Игровая программа «Знатоки природы»
(театральные игры – экспромты, подвижные, ролевые, музыкальные, развивающие игры)
Цель: повысить познавательный интерес к изучению предмета окружающий мир, расширить общий кругозор обучающихся, подчеркнуть значение знаний в повседневной жизни, способствовать развитию интереса к предмету, создавать ситуацию успеха у обучающихся.
Задачи:
1) создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений.
2) развитие таких качеств, как умение слушать другого человека, работать в группах.
Ход мероприятия
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра,
Весна нам дарит звонкий праздник,
И главный гость на нём – ИГРА !
Игра наш друг – большой и умный,
Не даст скучать и унывать:
Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
И пусть мальчишки и девчонки –
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко – звонко:
«Добро пожаловать, ИГРА !»
Ведущий:
Дорогие ребята и взрослые ! Мы сегодня проводим игровую программу «Знатоки природы». Пусть игра подарит всем радость, удовольствие, смех, новые знания, подружит ещё больше.
В нашей игре принимают участие три команды (по 8 человек), болельщики.
Давайте же знакомиться !
Игра 1. «Знакомство»
Как будут называться наши команды ? Узнайте название команды, вычеркнув указанные буквы:
(ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ)
(ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ)
Игра с залом «Знакомство»
Тани, Саши – руки вверх подняли,
Насти, Оли, Димы – завизжали,
Никиты, Любы – в ладоши похлопали,
Ну, а Серёжи, Риты, Вики – ногами потопали,
Игори, Юли, Алёши – засвистели,
А Наташи все присели,
Кати, Даши – дружно мяукнули,
А Иваны – немного похрюкали,
Кристины – заахали,
Миши – запрыгали,
Стасики – захныкали,
Про кого я не сказала
И сегодня промолчала,
Как единая семья
Давайте крикнем дружно: «Я!»
Вот мы и познакомились !
Вот вопрос, а где ответ?
Это маленький секрет.
Вы ребята, не зевайте
Хором, дружно отвечайте.
Разминка
1. Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клест.)
2. -Самая маленькая птичка в мире. (Колибри.)
3. -Как называется птичий домик? (Скворечник.)
4. -Как называется будущий цветок? (Бутон.)
5. -Рыба с усами. (Сом.)
6. -Птица - лесной доктор. (Дятел.)
7. -Какое самое крупное наземное животное? (Слон.)
8. -Ствол деревьев покрывает и надежно защищает. (Кора.)
9. -Как зовем мы человека, что зимой полезет в реку? («Морж».)
10. -Растет зеленый кустик, дотронешься - укусит. (Крапива.)
1. Что называют «черным золотом»? (Нефть)
2. Самое большое озеро в мире. (Каспийское море)
3. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал)
4. Грызун, который любит стоять столбиком. (Суслик).
5. Сок, какого дерева сладкий. (Береза)
6. Зверек, живущий под землей. (Крот)
7. Клюква растет в болоте или в лесу? ( Болото)
8. Ласточки летают низко, к дождливой или к хорошей погоде? (Дождливая)
Игра 2. «В путь!»
Приглашаем все команды построиться цепочками (члены команды кладут друг другу руки на плечи, образуя цепочку).
Играет музыка, команда движется по залу. Ведущий говорит: «ЯМА !» (надо дружно сделать прыжок), «ВЕТКА !» (надо пригнуться), «КОМАРЫ !» (надо одной рукой отгонять их).
Побеждает та команда, которая не расцепилась во время движения.
Игра 3. «Дружная семейка»
Конкурс «Продолжи пословицу»
Команды поочередно продолжают поговорку или пословицу.
· -Красна птица пером, а …(человек - умом).
· -Солнце на лето, …(зима - на мороз).
· -Январь - году начало, а …(зиме - середина).
· -На чужой сторонушке, рад …(родной воронушке).
· -Волков бояться - (в лес не ходить).
· -Мала пчёлка, да и та …(работает).
· -Мороз и метели …(под февраль полетели).
· -Мороз не велик, …(да стоять не велит).
Игра с залом «Великие ботаники»
Хлопнуть по коленям, если это дерево:
Яблоня, груша, ель, рябина,
Смородина, облепиха, сирень, малина,
Вишня, черешня, лимон, апельсин,
Липа, клён, баобаб, мандарин,
Ясень, каштан, слива, осина,
Дуб, крыжовник, сосна, рябина.
Игра 4. «Фразеологический зверинец»
Добавьте недостающее слово – название животного.
Голоден как ______(волк) хитёр как _____(лиса) здоров как _______ (бык)
Труслив как ______(заяц) колючий как ____(ёж) изворотливый как __(змея)
Болтлив как _____(сорока) нем как ____(рыба) драчливый как ___(петух)
Упрям как _______(осёл) смелый как ___(лев) быстрый как ____(лань)
Скользкий как ____(уж) тяжелый как ___(слон) косолапый как __(медведь)
Конкурс «Определи лишнее слово».
Нужно найти в каждом ряду одно лишнее слово и доказать правильность своего ответа.
1. -Лисица, медведь, заяц, дятел, бурундук.
2. -Гнездо, муравейник, курятник, нора, берлога.
3. -Дятел, летучая мышь, соловей, синица, грач.
4. -Комар, жук, синица, пчела, бабочка.
5. -Берёза, сосна, липа, рябина, дуб.
6. -Корова, свинья, овца, кабан, коза.
Игра с залом «Птицы»
Хлопните в ладоши, если услышите название птицы:
Прилетели птицы: Соколы, стрижи.
Голуби, синицы, Снегири, кукушки,
Мухи и стрижи, Чайки и ватрушки.
Лисы, вороны, Лебеди и совы,
Галки, макароны. Дятлы и коровы.
Воробьи и чайки, Прилетели под конец
Грачи и балалайки. Утка, щука и скворец !
Чибисы, моржи,
Игра 5. «Шутки природы»
Игра с залом «Кто/что это ?»
Вопросы хитрые задам.
Коль отрицательный ответ,
Прошу ответить словом «нет»,
А утвердительный — тогда
Скажите громко слово «да».
Не сомневаюсь я, ребята,
У каждого ума палата,
Но у меня для вас совет:
Ответы «ДА», ответы «НЕТ»
Давать мгновенно не спешите,
Подумав крепко, говорите.
Откройте мне один секрет:
Живут жирафы В ТУНДРЕ?…
УВИДИШЬ в ясный день крота,
Парящим В НЕБЕ, правда?…
Строитель строит города.
А осы строят СОТЫ?…
Оранжевый и красный цвет
ГОРЯЧИМИ считают?…
Машинам дан зелёный свет,
ИДТИ по зебре МОЖНО?…
В окошке утром — солнца свет,
НОЧЬ наступает, верно?…
В реке ТЕПЛЮЩАЯ вода.
И В ПРОРУБИ такая?…
А будет нам видна звезда,
Коль ночью небо в тучах?…
Лес — обитания среда
Для белок, зайцев, дятлов?…
Читатель, прочитав, всегда
СЪЕДАЕТ книжку, правда?…
Худой мальчишка, как скелет,
ЛЕГКО поднимет штангу?…
На небе много есть планет,
Луна — ПЛАНЕТА! Так ведь?…
Пасутся в АРКТИКЕ стада
Коров и коз рогатых?…
С аэродрома ПОЕЗДА
По полосе взлетают?…
У пешеходов есть мечта —
Споткнувшись, рухнуть В ЯМУ?…
Когда приходят холода,
На юг летят все лоси?…
Печём ватрушки ИЗО ЛЬДА
В горячей печке, правда?…
Ответишь ты мне без труда:
ЗИМОЙ цветёт черешня?…
По морю плавают суда.
Нефть перевозит ТАНКЕР?…
По снегу две полоски — след.
Медведь прошёл по снегу?…
Замёрзшая вода тверда.
Вода стать может ГАЗОМ?…
Бежит дистанцию атлет
ОТ ФИНИША ДО СТАРТА?…
За вторником идёт среда,
За четвергом — суббота?…
Хамелеон меняет цвет.
А осьминог МЕНЯЕТ?…
Мы ставим чашечки в буфет.
ДИВАН туда поставим?…
Друзьям ты говоришь: «Привет!»
И завучу ТАК скажешь?…
Растает снег — в ручьях вода.
Весной бывает это?…
Садится слон на провода,
Чтоб пообедать, правда?…
На карте мира — города,
Материки и страны?…
У жабы, точно, нет хвоста.
А у коровы ЕСТЬ он?…
В тени — «плюс тридцать», и тогда
Мы ШУБЫ надёваем?…
В троллейбусе, купив билет,
НА КРЫШЕ нужно ехать?…
* * *
Вопросы кончились, друзья!
И всех хвалю, ребята, я.
Зачёту подошёл конец.
Кто не ошибся — молодец!
А кто ошибся хоть чуток,
Не молодец, а молоток!
Игра 6. «Пантомима»
Изобразить
Игра 7. «Художники»
По одному человеку от команды дорисовывают полукруги до представителя живого (дано 9 полукругов на листе).
Музыкальная игра с залом
Под музыку зал повторяет движения за ведущим.
Игра 8. «Озвучка текста»
Команды получают тексты, которые надо прочитать, «услышать» звуки и озвучить текст.
Ночь. В деревне идёт дождь. Завывает ветер. Тут же залаяли дворовые собаки. Им в ответ закудахтали куры в курятнике. Скрипнула дверь. Послышался кашель и звук шагов. |
Доктор Айболит сидит в комнате и напевает. Ласково похрюкивая, в комнате появляется свинья. Айболит нежно почёсывает ей брюхо. Свинья повизгивает от удовольствия. Вот прихромал больной зайка. Он плачет от боли, льёт слёзы. Айболит вылечил зайку. Зайка весело смеётся и поёт. |
За кулисами цирка слышатся бурные аплодисменты, лай цирковых собак, ржание лошадей. Грозно рычат тигры. Вот прошёл на арену слон. Он громко трубит. Зрители с восторгом встречают его. |
Игра 9. «Театральная игра – экспромт»
Ведущий раздаёт всем играющим ребятам листочки, где указана роль в спектакле. Например, дуб, бабочка, принц …
Получив роль, игрок должен для себя решить, как точнее, выразительнее, лучше изобразить кого-либо.
Ведущий медленно читает текст, ребята разыгрывают спектакль:
Акт 1 На поляне рос дуб. Под ним росли цветочки. Вокруг летали бабочки. Две свинки тёрли спинки о дуб. |
Акт 2 Принц сел на своего коня и скачет на поляну , где растёт могучий дуб, под стоят цветочки, вокруг летают бабочки и две свинки трут спинки о дуб. |
Акт 3 На коня садится принцесса и скачет на поляну, где растёт могучий дуб, под ним цветут цветочки, вокруг летают бабочки, а две свинки трут спинки о дуб, где на коне гордо сидит принц. Акт 4 Принц слезает со своего коня. Подходит к принцессе, берёт её за руку и приглашает на танец. А на поляне всё также растёт могучий дуб, под ним цветут цветочки, летают красивые бабочки, две свинки трут спинки о дуб, резво бегают кони. |
Игра 10. «Зооэстафета»
Подведение итогов игровой программы
Вот и кончилась игра,
Вам домой спешить пора.
Но вы дома не скучайте,
Праздник наш весёлый вспоминайте !
Конкурс №8 «Создатели рекламы».
В течение 3 минут дети готовят, а потом показывают рекламный ролик:
1 команда – чистой воде;
2 команда – чистому воздуху:
3 команда – зеленому лесу.
Ведущий.
Приближается к завершению наше увлекательное путешествие в мир природы,
и пока жюри подводит итоги, мы проведем последний конкурс-игру.
Конкурс № 9 «Узнаем птицу»
Правила: если птица перелетная ребята машут руками, если птица зимующая садятся на корточки. Выбывают из игры дети, которые ошиблись. Выигрывает та команда, в которой осталось большее количество игроков.
Ведущий: ворона, ласточка, воробей, сорока, грач, скворец, дятел, синица, журавль,
поползень, стриж, кедровка, куропатка, глухарь.
1-й ученик:
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух - три ее основы!
2-й ученик:
В нашем городе есть экологические проблемы, решить которые можно, объединив усилия всех граждан. В течение 5 минут придумайте обращение к гражданам города, микрорайона, городским властям, руководителям предприятия с целью решить проблему загрязнения города.
1-й ученик:
Финал уже не за горами.
Знайте, мы, ребята, с вами!
2-й ученик:
В конверте лежат буквы, составьте из них слова. А мы соединим их, и получится... А что получится, вы увидите сами.
1 команда: «Охранять природу»
2 команда «значит любить»
3 команда «нашу Родину»
Вопросы:
15. Конкурс загадок.
16. Отгадывают по командам.
17. -Рос шар бел. Дунул ветер и шар улетел. (Одуванчик.)
18. -Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
19. -Был ребенок - не знал пеленок, стал стариком - сто пеленок на нем. (Капуста)
20. -Ни окон, ни дверей - полна горница людей. (Огурец.)
21. -Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур подсчитать. (Лиса.)
22. -Гребень имеет, а им не чешется, шпоры имеет, а верхом не ездит. (Петух.)
23. -Озорной мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает. (Воробей.)
24. -Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб.)
25. -Не портной, а с иголками не расстается. (Ёж.)
26. -В воде купался, а сух остался. (Гусь.)
Одуванчик. (Слайд № 23). Это самый известный съедобный цветок. В его листьях много кальция, железа, марганца, фосфора и витаминов В2 и С. Небольшой секрет: его листья надо собирать весной, пока одуванчики еще не зацвели, а горечь удаляется при вымачивании в холодной воде в течение 20 – 25 минут. Из листьев готовят салаты, например такой, листья одуванчика, чеснок, тертая морковь и майонез. Возможно сочетание с листьями крапивы. А из соцветий делают варенье – “одуванчиковый мед”, который повышает иммунитет и напоминает зимой о лете.
Кипрей, иван-чай. (Слайд № 24). Растет на вырубках, насыпях и склонах. Все части растения употребляют в пищу. Листья и цветки – весной и летом, а корни – осенью. Заваривают чай из листьев и бутонов. Варят зеленые щи, делают салаты из листьев и соцветий, которые содержат много витамина С. Корни употребляют в сыром и вареном виде вместо спаржи и капусты. Из высушенных корней делают муку, из которой готовят каши, пекут хлеб, блины, лепешки. Из поджаренных корней получают заменитель кофе. Кипрей имеет и лекарственное значение: чай – болеутоляющее средство, помогает от бессонницы, головной боли.
Крапива. (Слайд № 25). По питательности крапива близка зеленому гороху, молодой фасоли и капусте. Витамина С в ней в два раза больше чем в черной смородине, а витамина А больше, чем в моркови и облепихе. В пищу употребляют молодые листья, собранные до цветения. Из молодых листьев варят очень вкусные зеленые щи, и даже засаливают и заквашивают на зиму!
Пастушья сумка. (Слайд № 26). И кормилица, и врачевательница. Весной её листочки появляются одними из первых. За лето успевает вырасти четыре поколения, поэтому всегда можно найти её молодые листочки. Из листьев готовят: салаты, щи, борщи, начинку для пирожков. Семена используют как специи, вместо горчицы и перца.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.