Урок русского языка в 6 классе
Тема: Повторение темы «Имя прилагательное»
Цели:
1. Повторение и обобщение изученного материала по теме “Имя прилагательное” Закрепление изученных орфограмм.
2. Умение находить прилагательные в предложении и словосочетании; определять их грамматические признаки; разряд по значению; выражать свои мысли.
3. Воспитание интереса к изучению русского языка.
Задачи: Образовательная: -
обобщить и систематизировать знания по морфологии имени прилагательного,
систематизировать знания, умения, навыки по данной теме; развивать умение
творческого применения знаний для решения практических задач.
Развивающая: - развивать умственные действия как
интеллектуальные явления (обобщение, анализ), эмоционально-чувственную сферу,
психические процессы (воображение, внимание), речь учащихся.
Воспитательная: - способствовать воспитанию у
детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и
творческой деятельности.
Тип урока: повторение и обобщение.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что изучили в теме “Имя прилагательное”.
Итак, что же на уроке мы должны знать и уметь?
Знать:
1. что такое имя прилагательное;
2. его грамматические признаки;
3. правописание прилагательных;
Уметь:
1. находить имена прилагательные;
2. определять грамматические признаки;
3. правильно писать имена прилагательные с изученными орфограммами;
2. Фронтальный опрос
1. Какую часть речи закончили изучать?
2. Что нового о прилагательном в 6 классе узнали?
3. Составьте связный рассказ на тему “Что я знаю об имени прилагательном”.
3. Комментированное письмо.
На стёклах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-синих роз.
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно, это
Зима тоскует о весне.
Д. Кедрин
1. О чём говорится в этом четверостишье?
2. Какую картину вы себе представили?
3. Как вы понимаете значение слова заиндевелых?
4. Подберите и запишите синонимы к слову выписал;
5. Назовите прилагательные;
6. Найдите орфограммы в прилагательных;
7. Как мы различаем на письме суффиксы прилагательных –к- и –ск-;
8. Какие прилагательные называются сложными?
9. Расскажите правило, приведите примеры;
10. Рифмованное правило;
11. Подчеркните грамматическую основу предложения.
4. Творческое задание:
К прилагательным подобрать и записать синонимичные сложные прилагательные.
изумрудный –
салатный -
бирюзовый -
багровый -
индиговый -
стальной -
5. Историческая справка
Название месяца “февраль” - латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу.
Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля - “лютый”. Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.
С 24 февраля начнутся так называемые Власьевские морозы – последние, завершающие зиму.
Какие ещё знаете названия у февраля? (лютень, снежень, бокогрей, вьюговей.)
Знаете ли вы приметы, связанные с февралём?
В феврале сильные морозы – короткая зима.
Тёплый февраль приносит холодную весну.
Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.
Послушайте, как описывает февраль писатель Николай Сладков
Круговерть
Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по дорогам злая позёмка. Февраль летит на всех парусах.
Гонятся вихри за санями и машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги. Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белые флаги.
Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.
Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.
Круговерть от земли и до неба!
6. Морфологический разбор
Февральский (мороз)
1. Давайте вспомним, какие прилагательные называются качественными, а какие относительными.
2. Какие прилагательные не имеют степеней сравнения?
8. Словарный диктант
Назовите орфограммы, изученные в теме “Имя прилагательное”.
Прекрасный; линюч; вовсе не красивый; прибрежный; оловянный; кожаный; пришкольный; клюквенный; свиной; преступный; небольшой; кумачовый; не высокий, а низкий; светло-зеленый; железнодорожный; приоткрыть; общественно полезный; кареглазый; невыразительный; превосходный.
2 ученика у доски работают (взаимопроверка).
9. Игра “Четвёртое лишнее”
дремуч(?), из-за туч(?), свеж(?), горяч(?)
(не)взрачный, (не)настный, (не)внимательный, (не)брежный
1. спишите, раскрыв скобки;
2. найдите и объясните “лишнее” слово;
10. Буквенный диктант
(Н и НН в прилагательных)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
нн |
н |
нн |
н |
нн |
нн |
н |
н |
нн |
н |
1. торжественный
2. ледяной
3. туманный
4. ветреный
5. законный
6. организационный
7. лебединый
8. кожаный
9. стеклянный
10. соколиный
11. Работа с тестом
Тест
признаками имени существительного?
12. Подведение итогов
1. Посмотрите в тетради и скажите, что мы на уроке повторили?
2. Всё ли было понятно?
3. Узнали на уроке что-нибудь новое?
4. Комментирование оценок.
5. Чья работа на уроке вам понравилась?
14. Домашнее задание:
1. подготовиться к контрольному диктанту;
2. заполнить тетрадь с правилами;
3. составить кроссворд об имени прилагательном.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.