Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста

Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста

doc
11.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

igrovye_tekhnologii_kak_osnova_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta_sayt.doc

Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста

        В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов:

 1. Занятия в форме игр-инсценировок, игр-драматизаций.

 2. Чтение художественной литературы.

 3. Игры и упражнения, развивающие речевую активность.

 4. Игровые ситуации.

 5. Общение.

     Более подробно хочу остановиться на приёме использования народных игр, так как он позволяет  развить речь детей в доступной и интересной для них форме и даёт отличные результаты.

    В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

- воспитание звуковой культуры речи.

     Например,  потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

- обогащение словаря.

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Народные игры сопровождаются потешками, прибаутками   с множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения

и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению.

- формирование грамматического строя речи.

- развитие монологической и диалогической речи.

- развитие мелкой моторики.

         Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д.Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский  подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность  народных игр. По его мнению, каждая народная игра содержит в себе доступные формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению с взрослыми. Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое  подаётся в игровой форме.

    Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш век. В них наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И что еще очень важно – в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели – стихийно.

Методические рекомендации по применению игровых технологий в образовательном процессе ДОО

       Использование народных игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития

 

двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.

       Немаловажное значение народных игр состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

      Целенаправленное и систематическое использование народных игр в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического

благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.

     При проговаривании этих произведений, воспитатель должен обеспечить понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, восстанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.

       Особую значимость приобретают народные игры в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми. Воспитатель может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку-воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, можно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

(имя ребёнка) - хороший!

(имя ребёнка) - пригожий!

Познакомьтесь, дети, это ваш новый друг.

   Ласковое обращение к ребёнку создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает, радует ребёнка. Благодаря такому приему ребенок не только легче адаптируется к детскому саду, главное его речь начинает развиваться, ребёнок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая это всё пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи

  Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое  побуждает ребёнка к активности: либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению комплекса действий в хороводе. На первых этапах развития речь малышей тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями очень важное условие формирования

активной речи у детей, а большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

    Это игры - хороводные игры, игры - заводилки, игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры с предметными и сюжетными картинками,  игры с движениями кистей и пальцев рук, игры-потешки.  Многие из них

сопровождаются стихами, песенками, поговорками, пестушками которые отражают знакомые детям события. При организации этих игр

целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи. Остановимся коротко на некоторых из игр.

Хороводные игры   помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребенком, что способствует пониманию и подражанию речи взрослого. В коллективе малыши учились двигаться в кругу, выполнять элементарные движения по роли.

Подвижные игры. Подвижные народные игры сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, они не только развивают физические качества детей, учат выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения, развивают слуховое восприятие, но и пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Путём проговаривания вместе с педагогом словесного сопровождения подвижных игр у детей появляется желание говорить, подталкивает их к речевым контактам.

Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук  стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.

     В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут игры-потешки, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям.  Например,  при изучении домашних птиц и животных можно использовать потешки: «Петя, Петя, петушок-золотой гребешок… », «Наши уточки с утра – кря–кря–кря!», «Пошел котик на торжок».

      Потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Они начинают вводить слова потешек в свои игры - во время кормления куклы или укладывания её спать.

    Под потешку дети с удовольствием умываются, и постепенно выучат её наизусть. 

Чистая водичка умоет

Саше личико

Анечке — ладошки,   пальчики — Антошке.

Через игры - потешки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

- Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь?

- Еду сено косить.

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе коровы?

- Молоко доить.

- А зачем молоко?

- Ребяток кормить.

      Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом.

    Народные детские игры имеют и такую особенность: игре предшествует игровой зачин, «игровая прелюдия». Речь идет обо всем с детства знакомой    

«считалке». Она как бы вводит в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизацией детей, подобно присказке, которая вводит в сказки. Стоит понаблюдать начало детской игры, как бросается в глаза какая-то таинственная возня, в которой заинтересованы все дети и только после которой они начинают настоящую игру. Это дети «считались». Общеизвестны такие считалки:

Кады – бады, Налей воды,

Корове пить, Тебе водить.    

Катился горох по блюду

Ты води, а я не буду.

    «Считалки» занимают большое место в детской игре, в них своеобразно проявляется словесное детское творчество. Здесь мы находим и плясовые ритмы, и подражание различным шумам и игру словом, звуком, образующие игровой зачин. Зачин всегда краток, чтобы удержать внимание играющих. Чем их меньше, тем короче считалка.        

    Игры - заклички  украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке  (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее. Они помогут научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать о них как можно больше.

 «Уж ты зимушка – зима»

«Ой, ты радуга – дуга»

 «Солнышко – ведрышко! Взойди поскорей!»

Народные игры таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать их в воспитании детей. Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас.

     Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Развивайте речь средствами фольклора, ведь малышам эти произведения близки!

  Играйте с ребёнком, пойте, рассказывайте потешки,  и ваши дети заговорят гораздо быстрее, делайте всё это с душой!

   Занятия с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышом. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т.д.

 


скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)