Представлена индивидуальная карточка для проверочной работы в 9 классе по теме «Грамматическая основа». Программа и УМК под редакцией М.М. Разумовской.
Цель: проверка знаний учащихся по теме
Данная индивидуальная карточка (средство контроля) состоит из 3 заданий. Представлена она в одном варианте. Учащимся необходимо объяснить грамматические основы, найти правильный вариант, выделить его кружком в индивидуальной карточке.Цель: проверка знаний учащихся по теме
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый
мир»
г. Чита, Забайкальский край.
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Индивидуальная карточка
для проверочной работы
в 9 классе по теме
«Грамматическая основа»
Борискина Галина Георгиевна
Учитель
Предмет
Цель проверка знаний учащихся по теме
Данная индивидуальная карточка (средство контроля) состоит из 3
заданий. Представлена она в одном варианте. Учащимся необходимо объяснить
русский язык 9 класс
грамматические основы, найти правильный вариант, выделить его кружком в
индивидуальной карточке. Данная индивидуальная карточка соответствует
учебнику «Русский язык 9 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций (автор Разумовская М.М., Львова С.И, Капинос В.И под редакцией
доктора пед. наук профессора М.М. Разумовской, профессора П.А. Леканта).
Ответы даны после заданий.
Время на выполнение – 2530 минут, после чего индивидуальная карточка
сдаётся. Проверку осуществляет учитель.
Оценивание индивидуальной карточки:
«5» нет ошибок
«4» 1 2 ошибки.
«3» 3 4 ошибки
«2» 5 и более ошибок.
Фамилия __________________________________
Карточка по теме
«Грамматическая основа»
______________________________________________________________________
Задание №1
Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений
или в одной из частей сложного предложения?
(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для
животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той
реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный
вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел
уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной
действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи.
(5) Благодаря развитию познавательной деятельности,
процессов
абстрагирования и обобщения, человек может какиелибо отдельные признаки изучаемого
объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом,
человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который
позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений
действительности.
в частности,
1) восприятие является (предложение 2)
2) приобрел способность (предложение 4)
3)
4)
они не представляются слепком (предложение 4)
который позволяет видеть (предложение 6)
Задание № 2
Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?
(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии
самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже
знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в
себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители
библиотеки либо гдето учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но,
приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).
1) книги нужны были, они терялись
2)
3)
4)
им нужны были, они терялись
книги нужны были, приходя сюда, они терялись
книги нужны были, они терялись в океане
Задание № 3
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или
его части)?
(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается
отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть,
потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4)Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо
и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность
мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…
1) она издохнет (предложение 2)
2)
что хочется (предложение 3)
что хорошо и должно делать (предложение 4)
3)
4)
научает способность (предложение 4)
Ответы:
1
Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не
полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении
«приходит, прибывает кудалибо по какойлибо причине»).
Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел
способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.
Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Хотя слово слепком не
стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика
повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!
Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже
говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и
выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не
полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.
Правильный ответ 3
2
Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены
предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем
присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть
обстоятельство в океане.
3
Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет
достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое
вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в
основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.
Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть
подлежащего.
Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в
словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без
подлежащего.
Верным является Вариант 4.