Государственное учреждение образования
«Ясли – сад № 8 г. Лида»
Педагогическая мастерская на тему:
«Игры - тренинги экологического содержания»
(с предоставлением картотеки игр для дошкольников)
ПОДГОТОВИЛА:
педагог – психолог
Герасимович Е.И.
2019 г.
Цель: расширение знаний педагогов в организации и проведении игр – тренингов экологического содержания.
Ход: Важная роль в проведении игр - тренингов экологического содержания отводится вам, педагогам. Именно вы отвечаете за состояние психологического микроклимата детской группы в целом и каждого ребёнка в отдельности. Но важно помнить, что педагог не должен выступать «диктатором» событий. Взаимодействие воспитателя и группы строится по принципу субьектного контакта. Это предполагает равенство психологических позиций, что находит свое выражение в выполнении двух ролей: участника и ведущего. И необходимым условием эффективной деятельности вас, как педагогов. является ваша способность принять себя, каждого ребёнка и всю группу в целом такими, какими они есть.
Сейчас вашему вниманию будет представлена картотека игр – тренингов с подробным обьяснением того, каким образом они могут быть использованы в вашей работе с детьми дошкольного возраста. Также следует отметить, что данные игры могут использовать также и родители в своем взаимодействии с ребенком по экологическому воспитанию подрастающего поколения. И главное здесь помнить, что важно не столько донести готовые знания до детей, сколько включить их в процесс самообучения и развития. Также использование данных игр – тренингов будут способствовать стимулированию детской активности, развитию конструктивного взаимодействия и снижению у детей мышечного и эмоционального напряжения.
КАРТОТЕКА ИГР – ТРЕНИНГОВ
ü Игра – тренинг «Прогулка по ручью»
Цель: Стимулирование активности, развитие навыков конструктивного общения, развитие саморегуляции.
Содержание игры: На полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети – туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.
ü Игра – тренинг «Из семени в цветок»
Цель: Снижение мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие саморегуляции.
Содержание игры: педагог предлагает детям превратиться в маленькие сморщенные семечки (сжаться в комочек на полу). Приходит садовник (ребенок). Садовник очень бережно относится к семечкам, заботится о них, поливает (гладит детей по голове). Выглянуло солнышко, упал теплый луч на землю, семечко проросло и превратилось в прекрасный цветок (дети медленно поднимаются, поднимают вверх руки, расправляют пальцы – лепестки).
ü Игра – тренинг «На лугу»
Цель: Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности.
Содержание игры: педагог предлагает детям закрыть глаза и представить. Что они находятся в самом прекрасном месте Земли: «Это огромный цветущий луг. Здесь растет много разных растений – зеленая трава, прекрасные цветы. Раннее утро. Мы с вами идем по цветущему лугу. Вы чувствуете, как Ваши ноги ступают по утренней росе, как ваше тело окутывает утренняя прохлада, дует нежный ветерок. Прислушайтесь – поют птицы, журчит ручеек, стрекочут кузнечики. Вам хорошо, в вас входят новые силы. Откройте глаза и медленно оглянитесь вокруг. Желаю вам бодрости и ощущения свежести утра».
ü Игра – тренинг «Цветок добра»
Цель: Снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения выражать чувства и эмоции.
Содержание игры: педагог предлагает детям представить, что у них в руках находится волшебный цветок добра: «Протяните руки вперед, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную доброту. Она согревает вас, ваше тело, ваше сердце. Посмотрите, цветок добра очень красивый. Понюхайте его. Как он хорошо пахнет. Прижмите цветок к своему сердцу. Почувствуйте, как добро и красота входят в вас, согревают вам сердце. У вас появляются новые силы, силы здоровья и радости. Я желаю вам, чтобы вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра».
ü Игра – тренинг «На какое дерево я похож»
Цель: Развитие адекватной самооценки, умения передавать свои эмоции и чувства посредством мимики и жестов.
Содержание игры: педагог обучает детей нескольким движениям, которыми можно изобразить разные деревья. Затем предлагает ребенку изобразить любое дерево, остальные дети отгадывают это дерево. После этого каждый ребенок загадывает свое дерево. Педагог: «А теперь представьте, что подул сильный ветер. Покажите, что происходит с деревьями. А сейчас пошел холодный дождь. Что вы чувствуете? Но вот дождь закончился, ветер стих и выглянуло солнышко. Высохли капли дождя на ваших листочках и на ваших веточках весело запели птички».
ü Игра – тренинг «Зоопарк»
Цель: Снижение мышечного и психоэмоционального напряжения, снижение агрессии.
Материал: Стулья – «клетки».
Содержание игры: Педагог предлагает каждому ребенку выбрать животное, которое он хотел бы изобразить. Животные сидят в клетках (за стульями). Дети отгадывают, какие животные живут в зоопарке. Когда всех животных отгадают, клетки открываются и звери выходят на свободу: бегают, прыгают, рычат.
ü Игра – тренинг «Спаси птенца»
Цель: Снижение тревожности, развитие умения передавать свои эмоции и чувства посредством мимики и жестов.
Содержание игры: педагог предлагает детям вытянуть руки ладонями вверх и представить, что у них в руках находится маленький беспомощный птенец: «Ему холодно. Согреем птенчика. Медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согрейте своим ровным, теплым дыханием. Приложим ладони к своей груди, отдадим птенцу доброту своего сердца. А теперь раскройте ладони. Наш птенчик радостно взлетел. Улыбнитесь ему».
ü Игра – тренинг «Ворона»
Цель: Стимуляция активности детей, развитие внимания.
Содержание игры: педагог предлагает детям представить, что они вороны: «Ворона сидит на крыше, ощипывает свои крылышки, ходит. Ворона расправила свои крылышки и полетела». Педагог рассказывает про ворону, дети ее изображают. В ходе рассказа педагог быстро и неожиданно говорит: «Кто быстрее сядет?» (встанет, хлопнет в ладоши, подпрыгнет и т.д.)
ü Игра – тренинг «Медвежата»
Цель: Снижение мышечного напряжения.
Содержание игры: педагог предлагает детям представить, что они маленькие медвежата. Медвежонок лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз, сжался в маленький клубочек. Ветер стих, выглянуло солнышко, теплый солнечный луч упал на медвежонка. Ему стало жарко. Медвежонок развернулся, потянулся и весело зарычал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.