ИНФОРМАТИВ |
|||||||||||||||||||||||||
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ В ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД СМЕНЫ Основная цель организационного периода – заложить основы временного детского коллектива. Цель достигается путем решения следующих задач: 1. познакомить детей друг с другом; 2. предъявить детям единые педагогические требования; 3. познакомить с лагерем, сотрудниками, программой смены; 4. способствовать сплочению отряда; 5. выявить особенности, способности и потенциал детей; 6. создать эмоционально-положительный климат в отряде; 7. выбрать органы самоуправления. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЕРИОДА СМЕНЫ По прибытии в пункт назначения после выхода всех детей из салона автобуса, вагона поезда, салона самолета вожатый должен просмотреть все места на предмет: ⇒ забытых вещей; ⇒ забытых документов; ⇒ спящих детей. 1. МЕДОСМОТР. В случае обнаружения у ребенка противопоказаний к пребыванию в ДОЛ спокойно, без лишнего ажиотажа поставить в известность об этом старшего вожатого или руководителя программы и выполнять их инструкции. 2. РАССЕЛЕНИЕ: а) дети приехали в лагерь в составе заранее сформированных отрядов - вожатый по указанию старшего вожатого и руководителя программы ведет детей расселяться в корпуса. б) дети приехали в лагерь в составе временных групп (группы на перевозку) – отряды формируются на территории лагеря, распределение детей по отрядам будут осуществлять руководитель программы, руководитель смены и старший вожатый. Вожатый должен знать: ⇒ общее количество детей в отряде; ⇒ отдельно количество мальчиков; ⇒ отдельно количество девочек; ⇒ имена детей (выучить как можно быстрее). Перед началом процесса заселения в комнаты необходимо осмотреть их и записать все обнаруженные поломки (порванные обои, сломанная или испорченная мебель, испачканные стены и т.д.), затем передать эту информацию в письменном виде старшему вожатому, руководителю программы. Вожатые заселяются исключительно в те комнаты, которые им показал ответственный за расселение. Самостоятельные переселения недопустимы! Переводить детей из отряда в отряд без ведома и указания старшего вожатого и руководителя программы категорически запрещено! Пока один из напарников занимается расселением детей, второй – составляет отрядный список (в трех экземплярах). 3. ПРИЕМ ПИЩИ. В зависимости от времени суток это будет завтрак, обед, полдник или ужин. Если заезд ночной, то для детей и вожатых будут организованы сухие пайки. 4. ПЛАНЕРКА. Присутствует один из напарников. На планерку каждый вожатый приходит с пофамильным списком детей своего отряда. 5. ВОЖАТЫЙ вместе с напарником должен строго соблюдать выполнение плана на день, никуда не отлучаться от отряда, своевременно выполнять текущие распоряжения старшего вожатого и руководителя программы. Вожатый в первый день организационного периода смены должен: ⇒ сдать выверенный список детей своего отряда старшему вожатому. Вожатый должен понимать, что к нему в отряд могут быть переведены или довезены дети – это нужно учитывать и своевременно вносить изменения в актуальный список; ⇒ провести инструктажи по технике безопасности; ⇒ познакомить детей с территорией лагеря; ⇒ называть отряд в соответствии с игровой моделью смены для того, чтобы дети плавно погружались в тематику смены (отряд может называться агентством, командой, мастерской, экспедицией и т.д.); ⇒ провести игры на знакомство и взаимодействие, снятие тактильных и коммуникационных барьеров; ⇒ предъявить детям «Единые педагогические требования» (в рамках хозяйственного сбора); ⇒ уделить внимание каждому ребенку и побеседовать с ним об увлечениях, спросить, как дела, узнать ожидания, с которыми ребенок приехал в лагерь; ⇒ уделить особое внимание грустным или плачущи детям: выяснить причину и постараться ее решить; ⇒ провести для детей презентацию вожатых (рассказать о себе); ⇒ провести для детей КТД «Наш отряд» в рамках сбора рождения отряда (придумать название отряда, девиз, эмблему и проч.); ⇒ провести для детей огонёк знакомства. Обязательно по окончании первого дня смены после вечерней планерки сядьте вместе со своим напарником и проведите анализ всего прошедшего дня: ⇒ какие были сложности и как вы с ними справились; ⇒ какие в вашем отряде дети и как вы намерены дальше с ними работать; ⇒ если есть недопонимание между вами и напарником, спокойно поговорите об этом, выстраивайте сотрудничество, исходя из понимания приоритета интересов детей; ⇒ выстройте общую для вас стратегию поведения и общения с детьми (чтобы не провоцировать конфликты и не создавать образ «доброго и злого полицейского»); ⇒ выпишите на листе бумаги трудности, с которыми вы столкнулись, и возможные пути их решения; ⇒ выпишите имена детей, нуждающихся в особом внимании, подумайте, как выстроите взаимодействие с ними; ⇒ критически оцените проблемы в отряде (если они есть) и придите к взаимному пониманию: нужна ли вам помощь старшего вожатого или руководителя программы; ⇒ обсудите план на следующий день и распределите зоны ответственности. ВАЖНО! Хронология событий в первый день организационного периода может отличаться от описанной в этой памятке, на это может повлиять такой фактор, как прибытие в лагерь в очень позднее время, поэтому вожатому необходимо быть максимально внимательным и гибким. Необходимо беспрекословно и максимально быстро выполнять указания и поручения старшего вожатого и руководителя программы. Одним из основных итогов первого дня должно быть понимание детьми того, что вожатый – это человек, к которому можно обратиться с любым вопросом и который поможет решить все трудности.
|
ВТОРОЙ ДЕНЬ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЕРИОДА СМЕНЫ 1. Не забываем следить за актуальностью списка отряда. 2. Начинаем совместно с напарником заполнять педагогический дневник. Важно! Раздел дневника «Сведения о детях» заполняем со слов детей. Узнаем только то, что запрашивается в дневнике! Никакой информации о состоянии здоровья ребенка, наличии у него родителей и т.д. вожатый не спрашивает – для этого есть конфиденциальная анкета, которую заполняют законные представители ребенка до смены, и медицинские справки! 3. Все медицинские справки детей должны быть сданы в медицинский пункт. 4. Папка с документами детей должна быть сдана руководителю программы и храниться у него. 5. Вожатый во второй день организационного периода смены должен: ⇒ сдать выверенный актуальный список детей своего отряда старшему вожатому; ⇒ начать утро детей бодрым и веселым подъемом; ⇒ проконтролировать процесс утренней гигиены (умывание, чистка зубов, одевание, расчесывание (если дети маленькие, необходимо помочь им в выполнении гигиенических процедур и т.д.); ⇒ одеть детей в спортивную одежду и обувь и вовремя вывести на зарядку (вожатый выполняет упражнения и танцует вместе с детьми, подавая им пример); ⇒ рассказать детям о том, что их ждет в течение дня (информационный сбор); ⇒ контролировать выполнение детьми всех режимных моментов (особенно приемы пищи, тихий час, процессы сбора на то или иное мероприятие, время личной гигиены и отбой), контролировать поведение детей во время проведения общелагерных мероприятий; ⇒ следить за тем, чтобы дети были одеты по погоде (не забываем о личном примере: если на улице жарко и светит солнце, то первым, кто одевает головной убор, должен быть вожатый); ⇒ продолжить проводить игры на знакомство (к середине второго дня каждый ребенок должен знать имена своих товарищей, вожатый должен выучить имена детей гораздо раньше – в первый день!); ⇒ проводить игры на командное взаимодействие, сплочение, выявление лидеров; ⇒ презентовать детям программу смены (если это предусмотрено общелагерным планом-сеткой), игровую модель; ⇒ подготовить с детьми номер («визитку») для вечера знакомства (скорее всего, это мероприятие будет проводиться вечером); ⇒ совместно с детьми оформить отрядный уголок; ⇒ презентовать детям систему мотивации (систему личностного роста в отряде и командного роста на уровне лагеря); ⇒ рассказать детям о структуре органов самоуправления и объявить, что в отряде пройдет организационный сбор, на котором будут выбраны командир отряда и его помощники (название должностей в ОСУ может меняться в соответствии с программой смены); ⇒ провести входное анкетирование детей (об этом будет дополнительно сообщено старшим вожатым); ⇒ провести с детьми «Вечерний сбор отряда». 6. Вожатый должен строго вместе с напарником соблюдать выполнение плана на день, никуда не отлучаться от отряда, своевременно выполнять текущие распоряжения старшего вожатого и руководителя программы. 7. После вечерней планерки обязательно вместе с напарником провести анализ прошедшего дня и обсудить следующий день.
ТРЕТИЙ ДЕНЬ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЕРИОДА СМЕНЫ С третьего дня переводы детей из отряда в отряд заканчиваются, однако у родителей еще есть возможность довезти детей в лагерь. В третий день необходимо подготовить и сдать итоговый список отряда. 1. Вожатый должен строго вместе с напарником соблюдать выполнение плана на день, никуда не отлучаться от отряда, своевременно выполнять текущие распоряжения старшего вожатого и руководителя программы. 2. Вожатый в третий день организационного периода смены должен: ⇒ начать утро детей бодрым и веселым подъемом (в дальнейшем это делается постоянно); ⇒ проконтролировать процесс утренней гигиены (умывание, чистка зубов, одевание, расчесывание (если дети маленькие, необходимо помочь им в выполнении гигиенических процедур). В дальнейшем это делается постоянно; ⇒ одеть детей в спортивную одежду и обувь и вовремя вывести на зарядку (вожатый выполняет упражнения и танцует вместе с детьми, подавая им пример). В дальнейшем это делается постоянно; ⇒ рассказать детям о том, что их ждет в течение дня (информационный сбор). В дальнейшем это делается постоянно; ⇒ контролировать выполнение детьми всех режимных моментов (особенно приемы пищи, тихий час, процессы сбора на то или иное мероприятие, время личной гигиены и отбой), контролировать поведение детей во время проведения общелагерных мероприятий. В дальнейшем это делается постоянно; ⇒ следить за тем, чтобы дети были одеты по погоде (не забываем о личном примере: если на улице жарко и светит солнце, то первым, кто одевает головной убор, должен быть вожатый). В дальнейшем это делается постоянно; ⇒ провести в отряде организационный сбор (совместно с детьми выбрать представителей органов самоуправления, это может быть сделано с помощью КТД «Выборы» и т.д.); ⇒ провести в отряде сбор планирования: определить совместно с детьми направления деятельности в отряде, обозначить основные мероприятия, к которым отряду нужно будет готовиться, общим голосованием определить 5-7 мероприятий, которые дети хотят реализовать (например, отрядный конкурс актерского мастерства, вечерние посиделки под гитару, просмотр интересного фильма и проч.); ⇒ продолжить проводить для детей игры на сплочение; ⇒ провести с детьми «Вечерний сбор отряда». В дальнейшем это делается постоянно. 3. В третий-четвертый день смены наступает первая кризисная зона в процессе развития ВДК – «пик трудности».
|
ЛОГИКА РАЗВИТИЯ СМЕНЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
|
|||||||||||||||||||||||
СХЕМА РАЗВИТИЯ ВДК ПО А.Н. ЛУТОШКИНУ
КРИЗИСНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВДК |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.