Консультация для воспитателей "Игровые обучающие ситуации".Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В.А.Сухомлинский.Консультация для воспитателей "Игровые обучающие ситуации".
« И г р о в ы
о б у ч а ю щ
с и т у а ц и и
К о н с у л ь т а ц и я
д л я в о с п и т а т е л е й .
е
и е
» .
П о д г о т о в и л а
в о с п и т а т е л ь :
В о л ы н и н а О . В .
с
Без игры нет и не
может быть
полноценного
умственного
развития.
Игра-это огромное
светлое окно, через
которое в духовный
мир ребёнка
вливается
живительный поток
представлений,
понятий
окружающего мира.
Игра-это искра
зажигающая огонёк
пытливости и
любознательности.
На сегодняшний день педагогический
процесс дошкольного образования
обогащен различными видами
мероприятий интегрированного
характера. Они позволяют преследовать
различные цели воспитания, обучения и
развития детей дошкольного возраста. В
ФГОС игра – это основная форма работы
с детьми и ведущий вид деятельности.
Если игра специально организованна
воспитателем и привнесена в процесс
познания и взаимодействия, такую
форму обучающей игры воспитателя с
детьми, имеющую определенную
дидактическую цель, называют игровой
обучающей ситуацией (ИОС).
Ее характеризуют
следующие
моменты:
- она имеет
короткий и
несложный сюжет;
- оснащена
необходимыми
игрушками,
атрибутикой, для
нее специально
организованно
игровое
пространство;
- в содержание
игры заложены
дидактическая цель,
воспитательная
задача;
проводит и
- воспитатель
Можно выделить
руководит всей
несколько типов
ИОС, с помощью
которых успешно
игрой.
решаются различные
образовательные
задачи .
1. Игровые обучающие
ситуации с игрушками
— аналогами.
2. Игровые обучающие
ситуации с
литературными
персонажами.
ситуации типа
путешествий.
3. . Игровые обучающие
Аналоги - это такие игрушки, которые
изображают объекты природы:
конкретных животных или растения.
Игрушечных аналогов животных
множество, они существуют в самом
различном исполнении (мягкие,
резиновые, пластмассовые, заводные
и пр.). Игрушечных аналогов
растений не так много - это
пластиковые елочки разного
размера, деревья и кустарники из
плоскостного театра, грибочки,
иногда пенопластовые фрукты и
овощи, фигурки героев сказки.
начиная с 2-3 лет можно
формировать отчетливые
представления о
специфических особенностях
живых существ на основе ряда
существенных признаков.
Маленьким детям можно
показать главные отличия
Игрушки-аналоги замечательны
тем, что с их помощью у детей
игрушки-предмета от живого
животного, если организовать
одновременное их восприятие и
сопоставление. С помощью
таких игрушек легко
продемонстрировать: что
можно делать с предметом и
что можно делать с живым
существом, т.е. показать
принципиально разные формы
ИОС с игрушками-аналогами
могут быть использованы во
всех возрастных группах,
причем сопоставлять их
можно не только с живыми
объектами, но и с их
изображениями на картинах,
наглядных пособиях.
Игрушки-аналоги могут быть
включены в любые ИОС, в
любую форму воспитания
детей: наблюдения, занятия,
труд в природе. Их можно
взять на экскурсию в
ближайшее природное
окружение, сочетать с
чтением познавательной
литературы, просмотром
слайдов, видеофильмов.
Во всех случаях они помогут
в формировании у ребят
отчетливых реалистических
представлений о природе.
В отдельных случаях игрушку-
аналог целесообразно
демонстрировать до знакомства с
животным.
Это относится к некоторым
млекопитающим (кошка, собака,
кролик и др.),
которые вызывают у детей яркие и
сильные эмоции, желание
общаться с ними - обычная
игрушка на их фоне блекнет.
Соперничать с ними может
только интересно
сконструированная заводная
игрушка, которая воспроизводит
элементы поведения (например,
собака, которая продвигается
вперед, виляет хвостом, лает,
поднимается на задние лапы).
Анализ такого сопоставления,
несомненно, вызовет интерес у
старших дошкольников,
поможет им глубже понять
специфику живого.
Второй тип ИОС связан с
использованием кукол,
изображающих персонажей
произведений, хорошо
знакомых детям. Герои
полюбившихся сказок,
рассказов, диафильмов,
мультфильмов воспринимаются
детьми эмоционально,
будоражат воображение,
становятся объектами
подражания. В воспитании
дошкольников с успехом
используются различные
персонажи на основе их
литературной биографии -
главных событий, характерных
ситуаций, ярких особенностей
поведения. В ИОС сказочные
Герои «выходят» за пределы
сюжета произведения,
Для реализации
целей воспитания
подходят такие
литературные
произведения,
содержание которых
так или иначе
связано с природой,
а герои имеют
кукольное
воплощение. В
детском
литературном
репертуаре таких
произведений много
- это прежде всего
народные и
авторские сказки
«Репка», «Курочка
Ряба» «Красная
з
ь
С к
у
г
л
к
р
е
м н
р
п
р
г
о
о
г
с
у
о
з
л
у ю
о
г
н ы х
в
а
л
а ж а ю щ и м и
ь
т
и
о
р
т
р ы е
о
о п
о
р
, м о ж н
т
б
о
И О С , к
з
а м и , и
н ы е
к
и
о
з
к
н ы х
а
а
т
к
р
о
с
б
ч
ь
в
а
т
и
е
в ы р
е ш и
о
.
в
а
о
и ,
о р
р
в ы к
т
ч
И О С
г
у
а д а
о
г
а
о м о
н
з
о д и м ы х
я
а м м н ы е
а
п
к
т
с
я
е
з
ч
в
и
о
т
х
к
н
б
р
ь ш у ю д и д а
н
о
л
р
е
т д е
у
н
т
х
а
и
р
о
н
е
,
я
т
в
К а ж д а
и
о
о м о щ ь ю л
с
л
о
о
р
б
п
,
е
о
в ы х
в
н
в
о
о
т
т
е
е
о
г
е ш а
в
а ж а е
р
п
о
г
с
с
и
й ,
у
н ы х
ч
и
и
н
а д а
н
о
р
а
ч
с
л ю п
,
з ы в
и
р
з
ь
л
е
т
п
з
и
а
а
е
о м н
й и р
к
т
в ы с
а
т
л ы
п
и
п
и
т
е
с
к
н
й . В о
е д у
у
о ж е
к
я
л
е
и
е д л
и
с
в
е
е И О С
в
т
т
с
ь
с
й
т
й
а и д е
а
д е
в
в
о
о
к
н
в
т
в
о
с
и ;
в
б
т
о
а
е
л
ь
а ф и
р
в
т
с
з
т
я
е
а
о
л
р
о
с
р
в
с
в
г
я
л ж н ы
о
о
и
и
р
т
й б
п
е д е
о
л ж н
д о
н
в
р
з
у
и
а д о
т
о
а
р
п
е
н
в
т
и о
к и
и
а
ц
, к
а
к ж е
ч
л
и
т
а
р
и
т
р
п
н
о
с
у
а
т
я
б
й
о
е
с
и .
Литературный
герой,
привнесенный в
педагогический
процесс, - это не
просто симпатичная
игрушка, которая
развлекает детей, а
персонаж с
определенным
характером и
формой выражения,
решающий
дидактические
задачи. Детям он
интересен тем, что в
совершенно новой
ситуации проявляет
свои типичные
особенности, т.е.
действует в своем
«амплуа», и
Важным является то
обстоятельство, что
каждый литературный
герой в отдельно взятой
игровой обучающей
ситуации может
выступать в одной из двух
функций: выполнять роль
знающего, хорошо
осведомленного в каком-
либо материале героя
или,
наоборот, ничего не
знающего наивного
простака.
Еще одно обстоятельство имеет
принципиальное значение.
В традиционном занятии
воспитатель всегда «над
детьми»: он задает вопросы,
поучает, рассказывает,
объясняет - он взрослый и умнее
детей. При использовании
персонажа-простачка (например,
Незнайки),
который проявляет полную
неосведомленность в событиях,
статус детей меняется: уже «не
воспитатель над ними», а «они
стоят над куклой»: учат ее,
поправляют, сообщают то, что
сами знают.
Такое соотношение позиций в ИОС
придает дошкольникам уверенность,
они обретают авторитет в своих
собственных глазах. Действует сильная
игровая мотивация, и дети не берут в
расчет, что за Незнайку говорит
воспитатель: они во власти игровой
мотивации.
ситуации, а потому уверенно и
пространно высказываются,
дополняют, объясняют и тем самым
упражняются в применении своих
знаний, уточняют и закрепляют их.
Иначе говоря, использование куклы-
персонажа на основе его литературной
биографии - это косвенная форма
обучения детей, целиком основанная
на достаточно сильной игровой
Игровые обучающие ситуации
типа путешествий.
Путешествия — это
собирательное название
различного рода игр в посещение
леса, зоопарка, , музеи, фермы,
экскурсии , поездки , походы.
Посещая интересные места, дети
в игровой форме получают новые
знания, чему способствует
обязательная в игре «роль
руководителя (экскурсовода,
заведующего фермой), которую
исполняет воспитатель. Именно
через него дошкольники
знакомятся с новыми местами,
животными, растениями,
получают самые различные
сведения об окружающей
природе и деятельности
человека в ней.
В каждом конкретном случае сюжет игры
продумывается таким образом,
что дети, посещая новые места,
знакомятся с новыми объектами и
явлениями
возможные игровые и
ролевые действия).
в качестве путешественников, туристов,
экскурсантов, посетителей.
В рамках ролевого поведения дети
слушают пояснения, «фотографируют»,
рассуждают.
Чтобы игра была полноценной и через нее
воспитатель смог реализовать
поставленные дидактические задачи,
он тщательно продумывает свою роль
(слова для контакта с посетителями,
содержательные сообщения,
Игра захватит детей, если
воспитатель специальными
приемами постоянно
поддерживает
воображаемую ситуацию
того пространства, в котором
она протекает.
Обучение с использованием
игр-путешествий может в
ряде случаев выходить за
рамки отведенного времени -
это не опасно, так как
качественное проведение
игры, создавая
определенный
эмоциональный настрой у
детей, обеспечивает
максимальный развивающий
эффект.
Игровые обучающие
ситуации
в моей работе
с детьми.
ИОС «Зайчик в гостях у
ребят».
Жил – был зайчик длинные ушки
Отморозил зайчик ушки на макушке.
Отморозил ушки, отморозил хвостик,
И поехал греться к ребятишкам в гости
Там тепло и сухо, волка нет
И дают морковку на обед.
«Ай – да, зайка ,
шалунишка
Зайка, серенький
трусишка.
Ты беги домой
скорей!
Ждут зайчата у
дверей».
Персонаж – Мишка. Ситуация
(завязка) – Полез в дупло к пчёлам.
Развитие сюжета – испугался, нужно
пожалеть. Разрешение ситуации –
«Проказник мишка косолапый .
Зачем в дупло засунул лапу? Там
пчёлки добрые живут. Попросишь,
мёд тебе дадут».
Игра «Поймаю, поймаю».
Персонаж –Ёжик.
Ситуация (завязка) –
Пошёл за яблоками, не
нашёл.
Развитие сюжета –
опечалился. Надо
помочь.
Разрешение ситуации –
«Вот по дорожке ёжик
ползёт,
А на иголочках ёжик
везёт: яблоко , грушу,
банан, апельсин. Ёжик,
ты, верно, ходил в
магазин?»
Игра «Пойдёмте за
грибами».
ИОС – с литературными
персонажами.
Использование ИОС в конструировании.
«Дорожка для колобка».
ИОС типа путешествия.
Игровая обучающая ситуация
«Волшебная посуда».
Мы сегодня отправимся в удивительное путешествие по
стране, которой нет ни на одной карте – это Страна Посуды.
Нас ждут неожиданные встречи, интересные задания, игры –
забавы.
Раз, два, три – повернись, в Стране Посуды очутись.
Я ребяток собираю в путь – дорожку приглашаю.
Вы, ребята, не спешите, компас вы с собой берите.
Слушайте внимательно, будьте вы старательны.
Дружно вы шагайте, никого не потеряйте.
Дидактическая игра «назови ласково».
Дидактическое упражнение «Найди
лишний предмет».
Игра «Магазин посуды».
Переход из обучающей
ситуации
в сюжетно – ролевую
игру «Ждём гостей».