«Игровые технологии в работе социального педагога»
Выполнила: социальный педагог Коростелина Т.В.
Социальный педагог играет важную роль в образовательной среде, особенно в работе с детьми и молодежью, которые испытывают трудности в адаптации к обществу или имеют социальные проблемы. В последние годы игровые технологии стали все более популярными и широко используются в различных сферах, включая образование. В данной курсовой работе будет рассмотрено применение игровых технологий в работе социального педагога и их влияние на развитие детей и молодежи.
Современная система образования нацеливает педагогов на использование всех имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. К одним из наиболее эффективных методов воздействия на ребенка является игровая деятельность.
Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни один из видов деятельности человека не позволяет ему демонстрировать такое самозабвение, искренность, непринужденность, и не позволяет обнажить свои психофизиологические и интеллектуальные ресурсы так, как это делает игра. В игре человек полностью погружается в отведенную ему роль и раскрывает все свои потенциальные возможности. Именно поэтому игре придается большое значение в системе профессиональной подготовки людей.
Игровой процесс помогает ребенку освоить навыки и привычки, которые передались ему от предыдущих поколений. Это помогает развить у него способности, необходимые для будущей деятельности. Во время игры он проявляет свои таланты и уникальные черты характера. Именно во время игры можно наблюдать и изучать личные качества и поведенческие особенности ребенка.
Игра создает благоприятный психоэмоциональный фон для работы на уроках. Использование игровых технологий будет благотворно влиять на работу социального педагога и обучающихся.
Понятие игровых технологий
В современной психолого-педагогической науке термины «игра», «игровая деятельность», «игровые технологии» стали достаточно распространенными научно-обоснованными понятиями. С игры постепенно снимается «клеймо» пустяка, забавы, развлечения. Игра становится серьезным инструментом профессиональной деятельности. Игра как одно из удивительных явлений привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон видел единственный правильный путь в игре, которая представлялась ему одним из практически полезнейших занятий. Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела.
В конце XIX века появились первые научные теории игры. Игра стала предметом систематического научного изучения с различных позиций.
Исследование литературы указывает на отсутствие четкого определения игры. Данное явление, рассматриваемое как многомерное и сложное, изучается различными специалистами, включая психологов, педагогов, биологов, этнографов, антропологов и даже экономистов. В процессе анализа многочисленных исследований можно выявить определенное противоречие, обусловленное самой природой игры. Д.Б.Эльконин высказывает мнение, что понятие "игра" не может быть рассмотрено как научное в строгом смысле этого слова10. Дать научное понятие игры пытались многие ученые, но все они пришли к такому же выводу - точного определения человеческой игры нет.
Игра – форма психического поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности30.
Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок9.
Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов»21.
Игра – серия следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом5.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением28.
Для рассмотрения игры как педагогической технологии следует обратиться к соответствующим научным подходам:
- процессуальный - «игра как процесс»: «цель игры заключается в ней самой»6;
- деятельностный - «игра как деятельность»: «игра - это вид непродуктивной деятельности человека»21;
- технологический - «игра как педагогическая технология»: «игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности учащихся»27.
В современном обществе игровые технологии стали неотъемлемой частью жизни многих людей, в том числе и детей и подростков. Игры стали не только развлечением, но и инструментом обучения и развития. Они активно используются в различных сферах, включая социальную педагогику. Игровые технологии имеют значительный потенциал для помощи социальным педагогам в их работе с детьми и подростками, особенно с теми, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
Понятие игры как процесса, деятельности или технологии весьма условно и вызвано необходимостью научного уточнениях параметров рассматриваемого явления. Чтобы сформулировать понятие игровой технологии, необходимо ввести понятие педагогической технологии. В педагогической литературе существует множество значений понятия технологии.
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Технология — прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи сторон педагогического процесса.
Один из ведущих авторов, работающих в этой области, Н.Е. Щуркова, дает описание ходов педагогического взаимодействия учителя и ученика в воспитательном процессе. Ее «технологии» воспринимаются как опыт, тонкие ходы еще одного новатора, но их трудно, если не невозможно, повторить, переносить, так как они не формализованы в какой-то схеме, алгоритме.
Г.К. Селевко относит игровые технологии к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Данные технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность человека. Эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Под «активностью» подразумевается такая деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, результативностью и соответствием социальным нормам. В процессе воспитания принцип активности ребенка является основным.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном28.
Игра в школьном возрасте не теряет своей актуальности, а воспитывает, расширяет кругозор, развивает физически, нравственно, умственно. Использование игрового метода в познавательной деятельности позволяет школьнику более качественно усваивать знания и навыки, необходимые в дальнейшей жизни. В детско-юношеской среде особенной популярностью пользуются игры – импровизации, игры-тесты, игры-эксперименты. Использование игровой ситуации, сопереживания, ролевого перевоплощения является важнейшей особенностью воспитательных взаимоотношений детей. Игровой процесс способствует развитию творческого воображения, конструктивного мышления, фантазии и т.п. Это обусловлено активным, деятельным характером игры, ее большими развивающими и воспитательными возможностями. Игровая форма обучения содействует развитию коммуникативных компетенций учащихся, т.к. интерес к ней стимулирует обучаемых к активному общению для поиска новых нетривиальных путей и возможностей для решения возникших проблем.
В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребенка. Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития». «Именно в игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике ребенка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития»9
В.А. Сухомлинский также отводил решающее место игре в становлении и развитии детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Данный исследователь отмечает, что «без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»28
С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры»28
Таким образом, сделаем вывод о том, что ученые считают, что более эффективного метода воспитания и образования, чем игра, до сих пор не придумано.
Одной из технологий, позволяющих более качественно и эффективно выстроить процессы формирования, социально-приемлемые жизненные стратегии является игра. Игра как социально-педагогическая технология видится нами как оптимальный механизм вхождения в социализацию ребенка с отклоняющимся поведением, способствующая усвоению различных социальных ролей, а так – же формированию активной социальной гражданской позиции. Во многих играх имеется возможность включения подростков в спортивную, творческую деятельность.
Игра отвечает потребностям и интересам несовершеннолетних, способствует проявлению их самостоятельности, инициативы, творчества, импровизации, проверке себя. В игре подросток может в активных формах познать окружающий мир, отношения между людьми, правила и нормы поведения, себя, свои возможности, осознавать свои связи с другими. Целенаправленный характер игры позволяет ей выбирать необходимые средства, товарищей по игре, осуществлять игровой замысел, вступать в отношения со сверстниками, а ее творческий характер помогает реализовать свои представления об окружении.
Игра в социально-педагогическом процессе имеет не только образовательное значение, но и способствует развитию моральных ценностей и чувств, самостоятельности, инициативы и ответственности. Она также помогает решать задачи социализации в любом возрасте. В ходе игры формируются отношения, которые в повседневной жизни не всегда доступны. Например, участники игры часто оказываются в ситуациях сотрудничества и взаимной поддержки, развивается эмпатия и коммуникативные навыки.
Таким образом, использование игровых технологий на учебных занятиях развивает познавательную активность, активизирует деятельность обучающихся, развивает внимание, наблюдательность, мышление, память, развивает творческое воображение, образное мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, снимает утомление у детей. Игра делает процесс обучения занимательным. Игровая ситуация стимулирует самоутверждение и самореализацию создает возможность ребенку осознать себя личностью.
Применение игровых технологий в работе социального педагога
В настоящее время применение игровых технологий в педагогике становится все более популярным методом обучения. Социальный педагог в своей работе активно использует игровые технологии для решения различных задач, связанных с социализацией, адаптацией, конфликтами и другими аспектами социальной сферы. Игра позволяет создать атмосферу доверия и комфорта, способствует развитию коммуникативных навыков, улучшению психоэмоционального состояния и решению конфликтов.
Особое место в процессе формирования социальной компетентности подрастающего поколения занимает игровая деятельность. Развивающая игровая деятельность способствует познанию ребенком себя и окружающего мира, помогает органично войти в него. Влияние игры на формирование социальной компетентности школьника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению, он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых, которые становятся образцами для его собственного поведения.
Одним из ключевых аспектов использования игровых технологий в работе социального педагога является создание специальных образовательных игр, целью которых является не только увлечение детей или подростков, но и обучение определенным навыкам, развитие креативности, эмпатии, решения проблем.
Пидкасистый П.И. и Хайдаров Ж.С. делят все детские игры на следующие виды:
1. Психологические и физические игры и тренинги:
- двигательные (спортивные, подвижные, моторные);
- экстатические, экспромтные игры и развлечения;
- освобождающие игры и забавы;
- лечебные игры (игротерапия).
2. Интеллектуально-творческие игры:
- предметные забавы;
- сюжетно-интеллектуальные игры;
- дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);
- строительные, трудовые, технические, конструкторские;
- электронные, компьютерные игры;
- игровые методы обучения.
3. Социальные игры:
- творческие, сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры -демонстрации);
- деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).
4. Комплексные игры (коллективно-творческая досуговая деятельность).
Социальные игры, по мнению С.А. Шмакова, обладают наибольшим социальным запасом и ориентированы на социализацию личности. К ним относятся, прежде всего, ролевые игры, которые обладают большим социализирующим эффектом, поскольку представляют собой форму моделирования ребенком, прежде всего, социальных отношений; воссоздают социальные отношения в материальной, доступной ребенку форме; выступают активной формой экспериментального поведения.
Одним из успешных практических примеров использования игровых технологий в работе социального педагога является использование ролевых игр для разрешения конфликтов между детьми. Через игру дети могут понять чувства и эмоции друг друга, научиться слушать и выражать свои мысли и чувства, что способствует разрешению конфликтов путем компромиссов.
Особым достоинством сюжетно-ролевых игр является непредсказуемость развития ситуации. Это учит подростков самостоятельно мыслить, делать выбор, оценивать собственные поступки и действия других. Они выполняют огромную роль в процессе развития детей, их адаптации, социализации, коррекции и воспитания.
Сюжетные игры имеют социальную природу и строятся на расширяющемся представлении детей о жизни взрослых. Отличительная особенность этих игр в том, что у детей развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового, каждый ребёнок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Играя, дети соединяют в сюжете реальные и вымышленные явления, наделяют новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая иуглубляя тем самым собственную личность.
Цель сюжетно – ролевых игр: развивать и обогащать социальный опыт, развивать интерес, учить объединятся детей в группы, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, создавать игровые замыслы. Дети в доступной и занимательной форме усваивают навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, нормы общепринятого поведения, правила общения, учатся социально – бытовым навыкам. Также игры с ролями расширяют представления детей об окружающей действительности, обогащают словарный запас.
Содержание сюжетно-ролевых игр знакомо ребёнку из окружающей
его жизни, и может варьироваться согласно опыту и представлениям ребёнка.
Дети копируют деятельность взрослых, их творческий характер проявляется
в том, что каждый ребенок как бы перевоплощается в того, кого он
изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь
и искренне радуется по ходу игры.
Социальные игры обладают наибольшим социальным запасом и ориентированы на социализацию личности (приложение). К ним относятся, прежде всего, ролевые игры, которые обладают большим социализирующим эффектом, поскольку представляют собой форму моделирования ребенком, прежде всего, социальных отношений; воссоздают социальные отношения в материальной, доступной ребенку форме; выступают активной формой экспериментального поведения.
Такой тип игр получил название социально-ориентирующих.
Социалъно-ориентирующая игра — это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все. В этих играх создаются ситуации выбора, в которых ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. Главный педагогический смысл этих игр - создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, то есть создание ситуаций выбора, в которых ребенок должен выбрать способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта.
Социальная проба - это всегда преодоление. И поэтому основу ее составляет волевой компонент. А эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от успеха или неуспеха ребенка в решении социальной проблемы, имитируемой в игре. Социальные пробы предполагают самооценку детьми своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей.
В социально-ориентированных играх содержатся разнообразные ситуации:
• ситуации выбора: игровой роли; способа участия в игре (один, в составе группы); выбора позиции в отношениях с другими участниками;
• ситуации разрешения трудностей, которые обязательно возникают на пути к достижению успеха;
• ситуации успеха и неуспеха;
• другие ситуации, в которых происходит изменение самооценки и коррекция собственного поведения участниками игры.
В этих ситуациях между детьми, между детьми и взрослыми возникают и развиваются как ролевые отношения, складывающиеся в процессе игры, так и отношения, возникающие по поводу игры и в связи с игрой.
Ещё больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. Именно этот вид игр лежит в основе метода, разработанного профессором М. Форвергом и названного им социально-психологическим тренингом.
В условиях ролевой игры индивида искусственно сталкивают с ситуациями, которые наиболее соответствуют случаям, характерным для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Именно в этот момент создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков.
Ролевые игры знакомы многим и входят в культуру и воспитание как один из их элементов. Например, «дочки-матери» для девочек, и «казаки-разбойники» для мальчиков, знакомые с детства. Стоит отметить, что у данного типа игровой деятельности есть свой словарь терминов, который полностью раскрывает сущность организации и проведения ролевой игры.
Игрок – любой активный участник ролевой игры.
Персонаж – герой, живущий в мире игры. Он может существенно отличаться от играющего его человека своими умениями, качествами и характером.
Мастера – это люди, создавшие данную игру и ответственные за моделирование внешних (по отношению к персонажам) условий, то есть за весь остальной мир игры.
Мир игры или игровая оболочка – история, легенда, в которой происходит действие игры, как правило, представляет собой вполне достоверную модель реального мира, и не обязательно нашего. Из этого следует, что в этом мире есть свои законы природы, действующие на все и всех в нем.
Игровые действия – действия, совершаемые в рамках игры.
Полевые игры- проводятся на местности, обычно на специально отведенном месте – полигоне. Обычно полевая игра – это взаимодействие не только единичных людей (персонажей), но и организаций (команд). Главное условие здесь – это максимальное сопровождение данных игровых моментов мастерами, соблюдение всех условий техники безопасности и ориентирование на общие системы игры.
Павильонные ролевые игры - такие игры проводятся в помещении, где место действий ограничено четкими рамками. Характерной особенностью павильонной игры является практически полное отсутствие коллективных целей и вводных этапов игры. Виртуальность павильонных игр может быть и низкой, и высокой, в зависимости от замысла мастера.
Игры – квесты, в этих играх решаются многие задачи, стоящие перед социальным педагогом в процессе реабилитации, такие как сплочение временного детского коллектива, формирование командного духа и создания основ благоприятного психологического климата коллектива. Решаются такие задачи физического воспитания, как укрепление здоровья детей и подростков, развитие и совершенствование физических и волевых качеств.
Квест – это разновидность спортивно-интеллектуальной игры на местности. Это игра командная. Участники, перемещаются на местности в поисках ответа на полученное задание по заданному маршруту. Во время игры команды решают логические задачи и загадки, выполняют поиск нужных предметов, ищут подсказки. Выполнив одно задание, команда переходит к следующему этапу. Побеждает та команда, которая выполнит все задания быстрее остальных. Задания могут быть самыми разнообразными. Призы обязательно должны быть командными.
При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка, дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Внедрение цифровых технологий позволяет нам перейти от обучения в учебной аудитории к обучению в любом месте и в любое время; проектировать индивидуальный образовательный маршрут, тем самым удовлетворять образовательные потребности личности обучающегося; превратить обучающихся не только в активных потребителей электронных ресурсов, но и создателей новых ресурсов.
Влияние ИКТ на социальные отношения, а также роль социальных медиа в подростковой дружбе, формировании правил этикета, появившихся в среде пользователей смартфонов, их влияние на знакомства и романтические отношения в современном мире. Наше социологическое воображение вынуждены соответствовать новым цифровым ландшафтам, охватывающим опосредованные социальные отношения, практики и социальные структуры.
Игровые технологии в работе социального педагога – использование игр и игровых упражнений, соревнований, драматизаций, конкурсов, ребусов, кроссвордов, головоломок, игр на воспитание коммуникабельности. Нестандартный час социального педагога — это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к правовому воспитанию посредством новой формы организации их деятельности.
Подводя итог вышеизложенному, стоит отметить, что игра как социально-педагогическая технология является универсальным механизмом, вариативным инструментом в руках специалиста. За счет включения ее в процесс реабилитации создается обстановка, способствующая коррекции определенных психологических особенностей у несовершеннолетних, затрудняющих их социальную адаптацию; реализуются скрытые возможности подростков, происходит активный процесс самопознания себя и других в процессе общения.
Анализ результатов
использования игровых технологий в работе социального педагога показывает их
эффективность в решении различных социальных задач. Игры способствуют лучшему
усвоению материала, развитию критического мышления, улучшению социальных
навыков и эмоциональной сферы у детей.
Поэтому перспективы использования игровых технологий в работе социального
педагога остаются очень перспективными. Необходимо продолжать исследования в
данной области, создавать новые образовательные игры, адаптировать существующие
под конкретные потребности обучающихся с целью улучшения качества социальной
работы и адаптации детей к изменяющемуся обществу.
Таким образом, использование игровых технологий в работе социального
педагога имеет большой потенциал для достижения позитивных результатов в
социализации, адаптации и развитии детей и подростков. Важно применять
разнообразные игры и технологии в соответствии с индивидуальными потребностями
каждого ребенка, чтобы обеспечить наиболее эффективное воздействие на их
социальное развитие.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.