Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения

  • Памятки
  • docx
  • 26.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения .docx

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения

 

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения (слабовидящие) связаны с необходимостью адаптации учебного процесса к их зрительным возможностям и компенсации недостающего зрительного восприятия. Это включает использование специальных образовательных средств, таких как брайлевский шрифт, увеличенные шрифты, аудио- и видеоматериалы, а также разработку программ коррекции и развития сохранных анализаторов.

Более подробно, к особым образовательным потребностям обучающихся с нарушением зрения относятся:

1. Необходимость в специальных образовательных средствах:

использование брайлевского шрифта для чтения и письма, увеличенные шрифты для слабовидящих, аудио- и видеоматериалы для тех, кто не может читать обычным шрифтом. 

2. Развитие компенсаторных механизмов:

развитие тактильных и слуховых ощущений, формирование пространственной ориентации и навыков самостоятельного передвижения. 

3. Индивидуальный подход к обучению:

ученики с нарушением зрения могут нуждаться в дополнительной помощи, адаптированной программе обучения, индивидуальном планировании учебного процесса. 

4. Создание безбарьерной образовательной среды:

это включает разработку учебных материалов, доступных для слепых и слабовидящих, а также создание комфортной и безопасной среды для обучения. 

5. Усиление работы по развитию личностных и коммуникативных навыков:

это включает работу по формированию навыков самообслуживания, социальной адаптации и развития коммуникативных умений. 

6. Обеспечение должного ухода за зрением:

соблюдение зрительного режима, применение оптических средств для коррекции зрения, а также помощь в выборе и использовании специальных технических средств, облегчающих обучение и работу. 

7. Развитие познавательной и творческой активности:

стимулирование интереса к обучению, использование различных форм и методов обучения, а также организация дополнительного внеурочного образования. 

8. Обеспечение социальной и бытовой адаптации:

это включает обучение самостоятельной ориентации в пространстве, использование средств передвижения, а также обучение навыкам самообслуживания и организации быта. 

 

2. Определить специальные условия для образования детей с ОВЗ данной категории.

Образовательная программа

Для обучающихся с нарушением зрения разработаны адаптированные программы, которые учитывают их особенности и потребности. Эти программы адаптированы под разные типы нарушений зрения, включая слепых, слабовидящих, и обучающихся с амблиопией и косоглазием. 

ФАОП ДО (Федеральная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования): АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием).

ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся включает три варианта:

а) ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1);

б) ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2);

в) ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.3);

 

ФАОП ООО (Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования):

ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1);

ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2).

Слабовидящие с интеллектуальными нарушениями обучаются по АОП  для обучающихся с нарушением интеллекта с учетом зрительного дефекта (вар 1 и 2, в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности) ,

ФРП (Федеральные рабочие программы) и РП (Рабочие программы):

включают адаптацию приемов и средств обучения для слабовидящих и слепых детей, например, в программах по литературе, окружающему миру, русскому языку, математике, ИЗО, музыке и других. 

Кадровое обеспечение.

 

Для обеспечения качественной АООП для слабовидящих обучающихся, важно иметь квалифицированных педагогов и специалистов (тифлопедагог, логопед, психолог, олигофренопедагог (в зависимости от рекомендаций ТПМПК). К кадровому обеспечению предъявляются требования к образованию, опыту и дополнительным знаниям в области коррекционной педагогики и тифлопедагогики.

Требования к кадровому обеспечению:

·  Образование:

·                          Педагоги должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по профилю, соответствующему занимаемой должности.

·                          Для педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ, требуется дополнительное образование или переподготовка в области коррекционной педагогики и тифлопедагогики.

·  Дополнительные требования:

·                          Знание особенностей развития детей с нарушением зрения.

·                          Умение применять адаптивные методы и средства обучения для детей с ОВЗ.

·                          Способность работать в команде, взаимодействовать с родителями и другими специалистами.

·                          Навыки в области тифлотехники и использования вспомогательных технических средств.

·  Квалификация:

·                          Специалисты, работающие с детьми с ОВЗ, должны иметь квалификацию, подтвержденную документами об образовании и дополнительной профессиональной подготовке.

·                          Педагоги должны постоянно повышать свою квалификацию в области коррекционной педагогики и тифлопедагогики.

·                          Необходимо наличие у учителей знаний и умений в области тифлообразования.

 

Особенности предметно-пространственной среды

Для слабовидящих важно создать предметно-пространственную среду, которая будет безопасной, хорошо освещенной и адаптированной к особенностям зрения. Это включает использование специальных учебников, дидактических материалов и средств наглядности, а также применение оптических, тифлотехнических и технических средств. 

o          Безопасность:

Помещения должны быть свободны от выступающих углов, опасных предметов и иметь широкие проходы для удобства передвижения.

o          Освещение:

Уровень освещенности учебных помещений, кабинетов, спортивных залов и других пространств должен соответствовать нормам, установленным для слабовидящих.

o          Доступность:

Учебники, дидактические материалы и средства наглядности должны быть адаптированы к особым образовательным потребностям слабовидящих. Необходимо использовать оптические, тифлотехнические и технические средства, например, увеличительные стекла, тифлокомпьютеры.

o          Использование специальных средств:

Важно обеспечить доступ к учебным материалам и ресурсам с помощью тифлотехнических и технических средств, чтобы ученики могли комфортно учиться.

Специфика методических подходов при реализации отдельных образовательных областей и видов детской деятельности

 

Специфика реализации образовательных областей и видов детской деятельности в зависимости от степени снижения зрения включает: использование различных сенсорных стимулов, изменение визуального материала, и, при необходимости, использование альтернативных методов познания. Важно создать комфортную и безопасную среду, способствующую развитию ребенка.

Методические подходы для разных образовательных областей:

·  Социально-коммуникативное развитие:

Развивайте навыки общения и взаимодействия с помощью игр, в которых дети могут использовать различные сенсорные стимулы (например, тактильные игры, музыка), а также чтение книг с объемными иллюстрациями или текстами, подходящими для слабовидящих. Помните, что дети могут испытывать трудности с восприятием визуальной информации, поэтому важно предоставлять им информацию в различных форматах.

·  Познавательное развитие:

Используйте разные методы познания, включая тактильные игры, модели, 3D-иллюстрации, и другие вспомогательные материалы. Обратите внимание на необходимость адаптации визуального материала, такого как схемы, карты, и диаграммы.

·  Речевое развитие:

Вовлекайте детей в различные игры и занятия, которые развивают их речь и слуховую память. Используйте аудиокниги, прослушивание песен, и другие материалы, которые помогут детям развивать свои речевые навыки.

·  Художественно-эстетическое развитие:

Используйте различные материалы и техники, такие как тактильные игры, музыка, и другие средства, которые позволят детям творчески выражать себя. Например, дети могут создавать свои собственные картины, скульптуры, или другие художественные произведения, используя различные текстуры и материалы.

·  Физическое развитие:

Вовлекайте детей в различные физические игры и упражнения, которые помогут им развивать свои двигательные навыки. При этом важно обеспечить безопасность и учитывать особенности физического развития ребенка. 

Методические подходы для видов детской деятельности:

·  Игры:

Используйте игры, которые включают различные сенсорные стимулы, такие как тактильные игры, музыка, и другие средства, которые помогут детям развивать свои навыки и творческие способности.

·  Чтение:

Обратите внимание на необходимость адаптации визуального материала, такого как книги с объемными иллюстрациями, тексты, подходящие для слабовидящих, и другие вспомогательные материалы.

·  Творчество:

Используйте различные материалы и техники, такие как тактильные игры, музыка, и другие средства, которые позволят детям творчески выражать себя. Например, дети могут создавать свои собственные картины, скульптуры, или другие художественные произведения, используя различные текстуры и материалы.

·  Музыка:

Музыкальные занятия помогают развивать слуховое внимание, память, и речевые навыки. Используйте музыкальные инструменты, песни, и другие материалы, которые помогут детям развивать свои музыкальные способности. 

Организация обучения и воспитание слабовидящего с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зависит от определенных факторов: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени жизнедеятельности в условиях нарушенного зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузки.

Необходимо:

целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов действия;

широкое использование специальных приемов организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции);

целенаправленное руководство учебно-практической деятельностью;

расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирования и расширения понятий;

обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия обучающихся;

развитие приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;

предъявление информации преимущественно в наглядно-образной форме;

целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности, ориентировочных действий;

максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;

специальная организация (с учетом особых образовательных потребностей) пространственно-развивающей среды (направление света, цвет доски, размер пособий и макетов, маркировка углов мебели  и тд);

преимущественно использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

учет темпа (замедленный) учебной работы обучающихся с учетом наличия особых образовательных потребностей;