УДК 371.4
ИКТ КАК СРЕДСТВО ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Трусова О.А.
Лесосибирский педагогический институт – филиал
ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
г. Лесосибирск, Россия
Аннотация: данная статья посвящена проблеме внедрения ИКТ технологий в современное обучение. Также рассматриваются перспективы внедрение информационных технологий в учебный процесс.
Ключевые слова: ИКТ, информационные технологии, средства информационных коммуникационных технологий, образовательный процесс, предмет технология.
Abstract: this article is devoted to the problem of the introduction of ICT technologies in modern education. The prospects for the introduction of information technologies in the educational process are also considered.
Keywords: ICT, information technologies, means of information and communication technologies, educational process, subject technology.
Процесс информатизации диктует направление образовательной политики во всем мире, в том числе и в России. Так, в основном нормативно-правовом документе, регулирующем сферу начального образования указано, что обучение на данном этапе предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества» [4]. Также в ФГОС НОО одним из метапредметных результатов указано, что в процессе реализации программ начального общего образования необходимо создать условия для приобретения такого умения как «активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач» [4].
Сформированная информационная культура педагога начальных классов позволяет ему успешно организовывать образовательный процесс, используя при этом средства информационно-коммуникационной направленности. Использование в учебном процессе ИКТ имеет положительное воздействие на все субъекты педагогического взаимодействия: для учителя это средство привлечения внимания, экономии ресурсов (времени, бумаги и т.д.), организация смены деятельности и т.д., а для учеников это возможность разнообразить свою деятельность, попробовать себя в новом учебном действии и т. д.
Согласно исследованиям Ю. Б. Воронковой внедрение информационных технологий в учебный процесс «рассматривается:
- не как цель, а как еще один способ постижения мира учащимися;
- как источник дополнительной информации по предметам;
- как способ самообразования учителя и учащихся;
- как возможность реализации личностно - ориентированного подхода в обучении» [2].
В рамках обучения художественной деятельности младших школьников ИКТ реализуется на предметах технологии и изобразительного искусства, которые также имеют специфику приобретения практических умений и навыков.
Так, в рамках изучения дисциплины «технология» младшие школьники рассматривают средства информационно-коммуникационных технологий не только как средство обучения, но и функциональный инструмент для создания художественного продукта. Младшие школьники имеют возможность получать первоначальный опыт работы с простыми информационными «объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; учатся сохранять результаты своей работы; овладевают приемами поиска и использования информации в сети Интернет, работы с доступными электронными ресурсами» [1]. Данные уроки выступают основным условием формирования информационной, технологической и ценностно-смысловой компетенции.
Говоря же о рассмотрении ИКТ как средства формирования практических умений и навыков художественной деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства стоит отметить, что младшие школьники здесь знакомятся с основными и доступными для понимания графическими редакторами изображений (Paint, Inscape и др.) и формами работы с изображениями с помощью них: «поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу» [5]. Также, возможно использовать средства ИКТ как способ организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в рамках который младший школьник получит возможность формировать умения оформления и создания «творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ» [3]. На этой дисциплине формируются ценностно-смысловая компетенция, технологическая и в сфере коммуникативной деятельности.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии и изобразительного искусства в начальной школе позволяет формировать у них практические умения и навыки художественной деятельности. Также, в результате использования средств ИКТ и цифровых ресурсов для решения различных познавательных и практико-ориентированных задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у учащихся начальной школы будут формироваться необходимые универсальные учебные действия, лежащие в основе дальнейшей успешной учебной, а возможно и профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. – Москва : Академия, 2018. – 320 с.
2. Воронкова, Ю. Б. Информационные технологии в образовании / Ю. Б. Воронкова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 314 c.
3. Морозова, С. Э. Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства / С. Э. Морозова // Начальная школа. – 2010. – № 11. – С. 29-31.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009 г.
5. Селевко, Г. К. Информационно-компьютерные средства в школе / Г. К. Селевко. – Ярославль: ИРО, 2019. – 106 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.