"Индивидуальные особенности ребенка:
три типа познания".
Елена Леонидовна Мерзлякова
"Как правильно общаться с ребенком"
Индивидуальные особенности ребенка: три типа познания
Как правило, родители неосознанно выбирают для развития своих детей именно те средства, какие бы были наиболее эффективными для них самих. Так, например, мать-слушатель может приобрести для своей маленькой дочки погремушку, музыкальные игры и даже установить в детской комнате радиоприемник или музыкальный центр. А отец-деятель при этом будет по два раза выполаскивать пеленки, чтобы они были более мягкими; отставлять кроватку от окна, опасаясь сквозняков; будет стараться чаще брать ребенка на руки, чтобы поласкать его тельце. Каждый делает то, что было бы приятнее ему самому. А вот каким образом это влияет на ребенка, нравится ему это или нет, над этим вряд ли кто задумывается.
Вот как пишет Елена Леонидовна Мерзлякова в своей книге "Как правильно общаться с ребенком": "Помню, что для старшего сына в свое время самым сложным было усидеть в манеже, где я пыталась его разместить. Не помогали ни яркость игрушек, ни их количество. Со временем я стала превращать в манеж всю комнату, застилая пол одеялами и закрывая подушками опасные места.
Когда же мы путешествовали и не было возможности перемещаться так свободно, как ему хотелось бы, помогал пересказ детских стихов и сказок. Весь "детский репертуар" А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского.
Для второго ребенка это не понадобилось, потому что младший из всех сказок, стихов и детских рассказиков упрямо выбирал единственную "Курочку Рябу": все остальное ему было малоинтересным. Зато в детском манеже он мог находиться как-то спокойнее: играл разноцветными пирамидками или наблюдал за тем, как я занимаюсь домашними делами, улыбался мне. Еще очень любил смотреть разнообразные рекламные ролики по телевизору. Другое дело, что я не очень охотно включала телевизор: зачем же ребенку весь тот рекламный "мусор". И очень любил все яркое - игрушки, одежду, разноцветные вещи.
Теперь я понимаю, что старший сын относится к кинестетичному типу, то есть он деятель, и на втором плане он - слушатель. Младший же — выраженный визуал, зритель.
Что бы произошло, если бы я это знала раньше?
Возможно, я более настойчиво развивала бы у старшего визуальные способности и наблюдательность - есть множество упражнений и специальных игр с детьми, которые развивают у последних умение видеть окружающий мир более ярким и красивым. И, возможно, не имела бы позже таких проблем с уборкой комнаты и уходом за собственной одеждой, которые, к сожалению, присутствуют.
Объясняю: деятели, то есть кинестетики, имеют своеобразные "стандарты аккуратности". Они не замечают мусора до тех пор, пока он не начнет им колоть босые ноги. А при выборе одежды и обуви их больше волнует ее удобство, чем цвет, согласованность с требованиями моды и все другие визуальные "прибамбасы". Сейчас старший (кинестетик и меньше аудиал) любит одеваться таким образом, будто он живет в лесу, а не в большом городе. Успокаивает то, что его жену это устраивает - чего же я должна волноваться.
Недостаточное развитие способностей слушателя у младшего (визуал – зритель) очень сказалось на его обучении в школе. Дело в том, что очень часто информацию в школе детям предлагают воспринимать на слух: рассказ, объяснение, лекция и т. д.
Печально, но исключительное доминирование способностей зрителя в условиях нашего жилища также не пошло на пользу младшему ребенку. Дело в том, что все другие члены нашей семьи - прежде всего деятели. А "стандарты аккуратности" у деятеля и у зрителя несколько разные. Печально, но астигматизм (нарушение зрения), который развился у младшего, вполне может быть следствием его подсознательного нежелания видеть тот "творческий беспорядок", который чаще всего присутствует в нашей квартире. Уже лет с двух-трех сын пытался как-то все исправить: расставлял обувь "по струнке", сбрасывал в большие полиэтиленовые пакеты все, что находил на полу - игрушки, тапочки, элементы одежды и т. д., - и прятал все это по разным углам квартиры. "Раскопки" потерянного - это отдельная семейная история, смешная и грустная одновременно. А однажды он выложил на пол содержание 10 книжных полок и расставил все по новой на свое усмотрение, ориентируясь на цвет и размер книжных обложек. Следующие недели три он был нашим гидом по домашнему "книжному миру", - без его помощи трудно было обнаружить необходимое издание.
Подведем некоторые итоги.
· Большинство людей имеют предпочтение того или иного канала восприятия.
· Ребенок, как и любой другой человек, будет пытаться влиять на окружающую среду согласно собственным информационным приоритетам.
· Эти особенности заложены генетически, однако использование специальных упражнений может помочь развить второстепенные для конкретного ребенка каналы восприятия информации.
· Целенаправленное развитие у ребенка всех каналов получения информации способствует становлению более гармоничной личности.
Предлагаю вашему вниманию небольшой экспресс-тест на определение приоритетов вашего ребенка. (Каждый участник тренинга тестирует на бумаге, определяя тип познания.)
Экспресс-тест
на определение доминирующего типа познания для детей дошкольного возраста.
Инструкция. Зафиксируйте те характеристики, которые наиболее соответствуют поведению вашего ребенка. Подведите итоги. Вероятнее всего, ваши ответы будут относиться к одному или двум способам познания. Наибольший результат подскажет, какой способ познания является характерным для вашего ребенка.
1. Общение.
Когда ребенок что-то хочет сказать...
_________________________________________________________________
- У ребенка маленький запас слов.
- Использует в своей речи короткие предложения. Зритель
- Путает последовательность слов в предложении.
__________________________________________________________________
- Ребенок имеет большой запас слов.
- Ребенок складывает слова в предложения, Слушатель
которые легко понять.
- Ребенок любит поговорить.
__________________________________________________________________
- Ребенок больше полагается на несловесные
средства общения. Деятель
- Ребенок мало разговаривает.
- Ребенок разговаривает непонятно.
__________________________________________________________________
2. Наиболее любимые игры и развлечения.
Когда ребенок играет...
__________________________________________________________________
- Ребенок с удовольствием собирает пирамидки
и играет конструктором.
- Ребенок любит играть с кубиками. Зритель
- Ребенок с удовольствием рисует карандашами
и красками. Мастерит из бумаги.
__________________________________________________________________
- Ребенку нравится, когда ему читают.
- Он знает наизусть простые стихи и отрывки песен.
-Ребенку нравится слушать пластинки, кассеты, Слушатель
Диски.
__________________________________________________________________
- Ребенок любит играть в песочнице и отдает
предпочтение играм на свежем воздухе.
- Ребенку нравится вытаскивать вещи из шкафа Деятель
и сбрасывать их с полок.
- Ребенок редко играет игрушкам.
__________________________________________________________________
3. Моторные навыки.
Когда ребенок двигается...
__________________________________________________________________
- Во время игры ребенок чаще задействует руки
и пальцы. Зритель
- Ему нравится смотреть во все стороны, когда
он качается на качелях.
__________________________________________________________________
- Во время игры ребенок отдает предпочтение
разговорам. Слушатель
- Ребенок недостаточно скоординирован.
__________________________________________________________________
- Ребенку очень нравится лазить.
- Ребенок хорошо скоординирован. Деятель
__________________________________________________________________
4. Коммуникабельность.
Когда ребенок среди детей...
__________________________________________________________________
- Он часто отходит в сторону, чтобы его не трогали.
- Свои эмоции демонстрирует очень выразительной Зритель
мимикой.
__________________________________________________________________
- Ребенок любит тесный контакт, но ему
не нравится, когда к нему прикасаются. Слушатель
- Собственные эмоции он выражает при помощи
Интонации.
__________________________________________________________________
- Ему нравится, когда его трогают, поднимают,
щекочут; ему хочется еще и еще. Деятель
- Эмоции выражает жестами.
__________________________________________________________________
5. Эмоции.
Что касается эмоциональной стороны...
__________________________________________________________________
- Ребенок не очень эмоционален.
- Его, кажется, удивляют эмоциональные всплески Зритель
других детей.
__________________________________________________________________
- Свои чувства выражает несколько театрально.
- Умеет рассказать о своих чувствах. Например, Слушатель
словами "весело" или "грустно".
__________________________________________________________________
- Ребенок часто обижается. Деятель
- Поддается частой смене настроения.
__________________________________________________________________
6. Память.
Когда ребенок запоминает...
__________________________________________________________________
- Ребенок помнит лица.
- Запоминает правила игры лучше после Зритель
ее демонстрации.
_________________________________________________________________
- Быстро пополняет словарный запас.
- Для ребенка достаточно один раз услышать слово Слушатель
или имя, чтобы его запомнить.
__________________________________________________________________
- Легко запоминает и повторяет действия, которые
увидел. Например, мытье машины. Деятель
- Правила игры запоминает только после того,
как поиграет в эту игру.
_________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.