Индивидуальные особенности ребенка: три типа познания
Оценка 4.9

Индивидуальные особенности ребенка: три типа познания

Оценка 4.9
Аудио +1
docx
воспитание +2
25.12.2021
Индивидуальные особенности ребенка: три типа познания
Индивидуальные особенности ребенка. Три типа познания.
Индивидуальные особенности ребенка. Три типа познания..docx

"Индивидуальные особенности ребенка:

три типа познания".

Елена Леонидовна Мерзлякова

"Как правильно общаться с ребенком"

 

Индивидуальные особенности ребенка: три типа познания

Как правило, родители неосознанно выбирают для развития своих детей именно те средства, какие бы были наиболее эффективными для них самих. Так, например, мать-слушатель может приобрести для своей маленькой дочки погремушку, музыкальные игры и даже установить в детской комнате радиоприемник или музыкальный центр. А отец-деятель при этом будет по два раза выполаскивать пеленки, чтобы они были более мягкими; отставлять кроватку от окна, опасаясь сквозняков; будет стараться чаще брать ребенка на руки, чтобы поласкать его тельце. Каждый делает то, что было бы приятнее ему самому. А вот каким образом это влияет на ребенка, нравится ему это или нет, над этим вряд ли кто задумывается.

Вот как пишет Елена Леонидовна Мерзлякова в своей книге "Как правильно общаться с ребенком": "Помню, что для старшего сына в свое время самым сложным было усидеть в манеже, где я пыталась его разместить. Не помогали ни яркость игрушек, ни их количество. Со временем я стала превращать в манеж всю комнату, застилая пол одеялами и закрывая подушками опасные места.

Когда же мы путешествовали и не было возможности перемещаться так свободно, как ему хотелось бы, помогал пересказ детских стихов и сказок. Весь "детский репертуар" А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского.

Для второго ребенка это не понадобилось, потому что младший из всех сказок, стихов и детских рассказиков упрямо выбирал единственную "Курочку Рябу": все остальное ему было малоинтересным. Зато в детском манеже он мог находиться как-то спокойнее: играл разноцветными пирамидками или наблюдал за тем, как я занимаюсь домашними делами, улыбался мне. Еще очень любил смотреть разнообразные рекламные ролики по телевизору. Другое дело, что я не очень охотно включала телевизор: зачем же ребенку весь тот рекламный "мусор". И очень любил все яркое - игрушки, одежду, разноцветные вещи.

Теперь я понимаю, что старший сын относится к кинестетичному типу, то есть он деятель, и на втором плане он - слушатель. Младший же — выраженный визуал, зритель.

 

Что бы произошло, если бы я это знала раньше?

Возможно, я более настойчиво развивала бы у старшего визуальные способности и наблюдательность - есть множество упражнений и специальных игр с детьми, которые развивают у последних умение видеть окружающий мир более ярким и красивым. И, возможно, не имела бы позже таких проблем с уборкой комнаты и уходом за собственной одеждой, которые, к сожалению, присутствуют.

Объясняю: деятели, то есть кинестетики, имеют своеобразные "стандарты аккуратности". Они не замечают мусора до тех пор, пока он не начнет им колоть босые ноги. А при выборе одежды и обуви их больше волнует ее удобство, чем цвет, согласованность с требованиями моды и все другие визуальные "прибамбасы". Сейчас старший (кинестетик и меньше аудиал) любит одеваться таким образом, будто он живет в лесу, а не в большом городе. Успокаивает то, что его жену это устраивает - чего же я должна волноваться.

Недостаточное развитие способностей слушателя у младшего (визуал – зритель) очень сказалось на его обучении в школе. Дело в том, что очень часто информацию в школе детям предлагают воспринимать на слух: рассказ, объяснение, лекция и т. д.

Печально, но исключительное доминирование способностей зрителя в условиях нашего жилища также не пошло на пользу младшему ребенку. Дело в том, что все другие члены нашей семьи - прежде всего деятели. А "стандарты аккуратности" у деятеля и у зрителя несколько разные. Печально, но астигматизм (нарушение зрения), который развился у младшего, вполне может быть следствием его подсознательного нежелания видеть тот "творческий беспорядок", который чаще всего присутствует в нашей квартире. Уже лет с двух-трех сын пытался как-то все исправить: расставлял обувь "по струнке", сбрасывал в большие полиэтиленовые пакеты все, что находил на полу - игрушки, тапочки, элементы одежды и т. д., - и прятал все это по разным углам квартиры. "Раскопки" потерянного - это отдельная семейная история, смешная и грустная одновременно. А однажды он выложил на пол содержание 10 книжных полок и расставил все по новой на свое усмотрение, ориентируясь на цвет и размер книжных обложек. Следующие недели три он был нашим гидом по домашнему "книжному миру", - без его помощи трудно было обнаружить необходимое издание.

Подведем некоторые итоги.

·        Большинство людей имеют предпочтение того или иного канала восприятия.

·        Ребенок, как и любой другой человек, будет пытаться влиять на окружающую среду согласно собственным информационным приоритетам.

·        Эти особенности заложены генетически, однако использование специальных упражнений может помочь развить второстепенные для конкретного ребенка каналы восприятия информации.

·        Целенаправленное развитие у ребенка всех каналов получения информации способствует становлению более гармоничной личности.

Предлагаю вашему вниманию небольшой экспресс-тест на определение приоритетов вашего ребенка. (Каждый участник тренинга тестирует на бумаге, определяя тип познания.)

 

 

Экспресс-тест

на определение доминирующего типа познания для детей дошкольного возраста.

Инструкция. Зафиксируйте те характеристики, которые наиболее соответствуют поведению вашего ребенка. Подведите итоги. Вероятнее всего, ваши ответы будут относиться к одному или двум способам познания. Наибольший результат подскажет, какой способ познания является характерным для вашего ребенка.

 

 

1.   Общение.

Когда ребенок что-то хочет сказать...

_________________________________________________________________

-   У ребенка маленький запас слов.

-   Использует в своей речи короткие предложения.         Зритель

-   Путает последовательность слов в предложении.

__________________________________________________________________

-   Ребенок имеет большой запас слов.

-   Ребенок складывает слова в предложения,                   Слушатель

которые легко понять.

-   Ребенок любит поговорить.

__________________________________________________________________

-   Ребенок больше полагается на несловесные

средства общения.                                                           Деятель

-   Ребенок мало разговаривает.

-   Ребенок разговаривает непонятно.

__________________________________________________________________

 

 

2.   Наиболее любимые игры и развлечения.

Когда ребенок играет...

__________________________________________________________________

-   Ребенок с удовольствием собирает пирамидки

и играет конструктором.

-   Ребенок любит играть с кубиками.                                Зритель

-   Ребенок с удовольствием рисует карандашами

и красками. Мастерит из бумаги.

__________________________________________________________________

-   Ребенку нравится, когда ему читают.

-   Он знает наизусть простые стихи и отрывки песен.

-Ребенку нравится слушать пластинки, кассеты,             Слушатель

Диски.

__________________________________________________________________

-   Ребенок любит играть в песочнице и отдает

предпочтение играм на свежем воздухе.

-   Ребенку нравится вытаскивать вещи из шкафа             Деятель

и сбрасывать их с полок.

-   Ребенок редко играет игрушкам.

__________________________________________________________________

 

 

3.    Моторные навыки.

Когда ребенок двигается...

__________________________________________________________________

- Во время игры ребенок чаще задействует руки

и пальцы.                                                                          Зритель

- Ему нравится смотреть во все стороны, когда

он качается на качелях.

__________________________________________________________________

- Во время игры ребенок отдает предпочтение

разговорам.                                                                       Слушатель

-   Ребенок недостаточно скоординирован.

__________________________________________________________________

-   Ребенку очень нравится лазить.

- Ребенок хорошо скоординирован.                                  Деятель

__________________________________________________________________

 

 

4.   Коммуникабельность.

Когда ребенок среди детей...

__________________________________________________________________

- Он часто отходит в сторону, чтобы его не трогали.

-   Свои эмоции демонстрирует очень выразительной      Зритель

мимикой.

__________________________________________________________________

-   Ребенок любит тесный контакт, но ему

не нравится, когда к нему прикасаются.                          Слушатель

-   Собственные эмоции он выражает при помощи

Интонации.

__________________________________________________________________

-   Ему нравится, когда его трогают, поднимают,

щекочут; ему хочется еще и еще.                                     Деятель

- Эмоции выражает жестами.

__________________________________________________________________

 

 

5. Эмоции.

Что касается эмоциональной стороны...

__________________________________________________________________

-   Ребенок не очень эмоционален.

-   Его, кажется, удивляют эмоциональные всплески     Зритель

других детей.

__________________________________________________________________

-   Свои чувства выражает несколько театрально.

-   Умеет рассказать о своих чувствах. Например,            Слушатель

словами "весело" или "грустно".

__________________________________________________________________

- Ребенок часто обижается.                                             Деятель

- Поддается частой смене настроения.

__________________________________________________________________

 

 

6. Память.

Когда ребенок запоминает...

__________________________________________________________________

-   Ребенок помнит лица.

-   Запоминает правила игры лучше после                        Зритель

ее демонстрации.

_________________________________________________________________

-   Быстро пополняет словарный запас.

-   Для ребенка достаточно один раз услышать слово       Слушатель

или имя, чтобы его запомнить.

__________________________________________________________________

-   Легко запоминает и повторяет действия, которые

увидел. Например, мытье машины.                                 Деятель

- Правила игры запоминает только после того,

как поиграет в эту игру.

_________________________________________________________________

 


 

Индивидуальные особенности ребенка: три типа познания"

Индивидуальные особенности ребенка: три типа познания"

Объясняю: деятели, то есть кинестетики, имеют своеобразные "стандарты аккуратности"

Объясняю: деятели, то есть кинестетики, имеют своеобразные "стандарты аккуратности"

Предлагаю вашему вниманию небольшой экспресс-тест на определение приоритетов вашего ребенка

Предлагаю вашему вниманию небольшой экспресс-тест на определение приоритетов вашего ребенка

Ребенку нравится, когда ему читают

Ребенку нравится, когда ему читают

Деятель - Эмоции выражает жестами

Деятель - Эмоции выражает жестами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2021