Индивидуальная работа со звуком "К"

  • doc
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа со звуком К.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профиль звука «К»


НОРМАЛЬНАЯ УСТАНОВКА.

 

1. Губы, углы рта и вертикальное расстояние между зубами находятся в положении следующего гласного;

 при двукратном или многократном повторении одного и того же слога (например, какака, кукуку, кикики) ни губы, ни нижняя челюсть неподвижна.

2. Язык: кончик опущен;

При произнесении ка, ко, ку он постепенно удаляется от резцов;

при ке, ки приближается к нижним резцам, упирается в них;

 

спинка сильно выдвинута и касается нёба:

при ка — на границе твёрдого и мягкого нёба;

при ко и ку — касается мягкого нёба,

при ке и ки — средней части твердого нёба.

3. Мягкое нёбо поднято.

4. Голосовые связки раздвинуты.

5. Напряжение выдыхаемого тока воздуха такое же сильное, как при согласных т и п.

6. Ребенок видит форму рта, отвечающую следующему за к гласному;

при ка, ке и ки видно движение передней части языка;

при ко и ку языка не видно;

на шее можно заметить лёгкое движение гортани и корня языка.

7. Ребенок осязает на тыльной поверхности руки взрыв, толчок воздуха, тёплый выдох и движение корня языка у подъязычной кости.


Постановка звука «К».

 

Этот звук легко получается при помощи механического воздействия на язык. Это воздействие должно быть дозировано по трём этапам; язык должен приучаться

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

или слог тя; когда этот этап усвоен, продвигают нажим дальше, в результате чего получается звук кь или слог кя; наконец, третий этап — самый глубокий нажим — даёт правильное к или ка. Эта процедура производится, как вообще всякие манипуляции при поста новке звуков, не только учителем, но и самим учеником. Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе легко укоренятся различные дефекты Произношений к, например, мягкий или же, наоборот, слишком глубокий оттенок звука к (восточный).

При упражнениях в сочетании звука к с равными гласными нужно обратить сугубое внимание на приспособление этого звука к следующему гласному, в частности сочетания ка и ке надо прорабатывать с помощью механических средств (зонда, шпателя или пальца) уже на втором этапе постановки к (исходя из слогов та и те).


НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ К.

1. Губы не приспосабливаются к следующему гласному, так что вместо ко и ку выходит као, кау (тот же дефект встречается и у звуков г и х);

Исправление: перед зеркалом делать упражнения: кокококо, кукукуку и т. д., причём губы должны неизменно оставаться в положении гласных о

или у, и только язык должен артикулировать; этот недостаток можно встречать везде, где учитель не делает слоговых упражнений.

2. Нижняя челюсть отдёргивается; этим создаётся лишнее движение;

Исправление: перед зеркалом показать, что ряды слогов какака... кококо,. и т.п.. произносятся без всякого движения челюсти; можно также, держа руку учащегося у подбородка учителя, дать ученику почувствовать контраст между наличием и отсутствием движения челюсти.

3. Язык лежит спокойно на дне рта, а звук производится выталкиванием выдоха вроде немецкого звука h, или же взрыв производится голосовыми связками, как при твёрдой атаке, твёрдом приступе гласных; последний дефект у глухих встречается сравнительно редко.

Исправление: чтобы получить хорошую артикуляцию К, надо исходить из звука КА и подходить к нормальному произношению указанными выше тремя этапами.

4. Когда к произносится слишком мягко, т. е. когда артикуляция происходит на втором из указанных трёх этапов (а это встречается очень часто),

Исправление: нужно некоторое время применять нажим более глубокий, пока не образуется стойкий рефлекс твёрдого К.

5. Слишком глубоко К получится, когда язык сильно оттянут назад и его корневая часть смыкается с нижней частью мягкого нёба; (получается, когда ребенку предоставляют самому найти правильную установку только путём зрения)

Исправление: надо ставить К заново способом, подольше задерживаясь на отдельных этапах и на нажиме; при этом мускульное ощущение обязательно должно подкрепляться зрительным (перед зеркалом),

6. При очень высоком нёбе или при вялости языка иногда вместо К выходит Х,

Исправление:  необходимо на тыльной поверхности руки давать ученику осязать разницу между его проторным произношением и взрывом при правильном произношении; для более чёткого осознания этой разницы нужно то и другое произношение несколько утрировать.

7. Образование звука к при крепко сжатых, но не вибрирующих голосовых связках даёт тот „откупорочный" звук.

Исправление: нужно, прежде всего, убедиться и правильности других глухих смычных звуков — т и га; если они страдают тем же дефектом, то сначала нужно исправить га, затем т и в последнюю очередь к;

Утрировать выдох после смычки и взрыва губ, давать ученику на тыльной поверхности руки осязать ток воздуха или начать с дутья, затем провести смычку губ, взрыв, и снова выдох.

8.  Щёлкающий звук к появляется сравнительно редко и не самостоятельно, а как отражение щелкающего т и чмокающего га.

Исправление:

А) приложенной к гортани и шее рукой дать ученику ощущать отсутствие вибрации, временно установить придыхание, слабый взрыв.

Б) Показать действие взрыва на бумажной полоске, ватном шарике.

9. Действие голосовых связок превращает к в г или кы в обратных слогах ак, ок и т. д.

Исправление:

А) Перед зеркалом делать упражнение в артикуляции губ без движения челюсти с легким придыханием после взрыва губ (п, п, п, п ), в обратных слогах ап, оп, уп после гласного губной затвор немного подержать, и затем произвести взрыв, давая его видеть в зеркале, осязать на тыльной стороне руки или на бумажной полосе.

Б) Приложенной к гортани и шее рукой дать ученику ощущать отсутствие вибрации, временно установить придыхание, слабый взрыв.


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

 

 

«Кто сильнее?»: соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке).

 

«Горка» 1: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке).

 

«Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика.

 

«Горка» 3: то же со шпателем или зондом.

 

Дышать носом с широко раскрытым ртом.


Упражнения.

1.  ккк, постепенно ускоряя темп

ка, ко, ку; ка, ке, ки

кака, коко, куку...

какакака...  какокако...  какукаку

 

 

а) ка-ка-ка

б) ка-ко-ку-кы

    ко-ко-ко

   ко-ку-кы-ка

    ку-ку-ку

   ку-кы-ка-ко

   кы-кы-кы

   кы-ка-ко-ку

 

 


 

кавун

кот

камень

кофе

камин

кофейник

канава

комната

канат

команда

канва

комод

канун

компот

капать

конфета

капот

копать

катать

копить

катание

кофта

капитан

покой

Катя

купать

кафе

куб

каюта

куда

 

 

 


 

ака, око   и с другими гласными ако, аку

 

 

5. ак, ок, ук;

 

как, кок, кук и с другими гласными.

7 См. пп.8,9,10,11 при звуке п. пп. 8,9,10,11 при звуке я (стр. 84).