Уважаемые родители! Без Вашей помощи, работа учителя-логопеда в условиях работы логопункта будет не полноценной, мало эффективной, поэтому помогите мне и ребенку, для эффективной коррекции речевых нарушений. Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у Вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
Сегодня мы с вами поговорим как организовать занятия по автоматизации звука дома , без специальных пособий и оборудования.
Планируя занятия помните, что:
1. Они должны быть систематическими, и интересными – то есть в игре (основной вид деятельности ребенка это игра)
2. Правильно выбирайте время для занятий- игры нежелательны перед сном, ребенок не должен быть уставшим.
3. Продолжительность занятия от 10 до 20-25 минут.
4. Ваш ребенок нуждается в похвале.
Введение в самостоятельную речь происходит по нарастающей: проговаривание звука в слогах, словах, предложениях, в самостоятельной речи.
В процессе работы главное- формирование речевого самоконтроля ребенка за своей речью.
1. Развитие речевого выдоха:
· Пилка дров
· Греем руки на морозе
· Прокати карандаш
· Сдуй ватку с носа
· Буря в стакане
2. Атикуляционная гимнастика.
3. Автоматизация звука изолированно:
· С- песенка насосика
· Ш- песенка змеи (поползли)
· Ж – песека жука (полетели)
· З – песенка комарика
· Л- песенка самолетика (мотор гудит, руки раскинули, полетели)
· Р- песенка машинки (поехали , крутим руль)
4. Автоматизация звука в слогах:
· Пианино- Пальчики шагают
· кубик
· Нанизываем бусы, наматываем ленточку
5. Автоматизация звука в словах:
· Поймай нужное слово – хлопнуть в ладоши , если услышишь в слове звук, повторить слово
· Кто больше назовет слов с этим звуком
· Посчитай-ка (1 машина 2, 5)
· Лопата
· Один- много
· Назови ласково словечко
· Слово- шаг
6. Автоматизация звуков в предложениях:
· Волшебные очки всё вокруг стало Синим, Жёлтым, кРасным, гоЛубым в зависимости от автоматизируемого слова
· Придумай сказку на предложенные слова. Например: Синий автобуС
· Загадай загадку: рыжая, пушистая, хитрая, хищная - лиса
· Предложите выучить смешной стишок или чистоговорку
7. Автоматизация в связной речи:
· Расскажи содержание любимого мультфильма, сказки
· Расскажи, чем ты был занят вчера, сегодня.
Особо любимы детьми игры с мячом, где идет не только автоматизация звука , но и развитие моторики.
· Звуковая цепочка – свяжем из слов цепочку (определяем последний звук и придумываем слово , чтобы оно начиналось с этого звука)
· Мяч бросай и животных называй (продукты, игрушки, транспорт, обувь…)
· Человеческие дети – знают всех зверят на свете
· Мячик маленький поймай –да словечком приласкай
· Мячик прыгать я заставлю- предложение составлю (на каждое слово у дар мячом в пол)
· Мы сейчас откроем рот , чтоб сказать наоборот
· Что у нас какого цвета- мы расскажем вам об этом
· Подскажи, скорей слова, чья у зверя голова?
· Мы волшебники немного-был один, а станет много
· Сколько их- всегда мы знаем, хорошо мы все считаем
Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его не задумываясь. Ребенку же приходится постоянно контролировать свою речь_ определить есть ли звук в слове, вспомнить положение губ, языка. Правильно оформить свою мысльи вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребенка, старайтесь внимательно его выслушать. Если , отвечая навопрос , ребенок произнес звук неправильно- обязательно поправьте его , но не упрекайте, не повышайте голос. Как можно чаще хвалите ребенка, даже за малейшие достижения. Внушайте ребенку веру в себя.
И так, успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!
Игровые приемы автоматизации звука в домашних условиях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.