"Игровые технологии в работе социального педагога"

  • doc
  • 02.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Игровые технологии в работе соц. педагога Коростелина Т,В, — копия.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Игровые технологии в работе социального педагога»

 

 

 

 

 

Выполнила: социальный педагог Коростелина Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Социальный педагог играет важную роль в образовательной среде, особенно в работе с детьми и молодежью, которые испытывают трудности в адаптации к обществу или имеют социальные проблемы. В последние годы игровые технологии стали все более популярными и широко используются в различных сферах, включая образование. В данной курсовой работе будет рассмотрено применение игровых технологий в работе социального педагога и их влияние на развитие детей и молодежи.

Современная система образования нацеливает педагогов на использование всех имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. К одним из наиболее эффективных методов воздействия на ребенка является игровая деятельность.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни один из видов деятельности человека не позволяет ему демонстрировать такое самозабвение, искренность, непринужденность, и не позволяет обнажить свои психофизиологические и интеллектуальные ресурсы так, как это делает игра. В игре человек полностью погружается в отведенную ему роль и раскрывает все свои потенциальные возможности. Именно поэтому игре придается большое значение в системе профессиональной подготовки людей.

Игровой процесс помогает ребенку освоить навыки и привычки, которые передались ему от предыдущих поколений. Это помогает развить у него способности, необходимые для будущей деятельности. Во время игры он проявляет свои таланты и уникальные черты характера. Именно во время игры можно наблюдать и изучать личные качества и поведенческие особенности ребенка.

     Игра создает благоприятный психоэмоциональный фон для работы на уроках. Использование игровых технологий будет благотворно влиять на работу социального педагога и обучающихся.

 

Понятие игровых технологий

    В современной психолого-педагогической науке термины «игра», «игровая деятельность», «игровые технологии» стали достаточно распространенными научно-обоснованными понятиями. С игры постепенно снимается «клеймо» пустяка, забавы, развлечения. Игра становится серьезным инструментом профессиональной деятельности. Игра как одно из удивительных явлений привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон видел единственный правильный путь в игре, которая представлялась ему одним из практически полезнейших занятий. Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела.

           В конце XIX века появились первые научные теории игры. Игра стала предметом систематического научного изучения с различных позиций.

          Исследование литературы указывает на отсутствие четкого определения игры. Данное явление, рассматриваемое как многомерное и сложное, изучается различными специалистами, включая психологов, педагогов, биологов, этнографов, антропологов и даже экономистов. В процессе анализа многочисленных исследований можно выявить определенное противоречие, обусловленное самой природой игры. Д.Б.Эльконин высказывает мнение, что понятие "игра" не может быть рассмотрено как научное в строгом смысле этого слова10. Дать научное понятие игры пытались многие ученые, но все они пришли к такому же выводу - точного определения человеческой игры нет.

   Игра – форма психического поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности30.

   Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок9.

   Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов»21.

   Игра – серия следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом5.

   Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением28.

   Для рассмотрения игры как педагогической технологии следует обратиться к соответствующим научным подходам:

- процессуальный - «игра как процесс»: «цель игры заключается в ней самой»6;

- деятельностный - «игра как деятельность»: «игра - это вид непродуктивной деятельности человека»21;

- технологический - «игра как педагогическая технология»: «игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности учащихся»27.

         В современном обществе игровые технологии стали неотъемлемой частью жизни многих людей, в том числе и детей и подростков. Игры стали не только развлечением, но и инструментом обучения и развития. Они активно используются в различных сферах, включая социальную педагогику. Игровые технологии имеют значительный потенциал для помощи социальным педагогам в их работе с детьми и подростками, особенно с теми, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

     Понятие игры как процесса, деятельности или технологии весьма условно и вызвано необходимостью научного уточнениях параметров рассматриваемого явления. Чтобы сформулировать понятие игровой технологии, необходимо ввести понятие педагогической технологии. В педагогической литературе существует множество значений понятия технологии.

    Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

   Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

     Технология — прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи сторон педагогического процесса.

    Один из ведущих авторов, работающих в этой области, Н.Е. Щуркова, дает описание ходов педагогического взаимодействия учителя и ученика в воспитательном процессе. Ее «технологии» воспринимаются как опыт, тонкие ходы еще одного новатора, но их трудно, если не невозможно, повторить, переносить, так как они не формализованы в какой-то схеме, алгоритме.

      Г.К. Селевко относит игровые технологии к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Данные технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность человека. Эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Под «активностью» подразумевается такая деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, результативностью и соответствием социальным нормам. В процессе воспитания принцип активности ребенка является основным.

      Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном28

    Игра в школьном возрасте не теряет своей актуальности, а воспитывает, расширяет кругозор, развивает физически, нравственно, умственно. Использование игрового метода в познавательной деятельности позволяет школьнику более качественно усваивать знания и навыки, необходимые в дальнейшей жизни. В детско-юношеской среде особенной популярностью пользуются игры – импровизации, игры-тесты, игры-эксперименты. Использование игровой ситуации, сопереживания, ролевого перевоплощения является важнейшей особенностью воспитательных взаимоотношений детей. Игровой процесс способствует развитию творческого воображения, конструктивного мышления, фантазии и т.п. Это обусловлено активным, деятельным характером игры, ее большими развивающими и воспитательными возможностями. Игровая форма обучения содействует развитию коммуникативных компетенций учащихся, т.к. интерес к ней стимулирует обучаемых к активному общению для поиска новых нетривиальных путей и возможностей для решения возникших проблем.

       В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребенка. Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития». «Именно в игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике ребенка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития»9

       В.А. Сухомлинский также отводил решающее место игре в становлении и развитии детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Данный исследователь отмечает, что «без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»28

 С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры»28

Таким образом, сделаем вывод о том, что ученые считают, что более эффективного метода воспитания и образования, чем игра, до сих пор не придумано.

      Одной из технологий, позволяющих более качественно и эффективно выстроить процессы формирования, социально-приемлемые жизненные стратегии является игра. Игра как социально-педагогическая технология видится нами как оптимальный механизм вхождения в социализацию ребенка с отклоняющимся поведением, способствующая усвоению различных социальных ролей, а так – же формированию активной социальной гражданской позиции. Во многих играх имеется возможность включения подростков в спортивную, творческую деятельность.

   Игра отвечает потребностям и интересам несовершеннолетних, способствует проявлению их самостоятельности, инициативы, творчества, импровизации, проверке себя. В игре подросток может в активных формах познать окружающий мир, отношения между людьми, правила и нормы поведения, себя, свои возможности, осознавать свои связи с другими. Целенаправленный характер игры позволяет ей выбирать необходимые средства, товарищей по игре, осуществлять игровой замысел, вступать в отношения со сверстниками, а ее творческий характер помогает реализовать свои представления об окружении.

     Игра в социально-педагогическом процессе имеет не только образовательное значение, но и способствует развитию моральных ценностей и чувств, самостоятельности, инициативы и ответственности. Она также помогает решать задачи социализации в любом возрасте. В ходе игры формируются отношения, которые в повседневной жизни не всегда доступны. Например, участники игры часто оказываются в ситуациях сотрудничества и взаимной поддержки, развивается эмпатия и коммуникативные навыки.

     Таким образом, использование игровых технологий на учебных занятиях развивает познавательную активность, активизирует деятельность обучающихся, развивает внимание, наблюдательность, мышление, память, развивает творческое воображение, образное мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, снимает утомление у детей. Игра делает процесс обучения занимательным. Игровая ситуация стимулирует самоутверждение и самореализацию создает возможность ребенку осознать себя личностью.

Применение игровых технологий в работе социального педагога

  В настоящее время применение игровых технологий в педагогике становится все более популярным методом обучения. Социальный педагог в своей работе активно использует игровые технологии для решения различных задач, связанных с социализацией, адаптацией, конфликтами и другими аспектами социальной сферы. Игра позволяет создать атмосферу доверия и комфорта, способствует развитию коммуникативных навыков, улучшению психоэмоционального состояния и решению конфликтов.

     Особое место в процессе формирования социальной компетентности подрастающего поколения занимает игровая деятельность. Развивающая игровая деятельность способствует познанию ребенком себя и окружающего мира, помогает органично войти в него. Влияние игры на формирование социальной компетентности школьника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению, он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых, которые становятся образцами для его собственного поведения.

     Одним из ключевых аспектов использования игровых технологий в работе социального педагога является создание специальных образовательных игр, целью которых является не только увлечение детей или подростков, но и обучение определенным навыкам, развитие креативности, эмпатии, решения проблем.

Пидкасистый П.И. и Хайдаров Ж.С. делят все детские игры на следующие виды:

1. Психологические и физические игры и тренинги:

- двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

- экстатические, экспромтные игры и развлечения;

- освобождающие игры и забавы;

- лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры:

- предметные забавы;

- сюжетно-интеллектуальные игры;

- дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);

- строительные, трудовые, технические, конструкторские;

- электронные, компьютерные игры;

- игровые методы обучения.

3. Социальные игры:

- творческие, сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры -демонстрации);

- деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

4. Комплексные игры (коллективно-творческая досуговая деятельность).

     Социальные игры, по мнению С.А. Шмакова, обладают наибольшим социальным запасом и ориентированы на социализацию личности. К ним относятся, прежде всего, ролевые игры, которые обладают большим социализирующим эффектом, поскольку представляют собой форму моделирования ребенком, прежде всего, социальных отношений; воссоздают социальные отношения в материальной, доступной ребенку форме; выступают активной формой экспериментального поведения.

     Одним из успешных практических примеров использования игровых технологий в работе социального педагога является использование ролевых игр для разрешения конфликтов между детьми. Через игру дети могут понять чувства и эмоции друг друга, научиться слушать и выражать свои мысли и чувства, что способствует разрешению конфликтов путем компромиссов.

      Особым достоинством сюжетно-ролевых игр является непредсказуемость развития ситуации. Это учит подростков самостоятельно мыслить, делать выбор, оценивать собственные поступки и действия других. Они выполняют огромную роль в процессе развития детей, их адаптации, социализации, коррекции и воспитания.

     Сюжетные игры имеют социальную природу и строятся на расширяющемся представлении детей о жизни взрослых. Отличительная особенность этих игр в том, что у детей развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового, каждый ребёнок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Играя, дети соединяют в сюжете реальные и вымышленные явления, наделяют новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая иуглубляя тем самым собственную личность.

        Цель сюжетно – ролевых игр: развивать и обогащать социальный опыт, развивать интерес, учить объединятся детей в группы, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, создавать игровые замыслы. Дети в доступной и занимательной форме усваивают навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, нормы общепринятого поведения, правила общения, учатся социально – бытовым навыкам. Также игры с ролями расширяют представления детей об окружающей действительности, обогащают словарный запас.

 Содержание сюжетно-ролевых игр знакомо ребёнку из окружающей

его жизни, и может варьироваться согласно опыту и представлениям ребёнка.

Дети копируют деятельность взрослых, их творческий характер проявляется

в том, что каждый ребенок как бы перевоплощается в того, кого он

изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь

и искренне радуется по ходу игры.

   Социальные игры обладают наибольшим социальным запасом и ориентированы на социализацию личности (приложение). К ним относятся, прежде всего, ролевые игры, которые обладают большим социализирующим эффектом, поскольку представляют собой форму моделирования ребенком, прежде всего, социальных отношений; воссоздают социальные отношения в материальной, доступной ребенку форме; выступают активной формой экспериментального поведения.

Такой тип игр получил название социально-ориентирующих.

     Социалъно-ориентирующая игра — это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все. В этих играх создаются ситуации выбора, в которых ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. Главный педагогический смысл этих игр - создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, то есть создание ситуаций выбора, в которых ребенок должен выбрать способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта.

   Социальная проба - это всегда преодоление. И поэтому основу ее составляет волевой компонент. А эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от успеха или неуспеха ребенка в решении социальной проблемы, имитируемой в игре. Социальные пробы предполагают самооценку детьми своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей.

     В социально-ориентированных играх содержатся разнообразные ситуации:

• ситуации выбора: игровой роли; способа участия в игре (один, в составе группы); выбора позиции в отношениях с другими участниками;

• ситуации разрешения трудностей, которые обязательно возникают на пути к достижению успеха;

• ситуации успеха и неуспеха;

• другие ситуации, в которых происходит изменение самооценки и коррекция собственного поведения участниками игры.

     В этих ситуациях между детьми, между детьми и взрослыми возникают и развиваются как ролевые отношения, складывающиеся в процессе игры, так и отношения, возникающие по поводу игры и в связи с игрой.

    Ещё больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. Именно этот вид игр лежит в основе метода, разработанного профессором М. Форвергом и названного им социально-психологическим тренингом.

     В условиях ролевой игры индивида искусственно сталкивают с ситуациями, которые наиболее соответствуют случаям, характерным для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Именно в этот момент создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков.

    Ролевые игры знакомы многим и входят в культуру и воспитание как один из их элементов. Например, «дочки-матери» для девочек, и «казаки-разбойники» для мальчиков, знакомые с детства. Стоит отметить, что у данного типа игровой деятельности есть свой словарь терминов, который полностью раскрывает сущность организации и проведения ролевой игры.

Игрок – любой активный участник ролевой игры.

Персонаж – герой, живущий в мире игры. Он может существенно отличаться от играющего его человека своими умениями, качествами и характером.

Мастера – это люди, создавшие данную игру и ответственные  за моделирование внешних (по отношению к персонажам) условий, то есть за весь остальной мир игры.

     Мир игры или игровая оболочка – история, легенда, в которой происходит действие игры, как правило, представляет собой вполне достоверную модель реального мира, и не обязательно нашего. Из этого следует, что в этом мире есть свои законы природы, действующие на все и всех в нем.

Игровые действия – действия, совершаемые в рамках игры.

     Полевые игры- проводятся на местности, обычно на специально отведенном месте – полигоне. Обычно полевая игра – это взаимодействие не только единичных людей (персонажей), но и организаций (команд). Главное условие здесь – это максимальное сопровождение данных игровых моментов мастерами, соблюдение всех условий техники безопасности и ориентирование на общие системы игры.

     Павильонные ролевые игры - такие игры проводятся в помещении, где место действий ограничено четкими рамками. Характерной особенностью павильонной игры является практически полное отсутствие коллективных целей и вводных этапов игры. Виртуальность павильонных игр может быть и низкой, и высокой, в зависимости от замысла мастера.

     Игры – квесты, в этих  играх решаются многие задачи, стоящие перед социальным педагогом в процессе реабилитации, такие как сплочение временного детского коллектива, формирование командного духа и создания основ благоприятного психологического климата коллектива. Решаются такие задачи физического воспитания, как укрепление здоровья детей и подростков, развитие и совершенствование физических и волевых качеств.

Квест – это разновидность спортивно-интеллектуальной игры на местности. Это игра командная. Участники, перемещаются на местности в поисках ответа на полученное задание по заданному маршруту. Во время игры команды решают логические задачи и загадки, выполняют поиск нужных предметов, ищут подсказки. Выполнив одно задание, команда переходит к следующему этапу. Побеждает та команда, которая выполнит все задания быстрее остальных. Задания могут быть самыми разнообразными. Призы обязательно должны быть командными.

         При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка, дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

            Внедрение цифровых технологий позволяет нам перейти от обучения в учебной аудитории к обучению в любом месте и в любое время; проектировать индивидуальный образовательный маршрут, тем самым удовлетворять образовательные потребности личности обучающегося; превратить обучающихся не только в активных потребителей электронных ресурсов, но и создателей новых ресурсов.

          Влияние ИКТ на социальные отношения, а также роль социальных медиа в подростковой дружбе, формировании правил этикета, появившихся в среде пользователей смартфонов, их влияние на знакомства и романтические отношения в современном мире. Наше социологическое воображение вынуждены соответствовать новым цифровым ландшафтам, охватывающим опосредованные социальные отношения, практики и социальные структуры.

       Игровые технологии в работе социального педагога – использование игр и игровых упражнений, соревнований, драматизаций, конкурсов, ребусов, кроссвордов, головоломок, игр на воспитание коммуникабельности. Нестандартный час социального педагога — это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к правовому воспитанию посредством новой формы организации их деятельности.

       Подводя итог вышеизложенному, стоит отметить, что игра как социально-педагогическая технология является универсальным механизмом, вариативным инструментом в руках специалиста. За счет включения ее в процесс реабилитации создается обстановка, способствующая коррекции определенных психологических особенностей у несовершеннолетних, затрудняющих их социальную адаптацию; реализуются скрытые возможности подростков, происходит активный процесс самопознания себя и других в процессе общения.

   Анализ результатов использования игровых технологий в работе социального педагога показывает их эффективность в решении различных социальных задач. Игры способствуют лучшему усвоению материала, развитию критического мышления, улучшению социальных навыков и эмоциональной сферы у детей.
     Поэтому перспективы использования игровых технологий в работе социального педагога остаются очень перспективными. Необходимо продолжать исследования в данной области, создавать новые образовательные игры, адаптировать существующие под конкретные потребности обучающихся с целью улучшения качества социальной работы и адаптации детей к изменяющемуся обществу.
     Таким образом, использование игровых технологий в работе социального педагога имеет большой потенциал для достижения позитивных результатов в социализации, адаптации и развитии детей и подростков. Важно применять разнообразные игры и технологии в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка, чтобы обеспечить наиболее эффективное воздействие на их социальное развитие.


 

       

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru