Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.консультация для родителей
Игрушки в жизни ребенка
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и
обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью.
Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать
назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как
форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его
личности.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра,
иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют
игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими
детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать
определённым педагогическим и художественноэстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки:
сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные,
конструкторы и т.д.), игрушкиорудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания,
грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых),
игрушкизабавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты,
детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для
строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке
в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо
обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с
ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек
крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также
нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми
игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны
учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют
возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки,
телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка
правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру
взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы,
побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом».
Игрушка для ребёнка полна смысла.
Дети четырёхпяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек,
но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте
особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято
именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период
необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не такважен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы
халат, стол для приёма, палочкаградусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо
сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных
«детей» должны быть свои «мамы» и «папы».
Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной,
подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.
Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные
игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному,
иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок
возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне
подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не
вызывает у ребёнка подобной реакции.
Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого
другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки –
смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень
интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо
обогащать игру игрушкамисамоделками, в том числе из природного, бросового материала.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает
первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение,
фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой
личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости,
бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка.
Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.