МБОУ «Гимназия №9 «Гармония» г. Горно — Алтайска»
Организация исследовательской деятельности на краеведческом материале
Выполнила:
Алмазова
Анджела Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №9 «Гармония»
г. Горно - Алтайск 2023 г.
«Краеведение - большое дело... эта работа не только указывает нам путь к обогащению страны, но и дает моральное удовлетворение, способствует дальнейшему росту чувства нашего человеческого достоинства, внушает веру в творческие силы нашего народа» - писал
А.М. Горький
Современные
направления модернизации образования включают переход к системе непрерывного
образования, увеличение доли универсальных знаний и навыков(т.е. метапредметных
результатов образования) в образовательных программах, переход к деятельностному
подходу в обучении. Одним из основных путей формирования УУД является внедрение
в образовательный процесс проектной и учебно
исследовательской
деятельности. Для человека всегда будет важным и актуальным то место, где он
родился, вырос и развивается. Изучение своей
Родины — это как раз и будет одной из видов деятельности по формированию УУД. И одним из направлений, через которые возможна реализация описываемой модели образования, является краеведение.
Под краеведением обычно понимается изучение исторических, культурных, природных и других, ранее неизвестных факторов, характеризующих какую- либо территорию страны. Краеведческая деятельность обладает широчайшим спектром социально- значимых функций, где на первом месте будут стоять личностные результаты ребенка.
Занятия краеведением воспитывают уважение к нашим истокам, к родной земле, к ее преданиям и ландшафтам, к исконным занятиям предков. Это,действует не только на ум, но и на душу человека. АС. Пушкин, говоря о двух чувствах «дивно близких нам, - любви к отеческим гробам» и «любви к родному пепелищу», - выделяет как главное - «... в них обретает сердце
2
пищу». А настоящее краеведение - это всегда и любовь к родному краю. И
детей наших надо воспитывать так, чтобы они стали ревностными
хранителями народного духа, живущего в памятниках истории, литературы.
При отборе краеведческого материала, для работы с учащимися, используются, прежде всего, такие факты и события истории РА, которые:
• являются наиболее важными и типичными для истории РА и могут быть поняты детьми в общей связи с историей всей страны;
•
достаточно ярки, эмоционально насыщенны, способны воздействовать
не только
на сознание, но и на чувства детей;
• по возможности позволяют школьникам участвовать хотя бы и в очень
4 небольшом, но исследовании;
![]() |
Краеведческое исследование — это изучение пространства какой- либо территории в определенный отрезок времени. Краеведением, во- первых,
заниматься интересно,
потому что творческая деятельность для ребенка всегда будет значима, так как
его результат меняет окружающее пространство - наполняет новыми знаниями,
открытиями тот уголок, где живет человек; Во вторых, краеведческие исследования
доступны: информацию можно найти в библиотеках, узнать у местных жителей.
Втретьих, не возникает такой проблемы: «Л где взять тему?» Стоит только
одного взять писателя и много - много тем там найти, потому что все, о чем пишет кто —то, будет волновать того, кто это же ощутил, прожил или увидел. И чаще всего это будут люди, населяющие одну территорию. Краеведение обладает большим спектром форм организации исследовательской деятельности.
Необходимым условием успешного обучения является обязательный учёт учителем психологических и педагогических особенностей учащихся. Помимо возрастных особенностей в процессе воспитания важно также учитывать индивидуальные особенности воспитанников. Ведь каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными чертами, склонностями, интересами и способностями. «Воспитание отмечал
В.М.
Бехтерев, - никогда не должно быть шаблонным, оно меньше всего может быть
выполнено по трафарету, а должно всегда сообразовываться с особенностями
психики воспитываемого лица. Вот почему изучение психики и нормальное
воспитание должны всегда идти рука об руку, одно должно дополнять другое; иначе
воспитание не будет рациональным, и в свою очередь изучение детской психики без
воспитания окажется неполным...» По форме работы литературное краеведение можно
разделить на массовое, групповое и индивидуальное. К массовым формам относятся:
проведение краеведческих вечеров, олимпиад, викторин, конференций, работа
клубов; создание краеведческих музеев и уголков; встречи с участниками и
свидетелями тех или иных событий; краеведческие игры и др. К групповым формам
относится: работа краеведческих кружков, обществ, проведение экскурсий,
походов, лекториев, выпуск стенных газет, рукописных книг и устных журналов.
Индивидуальная работа по краеведению предполагает в частности чтение учащимися
литературы писателей РА, работу с материалами архивов, вещественными
памятниками музеев, подготовку рефератов и т.п.
Во внеурочной деятельности краеведение особенно важно. Оно развивает навыки проектной и исследовательской деятельности, навыки коммуникативного взаимодействия и воспитывает патриотические чувства.
4
Список литературы:
1. Лихаче 2000- Лихачев Д.С.Русская культура. М.: Искусство, 2000.C.159„173.
2. Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в
возрасте первого детства. - СПб.,
1909. - с. 39.
З. Емельянов БВ. В помощь экскурсоводу. -М., 1976. - С. 45.
5
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.