Урок на тему "Имя числительное" для 6-го класса позволит в занимательной форме повторить и закрепить изученный материал об имени числительное как о части речи,а также пополнить знания учащихся интересными сведениями по теме урока, активизирует познавательный интерес к изучению русского языка.
Имя числительное.docx
Тема урока: Имя числительное.
Повторение.
Цели урока: обучающая занимательной форме закрепить знания учащихся об
имени числительном как о части речи; воспитательная познавательную
активность; прививать интерес к фольклору и любовь к родному языку;
развивающая; совершенствовать навыки полного устного ответа на вопрос,
склонять и определять синтаксическую роль числительных.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Методы: вопросо ответная беседа,
выборочно распределительный диктант, грамматические задания по вариантам,
работа с сигнальными картами, занимательные паузы.
Оборудование: сигнальные карты, проектор, интерактивная доска.
Ход урока: I. Ормомент.
IIIV.Повторение и закрепление материала по разделу «Имя числительное».
Вопросо ответная беседа.
Что называется числительным?
На какие разряды делятся числительные?
Как они изменяются?
Как отличить количественные от порядковых?
Расскажите о простых и составных числительных. Приведите примеры.
Когда пишется мягкий знак на конце и в середине числительных?
Какие разряды количественных числительных вы знайте? Приведите примеры.
Расскажите о дробных и собирательных числительных. Как они изменяются?
Какими членами предложения могут быть имена числительные?
Выборочно распределительный диктант.
Задание: выписать числительные распределив их в два колонки количественные
и порядковые.
Про Стоножку.
Жила Стоножка под городом Белым занималась
Делом.
Вдруг из города
Пришло письмо Стоножке:
«Приглашаем
На горячие лепёшки».
И Стоножка,
Не раздумывая много,
Собралась
И поспешила в путь дорогу.
Но представьте,
Что как раз на полдороге У Стоножки
Перепутались все ноги!
Задние с передними,
Первые с последними!
Девяностая с Тридцатой,
Тридцать Третья с Сорок Пятой,
Двадцать Первая с Восьмой,
А Девятая с Седьмой!
Пропусти! кричит Вторая.
Третья стонет: Умираю!
Пятая толкается,
Шестая спотыкается!
Плачет Сотая от боли:
Отдавили все мозоли!
Шестьдесят Четвёртая
Свалилась полумертвая!..
Что делать бедной Стоножке?
Пришлось распутывать ножки!
А в Беломто
Стынут лепёшки!...
Б.Заходер.
Вопрос: почему не следует выписывать слова Стоножка, на полдороге, все
(ноги), с последними (ногами), сперва; парою?
По каким признакам эти слова похожи на числительные?
Занимательная пауза «Это интересно!»
Числительные два, три, четыре, как и числительное один, в древнерусском
языке были счётными прилагательными, поэтому они согласовались в
существительными в роде, числе и падеже, числительное два согласовывалось с
существительным только в форме двойственного числа. В современном русском
языке у числительных два, три, четыре оказалось особое склонения, отличное от
склонения числительных, начиная с пяти.
Задания по вариантам.
1. Подсчитать результат и записать все цифры словами.
I вариант
48+12=
89+33=
72:2=
16*10=
II вариант
44+11=
5018=
99:3=
12*5= 2. Просклонять числительные:
99, 115; 594. 74; 122; 639.
Занимательная пауза «Это интересно!»
Числительное миллион придумал итальянский путешественник Марко Поло,
посетивший в XIV веке Китай и восхищавшийся кго несметными богатствами:
мили поитальянски тысяча; они соответствует русскому суффиксу
ищ. Получается «тысячища» тысяча тысяч.
Работа с сигнальными картами.
Определить синтаксическую функцию числительных.
1. Первая лепёшка из крашика теста.
2. Дерево срубил десять посади.
3. Один глупец спросит сто мудрецов не ответят.
4. Четыре стороны у света, а одна всегда открыта.
5. Сеял семеро, косит один.
6. И сорок лет для правды не срок: выйдет наружу.
7. Что один день, что тысяча: потерял не отыщутся.
8. Там, где отведал соли,
сорок раз скажи «Салом!»
9. Два арбуза под мышкой не унесёшь.
Занимательная пауза «Это интересно!.
Число семь у многих народов считается магическим,, волшебным. Этому есть
несколько объяснений. Один из них связывает это с наблюдениями древних
концах мира, следя за движениями планет по ночному небу пришли к выводу о
наличии нескольких сфер этажей по числу известных им шести планет и
Солнце. Поэтому движение Луна имеет четыре семидневные фазы, неделя
состоит из семи дней.
В далёком прошлом выражение быть на седьмом небе понималось не в
переносном значении «был в состоянии восторга, счастья, радости», а
буквально. Люди верили в то что существуют несколько лежащих один над
другим небес, язык же сохранил для нас это свидетельство.
Загадки с именами числительными.
Сама одна, лиц четыре, детишек шестнадцать
отгадать загадки (устно).
(тюбетейка)
В пустом дупле по сто домов, по сто котлов, в середине Ярмарка.
(улей)
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (самовар)
Семьсот ворот, Да один вход. (сеть, невод)
У маленькой скотинки
Сто серебряных монеток на спинке. ( рыба)
Раскинулся золотой мост
На семь сёл, на семь вёрст. (радуга)
Два сестрицы в ряд бегут,
Вместе не сойдутся. (колеи)
V. Подведение итогов урока.
Оценивание работы учащихся.
VI. Домашнее задание: составить текст на тему «Мой режим дня». Время
записать с помощью числительных.
Нурманова Замира Аблокуловна,
учитель русского языка и
литературы
средней общебразовательной
школы № 21 города Ангрена Таш-
кентской области
сот. телефон: +998909571197
Имя числительное.
Имя числительное.
Имя числительное.
Имя числительное.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.