Игра-путешествие по истории Древнего мира, 5 класс

  • Занимательные материалы
  • Мероприятия
  • doc
  • 23.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс. Игра проводится во внеурочное время и предполагает перемещение команд из одной учебной аудитории (станции) в другую. Содержание охватывает темы “Древний Восток” и “Древняя Греция”. Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.
Иконка файла материала Внеклассное мероприятие.doc
Внеклассное мероприятие "Игра­путешествие по истории Древнего мира". 5­й класс Корелина С.С., учитель истории  Игра проводится во внеурочное время и предполагает перемещение команд из одной учебной аудитории (станции) в другую. Содержание охватывает темы “Древний Восток” и “Древняя  Греция”.  Альтернатива применения разработки мероприятия:      проведение урока ­ повторения с организацией работы по группам;  проведение урока ­ закрепления изученного, ограничиваясь только одной темой, но используя  предложенную концепцию заданий  включение всех разделов курса Истории Древнего мира, в частности темы “Древний мир”.  возможно расширение типов заданий (станций).  Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения  материала через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного. Задачи мероприятия:  1. В игровой форме повторить и закрепить материал по истории Древнего мира.  2. Продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, работать в группе  (команде), обобщать, делать выводы, работать с картой, компьютером.  3. Активизировать познавательный интерес к исторической науке.  Предварительная организация мероприятия:  1. Всем 5 классам предлагается подготовить команды (10–12 человек), придумать название, девиз и эмблему.  2. Каждый класс формирует группу поддержки, которой дается задание подготовить сценку по  любому мифу и задание по нему для групп поддержки соперников (данный этап может быть  или не быть на усмотрение организаторов).  3. Из учителей истории формируется жюри.  4. В качестве помощников на станциях приглашаются старшеклассники.  5. Весь процесс организует и регулирует – ведущий (педагог­предметник).  Оборудование:   Исторические карты, иллюстрации.   Карточки с названиями станций.   Карточки с задачами, терминами, определениями.   Муляжи продуктов (или настоящие продукты).   Компьютер. Презентация   Диск (учебное электронное издание “Кордис&медиа” ­ “Всеобщая история”). История  Древнего мира, 5 класс”.   Секундомер.  Правила, действующие в ходе игры:   На каждой станции помощники организатора вносят результаты выступления команды.За соблюдением правильности оценивания следит представитель жюри.  Задания вытягиваются представителями команды.     Команда на каждой станции дважды может воспользоваться помощью группы поддержки,  оказание помощи фиксируется на оценочном листе в рубрике “Примечания”.   Дополнительный балл можно заработать за быстроту выполнения всех заданий.   На станции “Блиц” за каждый ответ ставится один балл (максимально возможное количество –  30 баллов)   На станции “Размышлялки” за ответ выставляется от 2 до 5 баллов в зависимости от  сложности исторической задачи (максимально возможное количество – 30 баллов)   На станции “Картографическая” каждое задание может оцениваться от 1 до 5 баллов.   Правильные ответы оцениваются в пять баллов.   Ответы на задания вносятся на карточку “Игровое поле”, где необходимо записать и состав  команды.  Ход мероприятия  Представление команд.   Жеребьевка (определение последовательности посещения станций)   Инструктаж (объяснение хронометража и сути работы на каждой станции)   Выдача командных оценочных листов.   Команда о начале игры­путешествия   Путешествие по станциям в соответствии с жеребьевкой   Общий сбор команд   Выступление групп поддержки   Жюри начисляют баллы за выступление и задания группам поддержки командам соперников   Команды сдают свои “Оценочные листы”.   Жюри проверяет ответы и подсчитывает количество баллов.   Подведение итогов жюри и объявление результатов.   Награждение победителей и призеров.   Каждому участнику вручается сертификат.  Задания и критерии оценивания для станций. Примечание: в представленном – табличном виде задания раздаются помощникам и жюри на  соответствующей станции. Для команд готовятся отдельные карточки с заданиями. I. Станция “Блиц” (репродуктивные вопросы). 1. Первая столица объединенного Египта 2. Повелитель Египта, его правитель. 3. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги. 4. Знатные, знаменитые люди, советники фараона. 5. Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон. 6. Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых. 7. Бог земли в Древнем Египте. Мемфис Фараон Писец Вельможи Амон – Ра Осирис Геб 8. Необычные существа с туловищем льва и головой человека ­ охранники пирамид. Сфинксы 9. Священная книга христиан. Библия10. Царь Междуречья, создатель первых письменных законов. 11. Правила, по которым, согласно учению христиан должны жить люди. 12. Греческий город – государство с прилегающими к нему территориями. 13. Простой народ в Греции. 14. Избранные 9 правителей в Афинах. 15. Богиня охоты в Греции. 16. Группы людей с определенными правами и обязанностями, на которые делилось  общество в Индии. 17. Герой поэмы Гомера, придумавший хитрость с троянским конем. 18. Место жительства греческих богов. 19. Бог – вестник греческих богов, покровитель торговли. 20. Способ письма в Двуречье. 21. Непроходимые леса в Индии. 22. Главный строительный материал в Двуречье. 23. Люди, лишенные свободы. 24. Материал для письма в Китае. 25. Напиток, пришедший к нам из Китая. 26. Какой вид войска впервые стали широко использовать в Ассирии.  27. Бог грома и молнии в Греции. 28. Низшие божества в Греции. 29. Поэма Гомера о Троянской войне. 30. Свернутый в трубку лист папируса. За каждый правильный ответ по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 30. Время выполнения (максимум) – 15–20 минут. II. Станция “Размышлялки” (логические задачи). Хаммурапи Заповеди Полис Демос Архонты Артемида Касты Одиссей Гора Олимп Гермес Клинопись Джунгли Глина Рабы Бамбук Чай Конница Зевс Нимфы и  сатиры “Илиада” Свиток 1. Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в  Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Не слишком ли маленькая цена?  Подумайте, чем можно объяснить возможность такого  обмена. 2. На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат  сходно. Например, по­немецки бумага – “папир”, по­ английски – “пэйпер”, по­французски – “папье”. По­ Строевой лес, из которого изготавливали  мебель, был привозным, стоил дорого.  Дома строили из сырцового кирпича,  который стоил дешево. (3 балла) Папирус, т.к. это был первый материал  для письма, близкий к бумаге. (2 балла)видимому, такое сходство не случайно: все эти слова  однокоренные и происходят от одного и того же слова.  Что это за слово? Обоснуйте свою мысль. 3. В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000  лет назад, найдено множество предметов из золота,  общим весом несколько тысяч килограммов. И всего  только три железных предмета: подставка для головы  фараона, железный кинжал, железная застежка для  браслета.  Почему в гробнице было так мало железных предметов? Железа в Египте почти не было. Оно  считалось драгоценным материалом.  Железные предметы, по­видимому  привозились из Малой Азии. (3 балла) 4. Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое  родительское горе такими словами?  Царь Афин – Эгей. В честь него названо  Эгейское море. (2 балла) “Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше  бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет  парусов! Мой сын погиб…Будь проклято рогатое  чудовище! Жить больше не хочу и не могу!” 5. Два индийца сидят за низким столом друг против друга.  Судя по их разговору, оно – злейшие враги, но почему­ то они улыбаются, нет ненависти на их лицах.  Речь идет об игре в шахматы,  придуманной в Индии. (5 баллов) ­ Это было лучшее из выигранных мною сражений! –  хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон  топтал твою пехоту?  ­ Все было так, но в этот момент моя конница  прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. –  ответил второй. ­ Совсем ненадолго,­ возражает первый. – Притворным  отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты  вынужден был сдаться. ­ Не зазнавайся! В следующий раз выиграю я, ­ ответил  второй. О каких сражениях идет речь? 6. Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и  чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних  городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав  учиться, через несколько недель могли записать и  прочитать несложный текст.  Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в  данном случае? В Египте были иероглифы (несколько  тысяч), в Двуречье – клинопись, а в  Финикии придумали алфавит, где было  всего 22 согласных буквы. (5 баллов) 7. Греки были умеренны в еде и питье. Вино не пили  чистым, а разбавляли его водой. Пьянство осуждали.  Страшный циклоп ­ людоед Полифем,  который лишился единственного глаза,потому что заснул, опьянев от выпитого  вина. “Тут повалился он навзничь… не в  меру напившись” пишет Гомер. (5  баллов) Картофель, помидор, кукуруза. (5  баллов) Для кого из героев поэм Гомера и при каких  обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые  и необратимые последствия? 8. Перед вами продукты: инжир, лук, утка, картофель,  чеснок, виноград, финики, кукуруза, помидор, мед.  Какие из них не входили в рацион египтян? Выберите 3  продукта. Максимальное количество баллов – 30. Время выполнения (максимум) – 15 ­ 20 минут. III. Станция “Картографическая”. 1. Укажите древние государства, которые  находились на полуостровах (назовите их). Индия – полуостров Индостан  Греция – Балканский полуостров  2. Определите по очертаниям, где изображены  Египет, Индия, Финикия и Палестина, Китай,  Двуречье. 3. Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их со  страной, где это встречалось, было построено  или изобретено. (4 балла, по 1 баллу за каждую позицию) 1 – Индия,  2 – Египет, 3 – Двуречье,  4 – Палестина и Финикия,  5 – Китай.  (5 баллов, по 1 баллу за каждую позицию) 1 – Индия (Будда)  2 – Египет (пирамида) 3 – Двуречье (глиняная табличка с клинописным  текстом) 4 – Финикия (корабль) 5 – Китай (компас) 6 – Греция (статуя богини Афины) (6 баллов, по 1 баллу за каждую позицию) Примечание: если укажут, что корабль можно  отнести и к Финикии, и к Греции –  поощрительный балл.Египтяне были в Междуречье, где реки текут в  противоположном Нилу направлении.  (5 баллов, с названием рек) Это – Персия.  (5 баллов, за название и верное обозначение на  карте). Китай, который находится на Великой китайской  равнине.  (5 баллов, за показ и название) 4. Жители Египта побывали в одной из стран  Передней Азии и заявили, что в ней реки текут  наоборот.  Как вы думаете, в какую страну ездили  египтяне? Покажите ее на карте. Покажите на карте страну, которая стала одной  из крупных держав при правителе Дарии I. 5. Покажите страну в юго – восточной Азии,  находящуюся на большой равнине. 6. Максимальное количество баллов – 30. Время выполнения (максимум) – 15­20 минут. IV. Станция “Компьютерная”.  1. Необходимо войти в программу тестирования, выбрать тему, выполнить задания в кратчайшие  сроки и при наименьшем количестве подсказок (количество подсказок и время фиксируют  помощники и жюри).  2. Количество выбранных тем и осуществленных ответов определяется хронологией выполнения  заданий – 15­20 минут (время может варьироваться).  3. Задания могут выполнять отдельными представителями или всеми членами команды (на  усмотрение организаторов).  4. Максимум баллов не определяется.  Список литературы 1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. – М., 2001.  2. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Учебник. 5 класс М;  “Просвещение”, 2006.  3. Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. – М., 1996.  4. Задания и задачи по истории древнего мира, М: “Просвещение”, 1996.  5. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. – М., 2003.  6. “Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс” учебное электронное издание “Кордис & медиа”.  7. Хрестоматия по истории Древнего мира. Пособие для учителя. Под ред. Н.И. Миницкого.  Минск: “Белорусская энциклопедия”, 2003.