Дед будущего писателя по отцовской линии — бывший полковник и генеральный комиссар артиллерии, потомок нормандского дворянского рода и маркиз милостью короля. В 1760 году он отправился попытать счастья на Сан-Доминго, и там 27 марта 1762 года от чернокожей рабыни у него родился сын, которого при крещении нарекли Тома-Александр. В 1780 году маркиз вернулся в Париж. Согласно обычаю французские плантаторы-дворяне, возвращаясь во Францию, Сыновей смешанной крови брали с собой, а дочерей оставляли на островах.
Так молодой восемнадцатилетний мулат попал в Париж вместе с отцом. У него был весьма экзотический вид, и он обращал на себя внимание своей необычной красотой. К тому же юноша поражал всех своей силой. Его принимали в свете: ведь он был сын маркиза. Многие черты отца позже перенял и его знаменитый сын.
Маркиз не очень-то баловал своего сына и был крайне скуп. В 79 лет он женился на своей экономке.
Тогда сын, доведенный до крайности, решил завербоваться в королевскую гвардию простым солдатом под фамилией Дюма.
В годы революции карьеру делали быстро, и в октябре 1792 года он стал подполковником.
А еще через месяц женился на Мари-Луизе Лабурэ, девушке серьезной и добродетельной.
В сентябре 1793 года отца будущего писателя производят в дивизионные генералы.
Армейская служба бросала его из конца в конец, пока он не оказался в Итальянской армии Бонапарта. Он скорее слыл хорошим рубакой, чем искусным стратегом, о чем был информирован и Бонапарт. После Италии Дюма сопровождал Бонапарта в его египетском походе. Правда, по разрешению Бонапарта строптивый генерал раньше времени покинул Египет. По возвращении на родину он оказался в тюрьме Неаполитанского королевства.
24 июля 1802 – рождение сына у Мари-Луизы и Александра Дюма. Голубоглазый богатырь весит 9 фунтов, его рост – 49 см.
Июнь 1805 – маленького Александра впервые привезли в Париж. Родители ведут его в «Комическую оперу» на «Поля и Виржинию». В гости приходят маршалы Мюрат и Брюн, старые товарищи генерала Дюма.
26 февраля 1806 – смерть отца – генерала Дюма. Семейство Дюма остаётся без средств к существованию. Наполеон I отказывает несчастной вдове в пенсии. Мари-Луиза едет в Париж просить аудиенции у императора, но он отказывается её принять. Не помогают даже уговоры и просьбы друзей генерала, к которым Наполеон расположен. Заботу о дочери и внуках взвалили на себя старики Лабуре – родители Мари-Луизы. Эме-Александрина, сестра Александра, возвращается домой из пансиона – семья больше не в состоянии за нее платить.
Мать и сестра научили Александра читать и писать, но в арифметике оп никогда не смог пойти дальше умножения.
Зато еще в раннем детстве он выработал почерк военного писаря — четкий, аккуратный, щедро украшенный завитушками, что потом поможет ему зарабатывать на пропитание.
Мать попыталась, было учить его музыке, но оказалось, что он начисто лишен слуха.
Зато мальчик научился танцевать, фехтовать, а немного позже стрелять. И делал все это отлично. Больше всего он любил охоту и днями пропадал в лесу.
Во время кратковременной поездки в Париж Александр познакомился с великим актером Тальма. Дюма решает, что карьеру он может сделать только в Париже. Не долго думая, он переехал в этот город и поступил на работу в канцелярию герцога Орлеанского.Новая жизнь открыла перед Дюма новые возможности. Прежде всего, он быстро убедился в том, что ему необходимо учиться. Он уже успел заметить, что его невежество поражает всех знакомых, которые, тем не менее, отмечали гибкий ум Дюма. Служба для него была лишь источником для существования. Главное внимание молодой человек уделяет занятиям литературой, общению с уже известными писателями, драматургами.
В 1829 году Дюма пишет историческую драму «Генрих III и его двор». Ее успех был ошеломительньим. Пьеса выдержала тридцать восемь представлений и делала отличные сборы.
Так в двадцать семь лет Дюма, только недавно приехавший из провинции, без положения, без протекции, без денег, без образования, превратился в человека известного, почти знаменитого.
Писатель возродил жанр исторического романа, в котором наряду с вымышленными героями действуют исторические персонажи. Но чтобы заинтересовать публику жизнью королей и королев, фаворитов и министров, надо было показать ей, что под придворными нарядами таятся те же страсти, что и у простых смертных.
В этом Дюма не имел себе равных. Он не был ни эрудитом, ни исследователем. Он любил историю, но не очень уважал ее. «Что такое история? — говорил он. — Это гвоздь, на который я вешаю свои романы»
«Три мушкетера умножили славу Дюма.
Одно поколение может ошибиться в оценке произведения.
Четыре или пять поколений никогда не ошибаются.
Творческая манера Дюма так подходила к избранному им жанру, что она и поныне остается образцом для всех работающих в нем. Дюма отталкивался от известных источников, иногда поддельных, как «Мемуары Д’Артаньяна», иногда подлинных, как «Мемуары мадам де Лафайет», из которых вышел «Виконт де Бражелон».
Дюма еще смолоду замыслил объединить в своей писательской державе всю историю. Он всегда любил путешествовать и возвращался домой с объемистыми рукописями. Писатель давно хотел побывать и в России. 1858 году, после смерти Николая II, Дюма получил визу и отправился в Россию
. Он посетил Петербург, Москву, побывал на нижегородской ярмарке. В Нижнем Новгороде Дюма познакомился с героями своего романа «Учитель фехтования» супругами Анненковыми. Самое большое счастье за время этого путешествия доставило Дюма открытие, что образованные русские знают многих французских писателей, в том числе и его самого, так же хорошо, как парижане. Он еще посетил Астрахань и калмыцкие Степи. Рассказы Дюма по возвращении его во Францию превзошли приключения Монте — Кристо.
«Три мушкетёра»— знаменитый роман Александра Дюма-отца, написанный в 1844 году. Книга посвящена приключениям молодого человека по имени д'Артаньян, покинувшего дом, чтобы стать мушкетёром, и трёх его друзей-мушкетёров : Атоса, Портоса и Арамиса.
История д'Артаньяна продолжается в двух других романах трилогии: «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон, Д’Артаньян Десять лет спустя».»
Главные герои
Атос (граф де Ла Фер)
Портос (г-н (позднее барон) дю Валлон де Брасье де Пьерфон)
Арамис аббат дЭрблеили
«Три мушкетёра» изначально публиковались по главам в журнале «Le Siècle» с марта по июль 1844. Это традиционный роман с продолжением, роман-фельетон: глава обрывалась на самом интересном месте, чтобы читатель с нетерпением ждал продолжения.
Поскольку Дюма платили в газете построчно, он изобрел Гримо — слугу Атоса, который изъяснялся исключительно односложно. Таким образом, строчка, на которой стояло одно слово «да» или «нет», оплачивалась точно так же, как и полная мыслей. К моменту написания «Двадцать лет спустя» издатели решили все же платить Дюма пословно, и Гримо сразу стал чуть более разговорчивым.
Дюма, постоянно использовавший труд литературных негров, работал над «Тремя мушкетерами» вместе с Огюстом Маке (1813—1886). Этот же автор помогал ему при создании «Графа Монте-Кристо», «Черного тюльпана», «Ожерелья королевы».
Позже Маке подал в суд и потребовал признания 18 романов, написанных им в соавторстве с Дюма, как его собственных произведений. Но суд признал, что его работа была не более чем подготовительной.
Огю́ст Маке́ (фр. Auguste Maquet, 13 сентября 1813, Париж — 8 января 1888, Сент-Мем) — французский романист и драматург, известный своим сотрудничеством с Александром Дюма — отцом.
В соавторстве с Дюма
Романы
Шевалье д'Арманталь
Сильвандир
Три мушкетёра
Двадцать лет спустя
Королева Марго
Граф Монте-Кристо
Графиня де Монсоро
Шевалье де Мезон-Руж
Жозеф Бальзамо
Бастард де Молеон
Les Mémoires d’un Médecin
Ожерелье королевы
Виконт де Бражелон
Анж Питу
Ingénue
Олимпия Клевская
Чёрный тюльпан
Сорок пять
Женская война
Огюст
Маке
Книга Куртиля де Сандра «Мемуары господина д 'Артаньяна, капитана-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров, содержащие множество частных и секретных вещей, которые произошли в царствование Людовика Великого»
Д 'Артаньян - полное имя Шарль де Батц-Кастельмор д Артаньян-родился примерно в 1620 году в местечке Люпиак вблизи древней столицы Гаскони городе Ош на Пиренеях, в семье Франсуазы де Монтескыо д Артаньян и Бертрана III де Батц- Кастельмор. Дюма заставляет родиться д Артаньяна на 13 лет раньше, чтобы тот смог участвовать в осаде Ла-Рошели в 1628 году и служить при Ришелье. Настоящий д Артаньян приезжает в Париж с рекомендательным письмом к Тревилю (другу дяди, а не отца) поступать кадетом в армию, но ему придется еще 4 года прослужить в действующей армии, а к тому времени уже умрут и Ришелье, и Людовик XIII. Новый кардинал Мазарини назначает д Артаньяна личным курьером. Слава о д Артаньяне как об исключительном воине, тонком политике и мудром дипломате летит впереди него.
Какие советы и дары дал отец д'Артаньяну?
Отец дал сыну 15 экю,
коня, письмо к де Тревилю и рецепт целительного бальзама.
Он посоветовал сыну беречь коня и не продавать его,
не покоряться никому, за исключением короля и кардинала,
не опасаться случайностей
и искать приключений,
вступать в бой по любому поводу
и драться на дуэли.
Чей это костюм? «Светло-голубой, порядочно выцветший и потертый камзол, поверх которого красовалась роскошная перевязь, шитая золотом и сверкавшая, словно солнечные блики на воде в ясный день»
Костюм Портоса
За что и от кого получил д'Артаньян 40 пистолей?
(Д'Артаньян получил деньги от короля Людовика XIII за храбрость, проявленную в схватке с гвардейцами кардинала, в которой он нанес «два великолепных удара шпагой Вернажу и страшный удар Жюссаку».)
Почему королевские мушкетеры постоянно участвовали в стычках с гвардейцами кардинала, хотя это, как и дуэли, было запрещено?
В негласное противоборство двух главных фигур Франции - короля и кардинала, в их бесчисленные интриги невольно втягивались все придворные, слуги и военные. Ни кардинал, ни король не упускали случая похвалиться доблестью своих элитных солдат-дворян и заодно «утереть нос» друг другу, поставить на место, уязвить.)
Узнай героя. «Основой характера господина... был глубочайший эгоизм в соединении с отчаянной скупостью, приправленной величайшей трусостью. Любовь, испытываемая к молодой жене, была чувством второстепенным и не могла бороться с врожденными свойствами, только что перечисленными нами».
Чей это портрет? «У нее была походка богини. Отливавшие изумрудом глаза казались совершенством красоты и были полны нежности и в то же время величия. Маленький ярко- алый рот не портила даже нижняя губа, она была прелестна в улыбке, но могла выразить и глубокое пренебрежение, кожа ее славилась нежной и бархатистой мягкостью, руки и плечи поражали красотой очертаний, и все поэты воспевали их в своих стихах»
Королевы Анны Австрийской
Чей это портрет? «Благородная, изысканная внешность, вспышки величия, порой освещавшие тень, в которой он обычно держался, неизменно равное расположение духа, делавшее его общество приятнейшим в мире, его язвительная внешность, его храбрость, которую можно было назвать слепой, если бы она не являлась следствием редчайшего хладнокровия»?
Aтoca
Пожалуй, всех, что читал приключенческую историю Дюма, или смотрел фильм «Д'артаньян и три мушкетёра» интересовал вопрос, а как же выглядели те самые подвески французской королевы, из-за которых разгорелся весь сыр-бор.
В книге Дюма эта загадочная штука описывается в одном случае как «большой голубой бант, усыпанный алмазами», а в другом «подвески, схваченные бантом того же цвета, что перья и юбка». Конечно, первый вариант выглядит более впечатляющим – бант, который весь покрыт сверкающими драгоценными камнями. И даже какие-то там подвески отходят на второй план.
Вы помните, кардинал поручил Миледи встретиться на одном из балов с герцогом Бекингэмом и срезать с его костюма несколько подвесок, подаренных французской королевой. Сколько бриллиантовых подвесок похитила Миледи?
Две подвески.
Д'Артаньян пожелал рассмотреть физиономию наглеца, позволившего себе издеваться над ним. Он увидел человека лет сорока, с черными проницательными глазами, с крупным носом и черными, тщательно постриженными усами. Он был в камзоле и штанах фиолетового цвета со шнурками того же цвета.
Граф Рошфор.
Молодая женщина лет 20-22. Дама была молода и красива, но красота ее была совершенно необычна для Южной Франции. Это была бледная белокурая женщина с длинными локонами, спускавшимися до плеч, с голубыми томными глазами и белыми, словно алебастр, руками.
Ответ. Миледи Винтер.
Рослый мушкетер с высоким лицом и в необычном костюме. На нем был порядочно выцветший и потертый камзол, поверх которого красовалась роскошная перевязь, шитая золотом. Длинный плащ спадал с его плеч, позволяя увидеть ослепительную перевязь только спереди.
Портос.
Это был молодой человек лет 22 - 23. С Простодушным и несколько слащавым выражением лица, с черными глазами и румянцем на щеках, покрытых, словно персик осенью, бархатистым пушком. Тонкие усы безупречно правильной линией оттеняли верхнюю губу. Казалось, он избегал опустить руки из страха, что жилы на них могут вздуться. Время от времени он пощипывал мочки ушей, чтобы сохранить их нежную окраску и прозрачность. Говорил он мало и медленно, смеялся бесшумно, обнажая красивые зубы, за которыми, как и за всей внешностью, по-видимому, тщательно ухаживал.
Арамис.
Край портьеры приподнялся, и на пороге показался мушкетер с благородным и красивым, но смертельно бледным лицом. Безукоризненно одетый и подтянутый, он твердой поступью вошел в кабинет.
Атос
То была очаровательная женщина лет 25 или 26, темноволосая, с голубыми глазами, чуть-чуть вздернутым носиком и чудесными зубками. Мраморно-белая кожа ее отливала розовым, подобно опалу. Улыбка ее была полна очарования
Констанция Бонасье.
Представьте себе Дон-Кихота в 18 лет. Дон-Кихота без доспехов и лат, а в шерстяной куртке, синий цвет которой приобрел оттенок средний между рыжим и небесно-голубым. Продолговатое лицо, выдающиеся скулы - признак хитрости. Взгляд открытый и умный, нос крючковатый, но тонко очерченный. Молодой человек был в берете, украшенном подобием пера. Длинная шпага на кожаной портупее билась о ноги своего владельца, когда он шел пешком, и ерошила гриву его коня, когда он ехал верхом.
Д'Артаньян.
Ей было в то время лет 26 или 27, и она находилась в полном расцвете своей красоты. У нее была походка королевы или богини. Отливавшие изумрудом глаза казались совершенством красоты и были полны нежности и в то же время величия. Маленький ярко-алый рот не портила даже нижняя губа, слегка выпяченная, как у всех отпрысков австрийского королевского дома - она была прелестна, когда улыбалась, но умела выразить и глубокое пренебрежение. Кожа ее славилась своей нежной и бархатистой мягкостью, руки и плечи поражали красотой очертаний, и все поэты эпохи воспевали их в своих стихах.
Королева Анна.
Ещё с давних времён мальчишки, прочитав или посмотрев фильмы про мушкетёров, наделали себе деревянных шпаг и сражались друг с другом, изображая отважных и неунывающих французских мушкетёров.
И теперь сражаются!
Их очень много. Но удачные фильмы, на мой взгляд, можно сосчитать по пальцам. Наш отечественный фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» мне не то, чтобы не нравится, но и самой лучшей экранизацией романа Дюма я его назвать не могу. Больше всего, мне не понравился фильм «Мушкетёры 3D». Сплошная компьютерная графика - от романа остались только имена героев. Неплохой фильм вышел в Великобритании в 1973 году: роль Д’Артаньяна исполнил талантливый актёр Майкл Йорк.
Недавно наткнулась в интернете на статью с интересным названием: «Пушкин и Дюма – один человек». Вот о чём рассказывалось в статье. Пушкин мог сфабриковать свою смерть и уехать во Францию, прожив там до старости. Сами посудите, сколько общего у Пушкина и Дюма: у обоих африканские корни, интерес к России и к Франции, к личности Наполеона, к Декабристам и к Кавказу. Почему Пушкина похоронили не на кладбище, и почему его похороны как-то так «смяли», что подробности до сих пор неизвестны? Но мне кажется, что вряд ли Александра Дюма и Александр Пушкин (даже имена одинаковые!) - один и тот же человек. Во-первых, Пушкин был поэтом, а Дюма прозаиком. Во-вторых, Дюма не мог бы возникнуть из ниоткуда, если бы он был Пушкиным - многие бы об этом догадались. Всё это хоть и любопытно, но, наверняка, просто сплетни.
Длительная война смягчила мужской костюм, лишила его жёстких прокладок и валиков, сделала более свободным и удобным.
Облегающие, но не тесные, короткие штаны до колен, куртка-дублет с немного завышенной талией и разрезами, которые демонстрировали белоснежную сорочку,
а поверх – безрукавка-колет, чаще всего из светлой кожи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.