Цели урока:
содержательная
формирование у учащихся представления об информационных процессах в живой и неживой природе
деятельностная
научиться работать в группе и совместно принимать решения, отработать навыки работы с ИКТ.
развивающая
развитие творческой личности
Задачи:
Обучающие
Раскрыть смысл понятий «Информация», «Информационные процессы»;
Познакомить учащихся с информационными процессами в живой и неживой природе;
Познакомить учащихся с основами работы в программе «Видеопроигрыватель», с электронными образовательными ресурсами.
Развивающие
Развивать логического мышления;
Развивать процессы мышления, познавательных интересов, памяти, восприятия;
Развивать устную речь
Формировать умение работать по инструкции
воспитательные
Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся;
Формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе, самостоятельно.
Предметные результаты:
иметь представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
уметь использовать термины «информация», «сообщение, понимать различия между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
формирование информационной и алгоритмической культуры;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
Личностные результаты:
Формирование умения самостоятельно оценивать и принимать решения
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Тип урока
Урок «открытия» новых знаний.
Формы работы учащихся:
Индивидуальная работа;
Групповая работа.
Необходимое техническое оборудование
Информ проц в жив и нежив прир.ppt
Информационные процессы в живой и неживой природе
УМК по информатики Угринович Н.Д., 8 класс.
Выполнила: Сахарова М.А., учитель информатики и ИКТ,
МОУ Мишелевской СОШ № 19.
Информационные процессы в живой и неживой природе
Информация и
информационные
В физике, которая изучает неживую природу,
процессы в неживой
информация является мерой
природе.
упорядоченности системы по шкале «хаос
— порядок». Один из основных законов
классической физики утверждает, что
замкнутые системы, в которых отсутствует
обмен веществом и энергией с окружающей
средой, стремятся с течением времени
перейти из менее вероятного
упорядоченного состояния в наиболее
вероятное хаотическое состояние.
Информационные процессы в живой и неживой природе
Например, если в одну половину замкнутого
сосуда поместить газ, то через некоторое
время в результате хаотического
движения молекулы газа равномерно
заполнят весь сосуд. Произойдет переход
из менее вероятного упорядоченного
состояния в более вероятное хаотическое
состояние, и информация, которая
является мерой упорядоченности системы,
в этом случае уменьшится.
Информационные процессы в живой и неживой природе
В соответствии с такой точкой зрения физики
в конце XIX века предсказывали, что нашу
Вселенную ждет «тепловая смерть», т. е.
молекулы и атомы со временем равномерно
распределятся в пространстве и какие-либо
изменения и развитие прекратятся.
Однако современная наука установила, что
некоторые законы классической физики,
справедливые для макротел, нельзя
применять для микро- и мегамира. Согласно
современным научным представлениям, наша
Вселенная является динамически
развивающейся системой, в которой
постоянно происходят процессы усложнения
структуры.
Информационные процессы в живой и неживой природе
Таким образом, с одной
стороны, в неживой природе
в замкнутых системах идут
процессы в направлении от
порядка к хаосу (в них
информация уменьшается).
С другой стороны, в
процессе эволюции
Вселенной в микро- и
мегамире возникают
объекты со все более
сложной структурой, и,
следовательно, информация,
являющаяся мерой
упорядоченности элементов
системы, возрастает.
Информационные процессы в живой и неживой природе
Мы живем в
макромире, т. е. в
мире, который состоит
из объектов, по своим
размерам сравнимых с
человеком. Обычно
макрообъекты
разделяют на неживые
(камень, льдина и т. д.),
живые (растения,
животные, сам человек)
и искусственные
(здания, средства
транспорта, станки и
механизмы, компью
теры и т. д.).
Макромир. Гулливер в стране
лилипутов
Информационные процессы в живой и неживой природе
Макрообъекты состоят из молекул и
атомов, которые, в свою очередь, состоят
из элементарных частиц, размеры которых
чрезвычайно малы. Этот мир называется
микромиром
Микромир. Атом водорода и молекула воды.
Информационные процессы в живой и неживой природе
Мы живем на
планете Земля,
которая входит в
Солнечную систему,
Солнце вместе с
сотнями миллионов
других звезд
образует нашу
галактику Млечный
Путь, а миллиарды
галактик образуют
Вселенную. Все эти
объекты имеют
громадные размеры
и образуют мегамир Мегамир. Солнечная система
Информационные процессы в живой и неживой природе
Информация и
информационные
процессы в живой
природе.
Информационные процессы в живой и неживой природе
Информация как мера увеличения
сложности живых организмов.
Примерно 3,5 миллиарда лет назад на Земле
возникла жизнь. С тех пор идет саморазвитие,
эволюция живой природы, т. е. повышение
сложности и разнообразия живых организмов.
Живые системы (одноклеточные, растения и
животные) являются открытыми системами,
так как потребляют из
окружающей среды
вещество и энергию и
выбрасывают в нее
продукты
жизнедеятельности
также в виде вещества и
энергии.
Информационные процессы в живой и неживой природе
Живые системы в
процессе развития
способны повышать
сложность своей
структуры, т. е.
увеличивать
информацию,
понимаемую как меру
упорядоченности
элементов системы. Так,
растения в процессе
фотосинтеза потребляют
энергию солнечного
излучения и строят
сложные органические
молекулы из «простых»
неорганических молекул.
Информационные процессы в живой и неживой природе
Животные подхватывают
эстафету увеличения
сложности живых систем,
поедают растения и
используют растительные
органические молекулы в
качестве строительного
материала при создании
еще более сложных
молекул.
Биологи образно
говорят, что «живое
питается
информацией»,
создавая, накапливая и
активно используя
информацию.
Информационные процессы в живой и неживой природе
Информационные сигналы.
Нормальное функционирование живых
организмов невозможно без получения и
использования информации об окружающей
среде. Целесообразное поведение живых
организмов строится на основе получения
информационных сигналов.
Информационные сигналы могут иметь
различную физическую или химическую
природу. Это звук, свет, запах и др.
Даже простейшие
одноклеточные организмы
(например, амеба) постоянно
воспринимают и используют
информацию, например, о
температуре и химическом
составе среды для выбора
наиболее благоприятных
условий существования.
Информационные процессы в живой и неживой природе
Выживание популяций животных во многом
базируется на обмене информационными
сигналами между членами одной популяции.
Информационный сигнал может быть
выражен в различных формах: позах, звуках,
запахах и даже вспышках света (ими
обмениваются светлячки и некоторые
глубоководные рыбы).
Информационные процессы в живой и неживой природе
Генетическая информация.
Одной из основных функций живых систем
является размножение, т. е. создание
организмов данного вида.
Воспроизведение себе подобных
обеспечивается наличием в каждой клетке
организма генетической информации,
которая передается по наследству.
Информационные процессы в живой и неживой природе
Генетическая
информация
представляет собой
набор генов, каждый из
которых «отвечает» за
определенные
особенности строения и
функционирования
организма. При этом
«дети» не являются
точными копиями своих
родителей, так как
каждый организм
обладает уникальным
набором генов, который
определяет различия в
строении и
функциональных
возможностях.
Информационные процессы в живой и неживой природе
Домашнее задание
Стр. 8 – 11
§ 1.1.1 и § 1.1.2.
Контрольные вопросы в
конце параграфов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.