ИНФОРМАТИВ |
||||||||||||||
ПАМЯТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТРЯДНЫХ СБОРОВ Отрядные сборы: ⇒ Хозяйственный — 1 день ⇒ Сбор рождения отряда — 1-2 день ⇒ Сбор планирования — 2-3 день ⇒ Организационный сбор — 3-5 день ⇒ Информационный сбор — каждый день ⇒ Вечерний сбор — ежедневно ⇒ Сбор-старт — в начале подготовки КТД ⇒ Сбор принятия решений — по необходимости ⇒ Итоговый сбор — 19-20 день Общая методика организации и проведения отрядных сборов Все отрядные сборы: ⇒ предварительно готовятся вожатым и лидерами отряда; ⇒ проводятся с использованием интерактивных форм работы; ⇒ дают возможность высказаться каждому желающему участнику; ⇒ имеют конечный результат, решение всего отряда; ⇒ заканчиваются «на позитиве» (песня, кричалка, девиз и т.д.); ⇒ анализируются вожатым с целью внесения коррективов в свою работу и деятельность отряда. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СБОР ОТРЯДА Проводится в 1 день смены. Цель: предъявить единые педагогические требования (ЕПТ) Задачи: ⇒ рассказать о правилах проживания в лагере; ⇒ объяснить традиции и законы лагеря; ⇒ познакомить с территорией лагеря; ⇒ провести инструктажи по технике безопасности; ⇒ объяснить режимные моменты и требования к ним; ⇒ ответить на все бытовые вопросы. Содержание сбора: 1. Знакомство с вожатыми и администрацией ДОЛ: ⇒ самопрезентация вожатых (несколько добрых шуток вожатых друг о друге, краткий рассказ о талантах вожатых, чему могут научить ребят отряда, маленький сюрприз от вожатых и т.д.); ⇒ заочная презентация администрации лагеря (если сбор проходит до общелагерного сбора, на котором проходит очное представление администрации). 2. Законы, традиции лагеря (младшим и средним отрядам в игровой форме). 3. ЕПТ ⇒ режимные моменты (подъем, зарядка, уборка в комнате, гигиенические процедуры, завтрак, обед, полдник, ужин, информационный сбор, активный отдых, мероприятия, вечерний сбор, огонёк, тихий час, отбой); ⇒ организационные вопросы («сладкий шкаф», телефон, приезд родителей, деньги и т.д.); ⇒ хозяйственные вопросы (белье, полотенца, стирка и т.д.); ⇒ санитарно-гигиенические требования; ⇒ дежурство по территории и столовой и др. 4. Правила пребывания в лагере и инструктажи ⇒ общие правила безопасности; ⇒ правила пожарной безопасности; ⇒ правила гигиены; ⇒ правила поведения в лагере, во время мероприятий, поездок, на море и т. д. Формы и методы проведения: рассказ, презентация, рассказ детей, викторина, сюжетно-ролевые игры, театрализация ситуаций, викторина и др. 5. Знакомство с территорией лагеря. СБОР РОЖДЕНИЯ ОТРЯДА Проводится в 1-2 день смены Цель: организовать формальное создание отряда с его символикой и атрибутами. Задачи: ⇒ придумать название, девиз, песню, эмблему отряда; ⇒ принять свод правил жизнедеятельности коллектива, его традиции, варианты мотивации и поощрения отдельных детей или групп ЧТП; ⇒ начать формирование имиджа отряда, разработать отличительные знаки, атрибуты и др. ⇒ выбрать временный актив, капитана отряда; ⇒ художественное оформление отрядного уголка. Формы проведения: деловая игра, мозговой штурм, дискуссия, коллективно-творческое дело. конкурсно-развлекательная программа. Для младших отрядов предпочтительнее давать «на выбор» варианты названий, девизов, эмблем и др. Средним отрядам — предоставлять помощь, подсказки, образцы. Старшие отряды все разрабатывают самостоятельно под общим ненавязчивым руководством вожатого. ВАЖНО! Необходимо использовать работу в группах, творческие презентации придуманных вариантов, игры на поднятие настроения и т.д. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СБОР Проводится в 3-5 день смены Цель: сформировать органы самоуправления отряда. Задачи: ⇒ определить лидеров группы; ⇒ определить форму и структуру актива (командир, председатель, лидер, совет, центр, малые инициативные группы, творческие группы, комиссии, секторы и др.); ⇒ объяснить обязанности всех предлагаемых должностей и направлений работы, содержание деятельности микро-групп; ⇒ дать возможность всем желающим презентовать свои идеи, планы, предложения и программы (индивидуально и группами); ⇒ определить правила ежедневного выбора капитана отряда или лидера дня (если предусмотрено программой); ⇒ выбрать лидера отряда и актив; ⇒ объяснить систему чередования творческих поручений; ⇒ провести первые заседания в выбранных творческих группах. Формы и методы проведения: беседа, выступления детей, обсуждения, презентации, работа в микро-группах, тайное или открытое голосование, деловая или ролевая игра и др.
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СБОР Проводится в 3-5 день смены Цель: сформировать органы самоуправления отряда. Задачи: ⇒ определить лидеров группы; ⇒ определить форму и структуру актива (командир, председатель, лидер, совет, центр, малые инициативные группы, творческие группы, комиссии, секторы и др.); ⇒ объяснить обязанности всех предлагаемых должностей и направлений работы, содержание деятельности микро-групп; ⇒ дать возможность всем желающим презентовать свои идеи, планы, предложения и программы (индивидуально и группами); ⇒ определить правила ежедневного выбора капитана отряда или лидера дня (если предусмотрено программой); ⇒ выбрать лидера отряда и актив; ⇒ объяснить систему чередования творческих поручений; ⇒ провести первые заседания в выбранных творческих группах. Формы и методы проведения: беседа, выступления детей, обсуждения, презентации, работа в микро-группах, тайное или открытое голосование, деловая или ролевая игра и др.
СБОР ПЛАНИРОВАНИЯ Проводится во 2-3 день смены Цель: Определить перспективы деятельности отряда на смену с учетом интересов, желаний и возможностей детей. Задачи: ⇒ совместно с детьми распланировать отрядную деятельность; ⇒ проанализировать предложенный план-сетку отряда, внести свои предложения; ⇒ выбрать творческие группы подготовки отдельных мероприятий Формы и методы проведения: обсуждение, работа в микрогруппах, аукцион идей, стена предложений, ранжирование, анализ приоритетности, разведка интересных дел, создание "Карты путешествия по смене" и др.
СБОР-СТАРТ Проводится в начале каждого коллективно-творческого дела. Цель: коллективное планирование и подготовка коллективно-творческого дела. Задачи: ⇒ презентовать идею КТД; ⇒ обговорить с детьми актуальность предложенной темы; ⇒ мотивировать детей к участию; ⇒ заслушать и обговорить все предложения, выбрать самые интересные; ⇒ обсудить необходимые виды деятельности для подготовки КТД; ⇒ сформировать творческие и рабочие микрогруппы; ⇒ распределить индивидуальные обязанности и роли и задания для микрогрупп; ⇒ распределить обязанности и виды деятельности в микрогруппах; ⇒ начать подготовку к мероприятию. Формы и методы проведения: беседа, дискуссия, выступления, обсуждения, презентации идей, открытое голосование, работа в микрогруппах и др.
СБОР ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Проводится по необходимости. Цель: принять необходимое решение в конкретной ситуации. Задачи: ⇒ озвучить проблему или ситуацию, которая требует коллективного решения; ⇒ сделать коллективный анализ проблемы или ситуации; ⇒ найти причину (при необходимости) негативной ситуации и способы её устранения; ⇒ выслушать мнения, мысли, взгляды, предложения; ⇒ обсудить пути решения проблемы или ситуации; ⇒ принять общее решение. Формы и методы проведения: беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм.
ВЕЧЕРНИЙ СБОР Проводится каждый вечер перед отбоем, когда нет отрядного вечернего огонька. Цель: подвести итоги и провести анализ прошедшего дня. Задачи: ⇒ вспомнить и обсудить события, произошедшие за день; ⇒ научить детей давать самооценку, высказывать своё мнение и быть искренними; ⇒ выразить благодарность дежурному командиру, советы и пожелания от вожатых (доброжелательно, с подчеркнутой уверенностью в том, что в следующий раз обязательно получится лучше) ⇒ обсудить, что сделано отрядом полезного для коллектива, для других, для лагеря. Правила вечернего сбора: ⇒ говорит один, все слушают, не перебивают; ⇒ все высказывают в позитивном ключе все, что не нравится и что хотелось бы изменить; ⇒ каждый имеет право высказаться, каждый имеет право не высказываться; ⇒ все высказанные мнения должны уважаться и не подвергаться насмешкам. Вопросы для обсуждения на вечернем сборе: ⇒ «Чем понравился день?», «Что было хорошего?», «Кому мы говорим «спасибо»?»; ⇒ «Что было плохо?», «Что испортило настроение?»; ⇒ «Что надо учесть на будущее?», «Что сделать, чтобы было ещё лучше?». Рекомендации вожатому: ⇒ не затягивать проведение сбора: вечерний сбор обычно длится не более получаса; ⇒ подготовить капитана отряда и детей, которые были ответственными за проведенные дела (как анализировать, на что обратить внимание, как задавать вопросы, как интонировать); ⇒ следить за ходом разговора, слушать каждое высказывание, вовремя задать вопросы, обращать внимание на самые значительные моменты, помочь детям делать из собственных высказываний правильный вывод; ⇒ поддерживать мажорный тон разговора, говорить меньше о плохом и больше о положительном, пресекать возможные споры и конфликты; ⇒ избегать назидательного тона. Использовать такие формы как: «Давайте подумаем», «Как думаете вы?», «А ваше мнение?» ⇒ мотивировать детей на достижение успеха в следующих делах отряда.
ИТОГОВЫЙ СБОР Проводится в 19-20 день смены. Цель: подведение итогов лагерной смены. Задачи: ⇒ коллективный анализ смены; ⇒ самоанализ и анализ работы актива, творческих микрогрупп (что можно было сделать лучше); ⇒ благодарности, комплименты, поощрения отличившимся;
⇒ предложения о награждении ребят на общелагерном сборе. Формы и методы проведения: беседа, обсуждения, презентации, творческие отчёты микрогрупп, актива, игры на поднятие настроения, песни, кричалки, отрядный круг и др. |
СХЕМА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОТРЯДЕ В ПЕРИОД СМЕНЫ Органы самоуправления в лагере (ОСУ) — форма организации жизнедеятельности коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей в жизни отряда, лагеря. Процесс развития детского самоуправления протекает от соуправления (совместно с вожатым) к самоуправлению:
ПРЕДЛОЖЕННАЯ СХЕМА РАЗВИТИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ ДЛЯ ДОЛ И ВДК. КЛАССИЧЕСКАЯ СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
* Помощник по информации может быть сменной должностью и меняться каждый день, тем самым любой желающий ребёнок в отряде имеет возможность принять участие в работе ОСУ- «лидер дня».
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.