Профиль звука «К»
НОРМАЛЬНАЯ УСТАНОВКА.
1. Губы, углы рта и вертикальное расстояние между зубами находятся в положении следующего гласного;
при двукратном или многократном повторении одного и того же слога (например, какака, кукуку, кикики) ни губы, ни нижняя челюсть неподвижна.
2. Язык: кончик опущен;
При произнесении ка, ко, ку он постепенно удаляется от резцов;
при ке, ки приближается к нижним резцам, упирается в них;
спинка сильно выдвинута и касается нёба:
при ка — на границе твёрдого и мягкого нёба;
при ко и ку — касается мягкого нёба,
при ке и ки — средней части твердого нёба.
3. Мягкое нёбо поднято.
4. Голосовые связки раздвинуты.
5. Напряжение выдыхаемого тока воздуха такое же сильное, как при согласных т и п.
6. Ребенок видит форму рта, отвечающую следующему за к гласному;
при ка, ке и ки видно движение передней части языка;
при ко и ку языка не видно;
на шее можно заметить лёгкое движение гортани и корня языка.
7. Ребенок осязает на тыльной поверхности руки взрыв, толчок воздуха, тёплый выдох и движение корня языка у подъязычной кости.
Постановка звука «К».
Этот звук легко получается при помощи механического воздействия на язык. Это воздействие должно быть дозировано по трём этапам; язык должен приучаться
или слог тя; когда этот этап усвоен, продвигают нажим дальше, в результате чего получается звук кь или слог кя; наконец, третий этап — самый глубокий нажим — даёт правильное к или ка. Эта процедура производится, как вообще всякие манипуляции при поста новке звуков, не только учителем, но и самим учеником. Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе легко укоренятся различные дефекты Произношений к, например, мягкий или же, наоборот, слишком глубокий оттенок звука к (восточный).
При упражнениях в сочетании звука к с равными гласными нужно обратить сугубое внимание на приспособление этого звука к следующему гласному, в частности сочетания ка и ке надо прорабатывать с помощью механических средств (зонда, шпателя или пальца) уже на втором этапе постановки к (исходя из слогов та и те).
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ К.
1. Губы не приспосабливаются к следующему гласному, так что вместо ко и ку выходит као, кау (тот же дефект встречается и у звуков г и х);
Исправление: перед зеркалом делать упражнения: кокококо, кукукуку и т. д., причём губы должны неизменно оставаться в положении гласных о
или у, и только язык должен артикулировать; этот недостаток можно встречать везде, где учитель не делает слоговых упражнений.
2. Нижняя челюсть отдёргивается; этим создаётся лишнее движение;
Исправление: перед зеркалом показать, что ряды слогов какака... кококо,. и т.п.. произносятся без всякого движения челюсти; можно также, держа руку учащегося у подбородка учителя, дать ученику почувствовать контраст между наличием и отсутствием движения челюсти.
3. Язык лежит спокойно на дне рта, а звук производится выталкиванием выдоха вроде немецкого звука h, или же взрыв производится голосовыми связками, как при твёрдой атаке, твёрдом приступе гласных; последний дефект у глухих встречается сравнительно редко.
Исправление: чтобы получить хорошую артикуляцию К, надо исходить из звука КА и подходить к нормальному произношению указанными выше тремя этапами.
4. Когда к произносится слишком мягко, т. е. когда артикуляция происходит на втором из указанных трёх этапов (а это встречается очень часто),
Исправление: нужно некоторое время применять нажим более глубокий, пока не образуется стойкий рефлекс твёрдого К.
5. Слишком глубоко К получится, когда язык сильно оттянут назад и его корневая часть смыкается с нижней частью мягкого нёба; (получается, когда ребенку предоставляют самому найти правильную установку только путём зрения)
Исправление: надо ставить К заново способом, подольше задерживаясь на отдельных этапах и на нажиме; при этом мускульное ощущение обязательно должно подкрепляться зрительным (перед зеркалом),
6. При очень высоком нёбе или при вялости языка иногда вместо К выходит Х,
Исправление: необходимо на тыльной поверхности руки давать ученику осязать разницу между его проторным произношением и взрывом при правильном произношении; для более чёткого осознания этой разницы нужно то и другое произношение несколько утрировать.
7. Образование звука к при крепко сжатых, но не вибрирующих голосовых связках даёт тот „откупорочный" звук.
Исправление: нужно, прежде всего, убедиться и правильности других глухих смычных звуков — т и га; если они страдают тем же дефектом, то сначала нужно исправить га, затем т и в последнюю очередь к;
Утрировать выдох после смычки и взрыва губ, давать ученику на тыльной поверхности руки осязать ток воздуха или начать с дутья, затем провести смычку губ, взрыв, и снова выдох.
8. Щёлкающий звук к появляется сравнительно редко и не самостоятельно, а как отражение щелкающего т и чмокающего га.
Исправление:
А) приложенной к гортани и шее рукой дать ученику ощущать отсутствие вибрации, временно установить придыхание, слабый взрыв.
Б) Показать действие взрыва на бумажной полоске, ватном шарике.
9. Действие голосовых связок превращает к в г или кы в обратных слогах ак, ок и т. д.
Исправление:
А) Перед зеркалом делать упражнение в артикуляции губ без движения челюсти с легким придыханием после взрыва губ (п, п, п, п ), в обратных слогах ап, оп, уп после гласного губной затвор немного подержать, и затем произвести взрыв, давая его видеть в зеркале, осязать на тыльной стороне руки или на бумажной полосе.
Б) Приложенной к гортани и шее рукой дать ученику ощущать отсутствие вибрации, временно установить придыхание, слабый взрыв.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
«Кто сильнее?»: соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке).
«Горка» 1: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке).
«Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика.
«Горка» 3: то же со шпателем или зондом.
Дышать носом с широко раскрытым ртом.
Упражнения.
1. ккк, постепенно ускоряя темп
ка, ко, ку; ка, ке, ки
кака, коко, куку...
какакака... какокако... какукаку
а) ка-ка-ка |
б) ка-ко-ку-кы |
ко-ко-ко |
ко-ку-кы-ка |
ку-ку-ку |
ку-кы-ка-ко |
кы-кы-кы |
кы-ка-ко-ку |
кавун |
кот |
камень |
кофе |
камин |
кофейник |
канава |
комната |
канат |
команда |
канва |
комод |
канун |
компот |
капать |
конфета |
капот |
копать |
катать |
копить |
катание |
кофта |
капитан |
покой |
Катя |
купать |
кафе |
куб |
каюта |
куда |
ака, око и с другими гласными ако, аку
5. ак, ок, ук;
как, кок, кук и с другими гласными.
7 См. пп.8,9,10,11 при звуке п. пп. 8,9,10,11 при звуке я (стр. 84).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.