"Игровые технологии в воспитательном процессе"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 30.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В.А.Сухомлинский
Иконка файла материала Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

Игровые технологии в воспитательном процессе

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
В.А.Сухомлинский 

Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление по ведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.

Игровые технологии

Игры по виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

Игровые технологии

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Игровые технологии

По характеру игровой методики:
предметные, сюжетные,
ролевые, деловые,
имитационные и игры-
драматизации

Спектр целевых ориентаций игры

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности.

Спектр целевых ориентаций игры



Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению

Событийная игра.

Событийная игра — активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и «действуют» люди - участники какого-либо события.

Событийная игра.

Выделяют два важных признака событийной игры: наличие прямой речи (диалогов) участников и воображаемой ситуации, будто бы имевшей место в прошлом или происходящей в наши дни (с обсуждением прошлого).

Методика и типология проведения игр

Деловые игры
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций

Деловые игры

При этом прослеживается два подвида такой игры:
Один из них — игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, симпозиумы ученых, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.)

Деловые игры

Другая форма деловой игры - игра-исследование, которая строится также на воображаемой ситуации, но, в отличие от предыдущей формы, основана на индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк, газетную статью, научный доклад о том или ином событии.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Деловые игры

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, комитета, совета, отдела и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие (кабинет начальника, зал заседаний и т.д.).

Технология деловой игры

Этап подготовки:
Разработка игры
- разработка сценария
- план деловой игры
- общее описание игры
-содержание инструктажа
-подготовка материального обеспечения

Технология деловой игры

Далее идет ввод в игру:
- постановка проблемы, целей, обсуждение условий игры, инструктаж,
- регламент, правила,
- распределение ролей,
- формирование групп,
- консультации

Технология деловой игры

Этап проведения - процесс игры.
1. Групповая работа над заданием:
-работа с источниками
-тренинг
-мозговой штурм
-работа с игротехником
2. Межгрупповая дискуссия
- выступления групп
- защита результатов
- правила дискуссии
- работа экспертов

Технология деловой игры

Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

Технология деловой игры

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции: критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Технология деловой игры

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.
- вывод из игры
- анализ, рефлексия
- оценка и самооценка работы
- выводы и обобщения
- рекомендации