ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ГРАМАТЕЙКА»
Оценка 4.8

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ГРАМАТЕЙКА»

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
doc
дефектология
5 кл—7 кл
27.05.2021
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «ГРАМАТЕЙКА»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ГРАМАТЕЙКА»
Примерные планы некоторых занятий.doc

 

Примерные планы некоторых занятий.

 

Занятие № 1.

План:

1.«Знакомство со сказочным городом и его жителями».

Игра с картинками-ассоциациями (звуки У,О, А, Э,Ы, М)

Знакомство с таблицей и кубиками.

- Показ и совместное с детьми обследование кубиков, показ наполнителя.

- Упражнение «Какую песенку тебе спеть?

- Игра «Классификации».

- Игра «Паровоз» (вариант 1).

- Коллективное выкладывание имен детей из кубиков.

Примечание:

если дети утомились, а занятие еще не окончено, то деятельность с детьми корректируется за счет введения упражнения на снятие мышечного напряжения или подвижной игры.

 

Занятие № 3.

План:

1. Игра с картинками-ассоциациями (изучаем алфавит).

2. Пение по таблице 1 в вертикальной плоскости.

3. Игра «Найди склад», игра «найди кубик ¬

4. Игра «Паровоз» (вариант 2) (букву дети выбирают сами).

Примечание: при пропевании таблицы 1 важно активно побуждать детей к подпеванию.

Цель основного этапа обучения: учить детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова (границу слова), ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква», работать по картинкам складов.

 

Занятие № 10.

План проведения занятия с детьми.

1. Поем по таблице.

2. Упражнение «Какую песенку тебе спеть?»

3. Игра «Чудесный мешочек» с кубиками.

 «Веселый паровозик» («А – поезд», работа с кубиками – складами с «А»)

Примечание: с этого занятия можно не помогать детям петь песенки по таблице.

 

Занятие № 20.

План проведения занятия с детьми.

1. Работа с таблицей № 2.

2. Игра «Зоопарк» с использованием фигурок животных.

3. Игра «Посмотри и повтори».

4. Работа с прописями

Примечание:

учитывая тот момент, что чтение мягких слияний усваивается сложнее, игры с маленькими кубиками проводятся чаще.

 

Игра «Классификации».

Цели:

- привлечь внимание ребенка к кубикам;

- показать, как нужно крутить кубик в руке и петь его песенку;

- учить запоминать названия различных групп кубиков;

- учить в процессе манипуляции с кубиками сортировать кубики по признакам: глухие – звонкие, твердые – мягкие.

Игра проводится как соревнование. Логопед делит детей на 2 команды и предлагает им разложить все кубики на 2 стола: первая команда кладет на свой стол только большие кубики, вторая – только маленькие. Логопед проверяет работу детей, а затем пропевает склады на кубиках, которые дети каждой команды подают по желанию. Логопед показывает, как нужно манипулировать с кубиками, как их держать, крутить. В процессе обучения дети на слух начинают улавливать разницу произношении твердых и мягких слияний, пытаются повторить вслед за логопедом склады. Далее кубики снова выкладываются на общий стол, и проводится второй вариант игры. Детям снова нужно разложить кубики на два стола по признаку: деревянные и железные (для дальнейшей ориентации и поиска нужного склада на соответствующем кубике дети должны многократно услышать общие характеристики кубиков).В конце этой игры на общем столе должны остаться золотые кубики и кубики со знаками препинания. Логопед снова поет склады со всех кубиках, выбираемых детьми. Это способствует различению на слух глухих и звонких слияний.

 

 

Упражнение: «Пение по таблице № 1».

Цели:

- помочь запомнить алгоритм пения складов по таблице;

- развивать зрительно – моторную координацию;

- формировать слуховые, зрительные и двигательные связи;

- познакомить детей с системой прииска нужного склада;

- развивать речевое дыхание, ритмико-интонационную сторону речи;

- в процессе обучения автоматизировать у детей звуки, поставленные на индивидуальных занятиях.

 

Примечание: кончик указки окрашивается в красный цвет, столбцы с буквой Й не поются.

 

 

 

Пение таблицы в вертикальной плоскости.

 

Дети стоят лицом к таблице и педагогу. Педагог стоит справа от таблицы и держит в руке указку с красным кончиком на конце. Педагог показывает столбцы и пропевает их на мотив гаммы – от верхней ноты к нижней, указка движется вниз не очень быстро.

Попытки детей подпевать логопеду приветствуются. Аналогично логопед пропевает несколько столбцов таблицы, вводятся ритмичные движения: когда поются склады на большом кубике, дети должны поднять руки вверх, когда поются склады на маленьком кубике – присесть. Песенки отличаются интонационно: на больших кубиках поются более низким голосом, а на маленьких -более высоким. Этот прием позволяет развивать

координированную работу слухового, зрительного и двигательного анализаторов, а также способствует развитию переключаемости внимания. Если есть ребенок, желающий сам пропеть таблицу, то он встает на стульчик с указкой в руке, а логопед находясь за его спиной, своей рукой обхватывает его руку с указкой. Сначала ребенок и взрослый поют вместе. Когда дети освоят эти упражнения, каждый ребенок поет песенки самостоятельно. Педагог и остальные дети подпевают. Это позволяет поддерживать интерес и внимание детей к процессу чтения. Таблица по возможности поется целиком на каждом занятии, но в случае утомляемости детей или наличия в подгруппе детей с гиперактивностью и дефицитом внимания, таблица дробится по частям.

Задача логопеда – не дать детям потерять интерес к новой деятельности. Этого можно добиться, если дети сами будут выбирать, какую песенку спеть или с какой песенки начать занятие.

Пение таблицы в горизонтальной плоскости (более сложный вид работы, вводится на занятиях чуть позже).

Педагог стоит перед таблицей, передвигает указку слева направо и поет склады на мотив любой детской песенки (например: «В лесу родилась елочка», «Во саду ли, в огороде», а в дальнейшем – на мотив песенки, которую закажут дети).

 

Работа с таблицей № 2.

Пение складов в вертикальной плоскости таблицы.

Цели:

- учить детей следить глазами более мелкими строчками таблицы и не сбиваться;

- запоминать склады, опираясь на знание согласных букв;

- отработать прочтение складов с мягкими слияниями.

 

1. Дети знакомятся с таблицей № 2: педагог показывает, что слева расположены все большие склады, а справа – все маленькие. Сверху написаны склады главных – золотых кубиков. Если в столбике таблицы склады расположены под буквой А, то все склады в этом столбике будут с буквой А. При пении складов – песенок этого столбика педагог обращает внимание детей на правильное (утрированное) артикулирование.

2. Педагог указкой ведет сверху - вниз по выбранному столбику со складами, поет их на мотив любой детской песенки. Например: «Во саду ли, в огороде». Внимание всех детей должно быть сосредоточено на таблице.

3. После коллективного пения складов столбиком, логопед тестирует детей: показывает любой склад из только что пропетой песенки и просит прочитать его кого-то из детей.

4. То же самое повторяется с другими столбцами, но их выбирают дети сами. Закрепление прочтения складов с мягким знаком.

Цель:

- закреплять у детей навык прочтения складов с мягким знаком и дифференцировать склады с Ь от складов с йотированными буквами.

По таблице прочитываются все склады с Ь, затем проводится игра «Паровоз» (кубики с Ь).После того, как цепочка готова и прочитана, логопед переворачивает первый маленький золотой кубик до буквы Ю, а дети должны также перевернуть остальные кубики (ПЮ, ЛЮ, ЗЮ, КЮ).После этого вся цепочка прочитывается еще раз. На других занятиях мягкий знак дифференцируется от букв Я, Е, Ё. Слова с этими буквами используются как лексический материал в других играх.

 

Игра «Живое слово»

Цели:

- формировать у детей навык складового синтеза;

- закрепить навык нахождения и прочтения нужного склада без опоры на таблицу.

В помещении в произвольном порядке разложены несколько кубиков (по количеству детей подгруппы). Из кубиков нужно составить конкретное слово, которое задумал логопед. Каждый ребенок берет по одному из этих кубиков, а логопед предлагает составить живое слово. Затем просит подойти того ребенка, у которого кубик с первым складом задуманного слова, например КО (для слова КОНФЕТА). Задание звучит так: «КО, иди сюда» -ребенок становится возле педагога. Затем по очереди приглашаются остальные дети, причем они становятся в шеренгу, держа кубик с нужным складом перед собой. После того, как все склады слова названы, дети вместе пробуют прочитать получившееся слово. Детям легче составлять слово, соединяя по слуху в одно слово называемые склады. Если слово не прочитывается, кубики по порядку ставятся на полку, и слово прочитывается обычным способом.

 

Работа с пособием "Изучаю и запоминаю буквы"(с картинками-ассоциациями ).

Цели:

- вызвать и закрепить ассоциацию каждого рисунка с движением и звуком, а затем предъявить и зрительный образ буквы. Для каждой картинки есть свое легкое, запоминающееся движение и свое звуковое подражание. Большинство движений крупные,

контрастные, с большой амплитудой, что важно для их легкого запоминания, воспроизведения и отделения от других. Важно, что при играх со звуками речи (даже , если звуки произносит только взрослый, а ребенок слушает), развивается фонематический

слух и произносительные возможности детей.

 

Работа с пособием «Учимся читать по складам».

Цели:

- приобретение и закрепление начальных навыков чтения;

- развитие речи, внимания.

Упражнения: «Показываем склады», «Ищем склады», «Называем склады», «Звукоподражание», «Переписываем склады», «Ищем слово».

 

Работа с пособием для обучения чтению "Учусь читать и писать" (с картинками ассоциациями).

Цели:

- научить поэлементному прописыванию печатных заглавных букв мелом, фломастером, карандашом на досках, листах бумаги, в тетради;

-сформировать навык письма слов.


Примерные планы некоторых занятий

Примерные планы некоторых занятий

Работа с прописями Примечание: учитывая тот момент, что чтение мягких слияний усваивается сложнее, игры с маленькими кубиками проводятся чаще

Работа с прописями Примечание: учитывая тот момент, что чтение мягких слияний усваивается сложнее, игры с маленькими кубиками проводятся чаще

Пение таблицы в вертикальной плоскости

Пение таблицы в вертикальной плоскости

Педагог указкой ведет сверху - вниз по выбранному столбику со складами, поет их на мотив любой детской песенки

Педагог указкой ведет сверху - вниз по выбранному столбику со складами, поет их на мотив любой детской песенки

Важно, что при играх со звуками речи (даже , если звуки произносит только взрослый, а ребенок слушает), развивается фонематический слух и произносительные возможности детей

Важно, что при играх со звуками речи (даже , если звуки произносит только взрослый, а ребенок слушает), развивается фонематический слух и произносительные возможности детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021