Памятка логопеда "Развитие речи осенью"

  • Памятки
  • docx
  • 20.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала памятка Развитие речи осенью.docx

Памятка логопеда

«Как развивать речь ребенка осенью»

Подготовила: учитель-логопед Токарева Анна Сергеевна

Осень — прекрасное время для речевого развития: вокруг множества новых впечатлений, появления объектов и ситуаций, которые легко использовать для речевых упражнений.

1. Гуляйте и называйте

Во время прогулки описывайте всё, что видит ребёнок:

  • цвета (жёлтый лист, красная ягода),
  • формы (круглый гриб, длинная веточка),
  • признаки (мокрый, холодный, хрупкий),
  • действия (шуршит, падает, дует, капает).

Задавайте ребёнку вопросы:
«Какой лист?» — «А какой ещё?» — «Что с ним происходит?»

Это развивает словарь и умеет составлять фразы.

2. Собирайте и классифицируйте природный материал.

Листья, шишки, каштаны, веточки можно сортировать:

  • по размеру,
  • по цвету,
  • по форме,
  • по виду дерева.

Просите ребенка объяснить свой выбор:
«Почему ты кладешь этот лист сюда?»
Так развивается связная речь и логическое мышление.

3. Осенние рассказы

После прогулки ребёнку предлагается мини-рассказ:

  • «Что мы сегодня видели?»
  • «Какая была погода?»
  • «Что тебе понравилось?»

Можно использовать фото с телефона — пересказ по картинке всегда проще.

4. Игры со словами

Осень — отличное время для словесных игр:

  • «Назови пять осенних слов» (дождь, лужи, листья…).
  • «Что бывает мокрым? Что бывает холодным?»
  • «Придумай предложение со словом ветер ».
  • «Продолжи фразу: Осенью на улице…»

Игры развивают активный словарь и грамматику.

5. Развивайте фонематический слух.

Используйте звуки осени:

  • шум дождя,
  • шуршание листьев,
  • дуновение ветра.

Игры:

  • «Что звучит?»,
  • «Тихо — громко»,
  • «Длинный звук — короткий звук».

Это помогает подготовить ребенка к обучению чтению и письму.

6. Артикуляционная гимнастика с осенними образами.

Предложите действие, обыгрывая их:

  • «Листочек» — язычок мягко покачивается.
  • «Грибок» — присасывание языка к нёбу.
  • «Дождик» — постукивание языка за зубами.
  • «Ветерок» — плавный выдох через рот.

Игровой формат повышает мотивацию.

7. Чтение осенних книг и стихов

Осенние стихи и краткие рассказы увеличивают словарный запас и развивают память.
После прочтения задавайте вопросы:

  • «Почему деревья сбрасывают листья?»
  • «Как относится герой к дождю?»

8. Развивайте речь в быту.

Осенью появляюсь много событий, которые можно обсудить:

  • выбираем одежду: «Что наденем и почему?»
  • готовим: «Какие овощи осенью собирают?»
  • наблюдение: «Как изменилась погода?»

Обычные действия преобразуются в развитие речи.


Главное правило:

Поговорите с ребёнком, слушайте его и задайте вопросы.
Живая, эмоциональная речь взросления — лучшая логопедическая поддержка.