Информационно-коммуникативные технологии при обучении иностранному языку
Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
английский язык
2 кл—11 кл
16.01.2017
В связи с развитием компьютерных технологий и введением федеральных государственных образовательных стандартов все больше внимания стало уделяться использованию информационно-коммуникативных технологий как на уроках, так и внеурочной деятельности. Данная статья посвящена использованию информационно-коммуникативных технологий на уроках иностранного языка. Материал может быть полезен при подготовке уроков и мероприятий на языке.
икт.doc
Коровенков А.С.
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 6 г. Жигулевск
Информационнокоммуникативные технологии при обучении
иностранному языку
Целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие
коммуникативной культуры учащихся, а также обучение практическому овладению
языком. Для достижения данной цели педагогу необходимо выбирать разнообразные
методы обучения, способствующие проявлению активности каждого учащегося и
повышению творческой и познавательной деятельности при обучении иностранным
языкам.
Личностноориентированный подход в обучении может реализовываться при
помощи современных педагогических технологий таких, как педагогика
сотрудничества, проектная методика, а также новых информационных технологий,
которые
средств телекоммуникационных технологий,
Интернетресурсов,
обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом
способностей учащихся, их уровня обученности и интересов.
Информационные технологии позволяют оптимизировать процесс обучения,
так как навыки и умения по всем видам речевой деятельности обучаемые
приобретают одновременно. При обучении аудированию, каждый ученик получает
возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению ученик может
произносить фразы, предложения и даже монологические высказывания на
иностранном языке в микрофон, при обучении грамматике – каждый ученик может
выполнять грамматические упражнения. Учащиеся могут создавать тексты на
иностранном языке: биографии, поздравительные открытки, анкеты, проблемные
тексты, рефераты, проекты. Работая с печатным текстом, активизируются такие
виды речевой деятельности, как чтение и письмо, также оказывается влияние и в
1 сфере устной речи – благодаря расширению лексического запаса, и формированию
умений конструировать текст.
Практика преподавания иностранного языка отходит от традиционной
методики – пассивного способа приобретения знаний. В современной методике
преподавания больше поощряется познавательный поиск и сознательный анализ
учащимися своих результатов.
Привлечение компьютерных программ по иностранному языку позволяет
получить более качественные результаты в самостоятельной работе учащихся. Они
сокращают время на преодоление языкового барьера. Психологическая атмосфера и
положительный эмоциональный настрой облегчают запоминание лексики, фраз,
грамматических структур при обучении языку. Компьютерные программы
способствуют этому по средствам абстрактных образов, погружения в социальную
среду изучаемого языка, музыкального фона.
Компьютерные программы используют при обучении лексике, что позволяет
формировать рецептивные грамматические навыки чтения, аудирования, а также
продуктивные лексические навыки (преимущественно письменной речи);
контролировать уровень сформированности лексических навыков на основе
тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной
наглядности; расширить пассивный и потенциальный тезаурус обучаемых; оказать
справочноинформационную поддержку (автоматические словари, программы
подбора синонимов и антонимов) [1] . Также, многие программы позволяют работать
с микрофоном. Подобные программы можно использовать при изучении
иностранного языка на разных уровнях владения в виде различных фонетических
зарядок и разминок, разучивая пословицы, поговорки, рифмовки; выполнения
упражнений, готовясь к международным экзаменам.
Использование мультимедийных программ в обучении обусловлено
объективными факторами. Они могут многократно повысить эффективность
большего числа
обучения. Компьютерное обучение способствует усвоению
2 материала за меньший промежуток времени, но это не главное положительное
качество данных программ.
Средства коммуникационных технологий в настоящее время обладают
широкими возможностями и услугами. Компьютер, снабженный соответствующим
программным обеспечением, и средствами телекоммуникаций вместе с размещенной
на них информацией входят в ту группу средств коммуникационных технологий, с
помощью которых мы не только узнаём о проблемах, происходящих вокруг нас, но и
получаем дополнительную информацию, открываем для себя новые горизонты,
покоряем неизведанные информационные вершины, пополняем багаж своих знаний,
необходимых для изучения школьных предметов, в том числе и иностранных языков.
Участие учащихся в онлайновых телеконференциях, всевозможных чатах, в
которых принимают участие представители разных стран мира, где беседы ведутся
на иностранном языке, что является дополнительной и полезной возможностью
новых контактов и реальной речевой практики. В ходе таких дискуссий, бесед,
«свободной» речи идет не только обмен информацией по той или иной проблеме, но
и знакомство с элементами другой культуры.
Преподаватель имеет возможность использовать заранее подготовленные
аутентичные материалы для отдельных учеников своей группы, либо для всей
группы.
В своей работе преподаватель может использовать специально
подготовленные обучающие программы по всем видам речевой деятельности в сети,
либо самостоятельно отобрать отдельные конкретные материалы для конкретного
ребенка или группы учащихся.
Также, можно обратиться за рекомендациями к иностранным специалистам,
которые разрабатывают подобные программы для всех желающих изучить язык. При
этом необходимо учитывать цели, модели, методику обучения иностранному языку
учащихся российских школ, обусловленные как образовательным стандартом, так и
спецификой предмета «Иностранный язык».
3 В настоящее время педагоги интенсивно осваивают компьютерные технологии,
так как они помогают улучшить процесс подготовки и применения дидактических
материалов, использовать интегрированные курсы, а также гибкую систему
оценивания знаний учащегося.
Телекоммуникационные технологии помогают в построении собственной
творческой лаборатории; дают возможность каждому ученику, приблизиться к его
учебным проблемам, выбрать форму помощи; преподаватель становится
консультантом; появляется свобода творчества; дают возможность обмена опытом
без учета расстояний и экономических проблем – все это приводит к повышению
эффективности работы [2].
Примером успешного использования сети Интернет и соответствующего
программного обеспечения при обучении языкам может послужить участие в
различных международных проектах. Мультимедийные средства хороши тем, что
создают реальную языковую среду, что невозможно при использовании других
средств. В сети Интернет существуют разнообразные интернациональные проекты в
ходе, которых участники из разных стран решают значимые проблемы. В процессе
работы над проектом создается настоящая языковая среда. Участники заняты
исследованиями и поиском информации, которую обсуждают между собой и
партнерами. Причем, язык выступает в своей прямой функции – как средство
формирования и формулирования мыслей. Это и является подлинной обучающей
средой, настоящим погружением не только в исследуемую проблему, но и в саму
иноязычную деятельность, в другую культуру. Темы исследования могут быть
разнообразными: экологическими, политическими, творческими, историческими и
другими. Ключевым моментом является тот факт, что проблема решается на
иностранном языке. В ходе работы над проектом можно задействовать
разнообразные возможности и ресурсы сети Интернет. В поисках необходимой
информации участники проекта посещают базы данных, онлайн библиотеки,
виртуальные кафе и музеи и другие образовательные ресурсы. Живое общение с
реальными партнерами при работе над проектом обращает участников к
4 электронной почте, телеконференциям, чат технологиям. Результат представляется
участниками в своей аудитории (в классе, школе) или на специально созданных для
этой цели Webсайтах сети Интернет. В работе над продуктом учащиеся прибегают
к помощи текстовых и графических редакторов, применяют сетевые программы,
позволяющие использовать мультимедийные средства (графику, анимацию,
мультипликацию и другие). Такие проекты становится междисциплинарными.
Современные образовательные технологии открывают новые возможности для
общения и продуктивного взаимодействия во всех формах учебной работы, которые
стимулируют самостоятельное обучение (свободные задания, групповая или
самостоятельная работа, работа в парах и т.д.).
Таким образом, новые педагогические технологии, Интернетресурсы, создают
условия для приближения содержания образования, объема знаний, умений, навыков,
а также темпа их усвоения к личности учащегося, позволяют реализовать личностно
дифференцированный подход в обучении иностранному языку. Кроме того, они
изменяют некоторые функции и роль субъектов учебновоспитательного процесса.
Новые информационные технологии и средства телекоммуникационной связи при
изучении иностранного языка становятся привычным инструментом в руках
преподавателей, которые, в свою очередь, учат учащихся технологиям будущего.
Литература:
1. Агапонов С.В. и др. Средства дистанционного обучения / методика,
технология, инструментарий / Под ред. З. Джалиашвили. СПб.: Петербург, 2003.
453 с.
2. Владимирова Л. П. Новые информационные технологии в обучении
иностранным языкам. Герасимов А.М., Логинов И.П. Инновационный подход в
построении обучения (Концептуальнотехнологический аспект): Учебное пособие.
М.: МАПКиПРО, 2001. – 257 с.
5 3. Каспин И. В., Сегаль М. М.. Новые технологии в обучении иностранным
языкам. Полилова Т.А., Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в
преподавание иностранных языков. // ИЯШ. 2007. №6.
4. Современные информационные технологии в образовании / И. Роберт /
ШколаПресс / 2004. – 478 с.
6
Информационно-коммуникативные технологии при обучении иностранному языку
Информационно-коммуникативные технологии при обучении иностранному языку
Информационно-коммуникативные технологии при обучении иностранному языку
Информационно-коммуникативные технологии при обучении иностранному языку
Информационно-коммуникативные технологии при обучении иностранному языку
Информационно-коммуникативные технологии при обучении иностранному языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.