ИНКЛЮЗИЯ
Аннотация научной статьи
В данной статье раскрывается вопрос готовности современного общества к полному переходу на инклюзивное образование. Автор раскрывает сущность понятия инклюзия и говорит о том, как реализуются принципы совместного обучения детей с ОВЗ и детей с нормой на практике. Так же автор обращает особое внимание читателя на то, что инклюзивное образование сегодня не находит понимая среди многих современных людей, что является одной из причин отсутствия у «особенных» детей возможности почувствовать себя равноправными участниками педагогического процесса.
Ключевые слова
Инклюзия, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, педагогический процесс.
В современной России огромное количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. По официальным данным число детей-инвалидов в апреле 2016 года составило 617 тысяч человек [4] и продолжает неуклонно расти, по неофициальным, их в разы больше. «В настоящее время 4,5% детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям» [7, с. 77].
Осознание того, что ребенок с ограниченными возможностями является
для других обучаемых примером мужества, является одной из наиболее
значимых причин неготовности большинства образовательных учреждений оказывать
качественные услуги инвалидам. А ведь такой воспитанник, ученик,
студент учит своих здоровых сверстников взаимопомощи, состраданию, умению
чувствовать боль других и определять, что является проблемой, а что мелкой
неприятностью. Существование нерешенных проблем как раз и говорит о
неготовности российского образования к столь масштабным переменам.
Однако, проблема инклюзивного образования широко обсуждается и на международном
уровне. В настоящее время в США действует программа "Инклюжен". Ее
основы были заложены "Реабилитационным Актом" и законом об обучении
детей с ОВЗ в 1973 году. Конгрессом США, принял Закон об образовании
инвалидов. Данный закон предусматривает необходимость
финансирования инклюзивного образования в системе местных школ и
устанавливающий индивидуальный подход к определению образовательной программы.
Закон отдавал предпочтение интеграции - обучению детей с ОВЗ в
общеобразовательных школах. Это касается и детей с нарушением интеллекта,
например, с синдромом Дауна. Инклюзивные школы приспосабливаются ко всем детям,
вне зависимости от их психологических, умственных, социальных, эмоциональных,
языковых или любых других особенностей
[1].
Образование, основанное на модели "Инклюжен", является приоритетным в
США, однако в Америке не отказываются и от специальных школ, но помещение туда
ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.
В настоящее время социализация этих детей, т.е. их полноценное участие в жизни
общества, включение в общеобразовательный процесс, эффективная самореализация в
различных сферах деятельности стали одним из приоритетных направлений госу
дарственной образовательной политики современной России. Инклюзивное (от
латинского include - заключаю, включаю или фран-
Инклюзивное образование - понятие для РФ относительно новое. В этом смысле мы сильно отстали от Европейских стран и США. Следует отметить, что в настоящее время создана серьезная законодательная база для реализации этой идеи. Так, статья 3.1. «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности» Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ) гласит: «В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области».
можем обеспечить их обещанными правами. Что делать? И как добиться того, чтобы все идеи по реализации инклюзивного образования все- таки нашли свое отражение на практике? Таким образом, важным фактором развития инклюзивного образования является решение проблем, связанных с финансированием, а именно, обеспечение образовательных учреждений специализированной техникой, предназначенной для успешной адаптации «особенных» детей в новой среде. Однако, гораздо большие трудности возникают при организации образовательного процесса. Дети с ОВЗ требуют к себе особого отношения со стороны не только педагогов, но и всех людей, находящихся в учреждении. Так, слабослышащие дети нуждаются в помощи коррекционных педагогов, с таким детьми важно правильно говорить, они часто могут не понимать речь других участников педагогического процесса, даже громкую. Дети с хрупкими костями, для которых опасно каждое падение, должны быть полностью ограждены от ударов, чего в детском коллективе добиться практически невозможно. В связи с вышесказанным, инклюзивное образование - это не просто совместное обучение детей с ОВЗ и детей с нормой, это сложный процесс перестройки всей педагогической системы, и он не принесет желаемых результатов, не закрепится в обществе до тех пор, пока мы не научимся находиться рядом с особыми учащимися. Пока не научимся помогать им, а это куда сложнее, чем оборудовать учебные заведения лифтами и пандусами. Недавно фонд помощи детям, находящимся в сложной жизненной ситуации, провел исследование о положении детей с ограниченными возможностями в российском обществе. Большинству россиян жалко детей, они сочувствуют их родителям, считают государственную помощь недостаточной и даже предполагают, что СМИ мало освещает эту проблему. Но на вопрос "Считаете ли вы, что дети с ОВЗ должны учиться вместе с обычными детьми?" четверо из пяти ответили отрицательно [4]. Возможно, на то, чтобы особые дети стали в обычных детских садах, школах и вузах такой же основой педагогического процесса, как здоровые, уйдут еще десятки лет и, может быть, в 2117 году инклюзивное образование не будет вызывать такое недоумение у многих граждан, какое оно вызывает сейчас, но стремиться к этому образовательные организации должны уже сегодня. И постепенно, шаг за шагом организовывать такие условия в стенах учебных заведений, чтобы особый ребенок смог почувствовать себя правомерным участником педагогического процесса.
Таким образом, введение инклюзивного образования в практику массовой школы сопряженно с определенными трудностями, требует серьезного осмысления и решения возникающих в связи с этим задач, в том числе организации соответствующей подготовки педагогов, которым предстоит работать в условиях инклюзии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.