Консультация для воспитателей "Игровые обучающие ситуации".Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
 Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В.А.Сухомлинский.Консультация для воспитателей "Игровые обучающие ситуации".
            
        
        
        
                    
                                    
                        
                        
                            « И г р о в ы
о б у ч а ю щ
с и т у а ц и и
К о н с у л ь т а ц и я  
д л я   в о с п и т а т е л е й .
е  
и е  
» .
П о д г о т о в и л а  
в о с п и т а т е л ь :
В о л ы н и н а   О . В .
                        
                     
                                    
                        
                        
                            с
Без игры нет и не 
может быть 
полноценного 
умственного 
развития.
 Игра-это огромное 
светлое окно, через 
которое в духовный 
мир ребёнка 
вливается 
живительный поток 
представлений, 
понятий 
окружающего мира. 
Игра-это искра 
зажигающая огонёк 
пытливости и 
любознательности.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            На сегодняшний день педагогический 
процесс дошкольного образования 
обогащен различными видами 
мероприятий интегрированного 
характера. Они позволяют преследовать 
различные цели воспитания, обучения и 
развития детей дошкольного возраста. В 
ФГОС игра – это основная форма работы 
с детьми и ведущий вид деятельности. 
Если игра специально организованна 
воспитателем и привнесена в процесс 
познания и взаимодействия, такую 
форму обучающей игры воспитателя с 
детьми, имеющую определенную 
дидактическую цель, называют игровой 
обучающей ситуацией (ИОС).
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Ее характеризуют 
следующие 
моменты:
 - она имеет 
короткий и 
несложный сюжет;
 - оснащена 
необходимыми 
игрушками, 
атрибутикой, для 
нее специально 
организованно 
игровое 
пространство;
 - в содержание 
игры заложены 
дидактическая цель, 
воспитательная 
задача;
проводит и 
 - воспитатель 
Можно выделить 
руководит всей 
несколько типов 
ИОС, с помощью 
которых успешно 
игрой.
решаются различные 
образовательные 
задачи .
                        
                     
                                    
                        
                        
                            1. Игровые обучающие 
ситуации с игрушками 
— аналогами.
2. Игровые обучающие 
ситуации с 
литературными 
персонажами.
ситуации типа 
путешествий.
3. . Игровые обучающие
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Аналоги - это такие игрушки, которые 
изображают объекты природы: 
конкретных животных или растения. 
Игрушечных аналогов животных 
множество, они существуют в самом 
различном исполнении (мягкие, 
резиновые, пластмассовые, заводные 
и пр.). Игрушечных аналогов 
растений не так много - это 
пластиковые елочки разного 
размера, деревья и кустарники из 
плоскостного театра, грибочки, 
иногда пенопластовые фрукты и 
овощи, фигурки героев сказки.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            начиная с 2-3 лет можно 
формировать отчетливые 
представления о 
специфических особенностях 
живых существ на основе ряда 
существенных признаков. 
Маленьким детям можно 
показать главные отличия 
Игрушки-аналоги замечательны 
тем, что с их помощью у детей 
игрушки-предмета от живого 
животного, если организовать 
одновременное их восприятие и 
сопоставление. С помощью 
таких игрушек легко 
продемонстрировать: что 
можно делать с предметом и 
что можно делать с живым 
существом, т.е. показать 
принципиально разные формы
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ИОС с игрушками-аналогами 
могут быть использованы во 
всех возрастных группах, 
причем сопоставлять их 
можно не только с живыми 
объектами, но и с их 
изображениями на картинах, 
наглядных пособиях.
Игрушки-аналоги могут быть 
включены в любые ИОС, в 
любую форму воспитания 
детей: наблюдения, занятия, 
труд в природе. Их можно 
взять на экскурсию в 
ближайшее природное 
окружение, сочетать с 
чтением познавательной 
литературы, просмотром 
слайдов, видеофильмов.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Во всех случаях они помогут
 в формировании у ребят 
отчетливых реалистических 
представлений о природе. 
В отдельных случаях игрушку-
аналог целесообразно 
демонстрировать до знакомства с 
животным. 
 Это относится к некоторым 
млекопитающим (кошка, собака, 
кролик и др.), 
которые вызывают у детей яркие и 
сильные эмоции, желание 
общаться с ними - обычная 
игрушка на их фоне блекнет.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Соперничать с ними может 
только интересно 
сконструированная заводная 
игрушка, которая воспроизводит 
элементы поведения (например, 
собака, которая продвигается 
вперед, виляет хвостом, лает, 
поднимается на задние лапы). 
Анализ такого сопоставления, 
несомненно, вызовет интерес у 
старших дошкольников, 
поможет им глубже понять 
специфику живого.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Второй тип ИОС связан с 
использованием кукол, 
изображающих персонажей 
произведений, хорошо 
знакомых детям.  Герои 
полюбившихся сказок, 
рассказов, диафильмов, 
мультфильмов воспринимаются 
детьми эмоционально, 
будоражат воображение, 
становятся объектами 
подражания. В воспитании 
дошкольников с успехом 
используются различные 
персонажи на основе их 
литературной биографии - 
главных событий, характерных 
ситуаций, ярких особенностей 
поведения. В ИОС сказочные 
Герои «выходят» за пределы 
сюжета произведения,
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Для реализации 
целей воспитания 
подходят такие 
литературные 
произведения, 
содержание которых 
так или иначе 
связано с природой, 
а герои имеют 
кукольное 
воплощение. В 
детском 
литературном 
репертуаре таких 
произведений много 
- это прежде всего 
народные и 
авторские сказки 
«Репка», «Курочка 
Ряба» «Красная
                        
                     
                                    
                        
                        
                            з
ь
С   к
у
г
л
к
р
е
м н
р
п
р
г
о
 
о
г
с
 
у
о
з
л
у ю  
о  
г
н ы х
в
а
л
а ж а ю щ и м и  
 
ь
т
и
о
р
т
р ы е  
о
о   п
о
р
,   м о ж н
т
б
о
  И О С ,   к
з
а м и ,   и
н ы е  
к
и  
о
з
к
н ы х
а
а
т
к
  р
о
с
б
ч
 
ь
в
а
т
и
е
в ы р
е ш и
о
.
в
а
о
и ,  
о   р
  р
в ы к
т
ч
  И О С  
г
у
а д а
о
г
а
о м о
  н
з
о д и м ы х
я
а м м н ы е  
а
п
к
т
с
я
е
з
ч
в
и
о  
т
х
к
н
б
р
ь ш у ю   д и д а
н
о
л
р
е
т д е
у
  н
т
х
а
и
р
  о
н
е
,  
я
т
в
К а ж д а
и
о
о м о щ ь ю   л
с
л
о
о
р
б
п
,  
е
 
о
в ы х
в
  н
в
о
о  
т
т
е
е
о
г
е ш а
в
а ж а   е
р
  п
о
г
с
с
  и
й ,  
 
у
н ы х
ч
и  
и
н
а д а
н
о
р
а
ч
с
л ю   п
,  
з ы в
и
р
з
ь
л
е
т
п
з
и
а
а
е
о м н
й   и   р
к
т
в ы с
а
т
л ы  
  п
и
п
и
т
е
с
к
н
й .   В о
е д у
у
о ж е
  к
я
л
е  
и
е д л
и
с
в
  е
е   И О С  
в
т
т
с
ь
с
й
т
й
а   и   д е
а
д е
в
в
о
о
к
  н
в
т
в
о
с
и ;  
в
б
т
о
а
е
л
ь
а ф и
р
в
т
с
з
т
я
е  
а
о
л
р
о
с
р
в
с
в
г
я
л ж н ы  
о  
о
и
и
р
т
й   б
  п
е д е
о
л ж н
д о
н
в
р
з
у
и
а   д о
т
о
а
р
  п
е
н
в
т
и   о
к   и  
и
а
ц
,   к
а
к   ж е
ч
л
и
т
а
р
и
т
р
п
н
о
с
у
а
т
 
я
б
й  
о
е
с
 
и .
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Литературный 
герой, 
привнесенный в 
педагогический 
процесс, - это не 
просто симпатичная 
игрушка, которая 
развлекает детей, а 
персонаж с 
определенным 
характером и 
формой выражения, 
решающий 
дидактические 
задачи. Детям он 
интересен тем, что в 
совершенно новой 
ситуации проявляет 
свои типичные 
особенности, т.е. 
действует в своем 
«амплуа», и
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Важным является то 
обстоятельство, что 
каждый литературный 
герой в отдельно взятой 
игровой обучающей 
ситуации может 
выступать в одной из двух 
функций: выполнять роль 
знающего, хорошо 
осведомленного в каком-
либо материале героя 
или,
 наоборот, ничего не 
знающего наивного 
простака.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Еще одно обстоятельство имеет 
принципиальное значение. 
В традиционном занятии 
воспитатель всегда «над 
детьми»: он задает вопросы, 
поучает, рассказывает, 
объясняет - он взрослый и умнее 
детей. При использовании 
персонажа-простачка (например, 
Незнайки), 
который проявляет полную 
неосведомленность в событиях, 
статус детей меняется: уже «не 
воспитатель над ними», а «они 
стоят над куклой»: учат ее, 
поправляют, сообщают то, что 
сами знают.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Такое соотношение позиций в ИОС 
придает дошкольникам уверенность, 
они обретают авторитет в своих 
собственных глазах. Действует сильная 
игровая мотивация, и дети не берут в 
расчет, что за Незнайку говорит 
воспитатель: они во власти игровой 
мотивации.
ситуации, а потому уверенно и 
пространно высказываются, 
дополняют, объясняют и тем самым 
упражняются в применении своих 
знаний, уточняют и закрепляют их. 
Иначе говоря, использование куклы-
персонажа на основе его литературной 
биографии - это косвенная форма 
обучения детей, целиком основанная 
на достаточно сильной игровой
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Игровые обучающие ситуации 
типа путешествий.
 Путешествия — это 
собирательное название 
различного рода игр в посещение 
леса, зоопарка, , музеи, фермы, 
экскурсии , поездки , походы. 
Посещая интересные места, дети 
в игровой форме получают новые 
знания, чему способствует 
обязательная в игре «роль 
руководителя (экскурсовода, 
заведующего фермой), которую 
исполняет воспитатель. Именно 
через него дошкольники 
знакомятся с новыми местами, 
животными, растениями, 
получают самые различные 
сведения об окружающей 
природе и деятельности 
человека в ней.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            В каждом конкретном случае сюжет игры
 продумывается таким образом, 
что дети, посещая новые места,
знакомятся с новыми объектами и 
явлениями 
возможные игровые и
 ролевые действия). 
в качестве путешественников, туристов, 
экскурсантов, посетителей. 
В рамках ролевого поведения дети 
слушают пояснения, «фотографируют», 
рассуждают. 
Чтобы игра была полноценной и через нее 
воспитатель смог реализовать 
поставленные дидактические задачи,
 он тщательно продумывает свою роль 
(слова для контакта с посетителями,
 содержательные сообщения,
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Игра захватит детей, если 
воспитатель специальными 
приемами постоянно 
поддерживает 
воображаемую ситуацию 
того пространства, в котором 
она протекает.
Обучение с использованием 
игр-путешествий может в 
ряде случаев выходить за 
рамки отведенного времени - 
это не опасно, так как 
качественное проведение 
игры, создавая 
определенный 
эмоциональный настрой у 
детей, обеспечивает 
максимальный развивающий 
эффект.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Игровые обучающие 
ситуации 
в моей работе
 с детьми.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ИОС «Зайчик в гостях у 
ребят».
Жил – был зайчик длинные ушки
Отморозил зайчик ушки на макушке.
Отморозил ушки, отморозил хвостик,
И поехал греться к ребятишкам в гости
Там тепло и сухо, волка нет
И дают морковку на обед.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            «Ай – да, зайка , 
шалунишка
Зайка, серенький 
трусишка.
Ты беги домой 
скорей! 
Ждут зайчата у 
дверей».
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Персонаж – Мишка. Ситуация 
(завязка) – Полез в дупло к пчёлам. 
Развитие сюжета – испугался, нужно 
пожалеть. Разрешение ситуации – 
«Проказник мишка косолапый . 
Зачем в дупло засунул лапу? Там 
пчёлки добрые живут. Попросишь, 
мёд тебе дадут».
Игра «Поймаю, поймаю».
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Персонаж –Ёжик. 
Ситуация (завязка) –
Пошёл за яблоками, не 
нашёл. 
Развитие сюжета – 
опечалился. Надо 
помочь.
 Разрешение ситуации – 
«Вот по дорожке ёжик 
ползёт, 
А на иголочках ёжик 
везёт: яблоко , грушу, 
банан, апельсин. Ёжик, 
ты, верно, ходил в 
магазин?»
Игра «Пойдёмте за 
грибами».
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ИОС – с литературными 
персонажами.
                        
                     
                                    
                                    
                        
                        
                            Использование ИОС в конструировании. 
«Дорожка  для колобка».
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ИОС типа путешествия.
Игровая обучающая ситуация 
«Волшебная посуда».
Мы сегодня отправимся в удивительное путешествие по 
стране, которой нет ни на одной карте – это Страна Посуды. 
Нас ждут неожиданные встречи, интересные задания, игры – 
забавы.
Раз, два, три – повернись, в Стране Посуды очутись.
Я ребяток собираю в путь – дорожку приглашаю.
Вы, ребята, не спешите, компас вы с собой берите.
Слушайте внимательно, будьте вы старательны.
Дружно вы шагайте, никого не потеряйте.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Дидактическая игра «назови ласково».
Дидактическое упражнение «Найди 
лишний предмет».
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Игра «Магазин посуды».
Переход из обучающей 
ситуации
 в сюжетно – ролевую 
игру «Ждём гостей».