Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"
Оценка 4.8

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
обществознание +1
9 кл—10 кл
14.04.2019
Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"
Игра разработана для учащихся старших классов. Дает возможность воспитывать толерантное отношение к представителям разных народов, их традициям и обычаям. Может быть проведена, как нетрадиционный классный час. Во время уроков обществознания, по теме "Конфликты" или "Межэтнические отношения" можно использовать отдельные этапы игры.
Игра для учащихся старших классов на тему толерантности.doc
Составлена: Брагина Татьяна Львовна,  преподаватель Лицея № 33, г. Иваново Интерактивная игра для учащихся старших классов                           «Никто из нас не остров»                                                 «Нет Человека, который, как Остров, сам                                                                по себе. Каждый человек – Часть Материка,                                                         Часть Суши»                                                                                    Джон Донн Цели: 1. Развитие навыков межкультурной коммуникации 2. Развитие толерантного сознания 3. Формирование взгляда, что различие, «инакость» ­ это залог  культурного многообразия и взаимного обогащения Ресурсы и средства наглядности: 1. Визитки с ролями участников групповой работы 2. Карточки с заданиями 3. Цветные карандаши 4. Листы, формат А­4, маркеры 5. Самоклеющаяся лента или мел 6. Четыре российских флажка 7. Ручка и тетрадный лист 8.  Доска Время: 40­45 минут 1 часть. Вводная.        А) Обозначение темы.           Я предлагаю вам сегодня интерактивную игру «Никто из нас не остров». Мы с вами совершим небольшое путешествие по странам, узнаем некоторые особенности культуры других народов, попробуем определить наше отношение к «чужой» культуре, выработаем некоторые правила межкультурного общения.         Б) Поддержание открытого выражения эмоций, мнений.         Для начала хочу рассказать вам индийскую притчу. Однажды Акбар, индийский царь, получил в подарок три абсолютно одинаковые золотые фигурки. Дарящий сказал также, что у каждой фигурки – свое значение и своя ценность. Чем же различались они одна от другой? Долго советники царя искали различия, но не могли их найти. Лишь   один   мудрец   Бирбал   продолжал   поиски.   Наконец,   в   каждой   из   фигурок   он обнаружил по маленькому отверстию в ухе. В них то мудрец и продел тонкую золотую 1 нить. У одной фигурки нить вышла из другого уха, у другой изо рта, у третей через пупок.        Настало время растолковать ценность и значение фигурок. Бирбал объяснил царю: Первая   фигурка   –   символ   человека,   у   которого   в   одно   ухо   влетает,   а   из   другого вылетает.   Вторая   напоминает   нам   человека,   который,   едва   выслушав   сказанное, спешит рассказать об услышанном другим. Третья фигурка символизирует человека, который, услышав что­то, старается пропустить это через собственное сердце. Эта фигурка и была самая ценная из трех!        Я призываю вас сегодня побыть третьей фигуркой и постараться пропустить наш диалог через собственное сердце.                  В) Деление на рабочие группы в игровой форме.  Цель  игрового момента:  1. Снизить чувство напряженности 2. Помочь участникам сократить дистанцию в общении  3. Выявить наиболее активных участников игры              Представьте   себе   восточный   рынок,   какие   ассоциации   вызывает   у   вас   это словосочетание? Ответы                   Так   вот,   именно   на   такой   рынок   мы   сейчас   и   попадаем.   Но   сперва,   нам необходимо подготовиться.          У  вас на парте лежит тетрадный лист и ручка. Складываем лист пополам и разрываем на две половинки. Их в свою очередь опять сгибаем пополам и разрываем на две   половинки.   Их   в   свою   очередь   опять   сгибаем   пополам   и   разрываем.   Теперь   у каждого из вас восьмушки листа. На каждой из восьмушек разборчиво напишите свое имя   и   фамилию.   Теперь   каждую   записку   сложим   текстом   внутрь   несколько   раз. Подготовленные записки со своими именами сложим все вместе.                 Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый подойдет к куче записок и произвольно вытянет 8 штук.        Затем, в течение 5 минут, вам придется уговорами, спорами, путем обмена, найти и   вернуть   себе   –   купить   ­   все   восемь   записок   с   вашим   именем.   Первые   четыре покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросов нет?        Начали?  Периодически объявляем, сколько минут осталось до закрытия рынка.            Итак, мы видим четырех самых активных участников нашей игры. Сегодня им сопутствует удача, поэтому они будут нашими капитанами. ­­ Вы часто выступаете в роли лидера? ­­   Какие   ощущения   оттого,   что   вы   будете   руководить   группой:   отрицательные, положительные? ­­ Вы готовы к началу капитанской деятельности? Сейчас мы будем набирать персонал к вам в группу 1. Руководитель (вы сами) 2 2. Докладчик 3. Оформитель 4. Художник 5. Интеллект­партнер 6. Контролер времени 7. Интеллект­партнер Итак, группы готовы? Мы можем приступить конкретно к игре. 2 часть. Групповая работа в двух блоках. Блок   1.   Оценка   обычаев   современных   традиционных   этнических групп. Цели  1. Показать многообразие культурных традиций и обычаев 2. Формировать позитивное отношение к культурным различиям и многообразию мировоззрений Каждой   команде   я   выдаю   карточку   с   обычаями     народов,   этнических   групп.   Вы внимательно   прочитаете   информацию   и   постараетесь   ее   оценить,   ответив   на вопросы, которые найдете в конце текста. Оформитель заносит итоги обсуждения в вопросник.   Художник   рисует   карикатуру.   Потом   докладчик   расскажет   нам результаты   работы   и   объяснит,   почему   вы   дали   именно   эту   оценку.   Контролер контролирует время. Но не забывайте, что вы команда и ваш труд коллективный.  Время на работу 5 минут. Карточка 1         Индейцы   из   племени   Кроу   наказывали   тех,   кто   совершил   проступки, серьезно противоречащие моральным устоям. Вечером любой мог спросить у соплеменников:   «Вы   слышали   о   таком­то?»   Затем,   под   громкий   смех собравшихся, все обсуждали поступок провинившегося самым язвительным образом и делали это на протяжении всего вечера. Виноватый испытывал из­за насмешек   своих   товарищей   такой   стыд,   что   мог   покинуть   общину   и   не возвращаться туда до тех пор, пока не искупит свой грех. Закрасьте окно цветом, в зависимости от вашей оценки 3 Красный – осуждаем обычай Синий – допускаем обычай Желтый – приветствуем обычай Вопросы, помогающие дать оценку 1. Каким   вашим   ценностям,   правилам   противоречит   данный   обычай? ____________________________________________________________ _____________________________________ 2. Как   вы   оцениваете   общество,   в   котором   этот   обычай   существует? ____________________________________________________________ ___________________________________ Ваши ответы используйте для объяснения своей оценки Карточка 2               У некоторых инуитских народностей в наше время существует такой обычай. Когда человек состарится, станет немощным, его оставляют умирать на   холоде.   Обряд   сопровождается   ритуальными   действиями,   танцами. Старикам не дают теплой одежды, еды. Они медленно умирают от холода, но не возвращаются в племя и не просят о помощи.  Закрасьте окно цветом, в зависимости от вашей оценки Красный – осуждаем обычай Синий – допускаем обычай Желтый – приветствуем обычай Вопросы, помогающие дать оценку 1. Каким   вашим   ценностям,   правилам   противоречит   данный   обычай? _____________________________________________________________ ____________________________________ 2. Как   вы   оцениваете   общество,   в   котором   этот   обычай   существует? _____________________________________________________________ _________________________________ Ваши ответы используйте для объяснения своей оценки. Карточка 3            В Индии говядина, как впрочем, и любое другое мясо, религиозными предписаниями строго запрещена к употреблению в пищу и рассматриваются, как людоедство (если не хуже). 4 Если мужчина назвал девушку коровой, это воспринимается, как очень серьезный комплимент с намеком на женитьбу. Закрасьте окно цветом, в зависимости от вашей оценки Красный – осуждаем обычай Синий – допускаем обычай Желтый – приветствуем обычай Вопросы, помогающие дать оценку 1.   Каким   вашим   ценностям,   правилам   противоречит   данный   обычай? ________________________________________________________________ __________________________________ 2.   Как   вы   оцениваете   общество,   в   котором   этот   обычай   существует? ________________________________________________________________ ______________________________ Ваши ответы используйте для объяснения оценки.     Карточка 4            «В основе  всей системы верований  Накирема  лежит убеждение, что человеческое тело уродливо и изначально склонно к одряхлению.       Накирема испытывают почти патологический ужас и благоговение перед своим ртом, состояние которого, по их мнению, сверхъестественным образом воздействует на все общественные отношения.               Непосвященным ритуал кажется отвратительным. Мне говорили, что Накирема   берут   в   рот   пучок   свиной   щетины,   покрытый   магическим порошком, и выполняют там серию каких­то формационных движений» Закрасьте окно цветом, в зависимости от вашей оценки Красный – осуждаем обычай Синий – допускаем обычай Желтый – приветствуем обычай Вопросы, помогающие дать оценку 1. Каким   вашим   ценностям,   правилам   противоречит   данный   обычай? _____________________________________________________________ _____________________________________ 5 2. Как   вы   оцениваете   общество,   в   котором   этот   обычай   существует? _____________________________________________________________ __________________________________ Ваши ответы используйте для объяснения оценки.             После того, как докладчики зачитают свои фрагменты, дадут оценку обычаям дается всесторонний анализ. 4 карточка. Обычай чистить зубы. (Американ). 3 карточка. Корова  в Индии священное  животное. (Дает молоко, ассоциируется с матерью) 2 карточка. Инуиты верят, что в загробном мире у людей будет такое же тело, как и в   земной   жизни.   Поэтому   инуиты   считают,   что,   поступая   таким   образом,   они сводят к минимуму страдания, которые их близкие будут испытывать в загробном мире, где царит холод. Такое поведение считается гуманной мерой. 1 карточка. Все познается в сравнении.        Какой вывод можно сделать из сказанного?  Мы (не) проявили признаки этноцентризма. 1. считать то, что происходит в своей культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, неестественным и неправильным 2. воспринимать нормы и ценности своей этнической группы, как безусловно верные. 3. чувствовать   неприязнь,   превосходство   по   отношению   к   другим   этническим группам.  Мы с вами попробуем сразиться с этноцентризмом следующим образом. Блок   2   Оценка   традиций   обычаев   современной   России   глазами иностранца. Цели: 1. Проверить на опыте эффективность взгляда со стороны 2. Ослабить стереотипы, свойственные теории этноцентризма. Я   снова   раздаю   вам   карточки,   но   теперь   вы   должны   попробовать   оценить   наши традиции,   обычаи   глазами   человека,   попавшего   в   Россию,   что   вам   показалось   бы странным, необычным? Пример из Акунина. Карточка 1 Слова из чешского языка и их переводы на русский: ­ «вонявки» ­ духи; ­ «добре вонявки» ­ хорошая парфюмерия; ­ «позорнее комараде» ­ внимательные друзья; ­ «черства вода», «черствы хлеб» ­ свежая вода, свежий хлеб; ­ «овоче» ­ фрукты; 6 ­ «зеленина» ­ овощи; ­ «обход» ­ магазин; ­ «заход» ­ туалет. Представьте себя чешским туристом. Попытайтесь объяснить, какие чувства он будет испытывать в нашей стране, в какой ситуации? Карточка 2 Знакомьтесь, факты о Японии! ­   Фигуру   из   трех   пальцев   показывать   не   принято,   так   как   это означает намек на непристойное предложение. ­ В новогоднюю ночь после боя часов японцы спешат лечь спать, чтобы с первыми лучами солнца встретить Новый год. ­ Перед принятием ванны японцы тщательно моются под душем и лишь вымытыми принимают ванну. ­ Когда японцы постукивают себя указательным пальцем по виску, это совсем не означает, что вы глупы? Наоборот, ваш  интеллект оценили. Представьте   себя   японским   туристом.   Попытайтесь   объяснить, какие   чувства   он   будет   испытывать   в   нашей   стране,   в   какой ситуации? Карточка 3 Племена Новой Гвинеи.       В   племени   тчамбули     мужчины   проявляют   всякие   признаки кокетства, ходят, украшенные бусами, ожерельями и цветами. В то же время женщины взяли на себя функцию добытчиков: ловят рыбу, охотятся, занимаются ремеслами. Женщины также выбирают себе мужчин и первыми делают предложение. Представьте себя представителем племени тчамбули. Попробуйте перевоплотиться. Что в нашей российской культуре покажется вам необычным, некомфортным? Карточка 4. Иран. 7 В   Иране   от   мужчин   ожидается   проявление   эмоций.   Иранские мужчины   читают   стихи.   Они   чувствительны   и   имеют   хорошо развитую интуицию. Их часто можно увидеть обнимающимися или пожимающими   руки.   Женщины   же,   напротив,   должны   быть практически холодными. Представьте   себя   иранцем.   Попробуйте   перевоплотиться.   Что   в нашей российской культуре покажется вам необычным. Что вызовет удивление? После   представления   каждой   команды   прокомментируем информацию. 1 3 октября вся планета празднует Всемирный день языков. В Англии вышла книга писателя Адама Жако де Буано «Что такое «тинго»?» Это краткий путеводитель по наиболее   емким   словам   со   всего   мира.   Немецкое   слово   «Драхенфуттер»   дословно переводится «корм для дракона». Немцы обозначают им подарки, которые делает виноватый   муж,   Немецкое   же «Бакпфайфенгезихт»   ­   лицо,   так   и   требующее   удара   кулаком.   Русский   эквивалент «Морда кирпича просит» И наконец, слово «тинго». В рапануйском языке, на котором говорят   жители   острова   Пасхи,   оно   означает   человека,   который   «одалживает   у друга   домашнюю   утварь,   предмет   за   предметом,   пока   у   друга   уже   ничего   не остается». Что такое творится меж соседями на острове Пасхи, остается лишь догадываться.   чтобы   вернуть   расположение   жены. 2. В Японии наша игра не была бы возможной, так как там, в основе взаимоотношений в группах (учеников, рабочих) действует принцип «оябун – кобун». Оябун – отец, кобун – дети. Открыто высказать мнение, предложить что­то нельзя, не посоветовавшись со старших по иерархии. Считается, что оябун действует в интересах кобун, поэтому принимать решения, минуя старших, неуважение, даже позор. 3. Итак, мы видим, что наша культура для других может показаться непонятной, смешной, гротескной. Скажите, смогли вы немного изменить свой взгляд на обычаи и нравы других народов? Ответ Как вы относитесь к обычаю многоженства на Востоке? 4.   Если   вам   предложат   высокооплачиваемую   работу   в   Иране,   вы   согласитесь?   А жениться на иранской холодной девушке (или выйти замуж)? А если у вас в классе будет учиться иранец?       Итак, мы пришли к выводу, что возможно более терпимо относится к традициям других народов. Мы можем считать свои обычаи лучшими, но не будем забывать, что культура других стран тоже имеет право на наше уважение. 8 А теперь последний штрих, Что бы еще раз подчеркнуть важность проделанной сегодня работы. Блок 3. Игровой. Цели: 1. Получить   эмоциональный   опыт,   связанный   с   ситуацией «перехода» (с изменением всех привычных связей) 2. Поработать над осознанием того, что человеку, выпавшему из своей культурной среды, необходимы понимание и поддержка      Я прошу капитанов выстроить свои команды в колонну, затылок в   затылок.   Обвести   свою   команду   мелом,   так,   что   бы   оставить минимум свободного пространства для команды внутри границы.      Поменяйтесь местами первый и последний участники в каждой из команд.   Вам   нельзя   выходить   за   обозначенные   границы.   Между группами   есть   соревнование.   Побеждает   та   команда,   в   которой обмен пройдет быстрее всего. Капитаны следят за всеми командами. Обсуждение.   «культурный   переход»,   миграции.   Зачастую   существующих   связей, самочувствии, статусе.           Итак,   вы   побывали   в   шкуре   человека,   совершившего   ­   это   обрыв   изменение   в   месторасположении, ­ Каковы чувства и мысли участников в связи с проведенной игрой? ­ Попадал ли кто из вас в такую ситуацию? Как решали проблемы? ­ Почувствовав на себе все неудобства перехода, как изменилось ваше отношение к эмигрантам?         Таким образом, мы неоднократно сегодня убедились в том, что «никто из нас не остров». Сегодня в нашей стране, в институтах, школах,   детских   садах   учатся   и   играют   дети   разных национальностей. Только в Москве за последние 15 лет корейцев стало больше в два с лишним раза, армян, грузин, арабов – в три раза, азербайджанцев и молдаван  в 5 раз, ингушей – в 6, чеченцев – в 7, таджиков – в 12 раз. 9 Учиться жить вместе необходимо, если мы не хотим, что бы наше общество раздирали противоречия, конфликты. Попробуем   сформулировать   правила   существования   в многонациональном мире.  Помогать друг другу, оказывать дружескую поддержку, обогащать свою культуру лучшими традициями разных  стран – вот основные правила.                    Оценка команд в игре «Никто из нас не остров» Команда  1 Команда 2 Команда 3 Команда 4 Количество баллов Оцениваем первых четырех  участников.  Первый – 4 балла  Второй – 3 балла Третий – 2 балла Четвертый – 1 балл.  Оцениваем скорость  принятия решения по  формированию команды.  Самые четкие указания  оцениваются в 4 балла, менее четкие в 3, 2, 1 балл. Оцениваем  самое яркое,  интересное выступление – 4  балла, Менее интересные,  соответственно 3, 2, 1 балл Аналогично 3 конкурсу Оцениваем скорость  выполнения. Максимально –  4 балла Название  конкурса 1.«Восточный  базар». Выбор  капитанов 2.  Формирование команды 3. «Оцените  обычай». 4.  «Представьте  себя  иностранцем» 5. «Никто из  нас не остров» ИТОГИ 10 Уважаемые члены жюри, вы можете прибавить команде 1 балл в каждом конкурсе, если  вам понравились их ответы на вопросы ведущего. 11

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"

Игра на тему толерантности: "Никто из нас не остров"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2019