ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Роберт Шеннон :
"Имитационное моделирование есть процесс конструирования модели реальной системы и постановки экспериментов на этой модели с целью либо понять поведение системы, либо оценить (в рамках ограничений, накладываемых некоторым критерием или совокупностью критериев) различные стратегии, обеспечивающие функционирование данной системы."
Имитационное моделирование (ИМ) (simulation modeling)
номер эксперимента
наилучшие условия
Комплексный метод исследования сложных систем на ЭВМ, включающий построение концептуальных, математических и программных моделей, выполнение широкого спектра целенаправленных имитационных экспериментов, обработку и интерпретацию результатов этих экспериментов.
Специальная форма математической модели, в которой:
декомпозиция системы на компоненты производится с учетом структуры проектируемого или изучаемого объекта;
в качестве законов поведения, могут использоваться экспериментальные данные, полученные в результате натурных экспериментов;
поведение системы во времени иллюстрируется заданными динамическими образами.
Имитационная модель
Возможности имитационного моделирования
Тренинг
Визуализация
процессов
Анализ
Системный анализ
Принятие решений
Оптимизация
Имитационное моделирование
Не существует законченной математической постановки задачи, либо еще не разработаны аналитические методы решения сформулированной математической модели;
Аналитические методы имеются, но математические процедуры столь сложны и трудоемки, что имитационное моделирование дает более простой способ решения задачи;
Аналитические решения существуют, но их реализация невозможна вследствие недостаточной математической подготовки имеющегося персонала.
Кроме оценки определенных параметров, желательно осуществить на имитационной модели наблюдение за ходом процесса в течение некоторого времени ;
Для долговременного действия систем или процессов может понадобиться сжатие временной шкалы. Имитационное моделирование дает возможность полностью контролировать время изучения системы, поскольку явление может быть замедлено или ускорено по желанию.
Целесообразность применения
Недостатки имитационного моделирования
Низкая точность результатов (по сравнению с математическим моделированием). Нет возможности измерить степень неточности.
Разработка хорошей имитационной модели часто обходится дорого и требует много времени, а также наличия высококвалифицированных специалистов.
Результаты, которые дает имитационная модель, обычно являются численными, а их точность определяется количеством знаков после запятой, выбираемым экспериментатором. В связи с этим возникает опасность "обожествления чисел",
т.е. приписывания им большей значимости, чем они на самом деле имеют.
Отсутствие единой теории и методологии построения моделей . В отличии от других видов моделирования, где имеются хорошо апробированные методики создания и использования моделей.
Цели моделирования
Оценка – определение, насколько хорошо система предлагаемой структуры будет соответствовать некоторым конкретным критериям.
Сравнение альтернатив – сопоставление конкурирующих систем, рассчитанных на выполнение определенной функции, или же на сопоставление нескольких предлагаемых рабочих принципов или методик.
Прогноз – оценка поведения системы при некотором предполагаемом сочетании рабочих условий.
Анализ чувствительности – выявление из большого числа действующих факторов тех, которые в наибольшей степени влияют на общее поведение системы.
Выявление функциональных соотношений – определение природы.зависимости между двумя или несколькими действующими факторами, с одной стороны, и откликом системы с другой.
Оптимизация – точное определение такого сочетания действующих факторов и их величин, при котором обеспечивается наилучший отклик всей системы в целом.
Формализация имитационной модели
выбор способа формализации;
составление формального описания системы.
Наиболее известные и широко используемые на практике концепции формализации:
агрегативные системы и автоматы;
сети Петри и их расширения;
модели системной динамики,
В основе лежит концепция заявок (транзактов, entities), ресурсов и потоковых диаграмм (flowcharts), определяющих потоки заявок и использование ресурсов. Этот подход восходит к Джеффри Гордону, который в 1960х придумал и
развил GPSS и реализовал её, работая в IBM [Gordon 1961]. Заявки (транзакты в GPSS) – это пассивные объекты, представляющие людей, детали, документы, задачи, сообщения и т.п. Они перемещаются, стоят в очередях, обрабатываются, захватывают и освобождают ресурсы, разделяются, объединяются и т.д.
Существует около сотни коммерческих инструментов, поддерживающих подобный стиль моделирования; некоторые общего назначения, большинство нацелено на определённые ниши: обслуживание, бизнес-процессы, производство, логистика и т.д.
Их пользовательские интерфейсы могут существенно различаться из-за специализации, но за ними непременно стоит более или менее одинаковый дискретно-событийный “движок” (engine), который “гоняет” заявки через блоки. Дискретно-событийную модель можно рассматривать как глобальную схему обработки заявок, обычно со стохастическими элементами.
Дискретно-событийное моделирование
Непрерывное моделирование
Используется инженерами в механике, электронике, энергетике, химии как часть стандартного процесса разработки. Такими схемами пользуются при разработке систем управления; для разных областей могут использоваться разные визуальные и текстовые нотации
Соответствующая математическая модель, будет состоять из набора переменных состояний, характеристики которых описываются с помощью систем алгебро-дифференциальных уравнений
Переменные состояния имеют прямой “физический” смысл: координата, скорость, давление, концентрация, и т.д.; они естественно непрерывные и не являются агрегатами (количествами) дискретных объектов
Агентное моделирование
Под этим лозунгом делается большое количество исследований и разработок в различных областях знания, например, в искусственном интеллекте, теории сложных систем, теории игр и т.д.
Общепризнанного определения “что такое агент” не существует; люди до сих пор спорят о том, какими же качествами должен обладать объект, чтобы “заслужить” называться агентом: инициативность и реактивность, ориентация в пространстве, способность обучаться, общаться, “интеллект” и т.д. [Schieritz и Milling 2003].
Однако, есть нечто, что объединяет все агентные модели: они существенно децентрализованы. В отличие от системной динамики или дискретно-событийных моделей, здесь нет такого места, где централизованно определялось бы поведение (динамика) системы в целом. Вместо этого, аналитик определяет поведение на индивидуальном уровне, а глобальное поведение возникает (emerges) как результат деятельности многих (десятков, сотен, тысяч, миллионов) агентов, каждый из которых следует своим собственным правилам, живёт в общей среде и взаимодействует со средой и с другими агентами.
Принципы построения моделирующих алгоритмов
Объекты моделирования описываются с помощью некоторых атрибутов языка;
Атрибуты взаимодействуют с процессами, адекватным реально протекающим явлениям в моделируемой системе;
Процессы требуют конкретных условий, определяющих логическую основу и последовательность взаимодействия этих процессов во времени;
Условия влияют на события, имеющие место внутри объекта моделирования и при взаимодействии с внешней средой;
События изменяют состояния модели системы в пространстве и времени.
Испытание и исследование модели, проверка модели
Оценка адекватности или валидация модели
Испытание и исследование модели, проверка модели
Верификация модели
Основные типы направленных вычислительных экспериментов
Цели вычислительного эксперимента | Тип направленного вычислительного эксперимента |
Оценка выходных переменных при заданных параметрах системы. | Оценка и сравнение средних и дисперсийразличных альтернатив |
Сравнение альтернатив (или выбор на множестве альтернатив) | Оценка и сравнение средних и дисперсийразличных альтернатив |
Получение знаний о влиянии управляемых параметров на результатыэксперимента | Анализ чувствительности |
Определение тех значений входныхпараметров и переменных, при которых достигается оптимальный выход | Поиск оптимума на множестве возможных значений переменных |
Вариантный синтез | Многокритериальная оптимизация, выбор |
третье поколение (70-е годы, ACSL...) — возможность комбинированного непрерывно-дискретного моделирования; четвёртое поколение (80-е годы, SIMFACTORY, XCELL...) — ориентация на конкретные области приложения, возможность анимации; пятое поколение (90-е годы, SIMPLEX II, SIMPLE++...) — графический интерфейс, интегрированная среда для создания и редактирования моделей, планирования экспериментов, управления моделированием и анализа результатов.
Эволюция программных средств моделирования
первое поколение (50-е годы, FORTRAN, ALGOL...) — программирование моделей на языках высокого уровня без какой-либо специальной поддержки;
второе поколение (60-е годы, GPSS, SIMULA, SIMSCRIPT...) — специальная поддержка моделирования в виде соответствующих выражений языка, генераторов случайных чисел, средств представления результатов;
• удобные способы организации данных, обеспечивающие простое и эффективное моделирование;
• удобные средства формализации и воспроизведения динамических свойств моделируемой системы;
• возможность имитации стохастических систем, т.е. процедур генерации последовательности случайных чисел (ПСЧ) и вероятностного (статистического) анализа результатов моделирования;
• простые и удобные процедуры отладки и контроля программы;
• доступные процедуры восприятия и использования языка и др.
Требования к языкам моделирования
дискретные
Классификация языков моделирования
непрерывные
комбинированные
Ориентация языка
на использование диф. уравнений
на действия
на транзакты
на процессы
на события
на состояние и время
DYNAMO
FORSIM
GPSS
SIMULA
SIMSCRIPT
GASP
Средства визуального моделирования позволяют вводить описание моделируемой системы в естественной для пользователя, специалиста в своей прикладной области, графической форме, автоматически переводить описание на язык компьютера и представлять результаты моделирования, опять же, в графической форме, например, в виде временных или фазовых диаграмм и анимированных картинок.
Трудоемкость и время разработки модели и проведения вычислительных экспериментов в таких средах сокращаются в десятки раз, по сравнению с традиционным способом, когда для каждой новой разработки создается своя, индивидуальная программа.
Преимущества средств визуального моделирования
Типовая структура среды визуального моделирования
удобный, легко интерпретируемый графический интерфейс;
библиотека диаграммы или блок-схем;
встроенный язык программирования (общего назначения или объектно-ориентированный) ;
средства мультипликации (animation), подчас мультипликация весьма сложная, в реальном времени, как, например, в TAYLOR.
средства для интеграции с другими программными средами, осуществляют доступ к процедурным языкам, связанным с кодом имитационной модели, для реализации специальных вычислений, доступа к базам данных (подход Simulation Data Base);
оптимизационные блоки;
Базовые модели
Изолированная однокомпонентная динамическая система
Открытая однокомпонентная гибридная система
Структурная многокомпонентная система с ориентированными блоками
Многокомпонентная гибридная система переменной структуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.