Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения (слабовидящие) связаны с необходимостью адаптации учебного процесса к их зрительным возможностям и компенсации недостающего зрительного восприятия. Это включает использование специальных образовательных средств, таких как брайлевский шрифт, увеличенные шрифты, аудио- и видеоматериалы, а также разработку программ коррекции и развития сохранных анализаторов.
Более подробно, к особым образовательным потребностям обучающихся с нарушением зрения относятся:
1. Необходимость в специальных образовательных средствах:
использование брайлевского шрифта для чтения и письма, увеличенные шрифты для слабовидящих, аудио- и видеоматериалы для тех, кто не может читать обычным шрифтом.
2. Развитие компенсаторных механизмов:
развитие тактильных и слуховых ощущений, формирование пространственной ориентации и навыков самостоятельного передвижения.
3. Индивидуальный подход к обучению:
ученики с нарушением зрения могут нуждаться в дополнительной помощи, адаптированной программе обучения, индивидуальном планировании учебного процесса.
4. Создание безбарьерной образовательной среды:
это включает разработку учебных материалов, доступных для слепых и слабовидящих, а также создание комфортной и безопасной среды для обучения.
5. Усиление работы по развитию личностных и коммуникативных навыков:
это включает работу по формированию навыков самообслуживания, социальной адаптации и развития коммуникативных умений.
6. Обеспечение должного ухода за зрением:
соблюдение зрительного режима, применение оптических средств для коррекции зрения, а также помощь в выборе и использовании специальных технических средств, облегчающих обучение и работу.
7. Развитие познавательной и творческой активности:
стимулирование интереса к обучению, использование различных форм и методов обучения, а также организация дополнительного внеурочного образования.
8. Обеспечение социальной и бытовой адаптации:
это включает обучение самостоятельной ориентации в пространстве, использование средств передвижения, а также обучение навыкам самообслуживания и организации быта.
2. Определить специальные условия для образования детей с ОВЗ данной категории.
Образовательная программа
Для обучающихся с нарушением зрения разработаны адаптированные программы, которые учитывают их особенности и потребности. Эти программы адаптированы под разные типы нарушений зрения, включая слепых, слабовидящих, и обучающихся с амблиопией и косоглазием.
ФАОП ДО (Федеральная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования): АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием).
ФАОП
НОО для слабовидящих обучающихся включает три варианта:
а) ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант
4.1);
б) ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант
4.2);
в) ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.3);
ФАОП ООО (Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования):
ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1);
ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2).
Слабовидящие с интеллектуальными нарушениями обучаются по АОП для обучающихся с нарушением интеллекта с учетом зрительного дефекта (вар 1 и 2, в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности) ,
ФРП (Федеральные рабочие программы) и РП (Рабочие программы):
включают адаптацию приемов и средств обучения для слабовидящих и слепых детей, например, в программах по литературе, окружающему миру, русскому языку, математике, ИЗО, музыке и других.
Кадровое обеспечение.
Для обеспечения качественной АООП для слабовидящих обучающихся, важно иметь квалифицированных педагогов и специалистов (тифлопедагог, логопед, психолог, олигофренопедагог (в зависимости от рекомендаций ТПМПК). К кадровому обеспечению предъявляются требования к образованию, опыту и дополнительным знаниям в области коррекционной педагогики и тифлопедагогики.
Требования к кадровому обеспечению:
· Образование:
· Педагоги должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по профилю, соответствующему занимаемой должности.
· Для педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ, требуется дополнительное образование или переподготовка в области коррекционной педагогики и тифлопедагогики.
· Дополнительные требования:
· Знание особенностей развития детей с нарушением зрения.
· Умение применять адаптивные методы и средства обучения для детей с ОВЗ.
· Способность работать в команде, взаимодействовать с родителями и другими специалистами.
· Навыки в области тифлотехники и использования вспомогательных технических средств.
· Квалификация:
· Специалисты, работающие с детьми с ОВЗ, должны иметь квалификацию, подтвержденную документами об образовании и дополнительной профессиональной подготовке.
· Педагоги должны постоянно повышать свою квалификацию в области коррекционной педагогики и тифлопедагогики.
· Необходимо наличие у учителей знаний и умений в области тифлообразования.
Особенности предметно-пространственной среды
Для слабовидящих важно создать предметно-пространственную среду, которая будет безопасной, хорошо освещенной и адаптированной к особенностям зрения. Это включает использование специальных учебников, дидактических материалов и средств наглядности, а также применение оптических, тифлотехнических и технических средств.
o Безопасность:
Помещения должны быть свободны от выступающих углов, опасных предметов и иметь широкие проходы для удобства передвижения.
o Освещение:
Уровень освещенности учебных помещений, кабинетов, спортивных залов и других пространств должен соответствовать нормам, установленным для слабовидящих.
o Доступность:
Учебники, дидактические материалы и средства наглядности должны быть адаптированы к особым образовательным потребностям слабовидящих. Необходимо использовать оптические, тифлотехнические и технические средства, например, увеличительные стекла, тифлокомпьютеры.
o Использование специальных средств:
Важно обеспечить доступ к учебным материалам и ресурсам с помощью тифлотехнических и технических средств, чтобы ученики могли комфортно учиться.
Специфика методических подходов при реализации отдельных образовательных областей и видов детской деятельности
Специфика реализации образовательных областей и видов детской деятельности в зависимости от степени снижения зрения включает: использование различных сенсорных стимулов, изменение визуального материала, и, при необходимости, использование альтернативных методов познания. Важно создать комфортную и безопасную среду, способствующую развитию ребенка.
Методические подходы для разных образовательных областей:
· Социально-коммуникативное развитие:
Развивайте навыки общения и взаимодействия с помощью игр, в которых дети могут использовать различные сенсорные стимулы (например, тактильные игры, музыка), а также чтение книг с объемными иллюстрациями или текстами, подходящими для слабовидящих. Помните, что дети могут испытывать трудности с восприятием визуальной информации, поэтому важно предоставлять им информацию в различных форматах.
· Познавательное развитие:
Используйте разные методы познания, включая тактильные игры, модели, 3D-иллюстрации, и другие вспомогательные материалы. Обратите внимание на необходимость адаптации визуального материала, такого как схемы, карты, и диаграммы.
· Речевое развитие:
Вовлекайте детей в различные игры и занятия, которые развивают их речь и слуховую память. Используйте аудиокниги, прослушивание песен, и другие материалы, которые помогут детям развивать свои речевые навыки.
· Художественно-эстетическое развитие:
Используйте различные материалы и техники, такие как тактильные игры, музыка, и другие средства, которые позволят детям творчески выражать себя. Например, дети могут создавать свои собственные картины, скульптуры, или другие художественные произведения, используя различные текстуры и материалы.
· Физическое развитие:
Вовлекайте детей в различные физические игры и упражнения, которые помогут им развивать свои двигательные навыки. При этом важно обеспечить безопасность и учитывать особенности физического развития ребенка.
Методические подходы для видов детской деятельности:
· Игры:
Используйте игры, которые включают различные сенсорные стимулы, такие как тактильные игры, музыка, и другие средства, которые помогут детям развивать свои навыки и творческие способности.
· Чтение:
Обратите внимание на необходимость адаптации визуального материала, такого как книги с объемными иллюстрациями, тексты, подходящие для слабовидящих, и другие вспомогательные материалы.
· Творчество:
Используйте различные материалы и техники, такие как тактильные игры, музыка, и другие средства, которые позволят детям творчески выражать себя. Например, дети могут создавать свои собственные картины, скульптуры, или другие художественные произведения, используя различные текстуры и материалы.
· Музыка:
Музыкальные занятия помогают развивать слуховое внимание, память, и речевые навыки. Используйте музыкальные инструменты, песни, и другие материалы, которые помогут детям развивать свои музыкальные способности.
Организация обучения и воспитание слабовидящего с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зависит от определенных факторов: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени жизнедеятельности в условиях нарушенного зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузки.
Необходимо:
целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов действия;
широкое использование специальных приемов организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции);
целенаправленное руководство учебно-практической деятельностью;
расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирования и расширения понятий;
обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия обучающихся;
развитие приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;
предъявление информации преимущественно в наглядно-образной форме;
целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности, ориентировочных действий;
максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;
специальная организация (с учетом особых образовательных потребностей) пространственно-развивающей среды (направление света, цвет доски, размер пособий и макетов, маркировка углов мебели и тд);
преимущественно использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
учет темпа (замедленный) учебной работы обучающихся с учетом наличия особых образовательных потребностей;
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.