкой.   (Пилюлькин) 3.Он был очень хороший художник. Одевался он всегда в длинную блузу, которую называл   «балахон».   Стоило   посмотреть   на   него,   когда   он,   нарядившись   в   свой балахон и откинув назад свои длинные волосы, стоял перед мольбертом с палитрой в руках. Каждый сразу видел, что перед ним настоящий художник.   (Тюбик) 4.Она была в синем платье из блестящей шелковой материи, с таким же шелковым пояском,  завязанным   сзади   бантом.   У   неё   были   голубые   глаза   и   темные   волосы, заплетенные в длинную косу.   (Синеглазка) 5.Другая   малышка,   в   белом   халате   и   белой   шапочке,   с   небольшим   коричневым чемоданчиком в руках. У неё были пухлые румяные щечки. Серые глазки строго смотрели из­за круглых роговых очков.   (Медуница) 6.Он ходил обычно в серых штанишках и такой же серой курточке, а на голове у него была серая тюбетейка с узорами, которую он называл ермолкой.  (Пестренький) 7.Этот   коротыш   носил   яркую   голубую   шляпу,   желтые,   канареечные   брюки   и оранжевую   рубашку   с   зеленым   галстуком.   Он   вообще   любил   яркие   краски. (Незнайка) 4 конкурс: Бюро находок. Вам необходимо будет вернуть вещи их владельцам, выяснив, кто из них что потерял. Термометр – Пилюлькин Гаечный ключ – Винтик Пестрый галстук – Незнайка Кисточка – Тюбик Охотничий патрон – Пулька Очки – Знайка 5 конкурс: Путаница Даны рисунки, на которых изображены герои книг Носова. Что напутал художник? 1. Доктор Айболит с аленьким цветочком 2. Пончик с гармошкой 3. Художник Тюбик с луком и стрелами 4. Синеглазка с хрустальной туфелькой 6 конкурс: Конструктор­фантазер. Понадобятся бумага цветная, ножницы, клей. Нужно выполнить портрет­аппликацию Незнайки.  7   конкурс:  Незнайка     брался   за   множество   дел,   но   у   него   не   все   и   не   всегда получалось. Ему на помощь всегда приходили его друзья. Давайте и мы поможем составить ему слова­рифмы. 1.Окошко (лукошко, картошка, морошка, Сережка) 2.Полет (самолет, вертолет, поет)3.Облака (пока, мука, река, издалека) 4.Птица (боится, искрится, пицца, певица) А какую рифму придумывал Незнайка к слову пакля? (рвакля, шмакля, бакля, вакля, гакля) 8 конкурс: Малышам Цветочного города очень нравились рассказы о путешествиях и дальних странах.  Сейчас   мы   предлагаем   вам   составить   как   можно   больше   новых   слов   из слова: ПУТЕШЕСТВЕННИКИ Шествие Веник Пунш Суп Путешествие Путешественник куст пест тест тик сук вестник стук тупик вес шутник купе туш век кит сутки куш шест шут пик шик шип Библиотекарь:  Пока   наше     уважаемое   жюри   подводит   итоги,   я   приглашаю   вас совершить   небольшую   экскурсию   на   нашу   книжную   выставку.   Н.Носов   написал много произведений для детей. О приключениях Незнайки и его друзей им написано три книги: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».  Много произведений Носов посвятил детям. О приключениях Вити Малеева вы сможете   прочесть   в   книге   «Витя   Малеев   в   школе   и   дома».   О   жизни   детей рассказывают   и   другие   произведения   Н.Носова:   «Приключения   толи   клюквина», «Живая   шляпа»,   «Фантазеры»,   «Мишкина   каша»,   «Телефон»   и   другие.   Ребята, читайте книги Николая Носова, не пожалеете. Подведение итогов. Награждение победителей. Незнайка:  Спасибо, ребята, за интересную встречу. Я вижу, что вы любите читать книги. И я с удовольствием передам Чидудею, что вы выполнили его задание. А теперь мне пора возвращаться в Цветочный город. Незнайка уходит. Библиотекарь:  Я тоже благодарю вас за интересную встречу. И надеюсь, что вы продолжите чтение книг и будете читать не только по просьбе Чидудея, но и просто для себя. Ведь в мире написано столько интересных книг для детей! Жду вас в нашей школьной библиотеке. ИГРА «В ЦАРСТВЕ­ГОСУДАРСТВЕ ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ» Цели:  1)познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника П.П.Бажова;2)прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений; 3)развивать творческие способности обучающихся; 4)воспитывать   бережное   отношение   к   слову   и   языку   в   целом,   восхищение талантом П.П.Бажова, уважение к людям труда, чьими руками созданы духовные и материальные богатства России Оборудование:  компьютер,   мультимедиапроектор,   презентация,   костюм   для Хозяйки, иллюстрации из сказов. Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами по предложению Чидудея совершим путешествие в сказочный мир Хозяйки Медной горы. А помогут нам  в этом сказы П.П.Бажова. Ход игры: Ведущий   1:  Могучая   цепь   гор   прорезает   с   севера   на   юг   необозримые   просторы русских   равнин.   Это   Уральские   горы,   в   недрах   которых   хранятся   несметные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал стал колыбелью русской металлургии: ещё при Петре Великом возникли здесь первые заводы и рудники. В семье мастера одного из таких заводов 28 января 1879 года родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. И отец, и дед, и прадед Бажова всю свою жизнь провели на медеплавильных заводах в местечке Сысерть. Ведущий   2:  Рос   и   духовно   формировался   Бажов   в   рабочей   среде.   Слушал   он рассказы заводских стариков о даровитых мастерах, о тяжелом труде на старинных рудниках,   о   бунтах   против   жестоких   хозяев.   В   тихие   вечерние   часы   заводской сторож, один из хранителей горняцких былей и легенд,  рассказывал ребятишкам о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеёвках, о Хозяйке Медной горы, которая охраняет богатства уральских гор. С глубоким уважением чтил Павел Бажов своих первых воспитателей – старых заводских   рабочих.   Это   были   не   только   народные   поэты,   но   и   своеобразные историки. К ним принадлежала и родная бабушка писателя Авдотья Петровна. Сказы и  легенды  бережно  передавались   в  рабочих   семьях   из   поколения  в  поколение.  В молодом фольклоре, который насчитывал всего лишь около двух столетий, нашла отражение поэтическая любовь русских людей к родной земле. Ведущий   1:  Ценой   многих   лишений   родители   будущего   писателя   дали   своему единственному   сыну   образование.   Учился   Бажов   в   Екатеринбургском   духовном училище,   а   потом   в   Пермской   семинарии.   После   окончания   семинарии   Павел Петрович   стал   учителем   русского   языка   и   литературы,   работал   в   деревне Щайдурихе,   в   городах   Екатеринбурге   и   Камышлове.   В   летние   месяцы   будущий писатель   путешествовал   по   Уралу.   Где   бы   не   был   Бажов,   везде   он   беседовал   с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы.Ведущий 2: В годы гражданской войны П.П.Бажов сражался в крестьянских отрядах Урала,   Сибири,   Алтая,   вел   партийную   работу   в   Усть­Каменогорске   и Семипалатинске. В 1921 году писатель вернулся на Урал. Ведущий   1:  Первая   книга   его   исторических   очерков   «Уральские   были»   была опубликована в 1924 году. За ней последовали документальные очерки об истории революционного движения на Урале. Ведущий 2: Однако его всесоюзная писательская известность связана с публикацией в 1936 году в журнале «Красная новь» первых сказов – «Дорогое имячко», «Медной горя Хозяйка», «Про Великого Полоза», «Приказчиковы подошвы». Ведущий 1: В 1939 году в Свердловске вышла первым изданием книга «Малахитовая шкатулка», которая постепенно пополнялась все новыми и новыми сказами. Книга принесла   автору   всемирную   славу.   За   неё   Павел   Петрович   был   удостоен Государственной премии. Ведущий 2: Главные темы «Малахитовой шкатулки» ­ это темы мастерства, счастья и   человеческого   достоинства.   В   поэтическом   образе   Хозяйки   Медной   горы воплощена сама уральская природа, вдохновляющая людей на творчество. Хозяйка не только оберегает свои сокровища, но она же является хранительницей секретов великого мастерства и олицетворяет вечную творческую неудовлетворенность. Библиотекарь: Настало время и нам познакомиться с Хозяйкой Медной горы. Входит Хозяйка Медной горы. Хозяйка:  Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада, что о моем царстве­государстве стало известно вам, живущим так далеко от Уральских гор. А поблагодарить за это я хочу П.П.Бажова, писателя, который так рассказал о моем мире, что его сказы до сих пор с удовольствием читают и взрослые, и дети. Я   знаю,   что   Чидудей   задал   вам   задание   прочитать   сказы   П.П.Бажова.   Вы выполнили его задание? Ну, что ж, проверим, как вы с ним справились. Проводится игра по  сказам Бажова. На доске крепятся  серединки от ромашек с именами учеников. За каждый правильный ответ прикрепляется один лепесток. 1 конкурс: Назови сказы. След копытца серебрится, Вьется змейкою в ночи, Огневушкою кружится  Пламя жаркое в печи. Ящерки мелькнули разом, Встал Данила над цветком…И шкатулкой, полной сказов,  Кажется бажовский дом. (Серебряное   копытце,   Огневушка­поскакушка,   Хозяйка   Медной   горы,   каменный цветок, Малахитовая шкатулка) 2 конкурс: О ком идет речь? 1.По косе видать девка коса ссиза­черная и словно к спине прилипла. На конце лента, не то красная, не то зеленая. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо, на месте не посидит… (Медной горы Хозяйка) 2.Ростом не больше трех вершков, платье на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая… (бабка Синюшка) 3.Кафтан на ём, штаны – все желтое, из золотой поповской парчи, а поверх кафтана широкий пояс с узорами и кистями… (великий Полоз) 4.Девчонка   махонькая   вроде   кукленка,   а   живая.   Волосенки   рыжие,   сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже голубой… (Огневушка­поскакушка) 5.На   ногах   высоконький,   а   худой­расхудой,   в   чем   душа   держится.   Ну,   а   с   лица чистенький.   Волосенки   кудрявеньки,   глазенки   голубеньки.   Его   и   взяли   сперва   в казачки при господском доме… (Данилушка) 6.На голбчике, у печки, девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая… (Даренка) 7.Парень ядреный да могутный, крутой да веселый, ­ работа у него и шла податно… (Илья) 3 конкурс: Герой какого сказа? 1.Натал Гаврилыч (Таюткино зеркальце) 2.Данилка­Недокормыш (Каменный цветок) 3.Дарья Ивановна (Серебряное копытце) 4.Тюньша (Огневушка­поскакушка) 5.Старик Семеныч (Золотой Полоз) 6.Танюшка Памятка (Малахитовая шкатулка) 7.Катя Мертвякова невеста (Горный мастер) 8.Северьян Кондратьич (Приказчиковы подошвы) 4 конкурс: Кто говорит эти слова? 1.   «Поспешай,   ребятушки!   Поспешай!   Рудничное   дело   тихого   ходу   не   любит» (Ераско Поспешай, «Таюткино зеркальце») 2. «Правильно придумала! Правильно!» (кошка Муренка, «Серебряное копытце») 3. «Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь» (бабка Лукерья, «Синюшкин колодец») 4. «Правда твоя, Тюньша. Знак верный – Поскакушка была. Придется, видно, завтра опять ямы бить – счастье пытать» (дедко Ефим. «Огневушка­поскакушка») 5 конкурс: Определи героя и назови сказ (по иллюстрациям) 1.Таютка (Таюткино зеркальце)2.бабка Синюшка (Синюшкин колодец) 3.Данила­мастер (Каменный цветок) 4.Огневушка­поскакушка (Огневушка­поскакушка) 5.Медной горы Хозяйка (Малахитовая шкатулка) 6.Даренка с Муренкой (Серебряное копытце) 6 конкурс: Мир слова. Библиотекарь:  Все сказы П.П.Бажова написаны особым языком. Что же означают эти слова:  Зарукавье – браслет  Припёка – сбоку припёка – случайно приставшее, постороннее, чужое  Смотник, смотница – сплетник, сплетница  Подлокотник – близкий слуга, доверенное лицо, помощник  Блёндочка, блёнда – светильник, рудничная лампа  Малуха – небольшая избушка, приспособленная под мастерскую  Цельное, без единой чатинки – целое, без единой царапинки  Хитник – вор, грабитель  Яга – шуба из собачьих шкур шерстью наружу  Галились – насмехались, издевались, дразнились 7 конкурс: Бюро находок Кому принадлежат эти предметы, из какого они сказа?  Зеркальце – Таютка – Таюткино зеркальце  Лопата – Федюнька – Огневушка­поскакушка  Банный опарыш (веник) – Яшка Зорко – Травяная западенка  Решето и три перышка – Илья – Синюшкин колодец 8 конкурс: Викторина 1.Назовите фамилию Даренки из сказа «Серебряное копытце»?   (Потопаева) 2.Имя башкирского богатыря, возлюбленного Золотого Волоса   (Айлып) 3.Как звали героя сказа «Синюшкин колодец»?   (Илья) 4.Дедушка, рассказчик сказов из «Огневушки­поскакушки»   (Ефим) 5.Назовите полное имя Таютки из сказа «Таюткино зеркальце»   (Таисия) 6.Как называл свою дочь Танюшку мастер Степан из сказа «Малахитовая шкатулка»? (Памятка) 7.Какое прозвище имел Данилка из сказа «Каменный цветок»?   (Недокормыш) 8.Назовите   имена   детей   Степана   и   Данилы,   которые   тоже   стали   героями   сказов П.П.Бажова   (Танюша и Митя) 9.Что несет встреча с Хозяйкой Медной горы различным людям?     (Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало) 10.В   кого   превращается   Хозяйка   Медной   горы   в   разных   сказах?       (Девушка, Странница, Ящерка) 11.С помощью какого предмета Федюнька выбрался из незнакомого леса?   (лопата)12.Какую памятку оставила странница Танюшке?   (Пуговку махонькую) 13.За какую сумму Танюшка вышила портрет для Пароти?   (100 рублей) Библиотекарь:  Вот и закончились наши испытания. Сейчас мы с вами подсчитаем лепестки на наших ромашках и узнаем, кто стал победителем и лучшим знатоком сказов П.П.Бажова. Хозяйка:  Победителем стал… (Награждение победителя). Спасибо всем! Если вам сегодня было интересно и весело, я очень рада. Пусть такие конкурсы ещё не раз повторятся   в   вашем   классе.   И   пусть   всегда   к   вам   на   помощь   приходит   книга. Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одну страничку из новой книги. Библиотекарь:  Дорогие ребята! Благодарю вас за то, что вы приняли участие в нашей игре, и надеюсь, что мы ещё не раз с вами встретимся. До новых встреч! На следующий день после проведения всех игр во всех начальных классах дети получают самолетик с таким сообщением: «Здравствуйте. Ребята! Это я, Чидудей. Так меня назвали мои родители, потому что они очень любили читать. Моё имя составлено из первых слогов слов «читай, думай, действуй». И это стало моим жизненным девизом. Молодцы, что вы любите читать, благодаря этому вы будете умными, грамотными,   эрудированными.   Мне   было   очень   приятно,   что   вы   приняли активное участие в тех конкурсах, которые в ваших классах проводились по моей просьбе. Надеюсь, вам было интересно, и вы узнали что­то новое, познакомились с новыми литературными героями, с новыми авторами и их произведениями.  А мне   пора  отправляться  в  другую  школу,   к другим   детям.  А  к вам  я, может быть, ещё когда­нибудь вернусь.   Чидудей.» Использованные материалы: 1. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка/Сост. и авт. предисл. Н.И.Савушкина. – М.: Просвещение, 1987 2. Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып.2. – М.: Школьная библиотека, 2006  3. Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий   в   школьных   и   детских   библиотеках:   Вып.3.   –   М.:   Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007  4. Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий   в   школьных   и   детских   библиотеках:   Вып.4.   –   М.:   Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007  5. Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей: Роман­сказка/Рис.Лаптева А. – Переизд. – М.: Детская литература, 19846.   Носов   Н.Н.   Приключения   Незнайки   и   его   друзей:   Повести, рассказы/Художник И.Панков. – М.: Изд­во ЭКСМО, 2002 7. Родительское   собрание   по   детскому   чтению/Сост.:   Т.Д.Жукова.   –   М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 8. Семейное чтение в год семьи/Сост.: Т.Д.Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008 9. www.bibliogid.ru 10.www.ozon.ru 11.www.1september.ru