В США несколько подходов в обучении:
десегрегация школ, расширение доступа к образованию (widening participation),
интеграция,
мейнстриминг (mainstreaming),
инклюзия (от англ. inclusion - включение).
Статус инклюзивной школы позволяет получать дополнительное финансирование и содержать специалистов, так называемую «команду», которая организуется вокруг родителя и вместе с ним определяет индивидуальный план обучения ребенка и проводит с ним необходимые занятия. Функции парапедагога (сопровождающего) выполняет, как правило, родитель (член семьи): участие родителей в образовательном процессе, особенно на первоначальном этапе, – это один из ключевых элементов инклюзивного подхода
Джим ЛЕСКО, США
Дополнительные услуги, необходимые для помощи особым детям
Медицинские (логопедия, аудиология, физиотерапия), услуги социальной работы для детей и семьи, консультирование и подготовка родителей, психологические услуги.
Помощь методиста, тьютора, родителей
Транспорт, рекреация.
Ресурсные центры или местные службы поддержки.
Способы включения учителя:
1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»;
2) включать их в ту же деятельность, но ставить разные задачи;
3) вовлекать учеников в кооперативное научение и групповое решение задачи;
4) использовать активные стратегии - манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.
Четыре основные формы поддержки:
♥ превентивные меры;
♥ информационно-консультативная поддержка (характеристика имеющихся у ребенка трудностей, знакомство со специальными учебными материалами, техническими средствами обучения, методиками специального обучения и др.);
♥ дифференциация (индивидуализация, адаптация) учебной программы и процесса обучения;
♥ улучшение условий пребывания и обучения ребенка в среде общеобразовательной школы (консультирование учителей и администрации специалистами, повышение их квалификации, разделение ответственности, материально-техническое оснащение учреждения и др.).
Организация создания специальных условий в ВУЗе
Отдел по работе с инвалидами
Иные подразделения ВУЗа
(работающие для всех студентов):
медицинский центр;
тьюторский центр;
центр трудоустройства;
центр психологической помощи;
библиотека;
департамент ремонта и реконструкции.
Внешние организации (социальные службы, организации инвалидов и т.п.).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
Преподаватели ВУЗа обязаны:
оценивать студентов-инвалидов исключительно на основе тех результатов, которые они демонстрируют при выполнении учебных заданий и сдаче экзаменов;
взаимодействовать со студентом-инвалидом и с Отделом по работе с инвалидами в целях создания для студента-инвалида специальных условий;
способствовать созданию доступной образовательной среды для всех студентов-инвалидов.
Студент-инвалид имеет право:
участвовать наравне с остальными студентами во всех учебных программах, внеучебной деятельности и мероприятиях, организуемых ВУЗом, а также пользоваться услугами, которые оказывает ВУЗ;
получать услуги, направленные на создание специальных условий;
указать на необходимость соблюдения конфиденциальности информации об имеющееся у него инвалидности (включая неразглашение наличия у него инвалидности);
получать информацию в доступном для него формате.
Студент-инвалид обязан:
выполнять требования образовательных программ, предъявляемые к степени овладения соответствующими знаниями;
самостоятельно сообщить в Отдел по работе с инвалидами о наличие у него инвалидности и необходимости создания для него специальных условий;
предоставить документы, подтверждающие наличие у него инвалидности и необходимость создания для него специальных условий;
выполнять требования, предусмотренные «Порядком предоставления услуг по созданию специальных условий».
Принцип добровольности
Студент-инвалид имеет право (но не обязанность) обращаться в Отдел по работе с инвалидами для получения услуг по созданию специальных условий.
Студент-инвалид может в любое время отказаться от создания ему специальных условий полностью или частично.
В ВУЗах для участия в основных учебных занятиях (лекции, семинары, работа в лаборатории и т.п.) не создаются специальные группы для студентов-инвалидов, т.е. студенты-инвалиды обучаются в группах совместно с остальными студентами.
Специальные группы из студентов-инвалидов могут создаваться для дополнительных занятий с репетитором по отдельным предметам, для занятий с инструктором по развитию отдельных навыков (подготовка письменных работ, планирование выполнения учебных заданий и т.д.), для взаимной психологической поддержки и т.п.
Адаптация процедуры сдачи экзаменов
увеличение времени сдачи экзаменов на 50%, 100% или неограниченно;
разрешение во время экзамена принимать пищу и пользоваться туалетом;
представление услуг писца или чтеца;
предоставление отдельных звукоизолированных кабинетов для сдачи экзаменов, в которых студент находится один;
предоставление возможности сдавать экзамен, используя компьютер;
предоставление для сдачи экзаменов вспомогательных средств – говорящий калькулятор, диктофон, специальные программы для компьютера и т.п;
иным способом (за исключением изменения требований к уровню знаний студента).
Адаптация процедуры сдачи экзаменов:
Для адаптации процедуры сдачи экзамена студент-инвалид обязан:
Согласовать необходимость адаптации с преподавателем, который ведет предмет.
Заполнить часть заявки на адаптацию экзамена и обеспечить, чтобы другая часть заявки была заполнена преподавателем.
Передать заявку в Отдел по работе с инвалидами не позднее недели до сдачи экзамена.
Обеспечить, чтобы преподаватель своевременно переслал в Отдел материалы, необходимые для сдачи экзамена.
Во время сдачи экзамена соблюдать требования (возможность использования конспектов, временные ограничения и т.п.), которые применяются к остальным студентам, за исключением изменений, сделанных в связи с созданием специальных условий.
Адаптация образовательного процесса:
Отмена изучения некоторых предметов возможна при наличии двух условий:
Невозможность изучения предмета в объеме, позволяющем получить по нему зачет, связана с имеющейся у студента-инвалида инвалидностью.
Без изучения предмета возможно овладеть профессией и сдать квалификационные экзамены.
Ричард Зиглер (Канада)
Масштабность программы инклюзии не только обучение
Поддержка негосударственных организаций
Ограничение пребывания ребенка в образовательном учреждении по диагнозу (нельзя совместно обучать детей с тяжелыми психическими расстройствами: депрессивными, маниакальными, тревожными и если ребенок представляет опасность для окружающих (прописано в законе))
ПРИМЕР:
1000 чел в школе 33 класса по 30-33 ребенка:
1% - тяжел. нарушен Q =55% (аутизм, сенсорные, физические нарушен, психические расстройства)
10 детей в школе
4% - средние нарушен Q =55 – 70 % (умеренные психические нарушения, нарушения поведения, синдром Дауна) 40 детей в школе
10 % минимальные Q =70 – 85 % (пограничные состояния) 100 детей в школе
только в десяти классах будет ребенок с тяж. нарушением, немного больше с умеренными нарушениями, с минимальными нарушениями - по 3 ребенок в классе
(не больше трёх детей с нарушениями в классе)
Программа для детей с особыми нуждами состоит из трех компонентов
Работа в классе. Особое внимание уделяется таким дисциплинам, как физическая культура, музыка, изо-искусство, трудовое обучение
Работа со специалистами на территории школы : психологом, логопедом, специальным педагогом
Работа по месту жительства, включая поддерживающие организации и соседей
В массовых школах в 1977обучалось только 14.000 детей с нарушениями, сегодня - 160.000
На рынке труда больше 30.000 человек с тяжелыми формами инвалидности
Больше 75% людей с нарушениями развития живут самостоятельно (не в интернатах)
Признание людей с инвалидностью в обществе
Увеличение количества студентов с нарушениями развития в университетах
Результаты инклюзивного образования в Италии
Рекомендации для реализации Inclusion International
Исключить юридические барьеры
Использовать существующие ресурсы специального образования для поддержки инклюзии
Подготовить педагогов работать с разными категориями детей
Улучшить условия для педагогов
Начинать с дошкольного образования
Работать с родителями детей с нарушениями развития
«Великий человек идет впереди своего времени, умный идет рядом с ним, хитрый старается использовать его, глупый становится ему поперек дороги» Конфуций.
Какую позицию должен занять современный учитель – профессионал? Наша позиция - идти вперед, на шаг, опережая время.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.