«Игровые обучающие ситуации" консультация для воспитателей.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 23.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Консультация для воспитателей "Игровые обучающие ситуации".Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В.А.Сухомлинский.Консультация для воспитателей "Игровые обучающие ситуации".
Иконка файла материала консульт. для воспит. игр.обуч.сит..pptx
« И г р о в ы о б у ч а ю щ с и т у а ц и и К о н с у л ь т а ц и я д л я в о с п и т а т е л е й . е и е » . П о д г о т о в и л а в о с п и т а т е л ь : В о л ы н и н а О . В .
с Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В ФГОС игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности. Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания и взаимодействия, такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС).
Ее характеризуют следующие моменты:  - она имеет короткий и несложный сюжет;  - оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство;  - в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача; проводит и  - воспитатель Можно выделить руководит всей несколько типов ИОС, с помощью которых успешно игрой. решаются различные образовательные задачи .
1. Игровые обучающие ситуации с игрушками — аналогами. 2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами. ситуации типа путешествий. 3. . Игровые обучающие
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки.
начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы
ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях. Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов.
Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку- аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет.
Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные Герои «выходят» за пределы сюжета произведения,
Для реализации целей воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная
з ь С к у г л к р е м н р п р г о о г с у о з л у ю о г н ы х в а л а ж а ю щ и м и ь т и о р т р ы е о о п о р , м о ж н т б о И О С , к з а м и , и н ы е к и о з к н ы х а а т к р о с б ч ь в а т и е в ы р е ш и о . в а о и , о р р в ы к т ч И О С г у а д а о г а о м о н з о д и м ы х я а м м н ы е а п к т с я е з ч в и о т х к н б р ь ш у ю д и д а н о л р е т д е у н т х а и р о н е , я т в К а ж д а и о о м о щ ь ю л с л о о р б п , е о в ы х в н в о о т т е е о г е ш а в а ж а е р п о г с с и й , у н ы х ч и и н а д а н о р а ч с л ю п , з ы в и р з ь л е т п з и а а е о м н й и р к т в ы с а т л ы п и п и т е с к н й . В о е д у у о ж е к я л е и е д л и с в е е И О С в т т с ь с й т й а и д е а д е в в о о к н в т в о с и ; в б т о а е л ь а ф и р в т с з т я е а о л р о с р в с в г я л ж н ы о о и и р т й б п е д е о л ж н д о н в р з у и а д о т о а р п е н в т и о к и и а ц , к а к ж е ч л и т а р и т р п н о с у а т я б й о е с и .
Литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и
Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком- либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака.
Еще одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают.
Такое соотношение позиций в ИОС придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой мотивации. ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы- персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой
Игровые обучающие ситуации типа путешествий.  Путешествия — это собирательное название различного рода игр в посещение леса, зоопарка, , музеи, фермы, экскурсии , поездки , походы. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания, чему способствует обязательная в игре «роль руководителя (экскурсовода, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями возможные игровые и ролевые действия). в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения,
Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает. Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.
Игровые обучающие ситуации в моей работе с детьми.
ИОС «Зайчик в гостях у ребят». Жил – был зайчик длинные ушки Отморозил зайчик ушки на макушке. Отморозил ушки, отморозил хвостик, И поехал греться к ребятишкам в гости Там тепло и сухо, волка нет И дают морковку на обед.
«Ай – да, зайка , шалунишка Зайка, серенький трусишка. Ты беги домой скорей! Ждут зайчата у дверей».
Персонаж – Мишка. Ситуация (завязка) – Полез в дупло к пчёлам. Развитие сюжета – испугался, нужно пожалеть. Разрешение ситуации – «Проказник мишка косолапый . Зачем в дупло засунул лапу? Там пчёлки добрые живут. Попросишь, мёд тебе дадут». Игра «Поймаю, поймаю».
Персонаж –Ёжик. Ситуация (завязка) – Пошёл за яблоками, не нашёл. Развитие сюжета – опечалился. Надо помочь. Разрешение ситуации – «Вот по дорожке ёжик ползёт, А на иголочках ёжик везёт: яблоко , грушу, банан, апельсин. Ёжик, ты, верно, ходил в магазин?» Игра «Пойдёмте за грибами».
ИОС – с литературными персонажами.
Использование ИОС в конструировании. «Дорожка для колобка».
ИОС типа путешествия. Игровая обучающая ситуация «Волшебная посуда». Мы сегодня отправимся в удивительное путешествие по стране, которой нет ни на одной карте – это Страна Посуды. Нас ждут неожиданные встречи, интересные задания, игры – забавы. Раз, два, три – повернись, в Стране Посуды очутись. Я ребяток собираю в путь – дорожку приглашаю. Вы, ребята, не спешите, компас вы с собой берите. Слушайте внимательно, будьте вы старательны. Дружно вы шагайте, никого не потеряйте.
Дидактическая игра «назови ласково». Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет».
Игра «Магазин посуды». Переход из обучающей ситуации в сюжетно – ролевую игру «Ждём гостей».