Информационная карта инновационного опыта |
||||
1. Общие сведения |
||||
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
|
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
|
Стаж работы в должности
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
2. Сущностные характеристики опыта |
||||
1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения. |
|||
2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Источник изменений – недостаток развития творчества, низкий уровень креативности. Ему противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание - имитация. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта связано с включением активных форм обучения на основе привлечения дополнительных материалов.
|
|||
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно–информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Сущность ИПО заключается в том, что начальное обучение может быть построено на целых системах творческих решений. Это СТЗ (субъективно-творческие задания), решение которых в глобальном смысле творчеством не является, но в деятельности школьника субъективно таковым является. Методическими средствами развития творческих способностей учащихся в ИПО являются приемы и техники продуктивного обучения, современные средства образовательной технологии, диагностики, метод проектов. Идея изменений заключается в использовании информационно-коммуникационных технологий, преимущество в поиске необходимой учебно-методической литературе.
|
|||
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Концепция изменений выражается через наблюдение над языковыми явлениями: над звуковым составом слов, над текстом – его структурами, над употреблением слов в различных значениях. Новизна опыта выражается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей учащихся осуществляется не переодически, а систематически, что стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного мышления. Трудоемкость ИПО раскрывается через разработку новой типологии уроков, ориентированной на развитие творческого потенциала учащихся. Для эффективного внедрения способов работы на уроках русского языка учителю необходимо создать базу такого материала в рамках разработанной типологии уроков.
|
|||
5.Условия реализации изменений (включая личностно – профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Условиями развития творческой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературного чтения являются: воля, умение преодолевать объективные трудности, активность в познании. Второе условие – самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, искусство; третье условие – конструктивная деятельность в изучении языковой теории и практики. Четвертое условие – изменение содержания обучения на основе усиления его мотивационного аспекта.
|
|||
6.Результат изменений |
1.Положительная динамика учебных достижений (развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения). 2.Активизация участия школьников в проектной деятельности(методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование). 3.Повышение мотивации обучения (систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика). 4.Рост творческого потенциала педагога.
|
|||
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
|
|||
3. Описание инновационного опыта учителя |
||||
В последние годы много говорят о том, что на уроке больше внимания нужно уделять творческой деятельности учащихся стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Работать в таком русле интересно и трудно. На уроках требуются особая система обучения. Творческая деятельность наиболее присуща тем детям, которые достигают ускоренного развития в самых разнообразных областях: нравственной, умственной, физической. Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности ребенка. Указанные предпосылки творческой деятельности формируют такие средства обучения русскому языку, как сказки и загадки; уроки чтения, заслуживающие названия уроков искусства; языковые игры и различные олимпиады, конкурсы, викторины, сочинения различных типов и назначений; выступления учащихся на утренниках и на обычных уроках, если эти выступления выходят за рамки повседневности и стандарта. На грани творчества находится исполнительская деятельность, которая возвышается до подлинного творчества:- это особый вид чтения – чтение-сопереживание героям, полное погружение в мир героев книги; бывает, что ученик сам воображает себя одним из персонажей книги, верит всему. Что там происходит, это наивно-реалистическое восприятие литературного произведения; Возможен и прямо противоположный подход к читаемому: ученик как бы сам оказывается рядом с писателем, изменяет сюжет рассказа, даже вводит новые эпизоды или переставляет их; наивно-реалистического восприятия уже нет, он сам уже распоряжается судьбами героев. Первый случай расценен как эмоционально-творческий, второй – как логический. Из первого вытекает выразительное чтение, драматизация, иллюстрирование прочитанного. Второй вариант предполагает составление плана, моделирование сюжета, творческий пересказ с введением сюжетных изменений, новых героев, музыкальные моменты. Самовыражение – это сочинение, даже самое простое. В сочинении всегда выражается личность ребенка, хочет он того или нет. Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений: из личных жизненных наблюдений, по картинам, отзывы о прочитанных книгах. Личность выражает себя и в манере чтения, диалога, даже в почерке, труде, конструировании, играх. Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность.Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности. Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даст и ученику и учителю. |
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.