«Игры на автоматизацию звука Щ»

  • docx
  • 13.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Игры на автоматизацию звука Щ.docx

 

Речевое развитие. Коррекционное образование. Логопед.

 

«Игры на автоматизацию звука Щ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение. 2

Артикуляционная гимнастика [Щ] 2

Игры на автоматизацию звука Щ... 2

Автоматизация звука [Щ] изолированно, в слогах. 3

Автоматизация звука [Щ] в связной речи. 4

Список использованных источников информации. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность

Игра для ребёнка – это не просто развлечение или способ провести свободное время, это – необходимое условие психического и физического развития ребёнка. Через игру ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает родным языком.

 

Проблема

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Готовых игр, развивающих артикуляционную моторику, практически нет. Основная цель этих игр – автоматизация и дифференциация поставленных звуков. В разных играх автоматизация и дифференциация звуков осуществляется на разных этапах: в словах, словосочетаниях, предложениях или в связной речи.

Первым этом автоматизации звука Щ является отработка изолированного звучания. Ребёнок должен четко произносить автоматизируемый звук с использованием правильной артикуляционной позы. К примеру, для отработки изолированного звучания можно показывать малышу картинку с изображением дворника, спрашивая; «Как метёт дворник?» и ребёнок отвечает: «щ-щ-щ-щ».

 

Рисунок 1

 

Артикуляция Щ проводится следующим образом:

 

Зубы сомкнуты, губы слегка выдвинуты вперед и округлены.

Кончик языка немного изогнут, приподнят вверх и направлен к передней части верхнего нёба.

Боковые края языка упираются в верхние коренные зубы.

Спинка языка немного выгнута, образуя вместе с передней частью языка «желобок», по которому идет струя воздуха.

При выдохе струи воздуха щеки не раздуваются.

Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.

 

 

Артикуляционная гимнастика [Щ]

 

ВАЖНО!

 

Артикуляционную гимнастику надо делать каждый день!

Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняй под счёт от 5 до 10 секунд.

Повторяй упражнения по 3 — 5 раз.

Гимнастику для языка делай сидя, в таком положении у тебя прямая спина, тело не напряжено,

руки и ноги находятся в спокойном положении.

Между каждым упражнение отдыхай, расслабляйся и не забывай сглатывать слюну.

 

Игры на автоматизацию звука Щ

 

1.     «Мы со звуком Щ играем и хлопком его поймаем» (ребёнок ловит звук Щ, хлопая в ладоши, когда его слышит)

Цель: развитие фонематического слуха.

1.Звуки: Щ, Ч, Ш, Щ, Щ, Ш, Ш, Ч, З, Ш, Щ, Щ, Ц, Щ, Щ, Ц, Ш, Ш, Щ.

2.Слоги: ША, ЩА, ЩУ, ШУ, ЧА, ЩЁ, ЦА, ЩУ, УЩ, АЩ, АШ, УЦ.

3. Слова: щепка, щука, сучок, шапка, щенок, щит, шахматы, клещ, шип.

 

2.     «Большущее»

Цель: автоматизировать звук Щ, упражнять в образовании существительных суффиксальным способом (с суффиксом –ИЩ-)

Дом – домище

Холод-холодище

Ветер-

Волк-

Усы –

Глаза-

Зубы –

Нос-

Руки-

Ноги –

Руки –

Кулак –

Голос-

Человек-

 

3.     «Какой?»

Цель: автоматизировать звук Щ, упражнять в образовании относительных и притяжательных прилагательных и причастий с помощью суффиксов –ЮЩ-, -УЩ-, -ЯЩ-, согласовании прилагательных и существительных в роде и числе.

Добавка к пище – пищевая добавка

Шлем для защиты – защитный шлем

Салат из овощей – овощной салат

Рука с морщинками – морщинистая рука

Хвост щуки – щучий хвост

Радость щенка - щенячья радость

Ползёт змея – ползущая змея

 

Автоматизация звука [Щ] изолированно, в слогах

 

 

Изолированное произношение звука [Щ]

Спой вместе с птичкой [Щ, Щ, Щ], при этом следи глазами за дорожкой. Пройди путь туда и обратно 3 раза.

 

Рисунок 2

Покажи голосом, как летает дракон [Щ, Щ, Щ]. Помоги дракону долететь до волшебной тучки. Произноси звук [Щ], при этом следи глазами за дорожкой. Пройди путь туда и обратно 3 раза.

Автоматизация звука [Щ] в связной речи

 

 

Выучи стихотворение

 


Над рекою тучи гуще,

Дождик хлещет пуще, пуще.

Даже щуки и лещи

Ищут шляпы и плащи.

Щука щуку угощает,

Щука щуке обещает:

«Дам тебе я овощей,

Детям дам твоим я щей».

А. Хмелёва

 

Читай, повторяй стихотворение за взрослым

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал.

Ещё бы! Он счастливым рос!

Теперь мой щен не щен, а пёс –

НАСТОЯЩИЙ!

Е. Благинина


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников информации

 

 

1.     https://infourok.ru/igry-dlya-avtomatizacii-zvuka-sh-5711596.html

2.     https://stranatalantov.com/publications/31525/

3.     https://papik.pro/klipart/29465-dvornik-klipart-65-foto.html (рисунок1 дворник)

4.     http://vini.by/avtomatizaciya-zvuka-shh/  (рисунок 2)

5.     https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kartoteka_didakticheskix_igr_i_uprazhnenij_po_avtomatizaczii_zvukov_dlya_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_onr/

6.     https://www.maam.ru/detskijsad/logopedicheskaja-igroteka.html#:~:text=%D0%98%D0%B3%D1%80%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%91%D0%BC%D1%8B%2C%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%85,%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%8C%2C%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B3.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru