Имя прилагательное. Обобщение
Оценка 5

Имя прилагательное. Обобщение

Оценка 5
docx
31.05.2021
Имя прилагательное. Обобщение
имя прилагательное обобщение.docx

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Повторение темы «Имя прилагательное»

Цели:

1.      Повторение и обобщение изученного материала по теме “Имя прилагательное” Закрепление изученных орфограмм.

2.      Умение находить прилагательные в предложении и словосочетании; определять их грамматические признаки; разряд по значению; выражать свои мысли.

3.      Воспитание интереса к изучению русского языка.

Задачи: Образовательная: - обобщить и систематизировать знания по морфологии имени прилагательного, систематизировать знания, умения, навыки по данной теме; развивать умение творческого применения знаний для решения практических задач.
Развивающая: - развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ), эмоционально-чувственную сферу, психические процессы (воображение, внимание), речь учащихся.
Воспитательная: - способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности.

Тип урока: повторение и обобщение.

 

 

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что изучили в теме “Имя прилагательное”.

Итак, что же на уроке мы должны знать и уметь?

Знать:

1.      что такое имя прилагательное;

2.      его грамматические признаки;

3.      правописание прилагательных;

Уметь:

1.      находить имена прилагательные;

2.      определять грамматические признаки;

3.      правильно писать имена прилагательные с изученными орфограммами;

2. Фронтальный опрос

1.      Какую часть речи закончили изучать?

2.      Что нового о прилагательном в 6 классе узнали?

3.      Составьте связный рассказ на тему “Что я знаю об имени прилагательном”.

3. Комментированное письмо.

На стёклах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз 
Сплетенье трав молочно-белых 
И серебристо-синих роз. 
Пейзаж тропического лета 
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно, это
Зима тоскует о весне.

Д. Кедрин

1.      О чём говорится в этом четверостишье?

2.      Какую картину вы себе представили?

3.      Как вы понимаете значение слова заиндевелых?

4.      Подберите и запишите синонимы к слову выписал;

5.      Назовите прилагательные;

6.      Найдите орфограммы в прилагательных;

7.      Как мы различаем на письме суффиксы прилагательных –к- и –ск-;

8.      Какие прилагательные называются сложными?

9.      Расскажите правилоприведите примеры;

10.  Рифмованное правило;

11.  Подчеркните грамматическую основу предложения.

4. Творческое задание:

К прилагательным подобрать и записать синонимичные сложные прилагательные.

изумрудный –
салатный -
бирюзовый -
багровый -
индиговый -
стальной -

5. Историческая справка

Название месяца “февраль” - латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу.

Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля - “лютый”. Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.

С 24 февраля начнутся так называемые Власьевские морозы – последние, завершающие зиму.

Какие ещё знаете названия у февраля? (лютень, снежень, бокогрей, вьюговей.)

Знаете ли вы приметы, связанные с февралём?
В феврале сильные морозы – короткая зима.
Тёплый февраль приносит холодную весну.
Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.

Послушайте, как описывает февраль писатель Николай Сладков

Круговерть

 

Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по дорогам злая позёмка. Февраль летит на всех парусах.

Гонятся вихри за санями и машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги. Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белые флаги.

Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.

Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.

Круговерть от земли и до неба!

 

 

6. Морфологический разбор

Февральский (мороз)

 

1.      Давайте вспомним, какие прилагательные называются качественными, а какие относительными.

2.      Какие прилагательные не имеют степеней сравнения?

8. Словарный диктант

Назовите орфограммы, изученные в теме “Имя прилагательное”.

Прекрасный; линюч; вовсе не красивый; прибрежный; оловянный; кожаный; пришкольный; клюквенный; свиной; преступный; небольшой; кумачовый; не высокий, а низкий; светло-зеленый; железнодорожный; приоткрыть; общественно полезный; кареглазый; невыразительный; превосходный.

2 ученика у доски работают (взаимопроверка).

9. Игра “Четвёртое лишнее”

дремуч(?), из-за туч(?), свеж(?), горяч(?)

(не)взрачный, (не)настный, (не)внимательный, (не)брежный

1.      спишите, раскрыв скобки;

2.      найдите и объясните “лишнее” слово;

10. Буквенный диктант

(Н и НН в прилагательных)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нн

н

нн

н

нн

нн

н

н

нн

н

1.      торжественный

2.      ледяной

3.      туманный

4.      ветреный

5.      законный

6.      организационный

7.      лебединый

8.      кожаный

9.      стеклянный

10.  соколиный

11.  Работа с тестом

Тест

  1. Определите нужный вопрос к именам прилагательным:
    • Отцов участок;
    • Книжный шкаф;
    • Забавный малыш.

 

  1. Какие признаки имени прилагательного согласуются с грамматическими

признаками имени существительного?

    • Род;
    • Число;
    • Падеж;
    • Склонение.

 

  1. В какой строке все прилагательные являются качественными?
    • Чистый, сельский, волчий, золотой, умный;
    • Глубокий, старый, горячий, острый, резкий;
    • Комариный, богатырский, белый, московский, аккуратный;
    • Большой, лисий, подземный, красивый, синий.

 

  1. В какой строке все прилагательные являются относительными?
    • Серебряный, маленький, медвежий, якутский;
    • Кожаный, мышиный, высокий, шерстяной;
    • Прохладный, европейский, волчий, жёлтый;
    • Верхний, московский, вчерашний, глиняный.

 

  1. Притяжательные прилагательные обозначают:
    • Признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени;
    • Принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечает на вопросы чей? чья? чьё?
    • Материал, из которого сделан предмет.

 

  1. Все слова в строке пишутся с суффиксом –ск-:
    • Кавказ…кий, кузнец…кий, богатыр…кий, матрос…кий;
    • Журналист…кий, француз…кий, одес…кий, киргиз…кий.
    • Ткац…кий, древнерус…кий, рез…кий, белорус…кий;
    • Тбилис…кий, кузнец…кий, февраль…кий, немец…кий.

 

  1. Укажите строку, в которой прилагательные написаны с ошибкой:

 

    • Отечественый, костяной, лимонный, песчаный;
    • Лунный, львиный, бездонный, стеклянный;
    • Торжественный, карманный, деревянный, организационный;
    • Пчелиный, кожаный, клюквенный, оловянный.

 

  1. Частица НЕ пишется раздельно в предложении:
    • Каменный уголь для домны (не) чёрный, а светло-серый.
    • Для (не) внимательного взора природа севера бедна.
    • Комендант отвечал (не) брежным кивком головы.
    • Впереди показалась (не) большая деревушка.

 

  1. В какой строке все прилагательные пишутся через дефис?
    • (Древне)русский, (тёмно)каштановый, (железно)дорожный, (северо)восточный;
    • (светло)коричневый, (юго)западный, (взлётно)посадочный, (русско)немецкий;
    • (двух)комнатный, (ярко)жёлтый, (мясо)молочный.

 

  1. Буква О после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных пишется:
    • Од ударением;
    • В безударном положении.

 

12. Подведение итогов

1.      Посмотрите в тетради и скажите, что мы на уроке повторили?

2.      Всё ли было понятно?

3.      Узнали на уроке что-нибудь новое?

4.      Комментирование оценок.

5.      Чья работа на уроке вам понравилась?

14. Домашнее задание:

1.      подготовиться к контрольному диктанту;

2.      заполнить тетрадь с правилами;

3.      составить кроссворд об имени прилагательном.


 

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Расскажите правило , приведите примеры ; 2

Расскажите правило , приведите примеры ; 2

Игра “Четвёртое лишнее” дремуч(?), из-за туч(?), свеж(?), горяч(?) (не)взрачный, (не)настный, (не)внимательный, (не)брежный 1

Игра “Четвёртое лишнее” дремуч(?), из-за туч(?), свеж(?), горяч(?) (не)взрачный, (не)настный, (не)внимательный, (не)брежный 1

Материал, из которого сделан предмет

Материал, из которого сделан предмет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021