Информационный буклет для педагогов и обучающихся "Учимся играть в шахматы"
Оценка 4.6

Информационный буклет для педагогов и обучающихся "Учимся играть в шахматы"

Оценка 4.6
Раздаточные материалы
pdf
воспитательная работа +1
Взрослым
28.02.2019
Информационный буклет для педагогов и обучающихся "Учимся играть в шахматы"
Информационный буклет "Учимся играть в шахматы" нацелен на формирование представлений об игре шахматы. Задачи: 1) Познакомить с основными фигурами, и их ходами; 2) Дать методические рекомендации о правилах игры в шахматы; 3) Формировать у педагогов и обучающихся интерес и умение играть в шахматы.
Сафина С.Б._Информационный буклет.pdf

СМЫСЛ  ИГРЫ В ШАХМАТЫ

 

Цель игры – поставить короля противника в положение, когда у него нет возможности сделать ход. Такая ситуация на поле называется мат. Игрок, который поставил мат королю получает победу в шахматной партии. 

 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ИГРАТЬ  В ШАХМАТЫ?

 

Шахматы развивают логическое мышление, помогают просчитывать на период варианты, мыслить самостоятельно и принимать решение. Также они помогают в учебе, так как не так много предметов в школьной программе, которая учат именно думать, не просто запоминать какие либо формулы, не просто заучивать, но и мыслить самостоятельно и принимать самому решение не советуясь не с кем. Шахматы учат также дисциплине, потому что есть правила, которые нельзя нарушать.

 

ЗНАКОМСТВО С ШАХМАТНЫМ ПОЛЕМ И ФИГУРАМИ

 

В               шахматы              играют два         ПАРТНЕРА       или ПРОТИВНИКА. 

Партнеры садятся за шахматную доску лицом друг к другу, а доска размещается так, чтобы справа от каждого противника было белое угловое поле.

Шахматная доска состоит из 64 квадратов- полей попеременно белого и черного цвета. Ряды вертикальных, горизонтальных или диагональных квадратов на доске называют линиями. 

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ      ЛИНИИ              указываются номерами от 1 до 8, ВЕРТИКАЛЬНЫЕ – латиницей от А до H. 

Каждое поле имеет свое название, которое образуется из буквенного и цифирного кода в месте пересечения с горизонтальной и вертикальной линией (например, a3, c7).

На             шахматной          доске     сражаются          две          армии шахматных фигур: черные и белые. 

В наборе из 16 фигур у игрока присутствует восемь пешек и конь, слон, ладья по две штуки, ферзь и король в единственном экземпляре. 

Перед каждой шахматной игрой, ПАРТИЕЙ, шахматные фигуры занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур называется НАЧАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ или НАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ.

 

ЛАДЬИ в начальном положении стоят по углам: 

 

«Я смотрю на первый ряд, по краям ладьи стоят».

 

На первой горизонтали появляются белые КОНИ, а на последней – чёрные КОНИ, при этом кони белых и черных должны повернуть свои мордочки навстречу друг другу:

 

«Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей».

 

Расставляем СЛОНОВ:

 

«Меж коней заключены наши славные слоны».

 

На первой и на последней горизонталях незанятыми остаются по два поля: 

 

«И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь». 

 

Не стоит забывать, что ФЕРЗЬ любит свой ферзь. Белого ферзя располагаем на поле белого цвета, а чёрного – на чёрном поле. Расставляем ПЕШКИ:

 

«А теперь без спешки,

Идут на место пешки».

 

После расстановки фигур можно делать ХОДЫ. И первый ход делает участник с белыми фигурами. 

 

КАК ХОДЯТ И БЬЮТ ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ?

 

1.                   ЛАДЬЯ передвигается только по горизонталям и вертикалям. Ладья бьет так же, как и ходит – по горизонтали и вертикали.

 

 

 

2.                   СЛОН может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Бьет слон так же, как и ходит – по диагоналям. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.

 

 

3.                   ФЕРЗЬ – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается и бьет на любое количество полей в любом направлении. 

 

4.                   КОНЬ продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок! » Он может перепрыгивать через свои и


неприятельские фигуры и пешки. Бьет конь только на тех полях, на которые ходит и занимает место побитой фигуры.

 

 

5.                   ПЕШКА может за один ход продвинуться на одно поле вперед по вертикали, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Если белая пешка доберется до последней горизонтали, а чёрная пешка – до первой, она превратится в любую фигуру своего цвета, кроме короля. Чаще всего шахматисты превращают пешку в ферзя. При этом не имеет значения, есть ли уже ферзь на доске. Поэтому может случиться, что у кого-то окажется на доске 9 ферзей.

  

6.                   КОРОЛЬ – самая главная фигура в королевстве. За один ход король может переместиться в любую сторону по диагонали, вертикали или горизонтали, но только на одно поле. И бьет король также. Короля в шахматах не бьют. Но и под удар его ставить нельзя.

МОУ «СОШ №16»  г. Магнитогорск

 

 

 

 

ПРАВИЛА ИГРЫ В ШАХМАТЫ

(для начинающих)

 Каждый ход делается только одной рукой!

Первое правило шахматной игры для начинающих:

«Тронул – ходи!».  

При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю».

             Второе правило игры в шахматы:                                                       Учимся играть

«Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры». Третье правило: 

«Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о

сдаче партии и от высказанного согласия на ничью».                                   в ШАХМАТЫ

Четвертое правило в шахматах:

«Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается».               

             Пятое правило:                                                                                             

             «Если во время или по окончании партии выяснится,                                        Автор: Сафина С. Б.

что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции».  

  

 

 

Магнитогорск, 2019

СМЫСЛ ИГРЫ В ШАХМАТЫ

СМЫСЛ ИГРЫ В ШАХМАТЫ

ФЕРЗЬ – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска

ФЕРЗЬ – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска

МОУ «СОШ №16» г. Магнитогорск

МОУ «СОШ №16» г. Магнитогорск

Если во время или по окончании партии выяснится,

Если во время или по окончании партии выяснится,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2019