Инна Светлова
ДОМАШНИЙ
логопа
Речевая гимнастика
Развитие фонематического слуха.16 Закрепление и
автоматизация звука [с]
20
Закрепление и автоматизация звука .26
Закрепление и автоматизация звуков [c'l• •
31 Закрепление и
автоматизация звука [з]
42
|
|
![]() |
Закрепление и автоматизация звука [л] . .
140
Закрепление и автоматизация звука [л']
Закрепление и автоматизация звуков • 151
Закрепление и автоматизация звука [р] .162
Закрепление и автоматизация звука .
168
Закрепление и автоматизация звуков [р]. 173
Закрепление и автоматизация звука [јј
184
Закрепление
и автоматизация звука [к] 200
Закрепление и автоматизация звука 206
Закрепление и автоматизация звуков [к], 208
Закрепление и
автоматизация звука [г] 218 Закрепление и автоматизация звука223
Закрепление
и автоматизация звуков [г], 226
Закрепление и автоматизация звука [х]. 236
Приложение 252
Очень часто дети дошкольного
возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их
психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются
спеЦИИЬНЬР занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить
ребенка правильно произносить все звуки родно
го языка? От четкой и
внятной дикции зависит полноценное об
щение ребенка со сверстниками и взрослыми,
успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие
проблем
в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на
самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети
постепенно
начинают осознавать свой недостаток,
иногда становятся №олчаливыми, застенчивыми, необщительными. Хорошо, если дети занимаются
постановкой звуков со специалистами-логопедами. Но иногда, в легких случаях,
достаточно бывает проконсультироваться с логопедом и позаниматься с ребенком
самостоятельно.
В подобных занятиях вам
обязательно пригодится наше пособие, В нем вы сможете найти упражнения речевой
гимнастики, которая подготовит артикулярный
аппарат малыша к овладению звуками речи. Такая гимнастика обычно проводится на
начальном
этапе работы. Она нужна для усвоения и закрепления определенных положений
органов артикуляционного аппа
рата, необходимых для правильного
произношения звуков. Проводить упражнения нужно систематически, только тогда бу
дет
достигнут нужный эффект.
Очень полезны дыхательные
упражнения, они помогают выработать длительную и точно направленную
воздушную струю, необходимую для произнесения звуков,
Важно развивать у малышей
фонематический слух, это поможет им отличать правильное произношение звука от
неверного, а также дифференцировать различные звуки
родного языка. В
пособии вы сможете найти упражнения по
развитию фонемати
ческого слуха.
6
«Качели». Открой рот
и остреньким язычком потянись сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять
к носу, а потом опять к подбородку. Так качаются качели.
«Вкусное
варенье». Рот открыть.
Язычком оближи верхнюю и нижнюю губу.
Представь, что ты облизываешь варенье с губ.
«Часики». Приоткрой рот, губы растяни в улыбке и кончиком
узкого языка попеременно тянись им в разные уголки
рта, изображая маятник
часов.
«Зубная щётка». Рот не открывай и круговыми движениями языка проведи между губами и зубами, подражая зубной щётке.
Повтори разные звуки.
Паровоз гудит: «у-у-у». |
девочка плачет: «а-а-а». |
Мышка шуршит: «ш-ш-ш». |
Мишка рычит; «ы-ы-ы», |
Корова мычит: «м-М-м». |
Вьюга воет: «в-в-в». |
Из шарика выходит воздух: «ш-ш-ш». |
Фыркает ёжик: «ф-ф-ф». |
12
Повтори звуки по-разному: твердо и мягко.
Большой комар поёт песенку
жёстко и твёрдо (3-3-3), а маленький мягко и нежно (3'-з'-з').
Заведи мотор у большого
грузовика твёрдо (р-р-р), а у маленькой машинки мягко, нежно
(р'-р'-р').
Большой самолёт летит (с-с-с), а маленький самолётик (с'-с'-с').
14
В большой кастрюле варится каша и
пыхтит (п-п-п), а в маленькой кастрюльке каша пыхтит мягко и нежно (п'-п'-п').
Большой молоток стучит жёстко и твёрдо (т-т-т), а маленький мягко и нежно (т'-т'-т').
Взрослый дятел стучит по дереву
жёстко и твёрдо (д-д-д) а птенец мягко и нежно (д'-д'-д').
Рассмотри картинки. Назови слова. Какими звуками они отличаются?
КРЫСА |
КРЫША |
МИШКА |
мисо |
ЛАК |
РАК |
ЛУК |
люк |
КОСА |
КОЗА |
БОЧКИ |
почки |
ДРОВА |
ТРАВА |
|
|
![]() |
Развитие фонематического слуха |
Слова звучат по-разному, есть короткие, а есть длинные. Произнеси названия картинок, Проведи стрелочки от коротких слов к короткой ленточке, а от длинных — к длинной.
![]() |
слон |
СОБАКА |
СЫР |
|
САМОЛЁТ |
САПОГИ |
|
||
|
Закрепление и автоматизация звука [с] |
|
НОСОРОГ |
БУСЫ |
|
ЛИСА |
|
|
чАСЫ |
93 лист |
|
КАКТУС |
поднос |
|
МАТРОС |
|
ЛЕС |
Закрепление и автоматизация звука [с]
Произнеси несколько раз слоги.
са — са — са — са со — со — со — со
СЫ — сы — сы |
са — со -— су— сы |
Произнеси чистоговорки.
СА-СА-СА —под кустом сидит лиса.
со-со-со —у Алёши колесо.
ос-ос-ос — на поляне много ос.
СУ-СУ-СУ —грибы выросли в лесу.
СЫ-СЫ-СЫ —на стене висят часы.
УС-УС-УС —мы несём домой арбуз.
АС-АС-АС —пили мы из кружки квас.
ЫС-ЫС-ЫС —мы пошли гулять на мыс.
Произнеси слоги.
Ска — сла — сма — сва
В названии каких предметов встречается звук [с]?
Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
хвост
Произнеси слова, где звук [с] в начале, в середине и в конце слов.
Закрепление
и автоматизация звука [c'l |
|
|
Назови картинки. СИРЕНЬ |
СИНИЦА |
|
СЕНО |
|
|
сито |
|
|
Закрепление и автоматизация звука ф |
ОСЁЛ |
ГУСЕНИЦА |
ВЕЛОСИПЕД |
|
ПЕРСИК |
письмо |
![]() |
РЫСЬ |
лось |
гусь |
КАРАСЬ |
ось |
МАЗЬ (с) |
![]() |
ся — ся — ся — ся сё — сё
си — си — ри — си сю — сю — сю — сю се — се — се — се
Произнеси чистоговорки.
СЯ-СЯ-СЯ — мы поймали карася.
![]() |
СЮ-СЮ-СЮ — Соня кашу съела всю.
СИ-СИ-СИ
— едет Сима на такси.
УСЬ-УСЬ-УСЬ — из реки выходит гусь,
СЕ-СЕ-СЕ — на скамейку сели все.
ось-ось-ось —шёл
зимой по лесу лось.
АСЬ-АСЬ-АСЬ —у меня тетрадь нашлась.
Закрепление и автоматизация звука [c'l |
![]() |
![]() |
Отгадай загадки.
Зимой в поле лежал,
А весной в реку убежал.
(Снег)
Новая посуда, а вся в дырах.
(Сито)
Гладишь — ласкается,
Закрепление и автоматизация звуков [с] |
Дразнишь — кусается.
Под крышей четыре ножки,
А над крышей суп да ложки.
(Стол)
На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно.
(Сом)
![]() |
Во дворе лает , (собака)
Закрепление и автоматизация звуков [с], [c'l |
Сима прыгает через...
(скакалку).
предложения.
Самолёт летит высоко.
Собаке дали мясо.
Саня пьёт сок.
На грядке растёт салат.
Сорока стрекочет.
Саня съел сухарь.
![]() |
Скамейка стоит в саду.
Света сварила суп.
У стола стоит стул.
Строители строят дом .
Сегодня сильный мороз.
У нас погас свет,
Поставьте стакан на место.
Смородина растёт в саду.
Лиса во сне кур видит.
Спасибо, мороз, что снегу нанёс.
Береги нос в большой мороз.
Соловья баснями не кормят.
Из песни слов не выкинешь.
Лентяй и сидеть устаёт.
Песней поле не вспашешь,
— Слоны умны, слоны смирны, Слоны
спокойны и умны.
— У Сени и Сани в сетях сом
— У осы не усы, не усищи, а усики.
Везёт Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки — скок, Сеньку — с ног,
Саньку в бок, Соньку в лоб,
Было весело на горке
Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась —
В снег упасть она боялась.
Повтори тексты.
Сидела синица на
сосне. Слетела с сосны на снег.
Закрепление и автоматизация звуков [с) |
![]() |
Сестра рассказала Соне сказку про
сову. Сова в сказке сидела на суку,
Закрепление и автоматизация звуков [с], |
![]() |
![]() |
ЛИСА |
ПОДСОЛНУХ |
ВЕЛОСИПЕД |
КАКТУС |
ПОРОСЁНОК |
ЛЕС |
ЛАСТОЧКИ |
АВТОБУС |
![]() |
зонт |
ЗАЯЦ |
ЗАБОР |
ЗУБЫ |
ЗУБР |
ЗАКАТ |
Закрепление и автоматизация звука [з] |
|
|
ВАЗА |
ГЛАЗА |
|
КОЗА |
ВОКЗАЛ |
|
РОЗА |
АЗБУКА |
|
|
Йроизнеси слоги.
![]() |
В названии каких предметов
встречается звук [31?
Где он находится, в начале, в
середине или в конце слова?
![]() |
Назови картинки.
ЗЕРКАЛО |
ЗЕБРА |
ЗЕМЛЯНИКА |
ЗИМА |
ЗМЕЯ |
ЗЯБЛИК |
Закрепление и |
Произнеси несколько раз слоги.
зя — зя — зя — зя |
зя — зи |
|
зе — зю зи — зя |
зи — зи — зи зи — зе — зя — зи зю
— зю — зю — зю
Произнеси чистоговорки.
![]() |
![]() |
зи-зи-зи— поросята все в грязи,
ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ —дали сено мы козе.
ЗИН-ЗИН-ЗИН —мы налили в бак бензин.
![]() |
![]() |
![]() |
Закрепление и автоматизация звуков [з], |
![]() |
![]() |
![]() |
предложения.
Гвоздика розовая.
Зеркало запотело.
Магазин закрыт.
Зина взяла корзину.
В вазе розовая роза.
Дети заходят в зал.
![]() |
Лиза звонит в звонок.
Везде зазеленела трава.
Гвозди забивают в забор.
Зина забыла взять зонт.
Зоя купила тазик в магазине,
На поляне зреет земляника.
Замазкой хозяйка замазала окна.
Обезьяна забавляется с зеркалом.
пословицы и поговорки.
Мал золотник, да дорог.
Назад только
раки лазят.
От лени
болезнь, от работы здоровье.
Люди с базара, а Назар — на базар.
![]() |
Знайка
дорожкой бежит, а Незнайка на печке лежит.
Здоровье дороже богатства.
Знайка всё с полуслова понимает, а Незнайка на всё только рот разевает.
скороговорки.
Заиного зайку зовут Зазнайка.
![]() |
![]() |
За
двумя зайцами погонишься —
ни одного не поймаешь.
В лесу две Зины-Зиночки трясутся, как осиночки.
Идет с козой косой козёл.
На заре озеро порозовело.
Повтори тексты.
Зина умеет
вязать. Она Детям загадали загадку. связала зелёные
рейтузы. Загадка была про зайца.
Закрепление и автоматизация звуков [з], |
![]() |
—
![]() |
![]() |
Закрепление и автоматизация звуков [з] , |
![]() |
![]() |
Назови картинки.
ЦЕПЬ |
ЦАПЛЯ |
ЦВЕТЫ |
ЦЫПЛЁНОК |
ЦИРК |
ЦИРКУЛЬ |
Закрепление и автоматизация звука [ц] |
![]() |
|
КУРИЦА |
яйцо |
мотоцикл |
ПУГОВИЦА |
БЛЮДЦЕ |
![]() |
![]() |
|
|
|
Закрепление и автоматизация звука [ц] |
|
|
ПЕРЕЦ |
ПРОДАВЕЦ |
|
ОГУРЕЦ |
ИНДЕЕЦ |
|
СКВОРЕЦ |
РАНЕЦ |
|
![]() |
ца — ца — ца — ца цо — цо — цо — цо цы — ЦЫ — цы— ЦЫ цу — цу — цу цу
Произнеси чистоговорки.
цо-цо-цо— покатилось яйцо.
на лугу стоит овца.
![]() |
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ —в огороде огурцы.
ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ— наш Серёжа молодец.
ад- ЕЦ-ЕЦ — вот и сказочке конец.
$3
Произнеси слоги,
Закрепление и автоматизация звука [ц] |
цып — цап — цоп — цуп цуги — цам — цом — цым цак — цок — цык —
цук
В названии каких предметов встречается звук [ц]? Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
![]() |
Закрепление и автоматизация звука [ц] |
![]() |
![]() |
Закрепление и автоматизация звука [ц] |
(Цифры)
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
По дороге едет . (мотоцикл).
Закрепление и автоматизация звука [ц]
Повтори пословицы и поговорки.
Молодец против овец,
а против молодца -— сам овца.
цыплят по осени считают.
Конец — делу венец.
Пословица
к слову молвится, Ученица-озорница получила единицу.
Поговорка — цветок, пословица — ягодка. Цыплёнок цапли цепко цепляется за цепь. Не всякое слово — пословица.
Старая
пословица век не сломится.
Семь пятниц на неделе.
Бегают две курицы прямо на улице.
В цветнике цветут цветы.
Летит скворец — зиме конец.
Очень часто бьются у Танечки блюдца.
Стоит воз овса — возле воза овца.
Повтори тексты.
Цыплёнок вылупился из яйца.
Остальные цыплята вылупятся скоро,
![]() |
![]() |
Мы побывали в цирке.
Видели медведя на мотоцикле.
У крыльца цветёт цветок. На цветке — гусеница.
![]() |
![]() |
![]() |
мотоцикл |
КУРИЦА |
ЛЕСТНИЦА |
ОГУРЕЦ |
ПОЛОТЕНЦЕ КУЗНИЦА |
КУЗНЕЦ |
![]() |
Закрепление и автоматизация звука [ш] |
Назови картинки.
ШАХМАТЫ |
ШУБА |
ШАПКА |
|
ШКАФ |
шиповник |
Закрепление и автоматизация звука [ш]
МАШИНА |
КОШКА |
ПОДУШКА |
|
КАТУШКА |
МИШКА |
Закрепление и автоматизация звука [ш] |
|
|
КАМЫШ |
Ёрш |
|
КАРАНДАШ |
ЛАНДЫШ |
|
МАЛЫШ |
мышь |
|
Закрепление и автоматизация звука [ш] |
|
Повтори несколько раз слоги.
ша — ша — ша — ша ШО — шо — ШО шо ши —
ши — ши — ши шу — шу шу — шу
Произнеси чистоговорки.
ША-ША-ША —мама моет малыша.
ШУ-ШУ-ШУ -—на листочке я пишу.
ША-ША-ША — на обед у нас лапша.
![]() |
АШ-АШ-АШ —мы построили шалаш.
ИШЬ-ИШЬ-ИШЬ —за стеной шуршала мышь.
ШИ-ШИ-ШИ —что-то
шепчут камыши.
Произнеси слоги.
![]() |
ИјаН — шун — ШИН — Ш еН
В названии каких предметов
встречается звук
Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
Ответь на вопросы.
1 . Насекомое,
похожее на пчелу (шмель).
2. На что кладут рельсы? (Шйалы) З. Тёплый пуховый платок (шаль).
Закрепление и автоматизация звука |
4.
![]() |
5. Что можно построить из веток? (Шалаш)
6. Что одевают на голову? (Шапку)
7.
Что растет
на ёлке? (Шишки)
8. Что у петуха на ногах? (Шпоры)
9.' Широкая автомобильная дорога (шоссе).
10. Кто сидит за рулём автомобиля? (Шофёр)
Закрепление и автоматизация звука [ш] |
Отгадай загадки.
На квадратиках доски Короли свели
полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков,
( Шахматы)
Черна, а не земля, пушиста,
а не снег, греет, а не печка.
(Шуба)
Ношу на голове поля,
но
это вовсе — не земля.
(Шляпа)
(Шарф)
Стоит дом, кто в него
войдёт, тот ум приобретёт.
(Школа)
Где
упрётся хвостом, ётанет дырка потом.
Шило)
Закончи предложения.
На стройке работает (штукатур).
Хоккеисты забили в ворота . (шайбу).
На столе
стоит красивый . . (кувшин).
Закрепление и автоматизация звука [ш]
По дороге ехала грузовая . (машина).
Бабушка
испекла вкусные . (лепёшки).
![]() |
Закрепление и автоматизация звука [ш] |
|
Повтори пословицы и поговорки.
Кошке игрушки, а мышке слёзки.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Поспешишь — людей насмешишь.
Знай больше, а говори меньше.
На мышку и кошка зверь.
и поспеешь. За двумя зайцами погонишься — |
Раньше начнёшь, раньше
ни Одного не поймаешь.
Повтори скороговорки.
Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
Шёл Фрол по шоссе к Саше „В шашки
играть.
На окошке крошку мошку ловко лапкой
ловит кошка.
У Прошки с плошкой
Вышла оплошка — Плошку Прошка Перевернул.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Парус наш на совесть сшит, нас и
шторм не устрашит.
В шалаше шесть шалунов.
Даша одела
новую рубашку. На ней
Алёше купили игрушки.
был хороший,
Повтори считалки.
Волнуются волнушки:
— Как быть нам без кадушки! Все грибы
в кадушках, Забыли о волнушках!
Поищи волнушки ты,
Очень вкусные грибы.
Две кукушки, две болтушки
Повстречались на опушке,
Сели рядом на суку
И кричат; «Ку-ку! Ку-ку!»
Если хочешь — посчитай.
А не хочешь — вылетай.
Повтори потешки.
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё ШУРШИШЬ — не спишь».
Закрепление и автоматизация звука (ш] |
Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
Солнышко-ВёДРЫШКО,
Выгляни в окошко. Твои дети на повети
Мёд колупают,
Деткам кидают.
![]() |
|
ШАЛАШ |
ШАРФ |
ШУБЁНКИ |
|||
|
ШАПКА |
ШАРЫ |
ПОГРЕМУШКА |
|||
|
ШЛЯПА |
ШКАФ |
КОШКА |
|||
|
ШУБА |
ШТОРЫ |
|
|||
БАШМАКИ |
ИГРУШКИ |
ЛОШАДКА |
|
|||
ПАРАШЮТ |
КАМЫШИ |
МЫШЬ |
|
|||
ПОДУШКА |
КАРАНДАШИ |
ЛАНДЫШ |
|
|||
Закрепление и автоматизация звука [ж] |
Назови картинки.
ЖИРАФ |
ЖУК |
ЖАБА |
ЖЁЛУДЬ |
ЖУРАВЛЬ |
ЖАВОРОНОК |
|
|
|
РУЖЬЁ |
ЕЖИ |
|
лыжи |
МЕДВЕЖОНОК |
|
КРУЖКА |
ОДЕЖДА |
|
![]() |
жа — жа — жа — жа жо — жо — жо — жо жу — жу — жу — жу жи — жи — жи — ЖИ
Произнеси чиетоговорки.
ЖА-ЖА-ЖА —есть иголки у ежа.
![]() |
ЖИ-ЖИ-ЖИ —под кустом сидят ежи.
ЖУ-ЖУ-ЖУ —молоко дадим ежу.
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ —снег на улице уже.
Произнеси слоги.
Закрепление и автоматизация звука [ж] |
жда — ждо — жду — жди жур — жар — жор — жир жал — жол — жил
— жул лаж -— лож — луж— лиж
В названии каких предметов встречается звук [ж]?
Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
![]() |
![]() |
Ответь на вопросы.
1, Земноводное, похожее на лягушку
(жаба),
2, Чем дышат рыбы? (Жабрами)
З, Сказочная птица
небывалой красоты (жар-птица).
Закрепление и автоматизация звука [ж] |
4, Туго закрученная верёвка (жгут). 5, Сладкое студенистое кушанье (желе).
б. Драгоценное украшение (жемчуг).
7, В яйце есть белок
и ... (желток).
8, Что вырастает на дубе? (Жёлуди)
9, Кто детёныш у лошади? (Жеребёнок)
10. Болотная птица с длинными ногами
(журавль),
Отгадай загадки.
![]() |
(Журавли)
Закончи предложения.
![]() |
Мама читает интересный . (журнал).
В саду
поспел сладкий (крыжовник).
![]() |
Женя в
руках держит . . (флажок).
|
Повтори предложения.
Женя живёт на первом этаже.
Моржи не любят жары.
Одежда намокла от дождя.
У ужа нет жала.
Пожарные тушат пожар.
Однажды мы нашли ужа.
![]() |
Ножи лежат на полке.
Жанна жарит пирожок.
Ёжик бежит по дорожке,
У Жени кожаные сапожки.
Медвежата играют с ежами.
Жирафы живут в Африке.
Снежанне купили красивый жилет.
Рыжий кот лежит на животе.
|
Закрепление и автоматизация звука [ж] |
Повтори лословицы и поговорки.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Ему скажи, да укажи, да в рот положи .
Век живи, век учись.
Уговор дороже денег.
Дружба дружбой, а служба — службой.
Чужими руками жар загребать.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Ржа на железе, а неправда в человеке не утаится ,
Закрепление и автоматизация звука [ж] |
![]() |
Зажужжала муха, дожужжалась паука.
![]() |
Над лужайкой кружит жаворонок.
А внизу бежит и журчит ручей,
Закрепление и автоматизация звука [ж] |
Повтори потешки.
![]() |
Закрепление и автоматизация звука [ж] |
БОЧКА |
|
БАБОЧКА |
ОДУВАНЧИК |
МАЛЬЧИК |
ДЕВОЧКА |
Закрепление
и автоматизация звука [ч] |
КЛЮЧ |
мяч |
ВРАЧ |
|
ОБРУЧ |
КАЛАЧ |
Произнеси несколько раз слоги.
Произнеси чистоговорки.
к Саше вызвали врача.
Закрепление и автоматизация звука [ч] |
молоточком я стучу.
испекли мы калачи.
сидит кошка на плече.
ЮЧ-ЮЧ-ЮЧ — потеряла Оля ключ.
ОЧ-ОЧ-ОЧ—наступила ночь.
АЧ-АЧ-АЧ — шёл по полю чёрный грач.
ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ —у Серёжи щит и меч.
Повтори слоги.
![]() |
В названии каких предметов встречается звук [ч]?
Закрепление и автоматизация звука [ч] |
Произнеси слова, где звук [ч] находится в начале, в середине и в конце слов.
![]() |
![]() |
( Черёмуха)
![]() |
У Сережи
живёт , (черепаха).
![]() |
Надя нарисовала скрипичный . (ключ),
Закрепление и автоматизация звука [ч]
Повтори пословицы и поговорки.
Чему бывать, того не миновать.
Чем длиннее день, тем короче ночь.
Человек не грибок, в день не вырастет.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Чего в других не любишь, того и сам не делай.
Что написано пером,
не вырубишь топором.
Что с возу упало, то пропало.
Честь честью — а дело делом.
Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать. |
Чай пить — не дрова рубить.
Повтори скороговорки.
Полчетверти четверика чечевицы без червоточины.
Ой качи-качи-качи!
Мы грачата, мы грачи.
Летят пичужки через три пустые
избушки.
Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
ученик учил уроки.
Закрепление и автоматизация звука [ч] |
Учитель ему поставил четвёрку.
Наша собачка часто чихала. Врач Чащин её вылечил.
После вечера наступает ночь.
Ночью выходит гулять чёрный кот.
В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа четыре чёрненьких чертёночка чертили чёрными чернилами чертёж.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
В роще щебечут стрижи и чижи.
Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку. Анечка очень рада.
![]() |
Едет гусь
на палочке,
Уточка на дудочке,
Курочка на чурочке, Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
Закрепление и автоматизация звука [ч] |
![]() |
![]() |
Вот тебе водичка, Вот тебе и крошки На моей ладошке.
Наши уточки с утра:
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши курочки в окно:
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
![]() |
Закрепление и автоматизация звука [ч] |
КАЧЕЛИ ПЧЁЛЫ
![]() |
![]() |
Закрепление и автоматизация звука [щ]
Назови картинки.
ЩЕНОК |
ЩЁТКА |
щит |
ЩУКА |
ЩАВЕЛЬ |
щипцы |
овощи |
ящик |
ЯЩЕРИЦА |
СТЕКОЛЬЩИК |
ЧАСОВЩИК |
РОЩА |
Закрепление и автоматизация звука
[щ] |
|
|
ПЛАЩ |
БОРЩ |
|
|
|
|
ТОВАРИЩ |
ВЕЩЬ |
|
Закрепление и автоматизация звука [щ] |
Произнеси несколько раз слоги.
ща — ща — ща — ща щи — щи — щи — щи щу
— щу — щу — щу ще — ще — ще — ще
Произнеси чистоговорки.
ЩА-ЩА-ЩА— мы несём леща.
ЩИ-ЩИ-ЩИ —мама варит щи.
ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ —
ЩУ-ЩУ-ЩУ —я грибы в лесу ищу.
ща — щи щу — ще щи — ща — ще — щу щу — ще — ща — щи
Закрепление и автоматизация звука [щ] |
Произнеси слова, где звук [щ] в начале, в середине и в конце слов.
Закрепление и автоматизация звука [щ]
Произнеси слоги.
щак — щук — щик — щек лящ — лащ — лещ — лощ щюр — щар — щир — щер щит — щат — идут — щет
В названии каких предметов встречается звук [щ]?
Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
Закрепление и автоматизация звука [щ] |
Ответь на вопросы.
1.
Как называется детёныш у собаки? (Щенок)
2. Что отлетает, когда рубят дрова? (Щепки)
З. Как называется суп с капустой? (Щи)
4.
![]() |
5. Что кислое мы рвём весной на лугу? (Щавель)
6. Как называется часть лица на звук «щ»? (Щёки)
7. Чем чистят одежду и обувь? (Щёткой)
8.
Чем защищались
воины в старину? (Щитами)
9. Как называется певчая птичка с пёстрым оперением? (Щегол)
10. Чем захватывает добычу осьминог? (Щупальцами)
Закрепление и автоматизация звука [щ] |
Закрепление и автоматизация звука [щ] |
Закончи предложения.
Мальчик чистит ботинки .
(щёткой).
На
камне на солнце пригрелась .
В
саду яблоки складывают в . (ЯЩИКИ).
|
Закрепление и автоматизация звука [щ] |
Повтори предложения.
Лёша с товарищами поймал крупного леща.
В пещере живут летучие мыши.
Оля кладёт вещи в ящик.
Папа вытащил на берег большую щуку.
В норке пищит мышка.
Саша поймал в роще щегла.
![]() |
В речке водятся лещи и щуки.
Гуси щиплют травку.
Мама полощет бельё.
Коля и Миша настоящие товарищи.
Овчарка защищает своих щенков.
У воина для защиты есть щит.
Бельё на верёвке держат прищепки.
По утрам мы чистим зубы зубной щёткой.
Повтори пословицы и поговорки.
Друга ищи, а найдёшь береги.
Всякой вещи своё место.
Не учи козу: сама с воза стащит.
Лес рубят — щепки летят.
Конный пешему не товарищ.
Товарищ за товарища в
огонь бросится.
Повтори скороговорки,
Волки рыщут, пищу ищут.
В роще щебечут стрижи, щеглы и
чижи.
Мой руки чище и чаще.
Два щенка,
щека к щеке, щиплют щётку в уголке.
На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.
Друзья узнаются в несчастье.
Гостю щей не жалей, а погуще лей.
Маша, ты нас не ищи: щиплем щавель мы Да щи.
Жалобно щенок пищит, тащит он тяжёлый
щит.
Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля,
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой башмаки,
Этой щёткой чищу брюки, Все три щётки мне нужны.
Закрепление и автоматизация звука [щ] |
Повтори тексты.
У Димы был
щенок. Он кормил его щами.
У щётки выпала щетина. Этой щёткой нельзя чистить.
Костя и Олег
товарищи. Они
ловят щук и лещей.
В ящике лежат щипцы и
клещи. Туда положили ещё щётку.
Летом в роще
поют щеглы. За рощей течёт река.
Повтори считалки.
Щёткой глажу я щенка, щекочу ему бока.
Щука в речке жила,
Щёткой воду мела, Щи варила для гостей, Угощала пескарей.
![]() |
![]() |
![]() |
Закрепление и автоматизация звука [л] |
Назови картинки.
лук |
ЛАМПА |
ЛОПАТА |
ЛОДКА |
ложа |
ЛУНА |
![]() |
ПОЛКА |
ЯБЛОКО |
мыло |
ПИЛА |
БЕЛКА |
|
ПЕНАЛ |
СТУЛ |
МЕЛ |
УГОЛ |
стол |
гол |
Произнеси несколько раз слоги.
ла — ла — ла — ла ло — ло — ло — ло лы — ЛЫ — лы — лы лу — лу — лу — лу
Произнеси чистоговорки.
![]() |
ЛА-ЛА-ЛА —сняли скатерть со стола.
ЛО-ЛО-ЛО —мыли с мылом мы стекло.
ЛУ-ЛУ-ЛУ не могу найти пилу.
ЛЫ -ЛЫ-ЛЫ — стали туфли мне малы.
УЛ-УЛ-УЛ — мы купили новый стул.
АЛ-АЛ-АЛ —наш Илюша очень мал.
ол-ол-ол —вратарю забили гол.
ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ —я у Лёши шарф забыл.
Признеси слоги,
![]() |
![]() |
![]() |
В названии каких предметов встречается звук [л]?
Где он находится: в начале, в
середине или в конце слова?
![]() |
Закрепление и автоматизация звука [л] |
Назови картинки.
лимон |
ЛЯГУШКА |
ЛЕВ |
листья |
ЛЮСТРА |
ЛЕНТА |
КОЛЯСКА |
АЛЬБОМ |
АПЕЛЬСИН |
КАЧЕЛИ |
САЛЮТ |
УЛИТКА |
соль |
СОБОЛЬ |
моль |
КОРОЛЬ |
МЕДАЛЬ |
РУЛЬ |
![]() |
Ответь на вопросы.
1.
Какое время года наступает после весны? (Лето)
2. Что появляется на асфальте после дождя? (Лужи)
З. Кто управляет самолётом? (Лётчик)
Закрепление и автоматизация звуков [л] |
4. Что появляется на реке зимой? (Лёд)
5. Чем едят суп? (Ложкой)
6. Что вплетают в косы? (Ленты)
7, Кто квакает? (Лягушка)
8. Что осенью опадает с деревьев? (Листья)
9. Что включают, когда становится темно? (Лампу)
10, ЧТО пьют, когда заболеют? (Лекарство)
Отгадай загадки.
Сама не ем, а людей
кормлю.
(Ложка)
Сидит дед,
в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
(Лук)
![]() |
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.
(Лопата)
Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок.
(Лиственница)
Деревянная дорога, вверх идёт она
отлого, что ни шаг — то овраг.
(Лестница)
Закончи предложения.
Закрепление и автоматизация звуков [л] |
![]() |
Собака
дала хозяину . (лапу),
В озере
плавают белые ... (лебеди).
Закрепление и автоматизация звуков [л], [л |
На грядке созрела (клубника),
предложения.
На столе лежат лимоны.
У тополя пожелтели листья.
Лена купила большую линейку.
Люба сделала салат из листьев салата.
Валя мыла стекла с
мылом.
Лиза полола лук.
Закрепление и автоматизация звуков |
Лиса поймала и съела колобка.
На пруду плавают белые лебеди.
Доктор надел белый халат.
Клоуну было весело.
С яблони упало спелое яблоко.
Наша школа большая и светлая.
Лёва слепил из пластилина лошадь,
Оля и Коля — малыши.
Люся испекла блины.
Ловтори пословицы,
Маленькое дело лучше большого безделья.
Слухом земля полнится.
Пословица к слову молвится.
Ложь человека не красит.
![]() |
Лебедь по поднебесью, мотылек над землёй.
Большому кораблю — большое плаванье.
Лес рубят — щепки летят.
Легко сказать, да тяжело сделать.
Ласковым словом многого добьёшься .
Мели, Емеля, твоя неделя.
скороговорки.
Подарили Вареньке — валенки, Валеные — варежки.
Закрепление и автоматизация звуков [л], [ла |
![]() |
На мели мы налима нашли.
Лара у Вали играет на рояле.
Маленькая болтунья
Закрепление и автоматизация звуков [л], [л'1 |
Повтори тексты.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги, вышли Через кустики
и кочки,
Через ветки и пенёчки. Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, не упал.
Белые лебеди, лебеди летели и на воду сели. Сели, посидели, снова полетели.
|
![]() |
Закрепление и автоматизация звуков |
Закрепление и автоматизация звука
[р] |
![]() |
РОМАШКА |
|
РУБАШКА |
РАКЕТА |
руч КА |
РОБОТ |
МАРКА |
БАРАБАН |
ТРУБА |
ПАРОВОЗ |
КАРТА |
ПИРАМИДКА |
Закрепление и автоматизация звука [р] |
![]() |
![]() |
ТОПОР |
СВЕТОсрор |
УЗОР |
|
КОВЁР |
|
Закрепление и автоматизация звука [р] |
Произнеси несколько раз слоги.
ра — ра — ра — ра ро — ро — ро — ро ры — ры — ры
— ру — ру — ру
Произнеси чистоговорки.
ра — ро — ры — ру ро — ру — ра ры ру
ры -— ра — ро
— ра
рд-РА-РА —были мы в гостях вчера.
РО-РО-РО —потерял петух перо.
РУ-РУ-РУ— мышка спряталась в нору.
РЫ-РЫ-РЫ —у ребят в руках шары.
ОР-ОР-ОР —мы пошли гулять во двор.
во дворе кормили кур.
Закрепление и автоматизация звука [р] |
Произнеси слоги.
рва — рву — рвы — рво тра — тру — тры — тро дра — дру — дры — дро арт — урт — орт — ырт
В названии каких предметов встречается звук [р]?
Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
Закрепление и автоматизация звука [р] |
![]() |
Назови картинки.
РЕПА |
РЮКЗАК |
РИСУНОК |
РЕМЕНЬ |
РЯБИНА |
РЕДИС |
![]() |
КАРЕТА |
МОРЕ |
БРЮКИ |
КРЕПОСТЬ |
ПРЯНИК |
ВАРЕНЬЕ |
Закрепление и автоматизация звука |
![]() |
ЯКОРЬ |
ДВЕРЬ |
БУКВАРЬ |
ФОНАРЬ |
СУХАРЬ |
ЗВЕРЬ |
Закрепление и автоматизация звука |
Произнеси несколько раз слоги.
ря ря — ря — ря рё — рё — рё — рё ри —
ри — ри — ри рю — рю — рю — рю ре — ре — ре — ре
Произнеси чистоговорки.
РЕ-РЕ-РЕ —конфеты дали детворе.
ря — рю — ре — ри ре — рё — ри — рю ри — рё — рю ре — ри — ря — рё
зарядку делаем раз, два, три.
АРЬ-АРЬ-АРЬ —на стене висит фонарь.
Закрепление и автоматизация звука [p'l |
![]() |
![]() |
Репа,
редька, речь, редиска, ремень, резкий, рябина, рёвушка, рюкзак, ряд, рисунок,
рис, редко, река, ремонт, рейтузы, рюмка.В зоо
Закрепление и автоматизация звуков [р], [p'l |
Ответь на вопросы.
1. Что летит в космос? (Ракета)
2, Чем мы причёсываемся? (Расчёской)
3. Что у коровы на голове? (Рога)
4. Как называется цветок с жёлтой серединкой и белыми лепестками? (Ромашка)
5. Чем ученик пишет? (Ручкой)
Стальнои конёк по
белому полю бегает, за собой чёрные следы оставляет.
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём.
(Роса)
Закончи предложения.
После
дождя на небе (радуга).
Закрепление и автоматизация звуков [p'l |
![]() |
В
воротах стоит (вратарь).
Закрепление и автоматизация звуков [p'l |
Повтори предложения.
Марина моет рамы.
У коровы рога.
У Рудика красивая рубашка,
На рынок привезли рыбу,
Рысь прыгнула с дерева.
Куры ходят по двору.
Туристы развели костёр.
Вера и Рома играют в жмурки,
Фёдор топором рубит дрова.
У Веры расцвела розовая роза.
У Ирины красные рукавички.
Шофёр проверяет мотор.
В ручке новое перо.
Шура играет на гитаре.
Из самовара идёт пар,
Повтори пословицы и поговорки.
Недаром говорится,
что дело мастера боится.
Правду как ни прячь — наружу выйдет.
Руки
работают, а голова кормит.
Рабочие руки не знают скуки.
Рыбак
рыбака видит издалека.
Ремесло пить-есть не просит, а само
![]() |
![]() |
человек пригодится. |
На чужой сторонушке рад родной воронушке. |
Рожь да пшеница годом родится, а добрый всегда
Повтори скороговорки.
На дворе дрова топорами рубят. На дворе дрова, у дров
детвора.
Летели три вороны — |
Все бобры добры |
черны, пестроголовы. |
для
своих бобрят. |
На горе Арарат растёт
крупный виноград.
Закрепление и автоматизация звуков [р] |
После росы росли розы.
в трубы.
5hX
Трое трубачей трубили
Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
![]() |
![]() |
![]() |
Закрепление и автоматизация звука Ш |
|
Назови картинки.
ЮБКА |
ЕНОТ |
ЯБЛОКО |
ЁЛКА |
ЯГНЁНОК |
ЮРТА |
Закрепление и автоматизация звука [Л
ЛЕЙКА |
МАЙКА |
СКАМЕЙКА |
ТРОЛЛЕЙБУС |
ГАЙ КА |
КОФЕЙНИК |
![]() |
МУРАВЕЙ |
ВОРОБЕЙ |
ЧАЙ |
САРАЙ |
УЛЕЙ |
КЛЕЙ |
Закрепление и автоматизация звука [Л |
Произнеси несколько раз слоги.
юн — юн — юн — юн
Произнеси чистоговорки.
наступает месяц май.
![]() |
ой-ой-ои —скоро мы пойдём домой. эй-эй-эй —сидит на ветке воробей.
ЁТ-ЁТ-ЁТ —тёплый дождь из тучи льёт.
ЁТ-ЁТ-ЁТ —котик песенки поёт.
ЁМ-ЁМ-ЁМ —громко песенки поём.
|
Закрепление и автоматизация звука [Л |
Произнеси названия предметов. Скажи, где находится звук (П в словах; в начале, в середине или в конце?
![]() |
Ответь на вопросы.
1. Смородина, клубника, малина — это все (ягоды).
2. Что несут курицы? (Яйца)
З. Речная колючая рыбка (ёрш).
Закрепление и автоматизация звука [Л |
4. Чем смазывают раны? (йодом) 5.
Молочный продукт (йогурт).
б. Лесное животное с
полосатым хвостом (енот).
7. Юмористический журнал для детей («Ералаш»),
8.
Жилище северных народов (юрта),
9. Вид женской одежды (юбка).
10. Молодой матрос (юнга).
Отгадай загадки.
Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится.
(Яма)
|
Закрепление и автоматизация звука [Л |
(Яблоко)
Шубка —
иголки,
Свернётся он — колкий, Рукой не
возьмёшь,
Кто это?..
(Ёж)
Продолжи предложения.
На лужайке пасётся
овца с маленьким (ягнёнком).
Закрепление и автоматизация звука [Л
В лесу под
кустом спрятался (зайка).
В клетке
сидит разноцветный ..
(попугай).
предложения.
Ёж с ежатами пьют чай.
Над яхтой летают чайки,
Яша и Яна ели йогурт.
На яблоне созрели спелые яблоки.
У Юли новая юбка.
Ора пасёт гусей на лужайке.
![]() |
Енот ест ежевику.
Знайка и Незнайка — весёлые друзья,
Юле купили юлу и зайку.
У Егора новая майка.
Под ёлкой вырос ядовитый гриб.
Юный юнга плавает на яхте.
В ящике сидит ящерица и ест яблоки.
На ярмарке продают яркие наклейки.
Всяк свою работу делай, соберёшь кузовок. на другого не кивай.
Не разгрызёшь ореха — Май холодный
— не будешь не съешь ядра. голодный.
Юноши думают о будущем,
Своя земля и в горсти мила. а старики о прошедшем,
Повтори скороговорки,
Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
Юла возле Юльки
Крутится, поёт. Яхта легка и
послушна моя, Юле и Юре я бороздить на ней буду моря.
Спать не даёт.
Ящерка на Алике яблоки на
ярмарку в ящике везла.
Юлька-Оленька-юла, Юлька юркая была.
Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.
Ёжик-ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать,
![]() |
![]() |
Закрепление и автоматизация звука [Л |
Закрепление и автоматизация звука [к]
Назови картинки.
КЛОУН |
КОНФЕТА |
КАПУСТА |
КАМЕНЬ |
КОЛОДЕЦ |
куст |
СУМКА |
окно |
МАСКА |
БАЛКОН |
ОБЛАКО |
ВЕТКА |
|
Закрепление и автоматизация звука [к] |
|
|
волк |
МАЯК |
||
ВЕНИК |
ЗАМОК |
||
ПАУК |
сок |
||
Повтори слоги.
ка — ка — ка — ка ко — ко — ко — ко ку — ку — ку — ку КЫ кы — КЫ — кы |
ка — ко — ку— КЫ КЫ — ко — ка — ко |
Повтори чистоговорки.
КА-КА-КА —у нас в шкафу лежит мука.
ко-ко-ко —дети любят молоко.
КУ-КУ-КУ —сидит белка на суку.
Закрепление и автоматизация звука [к] |
Произнеси слоги.
кот — кат —
кыт — кут кум — ком — кам — кым кас —е кус — кыс —- кос
кыр —- кур — кор — кар
В названии каких предметов встречается звук [к]?
Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
|
Произнеси слова, где звук [к] в
начале, в середине и в конце слов.
Назови картинки.
ПАКЕТ |
БУКЕТ |
эскимо |
н иТКИ |
спички |
очки |
|
Закрепление и автоматизация звука [k'l |
|||
кит |
кисточп |
|
||
КЕПКА |
КИРПИЧ |
|
||
КЕНГУРУ |
киоск |
|
||
Закрепление и автоматизация звуков [к] |
|
|||
Ответь на вопросы.
1 . Где мама готовит обед? (На
кухне)
2. Ласковое домашнее животное (кошка).
З. Что можно приготовить из молока и крупы? (Кашу)
4. Крупное морское животное (кит).
5.
При помощи чего рисуют красками? (Кисточки)
6.
Где растут
садовые цветы? (На клумбе)
7. Герой русской народной сказки, круглый и румяный (колобок),
8. Колючее растение (кактус),
9.
Какое домашнее животное даёт молоко? (Корова)
Закрепление и автоматизация звуков [к], |
Отгадай загадки.
Закрепление и автоматизация звуков [к] |
Девочка несёт кожаную . (сумку).
Папа подарил маме красивый . |
(букет). |
В лесу бродит серый (волк). |
|
В углу сплёл
паутину . (паук).
Закрепление и автоматизация звуков [к], [k'l
Повтори предложения.
Вика и Костя пьют какао.
С окна капают капли.
В коробке красный карандаш.
На ветке кукует кукушка.
Катю купают каждую неделю.
Клава и Кирилл рисуют красками.
Никита в реке поймал окуней и щук.
На клумбе растёт мак, а на грядке — лук,
Мальчики и девочки кружатся на карусели.
Лежебока-кот спит на коврике.
У Коли в аквариуме плавают красивые рыбки.
Куры и утки клюют зёрнышки.
Коровы и козы пасутся на лужайке.
Клавдия Николаевна — директор школы.
В тетрадке и дневнике у Кати только пятёрки и четвёрки.
так и откликнется. Капля мало, а по капле — море.
Красна птица пером, человек умом.
Кукушка кукушонку купила
капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.
Закрепление и автоматизация звуков |
Повтори тексты.
![]() |
конь |
КУСТЫ |
КОРЗИНА |
ковш |
КЕПКА |
КОЛОДЕЦ |
КОРОВА |
КАПУСТА |
УКРОП |
кот |
КАРТОФЕЛЬ |
РЕДИСКА |
ДЕВОЧКА |
БУКЕТ |
КЛУБОК |
ЮБКА |
МОРКОВЬ |
КОЗЛЁНОК |
УТКИ |
МАК |
сок |
Назови картинки.
ГОРА |
ГОРОХ |
ГАНТЕЛИ |
гвоздь |
ГВОЗДИКА |
ГОЛЬФЫ |
|
Закрепление и автоматизация звука [г] |
||
|
ягоды |
|
|
|
ШТАНГА |
|
|
огонь |
ВАГОН |
|
|
Повтори слоги.
![]() |
га — го — гу — гы гу — га — гы — го — гу — га — гы гы — га — го — гу
ГУ-ГУ-ГУ —петь я больше не могу.
Произнеси слоги.
Закрепление и автоматизация звука [г] |
гро — гру — гра — гри гли — гло — глу — гла гну — гна — гни — гно гал — гол — гул — гыл
В названии каких предметов
встречается звук
Где он находится: в начале или в середине слова?
Закрепление и автоматизация звука [г] |
Произнеси слова, где звук [г] в начале и в середине слова.
Закрепление и автоматизация звука [гБ] |
Назови картинки.
ГИТАРА |
ГИРЯ |
ГЕРАНЬ |
ГРИБ |
ГЕРБ |
ГЕОРГИН |
Закрепление и автоматизация звука [Р] |
БЕГЕМОТ |
САПОГИ |
|
н ОГИ |
ДЕНЬГИ |
|
ПИРОГИ |
БРЫЗГИ |
|
Закрепление и автоматизация звука [г |
|
|
Произнеси несколько раз слоги.
гя — гя — гя — гя
Гё — Гё — Гё — Гё
ги — ГИ — ги — ги гю — гю — гю — гю
ГЯ — Гё — ГИ — ГЮ
гю — гя — ги
Назовите слова, противоположные по смыслу.
Тихо —
(громко)
Весёлый —
. (грустный)
Сытый —
(голодный)
|
|
Жидкий —
(густой)
Чистый —(грязный)
Шершавый —(гладкий)
Закрепление и автоматизация звуков [г], [г |
Отгадай загадки.
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки.
(Гусь)
В лесу под ёлкой крошка — Только
шапка да ножка.
(Гриб)
Раскололся тесный домик
На две половинки, И посыпались оттуда Бусинки-дробинки.
( Горох)
Без
головы, а в шляпе, одна нога, и та без сапога.
(Гвоздь)
Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей.
(Грач)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
(Газета)
Ответь на вопросы.
1 . Ядовитая змея ... (гадюка).
2. Помещение для стоянки автомобиля . (гараж). З.
Садовый цветок . (гладиолус).
4. Домашняя птица ... (гусь).
5. Съедобный гриб ... (груздь). 6. фрукт . .. (груша).
7. Явление природы . .. (гроза).
8.
Перелётная птица с чёрным оперением ... (грач).
9. Зелёное насекомое, любит листья ... (гусеница).
10. Чем можно измерить температуру тела? (Градусник)
Закрепление и автоматизация звуков [г] |
Закончи предложения.
На полянке вырос
красивый (гриб).
футболист забил в
ворота (гол).
Закрепление и автоматизация звуков [г], |
К паровозу прицепили
. (вагон).
Галя
читает интересную . (книгу).
Закрепление и автоматизация звуков [г], [г |
Повтори предложения.
Мальчик играет на гитаре.
Гена читает книги и газеты,
Гера играет на гуслях.
Гриша отдыхает в гамаке.
В небе грянул гром.
Мой папа работает на «Газели».
![]() |
Учитель географии принёс в класс глобус.
Гуля прогоняла голубей с газона.
Гога купил в магазине гантели и штангу.
Оля гонит гусей на луга.
Инга читала газету в вагоне.
Саша надел на ноги сапоги.
Генин папа — генерал.
Кира Голубева — гимнастка.
Закрепление и автоматизация звуков [г] |
Повтори пословицы и поговорки.
Сам себя губит, кто других не любит.
Не говори — не умею, а
говори — научусь!
За глупой головой и ногам плохо.
Помогу, помогу, а пришло время — «Не могу!»
Повтори скороговорки.
В огороде рос горох,
А за речкой — гречка. Старый наш козёл Тимоха В огороде рвал горох,
Гречку рвал за речкой.
Испугался грома Рома,
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.
Нет друга — ищи, а нашёл — береги.
Не говори «гоп», пока
не перепрыгнешь,
Га-га-га —
Гогочет гусь,
Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу —
Не нагляжусь!
На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.
Глаша
приготовила грибы. Гости её хвалили.
В городе летают голуби и галки, Гена
кормит их гречкой.
![]() |
ГОРА |
гуси |
ГОРОХ |
ГОЛУБЬ |
ГНЕЗДО ГРИБЫ |
ГАМАК |
|
Закрепление и автоматизация звуков [г], |
![]() |
![]() |
|
ГУСЕНИЦА |
ноги |
|
|
ГВОЗДИКА |
САПОГИ |
|
|
ГАЗЕТА |
ВАГОН |
|
|
ГЕОРГИН |
ОВРАГ |
|
Закрепление и автоматизация звука [х] |
|||
Назови картинки.
ХАЛАТ |
холодильник |
ХОККЕЙ |
ХЛОПУШКА |
ХЛЕБ |
хомяк |
САХАР |
МУХОМОР |
ПАРОХОД |
УХО |
ТАХТА |
ОБЛЕПИХА |
|
|
|
Закрепление и автоматизация звука [х] |
![]() |
ПЕТУХ |
ПАСТУХ |
мох |
посох |
ПУХ |
ОРЕХ |
Произнеси несколько раз слоги.
ха ха — ха — ха хо — хо — хо — хо хи — хи — хи — хи хе
— хе — хе — хе
Произнеси чистоговорки.
мы поймали петуха. хи-хи-хи —Маша
нюхает духи.
ХЕ-ХЕ-ХЕ —рыба плавает в ухе.
![]() |
АХ-АХ-АХ —очень холодно в горах.
ох-ох-ох — мы посеяли горох.
УХ-УХ-УХ —с тополей слетает пух.
ИХ-ИХ-ИХ —я люблю сестёр своих.
эх-эх-эх —в гости мы позвали всех,
Произнеси слоги.
![]() |
В названии каких предметов встречается звук [х]?
Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
Закрепление и автоматизация звука [х] |
Произнеси слова, где звук [х] находится в начале, в середине и в конце слова.
1.
Чем виляет
собака? (Хвостом)
2. Где живут коровы и козы? (В хлеву)
4. Как называются сухие ветки? (Хворост)
5. Как называются листья ели и сосны? (Хвоя)
6.
Спортивная игра на коньках (хоккей),
7. Небольшая гора, возвышенность (холм).
8. Громкий смех (хохот).
9. Кто пишет картины? (Художник)
10.
Фрукт оранжево-красного цвета (хурма),
|
Отгадай загадки.
(Хлеб) Закончи предложения.
|
Закрепление и автоматизация звука [х] |
Мы
купили в магазине (холодильник).
Белка
собирает грибы и . (орехи).
|
Закрепление и автоматизация звука [х] |
|
Миша и Алёша играют в .. (шахматы).
Повтори предложения.
Хозяйка испекла хороший хлеб.
Харитон несёт охапку хвороста.
У собаки лохматый хвост.
Петух и хохлатка ходили между лопухами.
Хитрая хищница унесла петуха.
В хлебнице лежит хлеб, в сахарнице — сахар.
Закрепление и автоматизация звука [х] |
![]() |
В холодильнике лежит холодец.
В воздухе кружится пух с ольхи.
У хозяйки хрустальная сахарница.
Мальчики плохо пели хором,
Дети хрустят сухарями и орехами.
Вокруг облепихи летали мухи.
Под ольхой вырос мухомор.
Мама сшила халат из хлопка.
Повтори пословицы и поговорки.
Не пой худой песни при добрых людях.
Храни себя от бед, пока их нет.
Хлопот полон рот.
|
Хорош павлин, |
У ленивой пряхи нет для себя рубахи. |
да
ногами худ. |
Закрепление и автоматизация звука [х] |
Плох обед, когда хлеба нет.
дом стоит.
хвалит.
Хоть ноги длинные у спеха, но не
доводят до успеха.
Лето — собериха, зима — поедиха.
Повтори скороговорки.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
— Ха! ха! ха! ха! ха!
Прохор и Пахбм ехали верхом.
Вкусная халва мастеру хвала.
Повтори тексты.
Храбрый охотник охотится на хорька. Хорёк не выходит из своей норы.
Закрепление и автоматизация звука [х] |
Пастух пасёт колхозных овец. Рядом
находятся хлебные поля.
Хохотушка буква Х рассмеялась:
«Ха-ха-ха!»
Муха-горюха села на ухо.
Был в саду переполох —
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох, Прополи
чертополох.
Повариха сварила уху. Хороша уха!
Дети водили хоровод. Вдруг хлопнула хлопушка. Они сказали:
«ох!»
Повтори считалку.
Бах-бух, тях-тюх,
Зайчик — ух,
Во весь дух,
Закрепление и автоматизация звука [х] |
![]() |
Повтори потешки.
![]() |
|
ХОБОТ |
ХАЛВА |
||
|
хвост |
ХРЕН |
||
|
ХАЛАТ |
ХЛЕБ |
||
ХОР |
МУХА |
|
||
ХЛОПУШКА |
посох |
|
||
Закрепление и автоматизация звука [х] |
холодильник
![]() |
Подбери рифму к каждому из них. Например, «ёлка— полка».
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Последовательные занятия по прекрасно иллюстрированной книге
«Домашний логопед» помогут сделать речь малыша чёткой и правильной.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.