Инклюзивное образование как фактор комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями
Оценка 4.6
Семинары
docx
труд
1 кл—11 кл
03.01.2018
Когда речь идет об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах, используют два термина: «интеграция» и «инклюзия». В чем разница? Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая детей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива.Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая детей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива.
Инкл. образование как фактор комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями.docx
Романова Алефтина Анатольевна, учитель технологии МБОУ «Лицей
№78 «Фарватер» Приволжского района г.Казани
Инклюзивное образование как фактор комплексной реабилитации детей с
ограниченными возможностями здоровья
Я работаю учителем технологии и педагогом дополнительного образования в
коррекционных классах школы №78 при ГБАОУ СО «Реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнечный» МТЗ и
СЗ РТ. У нас обучаются дети с сохраненным интеллектом и с различными
ограничениями в здоровье (с поражениями ЦНС, вызывающими нарушения речи,
общей и мелкой моторики, с соматическими заболеваниями и т.д.). Когда речь
идет об обучении детейинвалидов в общеобразовательных школах, используют
«интеграция» и «инклюзия». В чем разница? Интеграция
два термина:
предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе,
инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка.
При интеграции
ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки
наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная
система при этом не меняется. Инклюзия – более гибкая система. Она основана
на том,
что они не должны отвечать
нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Термин
"инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность".
Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая детей с
ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива.
что все дети разные,
Этому процессу способствуют принципы инклюзивного образования:
1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.Все люди нуждаются друг в друге;
5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений;
6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что
они могут делать, чем в том, что не могут;
8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Главной задачей, реализуемой в нашем Реабилитационном центре, является
социальная реабилитация детей, имеющих различные ограничения в состоянии
здоровья. Реабилитация – это система научной и практической деятельности,
направленная на полное или частичное восстановление личностного или
социального статуса индивида путем комплексного воздействия на личность
медицинских, социальных, коррекционных, психологических, педагогических,
правовых, трудовых и других факторов. Инклюзия это попытка придать
уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Поэтому передо мной возникла необходимость создания адаптированной
программы по курсу «Технология» для обучения детей с ограниченными
возможностями. Трудовое обучение для детей – инвалидов особенно важно,
т.к. в процессе изучения предмета "Технология" у учащихся формируются
определенные умения и навыки, выявляются и развиваются склонности к
определенным видам творчества и трудовой деятельности. В данную
адаптированную программу входит и программа занятий детского театра моды.
Театр моды называется «Золушка», что в наибольшей степени актуально для
наших девочек, так как каждая из них мечтает стать принцессой. Особенность
нашего театра моды заключается в том, что все создаваемые коллекции моделей
одежды изготавливаются самими девочками. В группе «Театр моды»
занимаются девочки разных возрастов, способностей и возможностей. У каждой
имеются различные ограничения в здоровье. Создание тематических коллекций
коллективный творческий процесс. Каждая девочка вносит свой посильный
вклад в общее дело в зависимости от своих наклонностей, способностей и
возможностей. Как правило, учащиеся на подиуме демонстрируют свои работы.
Но некоторые из них в силу своих ограничений не могут шить, но прекрасно
демонстрируют. В этом случае для них коллекционные костюмы изготавливают
другие девочки.
Создание тематических коллекций часто являются групповыми или
коллективными проектными работами по технологии. В данном случае защита
проекта проходит в виде представления и демонстрации коллекции. Примерами
таких коллективных проектов стали следующие коллекции нашего театра моды:
«На балу у Золушки», «Гости из Шотландии», «Гости с планеты Моделей»,
«Белые розы», «Ренессанс», «Из глубины веков родного края. Сююмбике»,
«Цветочная радуга». Создание тематических коллекций развивает у девочек
трудовые навыки, воспитывает любовь к труду. Создавая коллекцию моделей
одежды, дети учатся работать самостоятельно и в коллективе, отвечать за
порученное дело, свой участок работы. Инклюзия учитывает потребности, так же
как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику для достижения
успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом
коллектива. Это во многом помогает учащимся подготовиться к интеграции в ту социальнотрудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы, и
способствует их профессиональной ориентации.
Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие
члены школьного сообщества. Выполнение творческих проектов обогащает
наших учащихся политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями в
области технологии, экономики, организации и экологии современного
производства. Работа над проектами значительно расширяет кругозор учащихся,
они учатся поисковой и исследовательской работе, анализу, работе с
литературой. Работа над проектами дисциплинирует учащихся, у них
воспитываются любовь к предмету и общественно ценные мотивы выбора
профессии, улучшается качество выполненных работ. Демонстрация коллекций,
выполненных своими руками, повышает самооценку у детей с ограниченными
возможностями. Способствует снятию имеющейся у детейинвалидов
определенной психоэмоциональной напряженности. Практика работы детского
театра моды показывает, что занятия творческим трудом способствуют
самореализации, социализации личности ребенкаинвалида, его социальной
реабилитации, профессиональной ориентации и адаптации к полноценной жизни в
обществе. Выступление коллектива театра моды «Золушка» на различных конкурсах
и фестивалях вооружает учащихся стремлением к созиданию и самореализации, что
особенно важно для детейинвалидов.
Литература
1. Левитская А. А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России
2. Кантор В. З.
Социальнореабилитационные проблемы инклюзивного
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование как фактор комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями
Инклюзивное образование как фактор комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями
Инклюзивное образование как фактор комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.