Рекомендации для учителей технологии, как развить творческие способности учащихся на уроках технологии. Самое главное надо знать, что от способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков и в результате ребенок вырастает в интересную неординарную личность.Вовремя надо научить , раскрыть их способности и поверить в себя.
Индивидуализация обучения на уроках технологии, как средство
развития творческих способностей учащихся
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше того
учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный
учитель.
Л.Н. Толстой
Проблема развития личности всегда вызывала интерес и притягивала
умы ученых, философов, конечно, педагогов. Но сегодня это проблема
особенно актуальна, так как образование находится в напряженном процессе
реформирования. Цель школы на данном этапе – формирование личности
школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей,
способностей, развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский
отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом
человеке творца,
поставить его на путь самобытнотворческого,
интеллектуального полнокровного труда: «Распознать, выявить, раскрыть,
взлелеять, воспитывать в каждом ученике его неповторимоиндивидуальный
талант – знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета
человеческого достоинства».
И важная роль при выполнении этих задач отводится урокам
технологии.
Опыт показывает, что для учителя задача развития творческих
способностей учащихся является одной из самых сложной и трудно
реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого ученика создать такие
условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных
проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы.
Именно поэтому, правильно выбранные технологии образования помогают
учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в
творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках
учебной программы.
Как известно, творчество − это деятельность человека, направленная на
создание какоголибо нового, оригинального продукта в сфере науки,
искусства, техники и производства. Творческий процесс это всегда прорыв в
неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний,
умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных
идей и подходов в новое своеобразное качество.
Способности это такие психологические особенности человека, от
которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но
которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность,
способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»;умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать
знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы;
самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность
видеть главное. Таким образом, творческая личность − это человек, который
овладел подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда,
когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные
знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с
другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.
«Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как
можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского
возраста», − пишет М.Н. Скаткин.
Целью моей педагогической деятельности является – развитие
творческих способностей учащихся на уроках технологии. От способности
ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и
навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность.
А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные
специалисты. Тем самым наши уроки труда с установкой на созидание
подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности,
способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы.
Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного
быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают
свою работу, приносят больше пользы. На основе этого я ставлю перед собой
такие задачи:
приобщить учащихся к творческой работе;
привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания,
самореализации.
Неталантливых детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть
свои способности, поверить в себя.
В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы:
урочная деятельность, внеурочная деятельность, предметные
кружки.
Различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к
подготовке докладов, рефератов об истории и развитии разных видов
рукоделия, организация разнообразной творческой деятельности учеников:
составление кроссвордов, схем, технологических карт, таблиц, разработка
рекламных проспектов. Кроме того, у каждого учителя в практике работы
имеется набор дидактических приемов,
творческих заданий для
формирования творческого мышления и развития познавательного интереса.
На развитие творческих способностей направлена проектная деятельность
учащихся.
Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая
различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такойработе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из
дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.
Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В
творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных
симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и
сотворчества.
Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных
мероприятий, КВН, участие в конкурсах, в выставках, ярмаркахпродажах
эти и другие формы внеурочной деятельности применяются для развития
творческих способностей детей.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся
открывают кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету,
кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей,
привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества
подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет
возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать
интересующие проблемы, таким образом происходит индивидуализация
обучения.
Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя,
раскрыть способности. Это задача каждого учителя.
Уроки технологии это уроки жизни. Этот школьный предмет дает
девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в
обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает времени
посидеть со своей дочерью, научить или передать свои умения, этот предмет
просто необходим. И для учителя одного желания мало, надо терпеливо и
последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические
особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении
учебного материала, учитывать особенности детей. Занятия по технологии
позволяют проводить систематическую работу по формированию у
школьников нравственных качеств личности, развивать способности,
воспитывать трудолюбие. Всегда нужно помнить, что любая деятельность
ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении.
Продуманное оформление класса, обеспеченные всем необходимым
рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала все это
имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя
создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает
учащихся к работе, чистота и порядок в кабинете воспитывают аккуратность,
дисциплинированность, формируют хороший вкус, а главное – повышает
мотивацию обучения.
Раскрыть и развить творческие способности – одна из задач учителя
технологии. Это способствует становлению ученика: он становится более
самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и
аргументировано умеет ее отстаивать. Повышается работоспособность.Но самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное
сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет
развиваться и мышление. А думающий человек это и есть тот человек,
который должен выйти из стен школы.