Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР по теме "Головные уборы"
Оценка 4.6

Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР по теме "Головные уборы"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
дефектология
5 кл—7 кл
09.04.2021
Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР по теме "Головные уборы"
В статье представлены различные, специально подобранные игры и упражнения, направленные на практическое усвоение и закрепление в игровой форме лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) по теме "Головные уборы". Статья адресована логопедам, дефектологам, воспитателям специализированных и массовых детских садов.
головные уборы.doc

Игры и упражнения по формированию лексико – грамматических категорий у детей с ОНР по теме «Головные уборы»

Дорофеева Ирина Александровна,

 учитель- логопед                   

            МДОУ «Детский сад №108» г. Петрозаводска

Республика Карелия

 

Ключевые слова: дошкольный возраст, нарушение речи, развитие лексики, грамматики и грамматического мышления.

Аннотация. В статье представлены различные, специально подобранные игры и упражнения, направленные на практическое усвоение и закрепление в игровой форме лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) по теме «Головные уборы». Статья адресована логопедам, дефектологам и воспитателям специализированных (групп компенсирующей направленности) и массовых детских садов.

 

 

Проблема формирования грамматических компонентов является одной из самых важных и актуальных проблем у детей, страдающих речевой патологией. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается отставание в развитии лексико-грамматических категорий по сравнению с нормально развивающимися детьми.

Логопедическая работа при ОНР у детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата (ДЦП) должна иметь комплексный системный характер и быть направленной на развитие лексики, грамматики и грамматического мышления.

Одним из основных направлений дошкольного учреждения является музейно-образовательная деятельность воспитанников. В этом учебном году в рамках данной деятельности реализуется проект «Путешествие в прошлое головных уборов». Данная тема созвучна с лексической темой «Головные уборы», над которой работают учителя – логопеды и воспитатели в учебном году. Поэтому было принято решение о совместной реализации двух тем, так как они способствуют расширению активного словаря воспитанников по данной проблеме.

      У детей с нарушениями ОДА (ДЦП) в силу фонетико-фонематических нарушений, задерживающих общее становление речи, усвоение грамматических форм и категорий происходит крайне медленно из-за ограниченности их речевого общения, недостаточности слухового восприятия, внимания к звуковой стороне речи и низкой речевой активности.

     Коррекционную работу по развитию лексико – грамматических средств языка, связной речи по лексической теме «Головные уборы» можно осуществлять через систему специальных игр и упражнений, так как эта деятельность наиболее адекватна возможностям детей и их интересам.

     Вашему вниманию хотим предложить материалы, которые охватывают такие компоненты языковой системы, как лексико – грамматические категории, связная речь. Кроме того, в играх содержатся некоторые специальные виды наглядности, которые используются логопедом и другими педагогами в процессе преодоления недоразвития речи и психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия).

 

Для развития согласования числительных с существительными мы предлагаем следующие игры и упражнения:

Игра «Прямой и обратный счет «1-5» со словами и словосочетаниями [3]

Для этой игры не обязательно использовать предметные (сюжетные) картинки или предметы, а можно применить пальчики ребенка. Левая ладонь ребенка на ребро на себя. Большой палец вверх, указательный, средний и мизинец на небольшом расстоянии друг от друга. Дотрагиваясь указательным пальцем правой руки до каждого пальчика левой руки, ребенок считает названный предмет.

Например: «Посчитаем шапки»: 1 шапка, 2 шапки, 3 шапки, 4 шапки, 5 шапок.

 

Развивая навык согласования числительных с существительными с использованием наглядного материала, дети учатся соотносить заданное количество с количеством пальцев, называя его после пересчета и итогового обобщения движения рукой.

Педагог воспитывает умение вести счет предметов слева направо, в процессе счета указывать предметы, по порядку называя числительное и существительное.

Упражнения могут иметь строго дидактический характер (ответ на вопрос), а могут носить эмоциональный оттенок (придумывание сказочного сюжета).

На столе лежат пять однородных предметных картинок, например, 5 кепок, 5 панамок.

Вопрос: Сколько кепок?

Дети пересчитывают: 1 кепка, 2 кепки, 3 кепки, 4 кепки, 5 кепок.

Логопед: Сколько всего кепок?

Дети: Пять кепок.

Логопед и дети вслед за ним, пересчитывают вновь образованное количество. В процессе пересчета педагог дотрагивается до каждой предметной картинки. Перед тем как назвать новое числительное логопед делает небольшую паузу и, дотрагивается до картинки, называя ее.

 Для того, чтобы у детей не сложилось впечатление, что последний предмет и есть «пять», педагог круговым жестом очерчивает всю группу и называет: «Пять кепок».

А можно придумать игровую ситуацию: «В ателье сшили панамки. Сколько?  1 панамка, 2 панамки...». Кроме того, следует практиковать самостоятельное придумывание детьми сюжетов

Игра «Один, два, три, четыре, пять». Эта игра учит детей согласованию количественных числительных со словосочетаниями (желтая кепка, красный берет, нарядный кокошник, белый чепчик, вязаная шапка, меховая шапка и т.д.): в роде и числе.

1 красный берет, 2 красных берета, 3…, 4…, 5 красных беретов.

     Игра «Количественные числительные 1,2,3,4,5 + существительные»

Данная игра направлена на практическое усвоение и закрепление навыков образования и употребления в речи существительных в форме родительного падежа множественного числа и поможет усвоить детям особенности сочетания количественных числительных один, два три, четыре, пять с существительными.

Игре должна предшествовать индивидуальная работа с детьми. Логопед показывает ребенку пары карточек и вместе с ним проговаривает названия картинок по образцу: один кокошник –…. -  четыре кокошника – пять кокошников.

По мере усвоения грамматического материала основной формой работы становится коллективная игра.

Правила игры: карточки, на которых изображен один предмет логопед раздает детям, а карточки с большим количеством предметов кладет на стол картинками вниз.

Ведущий (взрослый или дети по очереди) берет по одной карточке со стола, показывает

ее играющим детям, не называя изображенные на ней предметы. Тот ребенок, у кого есть парная карточка (с одним предметом), должен выполнить трехступенчатую инструкцию:

- правильно назвать предмет, изображенный на своей карточке в сочетании с количественным числительным ОДИН (один повойник);

- глядя на карточку в руках ведущего, составить словосочетание по следующей модели: «числительное два (три, четыре) + существительное в форме родительного падежа единственного числа» (три повойника).

- сосчитать предметы и составить словосочетание по следующей модели: «числительное пять + существительное в форме родительного падежа множественного числа» (пять повойников).

Игра продолжается до тех пор, пока на столе у ведущего не закончатся карточки.

Педагог может усложнить игру, предложив детям составить по картинкам три предложения. В предложениях должны использоваться числительные один, два, три, четыре, пять.

Поскольку на практике, как правило, логопед имеет дело с различными нарушениями речи у детей, то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с детьми должен быть сугубо индивидуальным. Игра имеет большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

     Игра «У кого сколько?» В этой игре дети упражняются в согласовании числительных с существительными. 

     Педагог дает каждому играющему по одному персонажу: Мишку, Зайку, матрешку и т.д.  Рассказывает, что почтальон принес посылки для них, и раздает по одному конверту с карточками (эта посылка для мишки, а эта – для…). Педагог предлагает детям достать карточки из конвертов и спрашивает: «Мишка! Что тебе прислали в посылке?» Ребенок, у которого находится названный персонаж, от его имени отвечает: «Мне прислали одну кепку, две шапки и пять касок».  

     Во время ответов детей логопед следит за правильным согласованием числительных с существительным в роде и числе. При ошибках поправляет и просит повторить правильно.

     Усложнение. Педагог стимулирует детей самих спрашивать друг друга, что у них в посылках: «Захотел Мишка узнать, что прислали его другу Зайке. Мишка, спроси у Зайки, что ему прислали и сколько?» Ребенок от имени своего персонажа интересуется: «Зайка, что тебе прислали?» зайка перечисляет предметы и их количество.

Игра «Установи последовательность» или «Что за чем?»

Детям предлагаются карточки, на которых изображены  однородные предметы в нарушенной последовательности. Ребенок находит минимальное количество предметов, обозначает его числительным и существительным, и переходит к следующему. Необходимо установить последовательность.

 Инструкция: назови предметы в нужной (правильной) последовательности: один кокошник, 2 кокошника и т.д.

Количественный ряд в прямом порядке - такие задания отрабатывают способность к одномоментному схватыванию количественных совокупностей, свертыванию их в целостную структуру.

У детей с ОНР отмечаются грубые ошибки в употреблении распространенного предложения (причиной является отсутствие умения контролировать как их содержание, так и форму)

1.      Учимся составлять предложения с опорой на предметные картинки.

Игра «Составь предложение» (на столе лежат картинки: девочка, стрелка, берет)

Найди слово, про которое можно сказать «кто?», обозначим его предметной картинкой – девочка; найди слово, про которое можно сказать «что делает?», обозначим его карточкой – стрелкой; найди слово, про которое можно сказать «что?», обозначим его предметной картинкой – берет.)  Девочка надела берет.  

Можно усложнить задание, заменив предметную картинку символом, добавив вопрос: «какой?», «какая?»                                        

Найди слово, про которое можно сказать «кто?», обозначим его символом – человечком; найди слово, про которое можно сказать «что делает?», обозначим его карточкой – стрелкой; найди слово, про которое можно сказать «что?», обозначим его предметной картинкой – шапка; найди слово, про которое можно сказать «какую?».

Мама связала белую шапку.

Аналогично составляются предложения:

Солдат надел металлическую каску. Мама сшила нарядный кокошник.                                          

 

     Много трудностей испытывают дети и при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, а существительное при этом употребляется в исходной форме («книга идит то» - книга лежит на столе); возможна замена предлога.

Для обучения навыка составления предложения из нескольких слов с предлогом можно использовать следующие игры и упражнения

1. «Выполни поручения» - необходимо положить головной убор внутрь чего-то и ответить, (В)

а) при ответах дети используют формы слов из обращенных к ним вопросов логопеда.

Логопед: Положи шапку в шкаф. Куда ты её положил?

Ребенок: Я положил шапку в шкаф.

Логопед: Положи кокошник в сундук. Куда ты его положил?

Ребенок: Я положил кокошник в сундук.

Логопед: Убери повойник в коробку. Куда ты его убрал?

Ребенок: Я  убрал повойник в коробку.

     Можно предложить детям спрятать предметы (в ящик, в сумку, в карман и т.д.), а через некоторое время попросить вспомнить, где что лежит.

«Выполнить поручение» - поместить предмет на поверхности чего-то и ответить, куда помещен головной убор (конструкции с предлогом НА)

а) Логопед: Положи кепку на окно. Куда ты положил кепку?

Ребенок: Я положил кепку на окно.

Логопед: Положи, берет на стол. Куда ты положил, берет?

Ребенок: Я положил, берет на стол.

Аналогично выполнить поручения с предметом конструкции с предлогом ПОД.

2.                  Учимся употреблять предлоги в предложениях. В  НА  ПОД  ИЗ

Перед ребенком на столе сюжетная картинка, на которой изображена комната девочки.

- Помоги девочке – растеряшке найти головные уборы. Расскажи, где лежали панамки. «В сундуке, В корзине….,  НА столе, НА стуле…, ПОД диваном, ПОД шкафом…, ИЗ шкафа, ИЗ сундука…»

Перед ребенком на столе сюжетная картинка, на которой изображена комната Незнайки.

- Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп. Но Незнайка носил только голубую шляпу, а остальные разбрасывал по комнате. Однажды он решил собрать все шляпы, но не смог. Давай поможем Незнайке. Рассмотри картинку, найди все шляпы в комнате и составь предложения: «Красная шляпа под столом. Незнайка достал красную шляпу из-под стола».

3.                  Учимся составлять предложения с опорой на предметные картинки и схемы предлогов.

Перед ребенком схемы предлогов, карточка - стрелка, символ человечка, предметные картинки с изображением головных уборов, предметов, людей. С опорой на схемы – карточки ребенок составляет предложения.

- Бабушка положила кокошник в сундук.                                         

 - Мама взяла шляпу из шкафа.                                                    

- Девочка уронила панамку под стол.                                   

- Мальчик поднял кепку из-под стула.                                                                       .

     Для развития мышления, внимания, зрительного восприятия, памяти можно использовать следующие игры:

«Что лишнее?»: По величине (на карточке изображены кепки разные по цвету и по величине: одна маленькая кепка, 4 большие; На другой карточке изображены 4 расписных головных платка одинаковой расцветки , но разные по величине: 1 большой платок, 4 маленьких)

 По цвету (на карточке изображены кепки разные по цвету, но одинаковые по форме: одна кепка – черная, 4 – желтые; на другой карточке – головные расписные платки одинаковые по размеру, но разные по расцветке: 4 синие, 1 красный)

По внешнему виду цвету (на карточке изображены кепки разные по цвету, но одинаковые по форме; на всех кепках есть рисунок, а на одной его нет).

По направлению (на карточке изображены кепки разные по цвету, примерно одинаковой формы, но направление козырька разное: у трех кепок козырек направлен в правую сторону, а у одной в левую.

  По назначению

- детская – взрослая - на карточке изображены 4 детские кепки и одна взрослая:

- военный головной убор – мужская шляпа

- детская - женская

- вязаная - меховая

- современная - старинная

- детская - старинная

- старинный головной убор – современный детский.

 

  «Повтори» (без опоры на наглядность)

Слушай внимательно, запоминай, затем повторяй:

Кепка, шапка, панамка, фуражка

Кокошник, повойник, сорока, папаха

Косынка, каска, берет, шляпа….

 

«Что лишнее?» (без опоры на наглядность)

Кепка – шапка – косынка (женский - мужской)

Чепчик -  панамка – шляпа (детский - взрослый)

Шапка – ушанка – бейсболка – панамка (по времени года: зима - лето)

Повойник – берет – кокошник (старинный - современный)

 

«Что перепутал художник?»

На иллюстрации изображение ребенка в военной фуражке; мужчины в кокошнике; женщины в старинном костюме, а на голове соломенная шляпа с большими полями; женщины в детской панамке; спортсмена в расписном платке и т.д.

Для развития зрительного восприятия можно использовать игры с наложением, заштрихованные.

Для развития  графических навыков можно использовать различные штриховки.

     Обучать детей можно и с помощью загадок:

1.       Сижу верхом, не знаю на ком

Знакомца встречу – соскачу, привечу. (шапка) 

2.      Ношу на голове поля

Но это вовсе не земля. (шляпа) 

3.      Я любой девчонке прикрою волосенки,

Прикрою и мальчишке стрижки – коротышки.

От солнца я защита, для того и сшита. (панамка)

Скороговорки:

Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

Сшит колпак, связан колпак, да не по – колпаковски.

Поскольку на практике, как правило, логопед имеет дело с различными нарушениями речи у детей, то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с детьми должен быть сугубо индивидуальным. Игра имеет большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.


Скачано с www.znanio.ru

Игры и упражнения по формированию лексико – грамматических категорий у детей с

Игры и упражнения по формированию лексико – грамматических категорий у детей с

Коррекционную работу по развитию лексико – грамматических средств языка, связной речи по лексической теме «Головные уборы» можно осуществлять через систему специальных игр и упражнений, так…

Коррекционную работу по развитию лексико – грамматических средств языка, связной речи по лексической теме «Головные уборы» можно осуществлять через систему специальных игр и упражнений, так…

Логопед и дети вслед за ним, пересчитывают вновь образованное количество

Логопед и дети вслед за ним, пересчитывают вновь образованное количество

Игра продолжается до тех пор, пока на столе у ведущего не закончатся карточки

Игра продолжается до тех пор, пока на столе у ведущего не закончатся карточки

Количественный ряд в прямом порядке - такие задания отрабатывают способность к одномоментному схватыванию количественных совокупностей, свертыванию их в целостную структуру

Количественный ряд в прямом порядке - такие задания отрабатывают способность к одномоментному схватыванию количественных совокупностей, свертыванию их в целостную структуру

Ребенок: Я убрал повойник в коробку

Ребенок: Я убрал повойник в коробку

По цвету (на карточке изображены кепки разные по цвету, но одинаковые по форме: одна кепка – черная, 4 – желтые; на другой карточке – головные…

По цвету (на карточке изображены кепки разные по цвету, но одинаковые по форме: одна кепка – черная, 4 – желтые; на другой карточке – головные…

Для развития зрительного восприятия можно использовать игры с наложением, заштрихованные

Для развития зрительного восприятия можно использовать игры с наложением, заштрихованные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2021