ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии
Оценка 4.7

ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
география
Взрослым
12.04.2017
ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии
Использование современных инновационных технологий на уроках географии В школьном деле учитель - центральная фигура. Высота уровня школьного преподавания, его качество больше всего зависит от качеств самого учителя. Н. Н. Баранский Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально адекватные ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности; позитивная самооценка. Как показывает практика, достижению вышеозначенных результатов способствует использование современных педагогических технологий. Выбор технологий определяется многими факторами, к основным из которых относятся доминирующие целевые установки школы и конкретные цели текущего учебного процесса.Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально адекватные ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности; позитивная самооценка. Как показывает практика, достижению вышеозначенных результатов способствует использование современных педагогических технологий. Выбор технологий определяется многими факторами, к основным из которых относятся доминирующие целевые установки школы и конкретные цели текущего учебного процесса.
использование современных технологий.docx
Использование современных инновационных технологий на уроках географии  В школьном деле учитель ­ центральная фигура. Высота уровня школьного преподавания, его качество больше всего зависит от качеств самого учителя. Н. Н. Баранский Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной  личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса,  характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как  объекта педагогического воздействия), объяснительно­репродуктивными методами  обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества  образования. Это заставляет педагогов­практиков искать новые подходы и способы  организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы  формировали у учащихся такие социально адекватные ценности, как потребность в  получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний;  выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей  образовательной деятельности; позитивная самооценка. Как показывает практика,  достижению вышеозначенных результатов способствует использование современных  педагогических технологий. Выбор технологий определяется многими факторами, к  основным из которых относятся доминирующие целевые установки школы и конкретные  цели текущего учебного процесса. Наша школа имеет большие возможности для широкого внедрения в практическую работу  разнообразных современных технологий. Это объясняется, прежде всего, работой школы в  инновационном режиме, широком внедрении в практику работы информационно­ коммуникационных технологий.  Современная школа многого требует от учителя – и глубокой научной подготовки, и  высокого мастерства,  и безусловной педагогической грамотности и компетентности. Какие принципы лежат в основе моей педагогической деятельности? Что самое главное  для меня как учителя, работающего в 21 веке? Во­первых, много знать и стараться узнать еще больше. Учить детей учиться – важнейшая  задача любого педагога. Вслед за известными педагогами считаю, ученик должен стать  творцом своей деятельности. Поэтому стараюсь строить обучение так, чтобы ребенок,  прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль  в обучении будет деятельностной, а результат более радостным. Ведущую роль  в моей  работе играют   творческие методы обучения. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. Я, как учитель географии, в своей практической деятельности широко использую  информационно­коммуникационные технологии, поскольку считаю, что они являются  мощным средством наглядности при обучении географии. Применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного  материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей  учащихся:     повышает мотивацию учащихся к учению;  активизирует познавательную деятельность;  развивает мышление и творческие способности ребёнка;   формирует активную жизненную позицию в современном обществе.  Основная моя задача ­ мотивировать ученика в его занятиях географией. Повысить интерес к географии можно через  интерактивных методов обучения. Особенности интерактивных  методов заключается в следующем: 1. Признание того, что общение – важнейшая жизненная потребность человека,  распространяющая в полной мере на процесс обучения. 2. Создание возможности для диалога и полилога всех участников в процессе  обучения. 3. Поэтапная социально­ психологическая подготовка учебной группы к  продуктивному общению; участие в диалоге требует умения не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. 4. Умение работать в группе для нахождения общего, согласованного решения. Использование технологии интерактивного обучения дает возможность нестандартного  организовывать УВП, обеспечивать мотивационную готовность и положительный  эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке. Интерактивные методы (элементы  эффективного тренинга) отличаются разнообразием и широтой целевых аспектов: деловые  и ролевые игры, «мозговой штурм», упражнения, театрализация, дискуссии познавательные конфликты. Интерактивные методы направлены на становления активной, субъективной позиции в учебной деятельности, на развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой  рефлексии. Данная технология помогает решить очень важные педагогические задачи: 1. Уроки географии и природоведения дети любят и с удовольствием их посещают. 2. Академическими знаниями по предмету школьники овладевают на достаточно  высоком уровне. 3. Свободная форма общения на уроках формирует положительную Я­ концепцию,  воспитывает социально­успешную личность учащихся. Приоритетной формой работы на уроках с использованием интерактивных методов  является коллективная: в статических, динамических, вариационных парах, групповая и  межгрупповая. Коллективная деятельность оказывает мощное стимулирующее действие на  развитие ребенка. Снимаются официальная атмосфера класса, чувство скованности;  возникает обучающее общение. В ходе диалога, полилога развиваются логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления. Потребность в общении есть  неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности. Именно поэтому на уроках  целесообразно использовать феномен группового влияния на индивидуальные способности  личности. Уроки из серии «Земля – планета людей» могут быть динамичными,  увлекательными, «живыми», если расширить информационно­образовательное поле  учебника материалами из СМИ­журналов «Вокруг света», «Эхо планеты», «География в  школе», «Чудеса и приключения», газеты «Аргументы и факты», «Собеседник»,  телепередачи «Вокруг света», «Непутевые заметки». Продуманные таким образом уроки позволяют школьникам погрузиться в  многообразие культурных миров, подняться на более высокий уровень духовности,  гуманистических качеств личности. Информационная база урока становится подлинно развивающей в том случае, если: ­ дети привлекаются к определению темы, целепологанию, структурированию урока; ­ на уроке создается положительный эмоциональный фон с доверительной обстановкой,  диалоговый обмен ценностями; ­ учащимся предоставляется возможность выбора и самостоятельного использования  различных способов выполнения заданий, в том числе проблемных; ­ дети включаются в процессы оценивания и выставления отметок, рефлексивную  деятельность. АКТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО­КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. Ведущей педагогической идеей технологии личностно­коммуникативного обучения является   идея   уникальности   личности   школьника.   Личность   школьника   при   этом выступает   в   качестве   субъекта   деятельности,   носителя   субъективного   опыта, складывающегося задолго до влияния специально организуемого обучения в школе. В межличностном взаимодействии осуществляется концепция ценностного обмена, разработанная психологами Х.Й.Лийметсом и Р.Л. Кричевским. Обмен ценностями между школьниками   и   отдельными   группами   учеников   предполагает   взаимодействие   и коммуникацию. В   процессе   взаимодействия   развиваются   специфические   явления:   содействие, сопереживание, сочувствие, соревнование. Технология   личностно­   коммуникативного   образования,   как   считают   ученые   – педагог   В.В.Сериков   и   психолог   И.С.   Якиманская,   учитывает   две   взаимосвязанные составляющие – обучение и учение. С позиции учения в данной педагогической технологии А.И.Алексеев и В.В. Николина выделяют следующие компоненты: мотивационный (цель, мотивация);   ценностно­ориентированный   (ролевые   и   ценностные   позиции   учителя, ценностные позиции учащихся); операционный (учебная ситуация, учебная задача, учебные действия, учебные приемы); оценочный (оценка, самооценка). Преобладающим   управлением   в   данной   технологии   является   рефлексивное управление. Мотивационный   компонент   учения   представляют   цель   и   мотивация.   Цель ориентирует ученика на различные действия по усвоению содержания курса географии и рассматривается   как   осознанный   образ   предвосхищенного   результата,   на   достижение которого направлено действие ученика. Обязательным условием целепологания является закладывание   в   него   субъективного   опыта   учащихся.   Поэтому   важным   является обеспечение осознания цели учащимися, вызов их личного заинтересованного отношения к ее достижению, раскрытие значимости цели своей работы на уроке, они не могут в полной мере проявить активность, инициативу. Образ предвосхищенного результата приобретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие, лишь связываясь с мотивами. Мотив учения – это направленность   ученика   на   различные   стороны   учебной   деятельности.   Если   активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом, то чаще всего можно говорить о   разных   видах   познавательных   мотивов.   Если   активность   ученика   направлена   в   ходе учения   на   отношения   с   другими   людьми,   то   речь   идет,   как   правило,   о   различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми в ходе учения. Соответственно, принято различать две большие группы мотивов: познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.   Таким   образом,   мотивация   есть   совокупность   различных   побудителей   к совершению действия. Мотивация помогает создать у учащихся определенный настрой, направленность на учебную деятельность. Для формирования мотивации у школьников моделирует учебную ситуацию. Она может   быть   в   виде   проблемной   ситуации,   парадокса,   интересного   факта,   экскурсов   в историю, занимательных примеров, использования художественной и научно­популярной литературы,   связи   изучаемого   с   жизнью,   с   достижениями   науки   и   техники,   опоры   на личный   опыт   учащихся   и   др.   на   этапе   мотивации   и   целепологания,   образующих мотивационный компонент учения, главным является осознание того, для чего необходимо изучать этот материал и готовы ли учащиеся к его изучению. Любая учебная ситуация предполагает учебное взаимодействие по решению учебной задачи. Причем учебная задача может быть проблемной и непроблемной. При решении учебной задачи учитывается следующее: принятие ее учеником, то есть она должна быть для него эмоционального отклика. Учебная задача может иметь вид задания, диалога и реализовываться с помощью учебных действий в дискуссии, практической деятельности. Единицей   управления   личностно­коммуникативного   обучения   является   учебная ситуация   «ученик­   субъект   учения».   Переориентация   во   взаимодействии   учителя   и учащихся, переход на диалогическое общение в личностно­коммуникативной технологии требует иного управления учебным процессом. Основой управления учебной деятельности по усвоению материала в личностно­коммуникативном обучении становится рефлексивное управление. Рефлексивное   управление   рассматривается   как   процесс   непрерывных взаимосвязанных действий двух субъектов – учителя и ученика. Предметом рефлексивного управления является система целенаправленных воздействий на учебный процесс в связи с усвоением нового материала. Понятие «рефлексия» рассматривается многоаспектно. Его рассматривают как концентрированное самоотражение, самоосмысление, самонаблюдение, самосознание. Рефлексия выражает осознание человеком своего собственного состояния, поведения,   деятельности,   а   также   понимание   внутреннего   мира   других   людей, раскрывающегося в их поведении, общении, деятельности. Различают   предметную,   процессуальную   и   личностную   рефлексию.   Предметная рефлексия   направлена   на   осмысление   предметных   оснований   задачи.   Процессуальная рефлексия   –   мыслительная   деятельность   по   поводу   процесса   решения   учебной   задачи. Личностная   рефлексия   –   обращение   мыслей   ученика   на   себя,   свой   собственный   мир, психическое состояние, личностные качества.  Реализуемая   на   уроках   географии   технология   личностно­коммуникативного обучения,   направленная   на   активизацию   познавательной   деятельности   личности обучаемых,   раскрытие   их   потенциальных   возможностей,   осуществляется   во   всем многообразии   методов   и   форм   обучения.   Наиболее   предпочтительными   среди   них являются дискуссии, семинары, коммуникативные игры, групповая работа. Технология   личностно­коммуникативного   обучения   способствует   активизации познавательной   деятельности   учащихся,   раскрытию   их   потенциальных   возможностей, формированию   творческого   мышления,   развитию   коммуникативных   умений.   Поэтому школьники   охотно   принимают   участие   в   дополнительных   развивающих   мероприятиях: конкурсах, олимпиадах, играх. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ. Каждый учитель знает, что обучать результативно – очень непростая задача. Но как это   сделать?   Как   только   этот   вопрос   встает   перед   учителем,   начинается   поиск оптимального пути, эффективных методов и приемов, как из числа традиционных, так и новых. Хотя о последних хочется сказать, что новое в основе своей имеет забытое старое. Конечно,   время   вносит   свои   коррективы,   заставляет   менять   акценты   в   обучении   и воспитании, менять свою психологию. Технология   модульного   обучения   предполагает   разнообразие   методов   и   форм обучения. Это позволяет учителю открыть и успешно использовать свою методическую копилку. И чем активнее были поиски учителя в области методики, тем богаче копилка. Здесь должны быть познания различных моделей обучения. Использование интегративной технологии модульного обучения может быть проблематично, так как необходимы: 1. Личная мотивация учителя; 2. Отбор   и   эффективное   сочетание   между   собой   методов,   приемов   и   форм работы на уроке; 3. Дифференцированный подход в постановке вопросов и заданий; 4. Сформированность   общеучебных   умений   и   навыков,   умение   учащихся работать самостоятельно; 5. Соблюдение регламента времени; 6. Материально – техническая база школы; 7. Умение самого учителя работать с компьютером; 8. Дополнительное время для учителя; 9. Группа педагогов­единомышленников. Методы и формы обучение должны быть не только разнообразными, но и соответствовать конкретной   теме,   этапу,   фрагменту   урока,   возрасту   учеников   и   особенностям   класса. Вопросы и задания подать так, чтобы каждый ученик имел возможность достичь своего успеха,   ощущал   себя   комфортно   на   своем   месте.   Данная   технология   может   быть использована наилучшим образом в старших классах при изучении больших тем, так как наличие навыков самостоятельной работы обязательно. Однако практика показывает, что учащихся нужно целенаправленно готовить, учить добывать знания самостоятельно с 5 ­6 класса, при изучении природоведения и начального курса   географии.   Уже   5­6   классах   ребенок   должен   почувствовать   вкус   успеха   от собственного труда. Надо научить детей не столько запоминать, сколько  уметь находить нужную   информацию   и   применять   ее.   Хорошим   подспорьем   может   служить   комплект учебных   памяток   для   учащихся.   Работа   будет   наиболее   эффективной,   если   учителя­ предметники действуют согласованно и движутся в одном направлении. Очень   важно   материально­техническое   обеспечение   школы,   так   как   приходится много и часто распечатывать. Значительны и временные затраты учителя при подготовке к урокам,   но   все   это   компенсируется   в   дальнейшем   на   уроках.   Очень   эффективна интерактивная   доска,   которая   расширяет   возможности   использования   модульного обучения. В первое время ученики дают неоднозначную оценку урокам в рамках технологии модульного   обучения,   по   причине   того   что   имели   неправильное   представление   о самостоятельной   работе,  не  могут  или  не  хотят  справиться   со  своей   ленью,  не  умеют самостоятельно работать. Нельзя игнорировать таких учеников, важно выяснить причину их   неудовлетворенности   и   приложить   усилия   для   коррекции   их   мотивации,   оказать помощь. ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. Большое   внимание   в   своей   педагогической   деятельности   уделяю   технологии интегрированного обучения. В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие   эмоциональной   сферы   детей.   По   мнению   Сухомлинского   это   дает   “желанное пробуждение   мысли”,   что   реализует   нашу   цель   развитие   социального   интеллекта. Интегрированное   обучение   географии   создает   новые   условия   деятельности   учителей   и учащихся   и   представляет   собой   действенную   модель   активации   мыслительной деятельности   и   развивающих   приемов   обучения.   Оно   требует   и   разнообразие   форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность воспитания учащимся учебного материала. Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другими предметами.  При организации и осуществлении учебно­познавательной деятельности, стимулировании и мотивации,   контроле   и   самоконтроле   в   своей   практике   использую   нетрадиционные подходы   в   преподавании   географии:   игровые   моменты   по   теме,   объяснение   с использованием   стихотворений,   кроссворды,   занимательный   материал,   нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков. Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков­лекций, семинаров, уроков­экспедиций   (путешествий),   уроков­исследований,   учебных   конференций   (пресс­ конференций), уроков проектов. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки – ролевые игры, например, урок­суд в 8 классе по теме: “Стихийные   природные   явления”,   а   на   уроках   повторения   и   обобщения   знаний, закрепления   умений   –   игровые:   КВН,   “Что?   Где?   Когда?”,   уроки­конкурсы,   уроки­ соревнования,   уроки   по   принципу   телевизионных   игр   “Своя   игра”,   “Как   стать миллионером?”.   На   уроках   проверки   и   учёта   знаний   и   умений   провожу   викторины, конкурсы,   географические   диктанты,   тестирование,   защиту   творческих   работ.   При изучении   нового   материала   отдаю   предпочтение   применению   проблемного   обучения   и ролевой игре. Использование   нетрадиционных   методов   обучения   ведёт   к   активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.  Для повышения своего профессионального кругозора принимаю активное участие в работе школьных   проблемных   семинарах   и   методических   объединений   учителей   биологии, географии и химии.  Владение   информационно­коммуникационными   технологиями   является   необходимым условием профессиональной компетентности учителя, которая проявляется в готовности и умении   оптимально   решать   педагогические   задачи   с   использованием   информационно­ коммуникационных   технологий.   Необходимо   постоянно   осваивать   информационные технологии, которые создают новые возможности для повышения эффективности работы учителя. Считаю, что самое ценное качество педагога – это увлеченность. Мне повезло: я встретила немало   увлеченных   учителей.   Душевные   крылья,   которые   их   возносят   над повседневностью,   порой   никому   не   видны,   и   внешне   человек   выглядит   совершенно обыкновенным. Но в этих людях есть что­то детское, они и ведут себя иногда почти как дети. Увлеченный учитель – учитель, который получает удовольствие от своего дела, и для которого вся школьная жизнь осветлена радостью творчества. Думаю, что именно такого человека, учителя ценили, ценят, и будут ценить. Что можно еще сказать в конце выступления? Помните, ещё В.А. Сухомлинский говорил: “Только творческий педагог может развить творческие способности в себе и творческое начало в ребёнке”. А ведь для нас это главное! Литература 1.   Душина   И.В.,   Пятунин   В.Б.,   Летягин   А.А.   Методика   обучения   географии   в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Дрофа, 2007. ­ 509 с. 2. Болотникова Н.В. География. Интегрированные уроки. 6­10 класс. ­ Волгоград: учитель, 2004. ­ 100 с. 3.   Петрова   Н.Н.,   Сиротин   В.И.   Настольная   книга   учителя   географии.   ­   Москва:   ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 2004. ­ 302 с. 4.О.А.   Бибекова,   Л.А.Ласикова,   Н.В.   Приходько.   Современные   образовательные технологии в обучении географии.­ Волгоград: Учитель, 2011 – 127 с.

ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии

ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии

ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии

ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии

ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии

ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии

ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии

ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии

ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии

ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии

ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии

ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии

ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии

ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии

ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии

ИиИпользование современных инновационных технологий на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2017