Игровая деятельность для детей с умственной отсталостью

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 22.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Igrovaya-deyatelnost-dlya-detej-s-umstvennoj-otstalostyu.pptx

Игровая деятельность для детей с умственной отсталостью

Введение

Игра – ведущий вид деятельности в детском возрасте. Для детей с умственной отсталостью (УО) она имеет особое значение, так как способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и социальной адаптации. Однако такие дети нуждаются в особом подходе к организации игровой деятельности.

Особенности игровой деятельности детей с УО

Низкая познавательная активность

дети редко проявляют инициативу.

Стереотипность действий

склонность к повторяющимся, однообразным играм.

Трудности в понимании правил

требуется многократное объяснение.

Слабое воображение

ограниченность сюжетно-ролевых игр.

Эмоциональная бедность

меньшая выразительность в игре.

Цели и задачи игровой деятельности

Цель

Развитие психических процессов, коммуникативных навыков и социальной адаптации через игру.

Задачи

Стимулировать познавательную активность.

Развивать эмоционально-волевую сферу.

Формировать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Корректировать недостатки моторики, речи, внимания.

Виды игр для детей с УО

Сенсорные игры

развитие восприятия: "Найди такой же", "Сортировка по цвету"

Подвижные игры

координация, крупная моторика: "Попади в цель", "Повтори движение"

Дидактические игры

обучение в игровой форме: лото, пазлы, "Четвертый лишний"

Сюжетно-ролевые игры

социальные навыки: "Магазин", "Доктор"

Игры с правилами

развитие произвольности: "Горячо-холодно", "Съедобное-несъедобное"

Принципы организации игр

Доступность

соответствие уровню развития ребенка

Постепенность

от простого к сложному

Наглядность

использование ярких материалов

Повторяемость

закрепление навыков

Эмоциональная вовлеченность

поощрение, похвала

Примеры игровых упражнений

"Собери бусы"

развитие мелкой моторики, сенсорики

"Угадай звук"

аудиальное восприятие, внимание

"Кукольный театр"

развитие речи, эмоций

"Построй домик"

пространственное мышление, координация

Роль педагога в игровой деятельности

Создание мотивации

Педагог должен заинтересовать ребенка, вызвать желание участвовать в игре.

Постепенное усложнение заданий

Важно подбирать игры с учетом возможностей ребенка и постепенно повышать сложность.

Индивидуальный подход

Учет особенностей каждого ребенка при организации игровой деятельности.

Поддержка и положительная оценка

Создание атмосферы успеха и поощрение даже небольших достижений.

Включение элементов игры в обучение

Использование игровых методов для повышения эффективности образовательного процесса.

Заключение

Игра для детей с умственной отсталостью – не просто развлечение, а мощный инструмент развития. Правильно организованная игровая деятельность помогает преодолевать трудности, социализироваться и достигать новых успехов.