Статья "Организация исследовательской деятельности на основе краеведческого материала"

  • Документация
  • Научно-исследовательская работа
  • pdf
  • 27.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внедрение исследовательской деятельности в урочный и неурочный процесс способствует проявлению интереса к истории малой родины и развитию индивидуальных особенностей учащихся. Работа с детьми по краеведению строится на групповых, индивидуальных и массовых формах проведения занятий.
Иконка файла материала Статья Организация исследовательской деятельности на основе краеведческого материала.pdf

МБОУ «Гимназия №9 «Гармония» г. Горно — Алтайска»

Организация исследовательской деятельности на краеведческом материале

Выполнила:

Алмазова

Анджела Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №9 «Гармония»

г. Горно - Алтайск 2023 г.

«Краеведение - большое дело... эта работа не только указывает нам путь к обогащению страны, но и дает моральное удовлетворение, способствует дальнейшему росту чувства нашего человеческого достоинства, внушает веру в творческие силы нашего народа» - писал

А.М. Горький

Современные направления модернизации образования включают переход к системе непрерывного образования, увеличение доли универсальных знаний и навыков(т.е. метапредметных результатов образования) в образовательных программах, переход к деятельностному подходу в обучении. Одним из основных путей формирования УУД является внедрение в образовательный процесс проектной и учебно исследовательской деятельности. Для человека всегда будет важным и актуальным то место, где он родился, вырос и развивается. Изучение своей

Родины — это как раз и будет одной из видов деятельности по формированию УУД. И одним из направлений, через которые возможна реализация описываемой модели образования, является краеведение.

Под краеведением обычно понимается изучение исторических, культурных, природных и других, ранее неизвестных факторов, характеризующих какую- либо территорию страны. Краеведческая деятельность обладает широчайшим спектром социально- значимых функций, где на первом месте будут стоять личностные результаты ребенка.

Занятия краеведением воспитывают уважение к нашим истокам, к родной земле, к ее преданиям и ландшафтам, к исконным занятиям предков. Это,действует не только на ум, но и на душу человека. АС. Пушкин, говоря о двух чувствах «дивно близких нам, - любви к отеческим гробам» и «любви к родному пепелищу», - выделяет как главное - «... в них обретает сердце

2

пищу». А настоящее краеведение - это всегда и любовь к родному краю. И

детей наших надо воспитывать так, чтобы они стали ревностными

хранителями народного духа, живущего в памятниках истории, литературы.

При отборе краеведческого материала, для работы с учащимися, используются, прежде всего, такие факты и события истории РА, которые:

                являются наиболее важными и типичными для истории РА и могут быть поняты детьми в общей связи с историей всей страны;

                достаточно ярки, эмоционально насыщенны, способны воздействовать не только на сознание, но и на чувства детей;

                по возможности позволяют школьникам участвовать хотя бы и в очень

4                   небольшом, но исследовании;


• содействуют пробуждению у учащихся интереса к родным местам, укрепляют в них чувство любви к ним, ко всей России. Пониманию сыновнего долга перед ней.

Краеведческое исследование — это изучение пространства какой- либо территории в определенный отрезок времени. Краеведением, во- первых,

заниматься интересно, потому что творческая деятельность для ребенка всегда будет значима, так как его результат меняет окружающее пространство - наполняет новыми знаниями, открытиями тот уголок, где живет человек; Во вторых, краеведческие исследования доступны: информацию можно найти в библиотеках, узнать у местных жителей. Втретьих, не возникает такой проблемы: «Л где взять тему?» Стоит только

одного взять писателя и много - много тем там найти, потому что все, о чем пишет кто —то, будет волновать того, кто это же ощутил, прожил или увидел. И чаще всего это будут люди, населяющие одну территорию. Краеведение обладает большим спектром форм организации исследовательской деятельности.

Необходимым условием успешного обучения является обязательный учёт учителем психологических и педагогических особенностей учащихся. Помимо возрастных особенностей в процессе воспитания важно также учитывать индивидуальные особенности воспитанников. Ведь каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными чертами, склонностями, интересами и способностями. «Воспитание отмечал

В.М. Бехтерев, - никогда не должно быть шаблонным, оно меньше всего может быть выполнено по трафарету, а должно всегда сообразовываться с особенностями психики воспитываемого лица. Вот почему изучение психики и нормальное воспитание должны всегда идти рука об руку, одно должно дополнять другое; иначе воспитание не будет рациональным, и в свою очередь изучение детской психики без воспитания окажется неполным...» По форме работы литературное краеведение можно разделить на массовое, групповое и индивидуальное. К массовым формам относятся: проведение краеведческих вечеров, олимпиад, викторин, конференций, работа клубов; создание краеведческих музеев и уголков; встречи с участниками и свидетелями тех или иных событий; краеведческие игры и др. К групповым формам относится: работа краеведческих кружков, обществ, проведение экскурсий, походов, лекториев, выпуск стенных газет, рукописных книг и устных журналов. Индивидуальная работа по краеведению предполагает в частности чтение учащимися литературы писателей РА, работу с материалами архивов, вещественными памятниками музеев, подготовку рефератов и т.п.

Во внеурочной деятельности краеведение особенно важно. Оно развивает навыки проектной и исследовательской деятельности, навыки коммуникативного взаимодействия и воспитывает патриотические чувства.

4

Список литературы:

1. Лихаче 2000- Лихачев    Д.С.Русская культура. М.: Искусство, 2000.C.159„173.

2. Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. - СПб.,

1909. - с. 39.

З. Емельянов БВ. В помощь экскурсоводу. -М., 1976. - С. 45.

5