Имя существительное. Повторение.
Оценка 4.8

Имя существительное. Повторение.

Оценка 4.8
Карточки-задания +4
docx
русский язык
5 кл
01.12.2020
Имя существительное. Повторение.
Имя существительное. Повторение.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА.docx

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель: Хливнюк И.В.

Место работы: МБОУ «Школа №28» г. Рязани

Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы

    Класс: 5

Предмет: русский язык

Тема урока: Имя существительное. Повторение.

   Учебник:  Т.А.Ладыженская. «Русский язык. 5 класс» М. Просвещение.

Место урока в общей теме: урок 22 (из 23)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов действий, комбинированный

Набор этапов урока: 1, 2-3, 8,11, 12,13.

Логика урока:

·        Мотивация

·        Анализ содержания учебного материала

·        Выделение главного в учебном материале

·        Обобщение и систематизация

·        Установление внутрипредметных и межпредметных связей

·        Рефлексия

 

 

 

 

Цель деятельности учителя

·         Систематизация  материала, изученного о существительном

·         Углубление  понятия о роли существительного в речи

·         Формирование  умения обосновывать лексические, морфологические и синтаксические признаки существительного

·         Формирование орфографических навыков

 

 

 

 

 

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы пред­ложений на основе смысла и интонации.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать род­ной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока

 

Обучающая: Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи. Обеспечить полноту, глубину, осознанность, систематичность, оперативность и прочность знаний.

Развивающая: Создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения, развитие сенсорной сферы, двигательной сферы, развитие речи учащихся (обогащения и усложнения словарного запаса),

Воспитательная: учить настойчивости в достижении цели, воспитание нравственных, эстетических, качеств человека: дисциплинированности, ответственности, аккуратности, требовательности к себе, собранности и усидчивости. Воспитание потребности в оценке собственной деятельности и деятельности одноклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели, направленные на формирование УУД

·         Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.

·         Формирование регулятивных универсальных учебных действий целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, самооценки и коррекции.

·         Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.

·         Формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.

 

 

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком

Эвристический метод

Индивидуальная, фронтальная, групповая , парная работа

 

Наглядно-демонстрационный материал

Раздаточный лист урока

Печатный раздаточный материал (гексы)

Рабочие справочные папки

Презентация

Оборудование

Интерактивная доска (экран)

 

Основные понятия

Лексические, морфологические, синтаксические признаки существительного

Орфографический разбор (орфограмма-буква, условие выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограммы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА  (СЦЕНАРИЙ) УРОКА

 

 

Этапы

урока

Обучающие,  развивающие цели этапа урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность   учащихся

 

Формируемые умения (УУД)

Этап 1

Организационный момент

 

(Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии)

Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии)

Приветствие учащихся

Проверка подготовленности учащихся к уроку

Организация внимания учащихся

 

Раскрытие общей цели урока и плана его проведения

 

Создает атмосферу  доброжелательности и творческой активности

Прозвенел звонок наш в срок.

Вы готовы начать урок?

Все ль на месте? Всё  в порядке?

Учебник и тетрадка?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

 

Слушают учителя, участвуют в диа­логе с учителем. Размещают учеб­ные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: положитель­но относятся к учению, познавательной деятельно­сти, желают приобретать новые знания, умения, со­вершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную за­дачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учите­лем, одноклассниками или самостоятельно необходи­мые действия

 

 

 

 

Этап 2

Этап проверки домашнего задания и актуализации субъектного опыта учащихся

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися

Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся

Актуализировать субъектный опыт учащихся: личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности

 

Обязательный уровень

Упражнение 561

Анализ текста

Какова тема и основная мысль текста?

Озаглавьте текст.

Что содержится в заголовке: тема или основная мысль?

Назовите слова с орфограммой в корне.

Назовите слова с орфограммой в окончании.

Найдите и прочитайте предложения с однородными членами.  предложения

Пересказ текста (работа в парах)

 

Упражнение 561

Читают текст

Слушают учителя, участвуют в диа­логе с учителем.

Отвечают на вопросы учителя

Работают с текстом.

Пересказывают текст в парах.

Оценивают работу друг друга

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме, осуществляют операции анализа.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли,  высказывают свою точку зрения.

Развитие  внимания, быстроты реакции, актуализация  знаний.

 

Разминка (по материалам предыдущих уроков)

Цифровой диктант

Верны ли  утверждения?

ДА – 1

НЕТ - 0

 

1)      Существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?

2)      Слова РЕБЕНОК, СНЕГ, ЛИСТВА, МОЛОКО объединяет значение  признака

3)      Существительные ПЛАМЯ, СОЛНЫШКО, ЖИВОТНОЕ среднего рода

4)      Изменение существительных по падежам называется спряжением

5)      Существительное  косвенном падеже является подлежащим

6)      Имена существительные, называющие единичный предмет, называются собственными.

7)      Имена существительные, называющее живой предмет и отвечающие на вопрос КТО?,  - неодушевленные

8)      Существительных МОЛОКО, МОЛОДЕЖЬ, КИНО изменяются по числам

9)      Существительные Карпаты, дрожжи, щипцы – употребляются только во множественном числе

10)  Имена существительных ЮНОША, СТРАНА, ЗАБИЯКА  - 1 склонения

11)  В предложении: Он стал моим недругом существительное является подлежащим.

12)  В  суффиксе слова ЗАМОЧЕК есть беглая гласная

13)  После шипящих под ударением в окончании  существительных пишется Е

14)  Существительные на –ие,-ий, -ия - это особые существительные.

15)  Существительное всегда является каким-либо членом предложения: главным или второстепенным.

Ответы:

101  001  001  100  110

 

Слушают учителя

Отвечают (мысленно определяют верность или неверность утверждений учителя)

Записывают ответы в цифровом формате

Проверяют ответы с кодом, записанным на доске

Выставляют оценки друг другу

Исправляют  ошибки

Личностные: осознают свои ошибки и исправляют их.

Познавательные: способны понимать информацию в аудиальном формате, делать выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют слушать, формулировать собственные ответы на утверждения.

 

 

 

Этап 8

Обобщение и систематизация

 

 

Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне их применения в разнообразных ситуациях.

Обеспечить развитие у учащихся умений применять самостоятельно знания в разнообразных ситуациях.

 

Задание 1

Раздаточный материал (гексы)

Работа в парах.

См. Приложение к уроку.

Проверка выполненной работы.

Беседа по вопросам.

  • В чем различие самостоятельных и служебных частей речи?
  • Назовите известные вам самостоятельные части речи
  • Назовите служебные части речи

·         Назовите лексическое значение существительного

·         Каковы морфологические признаки существительного? Изменяемые? Неизменяемые?

·         Каковы синтаксические признаки существительного?

 

 

 

Рабочие папки учащихся: работа с опорным материалом Наблюдение.

Ответы на вопросы учителя.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: способны понимать информацию, представленную в схематичной форме, использовать знаково-символические средства для решения учебных задач.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Коммуникативные: формируют собственные мысли, строят собственные высказывания.

Обеспечить развитие у учащихся умений применять самостоятельно знания в разнообразных ситуациях.

Развитие умения анализировать, находить морфологические  признаки существительного

Практическая работа (в парах)

(Раздаточный материал к уроку. Гексы. )

Задание 2

Найди соответствия. Выделенным существительным найди их морфологические признаки.

(см. Приложение к уроку. Задание2).

 

 

 

 

Ищут соответствия.

Составляют текстовую мозаику..

Познавательные:устанавливают причинно-следственные связи,  делают выводы.

Личностные: учатся осознавать свои трудности и преодолевать их

Регулятивные: учатся осознавать свои трудности и преодолевать их.

 

Обеспечить переключение  деятельности учащихся с одного вида на другой.

Обогащение словарного запаса и развитие интеллектуального уровня учащихся.

 

 

 

Лингвистическая  пауза – передышка

Это интересно знать

В 1850 году в Америку впервые ввезли птицу, которая вскоре там освоилась.

Случилось так, что в пригороде Бостона сильно размножились насекомые.

Гусеницы наносили серьезный вред посевам. На помощь пришла птица – она уничтожила насекомых вредителей. В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке города Бостона. Какая это знаменитая птица? Вы даже не поверите! Это ВОРОБЕЙ!

Вопросы.

Назовите неизменяемые морфологические признаки отгаданного существительного.

Назовите изменяемые морфологические признаки отгаданного существительного.

Может ли это существительное быть собственным?

Придумайте предложение, в котором это существительное не будет членом предложения?

 

Динамическая пауза. Использование интерактивной доски.

 

 

Слушают

Обсуждают полученные результаты.

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют упражнения на снятие напряжения в глазах.

Видеоролик. (см. Приложение к уроку)

Личностные: желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: слушают и извлекают важную информацию.

Развитие  внимания, быстроты реакции, осуществляем межпредметные связи.

Тренируем внимание, быстроту реакции

Проверяем знания по теме «Имена существительные собственные»

Отвечаем на вопрос: Кто это?

Задание:

Быстро назовите имена существительные

  • Автор сказки «Аленький цветочек»  Аксаков
  • «Вдруг сердито под крыльцом пес залаял». Как звали пса? Соколко
  • Фамилия кота – героя мультфильма.  Матроскин
  • Басня, где музыканты никак не могли сыграться.  Квартет
  • Дедушка русской басни  Крылов
  • Автор «Сказа о тульском косом левше и стальной блохе» Лесков
  • Название деревни, где происходили невероятные события в ночь перед рождеством  Диканька

 

Слушают.

Концентрируют внимание.

Дают ответы.

Отвечают на вопросы.

Личностные: желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: слушают и извлекают важную информацию.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне их применения в разнообразных ситуациях.

Раздаточный материал

Задание 3:

Восстанови «слепые» предложения недостающими словами.

(см. Приложение к уроку. Задание 3)

 

Письменно восстанавливают на листах предложения недостающими словами.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Способны воспринимать информацию, представленную схематичной форме.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Личностные:  совершенствовать имеющиеся знания, осознают свои возможности в учении.

Развитие мышления: умения анализировать, выделять главное, сравнивать.

 

 

 

 

Задание 3:

Запись на доске

Найди «лишнее» слово. По какому основанию оно «лишнее»?

  1. желтеть, желтизна, желток
  2. город, мальчик, река (несколько оснований)
  3. портфель, хлопоты, инструмент
  4. свекла, щавель, силос (несколько оснований : ударение, род)
  5. по дороге, не фабрике, в деревне
  6. армия, галерея, изложение (несколько оснований)

Читают запись на доске.

Находят «лишние» слова.

Объясняют основания соответствия или несоответствия.

Работают в парах.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: осуществляют совместную работу в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

 

 

Развитие  логического мышления.

Применение  знаний по теме на практике

Развитие  умения слушать и концентрировать внимание.

 

 

 

Задание 4

Числовой диктант (на слух).

Выполните математические действия. Ответы запишите  в виде чисел.

  1. К количеству букв в названии падежа, в котором употребляется существительное в словосочетании МНОГО ТУЧ,  прибавить номер склонения существительного ЮНОША  (11+2 = 13)
  2. К количеству букв в слове, обозначающем название члена предложения, которым является существительное (в) поле в предложении: Хлеборобы выращивают в поле пшеницу, прибавить число звуков в существительном АРМИЯ. (14+6=20)
  3. От количества букв в корне существительного ТЕМНОТА вычесть количество однородных членов в предложении: Мать присела к изголовью и запела колыбельную песню. К полученной разнице прибавить число букв в собственном существительном, обозначающем страну, куда отправились Герда и олень в поисках Кая. (4-2 + 9 = 11)

Ответ: 11

 

 

 

Слушают.

Концентрируют внимание.

Выделяют ключевые слова.

Выполняют математические действия.

Познавательные: слушают нужную информацию, извлекают важную, стоят цепочку умозаключений, делают выводы.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, работают по алгоритму.

Личностные: оценивают выполненную работу.

Этап 11

Информация о  домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания  и способов выполнения домашнего задания.

Печатный материал.

См. Приложение к уроку. Домашнее задание.

Задание:

Ответить на вопросы, записав правильный ответ.

 

 

 

 

Слушают учителя.

Задают вопросы.

 

 

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, работают   по плану.

Познавательные: самостоятельно формулируют цель,  осуществляют поиск необходимой для выполнения информации.

Личностные: контролируют свои учебные действия, замечают допущенные ошибки.

 

Этап 12

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся .

 

Работа с рабочими листами урока.

Оценивают свою работу на каждом этапе урока.

Ставят итоговую оценку работы на уроке.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли,  высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: оценивают свою работу, объясняют  свои ошибки.

 

 

 

Этап 13

Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Запись на доске

  • Это я теперь знаю на «отлично»…
  • Это я буду еще повторять…
  • На это необходимо обратить особое внимание…
  • Какое задание  было самым трудным на уроке?

 

 

Дают ответы на вопросы

Высказывают свою точку зрения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОК А РУССКОГО

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОК А РУССКОГО

Цель деятельности учителя ·

Цель деятельности учителя ·

Цели урока Обучающая : Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи

Цели урока Обучающая : Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи

Цели, направленные на формирование

Цели, направленные на формирование

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (СЦЕНАРИЙ)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (СЦЕНАРИЙ)

Этапы урока Обучающие, развивающие цели этапа урока

Этапы урока Обучающие, развивающие цели этапа урока

Этап 2 Этап проверки домашнего задания и актуализации субъектного опыта учащихся

Этап 2 Этап проверки домашнего задания и актуализации субъектного опыта учащихся

Существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы

Существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы

Существительные Карпаты, дрожжи, щипцы – употребляются только во множественном числе 2)

Существительные Карпаты, дрожжи, щипцы – употребляются только во множественном числе 2)

Этап 8 Обобщение и систематизация

Этап 8 Обобщение и систематизация

Развитие умения анализировать, находить морфологические признаки существительного

Развитие умения анализировать, находить морфологические признаки существительного

Может ли это существительное быть собственным?

Может ли это существительное быть собственным?

Существительные Карпаты, дрожжи, щипцы – употребляются только во множественном числе 2)

Существительные Карпаты, дрожжи, щипцы – употребляются только во множественном числе 2)

Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне их применения в разнообразных ситуациях

Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне их применения в разнообразных ситуациях

Читают запись на доске. Находят «лишние» слова

Читают запись на доске. Находят «лишние» слова

От количества букв в корне существительного

От количества букв в корне существительного

Этап 11 Информация о домашнем задании

Этап 11 Информация о домашнем задании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2020