Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)
Оценка 4.7

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)

Оценка 4.7
Игры +1
doc
чтение
3 кл
31.07.2019
Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)
В процессе игрового урока дети выполняют интересные задания: отгадывают загадки, знакомятся с сёстрами молодой Бабы Яги, её жилищем, друзьями, помогают Бабе Яге построить дом и др. Баба-Яга - интересный, яркий, образный, сказочный персонаж и включение данного героя русских народных сказок в образовательную деятельность обучающихся с нарушениями слуха приносит радость и положительные эмоции.
В гостях у Бабы Яги.doc
ТОГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа­интернат №15 I, II вида» Обобщающий игровой урок по чтению с использованием компьютерных технологий Автор: Раиса Ивановна Моисеева учитель начальных классов высшей квалификационной категории rimoiseeva@list.ru Томск ­ 15.05.2012 Цель: закрепление знаний, полученных в учебном году по внеклассному чтению и по теме  «Образ Бабы Яги в русском народном творчестве». Задачи:   создать праздничное настроение у детей;   развивать творческие способности и эмоциональную сферу ребенка;  развивать слуховое восприятие,  речь, фантазию, воображение;  приобщать к основам художественной, коммуникативной, артистической  культуры;  формировать опыт социального взаимодействия, веру в свои возможности; формировать творческую личность, способную к яркому самовыражению. Коррекционные  –   активизировать   работу   слухоречевого   анализатора   через подражание, самостоятельную речь, индивидуальное проговаривание. Основные принципы:  принцип индивидуальности – каждый ребенок получает возможность проявить  свои  индивидуальные возможности;  принцип креативности ­ проявление выдумки и фантазии;  принцип сказкотерапии – в виде  перевоплощения в сказочного героя. Материал: Телеграмма, бубен, метла,  магниты, листы чистой белой бумаги, карандаши, ручки,  клей­карандаш, бумага для записей, рисунки детей по теме «Какая она, Баба Яга?»,  речевые карточки, карточки­задания:  «Следы Кикиморы», «Следы Лешего»,  «Соедини пословицы», «Продолжи пословицу». Заготовки для аппликации по теме  «Избушка Бабы Яги»; 4 разноцветных клубка ниток П/Ш.  Картинки с изображением  избушки, ступы, метлы, песта. В сценарии использованы стихотворения Н.  Пикулевой, Е. Лаврентьевой, И. Антоновой, И. Андриановой. Ход мероприятия: Ведущий (Далее В): Ой,  друзья мои, друзья, позвала я  вас не зря, вы не будите  скучать! Разрешите же  начать. Ребята, а вы любите улыбаться, играть и смеяться?  (Стук в дверь, почтальон приносит телеграмму об Бабы Яги, ведущий зачитывает) Кто стучится в нашу дверь? Иду­иду, сейчас посмотрю. Ребята, да это почтальон  принёс телеграмму  от Бабы Яги. ­ Привет, крошки! Ох, устали мои ножки,  Долго к вам я собиралась и красиво наряжалась.  Вот, на встречу я пришла, вам задания принесла!  Пригласить хочу всех вас, на прогулку в сей же час! В: А где же сама Баба Яга? Ребята, вы её не видели? Ну­ка, посмотрите по сторонам, поищите Бабу Ягу, может быть, она спряталась? (Дети оглядываются по сторонам,  пытаются найти гостью – Бабу Ягу) (Слайд №1)   ­ Меня вы узнали, друзья! Да, да, Баба Яга – это я!  В:  Да вот же Баба Яга! Посмотрите, какая красивая Баба Яга. Какая  молодая,  какая нарядная. И метла у неё современная. Ребята, а ведь мы оказались в гостях у  Бабы Яги, в её сказочном лесу, в её загадочной стране. Вы не против того, чтобы  отправиться с Бабой Ягой в дремучий лес? Не против того, чтобы пройтись по  невиданным  дорожкам, встретиться с невиданными друзьями Бабы Яги? Дети (Далее Д): Да! В: В сей же час,  вместе с молодой Бабой Ягой мы отправимся в сказочную страну,  туда, где живёт Баба Яга и вся её родня, дорога в которую проходит через дремучий  лес, где света белого не видно.  Баба Яга познакомит вас со своими старшими  сёстрами, некоторыми друзьями, их у неё  много. Вы посмотрите, как они живут, чем занимаются, что умеют делать. Чтобы добраться до сестёр Бабы Яги, до её друзей вы должны выполнить  задания, которые приготовила для  вас Баба Яга. Вот первое из  них. Игра «Весёлый бубен». (Слайд №2) Какой  весёлый бубен, он не может удержаться, если рядом много детей. Вы  поиграете с ним?  Д: Да!  В: Тогда слушайте правила. Пока играет бубен, надо громко хлопать в ладошки над  головой, как только бубен перестанет звучать, ладошки не работают, отдыхают на  плечах, договорились? (Игру повторить 2­3 раза)  В: Бабе Яге весело, посмотрите, какое у неё отличное настроение. А вам весело?  Д: Да!  В: Ладошки поработали, пусть отдыхают, а работать будет голова, будем думать, а  как? А вот так. Баба Яга приготовила для вас загадки. Сядет рядышком на лавку  Бабушка Яга. Загадает вам загадки Бабушка Яга. Вместе с вами посидит,  кто смышленей поглядит.  Кто первый отгадает загадку, тому Баба Яга подарит заплатку. (Слайд №3) В ступе летает, детей похищает. В избе на куриной  ноге проживает. Д: Баба Яга. (Слайд №4) Стоит избушка, в избушке – старушка. У бабушки есть костяная нога, зовут ту  старушку … Д: Баба Яга. В: Совершенно верно. Ну что ж,  путь наш продолжается.  Дорога не лёгкая, по дремучему лесу, где света  белого не видно. На нашем пути будут возникать препятствия­задания, которые, ­   это   старуха­чародейка.   Может   околдовать   любого,   кто напоминаю,  приготовила для вас молодая Баба Яга. Они очень  интересные, вы с  ними справитесь легко.  Ребята, кто же такая Баба Яга? Какой вы себе её  представляете? (Произвольные ответы детей). Д:  Злой,   сердитой,   плохой,   весёлой,   шутливой,   агрессивной,   нервной,   вредной, безобразной, доброй. В:  Ребята,   Баба   Яга   –   это  вымышленный   (придуманный)   персонаж   (герой).  Это старая злая ведьма, которая живёт в глухом лесу в избушке на курьих ножках (показ избушки),   летает   в   ступе   (показ   ступы),   погоняя   её   пестом   (показ   картинки)   и заметая след метлой (показ картинки). Слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать». Однако в некоторых сказках Баба­ Яга вовсе не злая. Она приветливо встречает   героя, варит   ему кашу,   парит   в баньке,  даёт полезные советы.  Дарит какие­нибудь волшебные вещи, ну, например, клубок,   который   помогает   найти   правильную   дорогу,  т.е.  не   заблудиться.  Прямо сейчас молодая, красивая, весёлая   Баба Яга познакомит вас со своими старшими сёстрами. Кто же они такие, её сёстры? Давайте будем знакомиться с ними.  (Слайд №5) Первая   сестра  повстречается у неё на пути и хитростью заманить в лесную чащу. Вторая сестра ­ это старуха­оборотень. Может превратиться в кого угодно, хоть в кошку, хоть в собаку, хоть в волка, хоть в свинью. Третья сестра ­ это старуха­ведунья. Она всё ведает, т.е. всё знает душой, земля­ матушка даёт ей силы немереные, ведунья помогает путникам.  Четвёртая сестра  ­ это старуха­колдунья. Она дружит со всей нечистой силой: чертями, оборотнями, злыми духами, водяными. От неё исходит большое зло.  Пятая сестра  ­ это старуха­жрица. Она хранительница очага, встретит путника, накормит,   напоит,   спать   уложит,   утром   дорогу   к   дому   укажет.   От   неё   исходит только добро. (Слайд №6)  Шестая сестра ­ это ведьма. Она насылает зло на людей, болезни, наводит порчу. Угостит Баба Яга таким   яблочком красную девицу, надкусит девица яблочко и заснёт вечным сном, будет спать до тех пор, пока добрый молодец не разбудит её своим поцелуем. Ещё Баба Яга может руководить погодой. Нагонит тучи, ветер, дождь и радуется. (Слайд №7) В: Давайте ещё раз посмотрим на старших сестёр молодой Бабы Яги, запомним, как их зовут, и отправимся дальше. (Слайд №8) В: Ребята, как называется домик, в котором живёт Баба Яга? Д: Избушка на курьих ножках. В:  Совершенно, верно. Избушка на курьих ножках   – это почти живое существо. Избушка редко стоит спокойно – часто она кружится и подпрыгивает, подскакивает, приседает,   раскачивается   из   стороны   в   сторону,   или   вертится,   поворачивается   в разные стороны. Давайте убедимся в этом. (Слайд №9) В: Двигаемся дальше. Ребята, скажите, где же  живёт баба Яга? Д: В избушке на курьих ножках. В: Вы уже познакомились с сёстрами молодой бабы Яги, они все такие разные,  поэтому и избушки  у них тоже  разные,  старенькие, от времени покосились, давайте  посмотрим, в каких избушках живут старушки. (Слайд №10) (Слайд №11) Посмотрите, какая старенькая избушка, как и сама Баба Яга, сидящая на крылечке. Коли хозяйка стара – так и изба крива. Нет сил у хозяйки, чтобы дом  отремонтировать.  Плачет Баба Яга на опушке – сильно на бок накренилась  избушка!  Без ремонта тыщу лет простояла, а вчера едва­едва не упала.  О­хо­хошеньки, хо­хо, о­хо­хошеньки, а хорошего тут  нет ничегошеньки.  Ничегошеньки  нету хорошего, что изба наискосяк перекошена.  В: Ребята, а мы можем Бабе Яге помочь? Ведь её избушка вот­вот развалится, негде  будет спрятаться от дождя Бабушке Яге. Д: Да!  (Слайд №12) В:   Мы построим избушку. Заметьте, наша молодая, красивая   Баба Яга тоже не имеет своей избушки. Живёт то у одной сестры, то у другой, а своего домика нет. Мы сделаем не одну, а целых четыре избушки. Дружно все вместе каждый класс сделает по одной избушке. Пусть Баба Яга выбирает любую избушку и живёт в ней. И старой Бабе Яге поможем и молодой.  Принимаемся за дело! (Каждый класс получает конверт с готовыми деталями для домика и «строит»  избушку для Бабы Яги, с дальнейшим расположением работ на переносной доске). В: Какие красивые домики получились, молодцы, ребята. Баба Яга говорит вам  спасибо и предлагает  следующее задание.  (Слайд №13) Домики сделали, а  пословицы о доме перепутались, надо с помощью стрелок их  соединить.  (Под музыку дети, под руководством классных руководителей выполняют  коллективную работу) Игра «Продолжи пословицу о доме».  Дом без хозяина – сиротинка.  Дом вести – не рукавом трясти.  В гостях хорошо, а дома лучше.  Дома постоишь, а в гостях  посидишь. В:  С сёстрами бабы Яги познакомились, домики построили, пословицы соединили, а теперь познакомимся с её друзьями: Кикиморой и Лешим.  Кикимора  – злой дух, вредное   существо   в   облике   маленькой   женщины.  Леший  –   маленький   косматый старичок с бородой, живёт в лесу. Помните, у А.С. Пушкина: «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей ... »?  (Слайд №14) Никто никогда не видел эти следы, но можно предположить, что рядом со следами невиданных зверей есть и следы нечистой силы: следы Кикиморы, следы Лешего. Нарисуйте эти следы. (Под музыку дети, под руководством классных руководителей рисуют следы, коллективная работа). Вот по этим следам мы можем узнать, кто по тропке прошёл – Кикимора или Леший? В: Молодцы, ребята, с заданием справились! А теперь ответьте на вопрос: «Что вы умеете   делать?».   Посуду   мыть   умеете?   Пол   подметать   умеете?   Читать   умеете? Писать умеете? «Что умеет Баба Яга?» Д: (Произвольные ответы). В: Посмотрим, что умеет делать Баба Яга. (Слайд №15) Д: Летать на метле.  В:  А кто из вас хочет полетать на метле? (Под весёлую музыку желающие 2­3 ребёнка, оседлав метлу, передвигаются по  классу, имитируя полёт Бабы Яги). Д: Летать в ступе. (Слайд №16) Д: Прясть пряжу. В: Попробуем и мы поработать с пряжей. Игровое упражнение «Клубок» (Каждый класс получает клубок  ниток. Под музыку, наматывая себе на пальцы  нитку круговыми движениями, передают клубок по кругу. Классные  руководители   помогают). Песня «Баба Яга» Ну и ветер свищет, ну и пурга, Загрустила что­то Баба Яга. Затушила свечку, забралась на печку, Помело под ухо и сопит старуха, Буд­то нос у ней не нос, а насос… В: Что же ещё умеет Баба Яга? (Слайд №17) Д: Варить зелье. В:  Баба Яга варит зелье, помогает больным и хворым, лечит недуги. (Под музыку дети выполняют движения руками, ориентируясь на показ ведущего).  Песня «В гостях у бабы Яги»  ­ Мне нравятся рыбки и птички, я с ними не шутки шучу. Сырыми их ем по привычке, солю, мариную, копчу… В: Посмотрите, что ещё умеет делать Баба Яга. (Слайд №18) Д: Воровать детей. В: Послушайте песенку «Баба Яга и дядя Кощей».  ­ Баба Яга не ест творога, а дядя Кощей не ест овощей. А что же они едят? А? Ребят. Ребят, которые не едят  Ни творога, ни овощей, ни прочих полезных вещей. В:  Кто из вас любит творог и овощи? Их обязательно надо есть. Баба Яга ворует детей и сажает их в печь, чтобы потом съесть. Когда то, давно­давно на Руси печкой лечили маленьких детей, их «припекали». Если ребёнок был слабым, болел рахитом,  его заворачивали в "пелёнку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. После чего   ребёнка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам, чтобы болезнь перешла на собаку. Потом, когда научились  лечить детей от рахита, про этот обряд забыли, а вот в сказках до сих пор Баба Яга пытается сажать в печь то мальчика, то девочку, маленьких детей.  А вы любите сказки? Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым. Они необходимы, как солнышка  привет. Кто любит слушать сказки, тому они расскажут, о том, что, может, было, а может  быть, и нет. Как здорово, что в сказках всё сложно и не сложно, конец у них счастливый,  недолгая беда, А то, что необычно, и то, что не возможно обычным и возможным становится всегда. Послушайте сказку «Баба Яга и ягоды».  (Слайды №19, 20, 21, 22, 23) В: У большой деревни стоял, тёмный лес. Там жила старая карга ­ злобная Яга.  Никому в лес ступить не давала: кого в болото заведёт, кого и вовсе изведёт. Как­то летом задумала она покушать землянику, да все  ягодки от старой Яги  спрятались под листики. Той же порой ходила по лесу маленькая девочка. Ягодки  сами прыгнули  к девочке в корзинку. Тут выскочила Баба Яга, ухватила своей клюкой девочку, да как зашипит: ­ Вот почему мне ни одной ягоды не попалось! Ты их все собрала! И отняла корзинку, а девочка села на пенёк и горько заплакала. Идёт Баба Яга, корзинкой покачивает, а ягодки оттуда прыг да скок на травку, да к  девочке на косынку. Связала их девочка в узелок и радостная побежала домой. А Баба Яга пришла к себе в избушку, глядь ­ а ягод­то и нет!  Ругалась,  да от злобы и лопнула,  рассыпалась и её избушка. И появилось в этом  месте болото, а по краям его выросло много ягодных кустов. Тут и сказке конец.  Понравилась вам сказка? Вы послушали сказку, отдохнули, а теперь поработаем.  (Слайд №24) Что есть у Бабы Яги? В: Посмотрите на Бабу Ягу и отгадайте, как называются вещи, на которые указывают стрелки. Названия вещей вы прочтёте в левом столбике таблицы, в правый столбик выпишите только те вещи, на которые указывают стрелки. (Под музыку дети коллективно заполняют таблицы, затем сравнивают свои  результаты с результатами на экране).  (Слайд №25) Что есть у Бабы Яги?  Сравните свои результаты с результатами в таблице на экране. Молодцы, все справились с заданием. (Слайд №26) Чем занимались? В: Вам понравилась встреча с Бабой Ягой?  Д:  (Произвольные ответы детей, если затрудняются вспомнить, чем занимались, на экране появляется подсказка, считывают информацию с экрана). В:  Все   сегодня   молодцы,   работали   активно,   старались,   поздравляю   вас!   Играли, рисовали,   слушали музыку, познакомились с сёстрами Бабы Яги, её друзьями. А сейчас потанцуем.  (Слайд №26) Игра «Костяная ножка» Бабка Ёжка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала, А потом и говорит:  «У меня нога болит!» Одна нога болит у Бабы Яги, а другая нога здоровая и она на ней  может лихо отплясывать. Давайте встанем в круг и покажем,  как это делает Баба Яга.   (Под весёлую песню Бабы Яги «Шишки­ёлки, зелёные иголки» дети встают в круг и  прыгают   на   одной   ноге,  затем,  по   сигналу   ведущего,  переходят   к   прыжкам   на другой ноге). Песня Бабы Яги «Шишки­ёлки, зелёные иголки» Шишки­ёлки, зелёные иголки, На весёлой дискотеке, Бабка круто сводит… Ёлки­шишки, девчонки и мальчишки, Бабушка заводит шоу, всем нам будет хорошо…  Ой, ребята, как же с вами весело и интересно. И все­то вы умеете: и петь, и играть, и даже загадки отгадывать. Хорошо с вами, но   пора молодой Бабе Яге спешить к своим   друзьям­подружкам.     Будет   сегодня,   что   им   рассказать,   будет,   чем похвастаться   –   вон   с   какими   интересными   ребятами   познакомилась.   Хотите встретиться с ней ещё? Если есть желание, то встреча обязательно состоится!  В: Ну­ка танец музыкальный, шуточный и удалой, Встань передо мной, как лист перед травой! (Слайд №27)  (Под весёлую  песню Бабы Яги «Шишки­ёлки, зелёные иголки» дети выполняют танцевальные   движения,   ориентируясь   на   показ   ведущего,   затем   выполняют упражнения на дыхание). В: Спасибо за работу, до новых встреч!

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)

Игровой урок + презентация "В гостях у Бабы Яги" (3 класс, чтение)
Скачать файл