Играем с пальчиками - развиваем речь
Оценка 4.7

Играем с пальчиками - развиваем речь

Оценка 4.7
Памятки +1
docx
дефектология
18.09.2023
Играем с пальчиками - развиваем речь
Как познание материала через пальцы рук способствует развитию речи
Полноценная речь.docx

Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе, поэтому развитием мелкой моторики у детей нужно заниматься как можно раньше. Это важно при своевременном речевом развитии, и особенно когда развитие нарушено. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев – мощное средство повышения работоспособности головного мозга. Развивая мелкую моторику через игры и упражнения можно не только подготовить ребёнка к овладению навыком письма, но и оказать влияние на его общее интеллектуальное развитие.

Ещё в старину наши предки пели детям песни- потешки, играли в «Ладушки», «Сороку- белобоку», «Козу- дерезу» и т.д., сопровождая текст движениями рук. Стимулируя мелкую моторику рук и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - я пойму!».

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим принципам: «Слышу. Вижу, Делаю.» Дети слышат объяснения, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задания сами.

Игры совершенствуют ловкость, улучшают память, речь, вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребёнка. Существуют следующие виды пальчиковых игр: активные игры со стихотворным сопровождением; пальчиковые игры с элементами самомассажа и с предметами; игры с бумагой (оригами).

Дети любят игры со стихотворным сопровождением – это побуждает их к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движения пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке.

А также полезны кинезиологические упражнения для дошкольников. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.

Вспомним сказанное И.П. Павловым: «...развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.

Левое полушарие ответственно за формально-логическое (понятийное) мышление и речь, которые и достигли максимального развития.

Правое полушарие, освобожденное от этой задачи, получило возможность целиком переключиться на развитие художественного мышления, свойственного только человеку, на отражение мира в формах искусства.

Итак, повторяя игры-упражнения, мы совершенствуем, доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т.е. вырабатываем двигательный навык, а также индивидуальный стиль движений как таковых, что очень важно как в игровой, так и в учебной деятельности.

«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Сидит белка на тележке,                (Хлопки ладонями и удары кулач-

Продает она орешки.             ками друг о друга попеременно.)

Лисичке-сестричке,                (Загибают по одному пальчику,

Воробью, синичке.                 начиная с большого.)
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Кому в платок,                (Ритмичные хлопки ладонями и

Кому в зобок,                удары кулачками.)

Кому в лапочку.

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

Есть игрушки у меня:        (Хлопают в ладоши и ударяют кулач-

ками друг о друга попеременно.)

Паровоз и два коня,        (Загибают пальчики на обеих руках.)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран —

Настоящий великан.

Сколько вместе?        (Хлопают попеременно в ладоши

Как узнать?                    и ударяют кулачками друг о друга.)

Помогите сосчитать!

 «ИГРУШКИ»

Работа над темпом и ритмом речи

На большом диване в ряд                (Попеременно   хлопают   в    

Куклы  Катины сидят:                          ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя,  Буратино,                   (Загибают поочередно все

И веселый Чиполлино,                       пальчики.)

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре,  пять.               (Разгибают поочередно

                пальчики.)

Помогаем  нашей  Кате                      (Попеременно   хлопают   в    

Мы игрушки сосчитать.                      ладоши и стучат кулачками.)

 «МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ»

Раз, два, три, четыре,                         (Загибают пальчики по одному.)

пять,

Мы во двор пришли                          («Идут» по столу указательным и  гулять.  средним пальчиками.)

Бабу снежную лепили,                      («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками                                («Крошат   хлебушек»   всеми  

                                                                            кормили, пальчиками.)

С горки мы потом                                  (Ведут  указательным   пальцем   правой

катались,                                                      руки  по ладони левом   руки.)

А еще в снегу валялись.                    (Кладут ладошки на стол то

одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой                               (Отряхивают ладошки.)
пришли.

Съели суп и спать легли.                      (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.                (Круговые движения кулачками рук.)

Много нас,                                (Показывают 10 пальцев.)

А он один.                                (Показывают 1 палец.)

Эта долька – для ежа.                (Дети загибают поочередно пальцы.)

Эта долька – для чижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.        

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.                 (Поглаживание ладонью правой

                                                              руки тыльной стороны левой руки.)

Он сердит на нас -                         (Сомкнуть пальцы обеих рук.)

Беда!!!                                               (Руки прижать к щекам. Покачать

головой.)

Разбегайтесь -                                 (Бегут пальцами по коленкам.)

Кто куда!                                            (Руки спрятать за спину.)

Как вы заметили, если мы используем при игре с пальчиками стишки, то у детей возрастает интерес к игре, у них возникает желание больше говорить.

1.         Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

 

1.         В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

2.         Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

 

3.         Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

 

4.       Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

 

5.         Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

 

 

 


 

Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе, поэтому развитием мелкой моторики у детей нужно заниматься как можно раньше

Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе, поэтому развитием мелкой моторики у детей нужно заниматься как можно раньше

Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым

Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым

Куклы Катины сидят: ладоши и стучат кулачками

Куклы Катины сидят: ладоши и стучат кулачками

А для волка – кожура. (Поглаживание ладонью правой руки тыльной стороны левой руки

А для волка – кожура. (Поглаживание ладонью правой руки тыльной стороны левой руки

Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе

Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2023