Компьютер на логопедических занятиях это средство, активизирующее коррекционную работу с дошкольниками. Современные компьютерные технологии позволяют добиваться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс коррекции, придавая ему в ряде случаев характер игры.
Поскольку у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, то коррекционный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Нужно помнить, что занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются требования СанПиНа 2.4.1.2660-10 п. 12.21, которые обеспечивают здоровьесбережение ребенка:
• Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.
• После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
• Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут.
Согласно методике Л. С. Волковой последовательное устранение нарушений звукопроизношения состоит из нескольких этапов: подготовительного, формирования первичных произносительных умений и навыков и этапа формирования коммуникативных умений и навыков. Содержание презентаций зависит от целей и вида коррекционных занятий, на которых они используются.
Первый этап, подготовительный — основная его цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или авторских сказок, интенсивно развивается такое явление, как логосказки. Мы создали в программе MicrosoftPowerPoint цикл презентаций «Сказка о веселом о язычке», а также «Путешествие с другими сказочными героями". Игровые ситуации увлекают дошкольника в сказочный мир, понижается общее напряжение, стеснительность, негативизм, связанный с необходимостью многократно повторять определенные артикуляционные уклады.
Второй этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. В своей работе используем презентации «Звуковые дорожки». Это многократное проговаривание, вариативность картинок, персонажей. При автоматизации звука в слогах сделаны «Песенка Белочки», «Песенка Комарика», «Упражнение Знайка», «Песенка Тигра» и др. На этапе постановки звуков у ребенка наблюдается неуверенность, поэтому использование в презентации анимированных персонажей отвлекает ребенка от речевого дефекта, делая коррекцию речи более тонкой и незаметной. При виде наглядного результата своих усилий у дошкольника повышается самооценка, снижается неуверенность и тревожность. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Здесь можно использовать презентации «Незнайка», «Путаница», «Договори слово» и д. р.
Третий этап - формирования коммуникативных умений и навыков. Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения. Детям нравится сюжетно-ролевая игра “Расскажи про зверят”, где они выступают в роли «зверят», знакомятся, составляют описательный рассказ о себе (Где живёт, Какое имеет тело? Чем оно покрыто? Какие ушки, лапки, хвост? Как ведёт себя это животное в природе) и др.
Целью применения компьютерных технологий на логопедических занятиях является повышение мотивации и активности ребенка, эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.Это средство, активизирующее коррекционную работу с дошкольниками. Современные компьютерные технологии позволяют добиваться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс коррекции, придавая ему в ряде случаев характер игры.
Компьютер на логопедических занятиях это средство, активизирующее коррекционную
работу с дошкольниками. Современные компьютерные технологии позволяют добиваться
более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют
возможности включения разнообразных упражнений в процесс коррекции, придавая ему в
ряде случаев характер игры.
Поскольку у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, то коррекционный
материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает
интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных
технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять
информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания,
но и делает его осмысленным и долговременным.
Нужно помнить, что занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при
этом обязательно соблюдаются требования СанПиНа 2.4.1.266010 п. 12.21, которые
обеспечивают здоровьесбережение ребенка:
• Занятия с использованием компьютеров для детей 5 7 лет следует проводить не более
одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой
работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.
• После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
• Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых
занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 7 лет 15 минут.
Согласно методике Л. С. Волковой последовательное устранение нарушений
звукопроизношения состоит из нескольких этапов: подготовительного, формирования
первичных произносительных умений и навыков и этапа формирования коммуникативных
умений и навыков. Содержание презентаций зависит от целей и вида коррекционных
занятий, на которых они используются.
Первый этап, подготовительный — основная его цель: подготовка артикуляционного
аппарата к формированию артикуляционных укладов. В последние годы в логопедии
заметно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или
авторских сказок, интенсивно развивается такое явление, как логосказки. Мы создали в
программе MicrosoftPowerPoint цикл презентаций «Сказка о веселом о язычке», а также
«Путешествие с другими сказочными героями". Игровые ситуации увлекают дошкольника
в сказочный мир, понижается общее напряжение, стеснительность, негативизм, связанный с
необходимостью многократно повторять определенные артикуляционные уклады.
Второй этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. В
своей работе используем презентации «Звуковые дорожки». Это многократное
проговаривание, вариативность картинок, персонажей. При автоматизации звука в слогах
сделаны «Песенка Белочки», «Песенка Комарика», «Упражнение Знайка», «Песенка
Тигра» и др. На этапе постановки звуков у ребенка наблюдается неуверенность, поэтому
использование в презентации анимированных персонажей отвлекает ребенка от речевого
дефекта, делая коррекцию речи более тонкой и незаметной. При виде наглядного
результата своих усилий у дошкольника повышается самооценка, снижается неуверенностьи тревожность. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях
со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не
содержащими нарушенных звуков. Здесь можно использовать презентации «Незнайка»,
«Путаница», «Договори слово» и д. р.
Третий этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель его —
сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во
всех ситуациях общения. На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова,
применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения. Детям
нравится сюжетноролевая игра “Расскажи про зверят”, где они выступают в роли
«зверят», знакомятся, составляют описательный рассказ о себе (Где живёт, Какое имеет
тело? Чем оно покрыто? Какие ушки, лапки, хвост? Как ведёт себя это животное в
природе) и др.
Целью применения компьютерных технологий на логопедических занятиях является
повышение мотивации и активности ребенка, эффективности логопедической работы по
коррекции нарушений речи и общего развития детей. Эти методы принадлежат к числу
эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных
успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.