Самостоятельная практическая работа
По дисциплине: «Психолого-педагогическое просвещение субъектов образовательного процесса»
на тему: «Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации в условиях социального партнерства. Основные понятия инноватики. Источники инноваций в ДОО. Подходы к организации инновационной деятельности ДОО. Выбор направления инновационной деятельности. Предпосылки становления инновационной деятельности. Закономерности протекания инновационных процессов. Этапы процесса опытно-экспериментальной работы. Оценка эффективности воспитательно-образовательного процесса в инновационной ДОО».
Содержание
Введение……………………………………………………………………… |
3 |
Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации в условиях социального партнерства……………………….. |
4 |
Основные понятия инноватики…………………………………………….. |
8 |
Источники инноваций в ДОО………………………………………………. |
14 |
Подходы к организации инновационной деятельности ДОО…………….. |
15 |
Выбор направления инновационной деятельности……………………..… |
19 |
Предпосылки становления инновационной деятельности……………….. |
24 |
Закономерности протекания инновационных процессов………………… |
28 |
Этапы процесса опытно-экспериментальной работы…………………….. |
31 |
Оценка эффективности воспитательно-образовательного процесса в инновационной ДОО………………………………………………………... |
35 |
Заключение………………………………………………………………….. |
39 |
Список использованных источников………………………………………. |
40 |
Введение
Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.
Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.
В «Современном словаре иностранных слов» инновация трактуется как нововведение.
Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.
Нововведение (инновация) - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей.
Нововведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п., а инновация — процесс освоения этого средства.
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств.
Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации в условиях социального партнерства
Цель использования инноваций - создание условий для личностно-ориентированной образовательной среды в ДОО, позволяющей формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.
Задачи:
- воспитывать социально - личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
- развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению;
- стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;
- научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышение уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.
Инновационная деятельность - комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы. Она включает в себя следующие инновации:
- взаимодействие всех участников образовательного процесса;
-условия материально-технического, информационного, программно-методического, кадрового, социально-психологического обеспечения;
-достижение более эффективных результатов деятельности
Инновационная деятельность - процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ). Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка. Повышение качества образования достигается через инновационные педагогические технологии обучения детей.
Организация инновационной деятельности
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом. О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития.
Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.
Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководящим составом на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.
Например, коллектив хочет изменить организацию работы с детьми, используя новую технологию, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка. Для этого руководящий состав приобретает литературу по данной проблеме; организует ее изучение с педагогами или делает заявку институту повышения квалификации на обучение своих педагогов и т.д.
Однако нередко дошкольные учреждения берутся за введение новых технологий, не отдавая себе отчета в том, насколько педагоги подготовлены к их восприятию.
Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.
Современный детский сад должен стать центром социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это предполагает превращение ДОУ в открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок–педагог–семья». Дошкольное учреждение приобретает большое значение, как субъект социального партнерства. По мнению французского философа Поля Риккёра, современный человек предельно расширяет представление о самом себе: «Я – тот, кто действует». При такой позиции важной становится инициатива. Современная ДОО должно стать центром созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса, значимых не только для дошкольного сообщества, но и для жителей микрорайона или города.
Таким образом, социально - активное образовательное учреждение - это учреждение, целью которого является развитие гражданского сообщества, привлечение родителей и участников сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих как перед учебным заведением, так и перед обществом в целом.
Социально - активная деятельность нашего дошкольного учреждения предполагает постоянный поиск неординарных форм взаимодействия с социальными партнерами для того, чтобы дать возможность каждому родителю и педагогу успешно реализовать свои творческие способности. Для этого в нашем детском саду разработан проект «Социальное партнерство ДОУ, как условие для успешного развития современного дошкольника», который представляет конкретный вариант вовлечения дошкольного учреждения в систему социального партнерства.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
-партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
-партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
-партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.
Взаимодействие ДОО с социумом включает в себя:
работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
взаимодействие с учреждениями образования, спорта, культуры;
с семьями воспитанников детского сада.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов. Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.
Основные понятия инноватики
Основными понятиями инноватики являются новшество, инновация, инновационный процесс, нововведение.
Новшество:
- идея, являющаяся для конкретного лица новой;
- средство (новый метод).
Инновационный процесс – инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.
Инновация – содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и технологии их реализации).
А.И.Пригожин дал определение понятию нововведение: целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу (организацию, общество, группу) новые, относительно стабильные элементы.
К нововведениям в сфере образования относят изменения:
- в общественном положении образования и уровне финансирования системы;
- в структуре системы образования;
- в содержании образования;
- во внутренней организации образовательного учреждения;
- в методах обучения;
- в оборудовании образовательных учреждений и использовании информационных технологий в образовании;
- в строительстве зданий и помещений для учебных занятий.
Изменение – замена одного на другое (перемена, вариация) как видимое отклонение от прежнего. Если отклонение происходит в лучшую сторону – это новшество.
Новшество и изменение в широком масштабе для всей системы – это реформа.
Новизна как критерий оценки исследования, ценность, свойство нововведения конкретно-исторична (абсолютно или относительно новое)
Показатели инновации:
А) нацеленность на решение актуальных проблем (педагогическая инновация содержит новое решение этой проблемы);
Б) возможность использования в широкой педагогической практике. Использование педагогических инноваций должно приводить к обновлению педагогического процесса, получению качественно новых (устойчивых) результатов. Эффективность – влияние реализованного потенциала на различные параметры системы, в которых реализуется инновация;
В) адаптируемость (вне зависимости от условий);
Г) наличие научной идеи;
Д) завершенность (степень реализации инновационного потенциала): в идеале переход от простого воспроизводства к расширенному.
В.И.Сластенин, Л.С.Подымова, А.И.Пригожин и др. исследователи выделяют специфику новшеств:
- педагогические новшества сохраняют все родовые черты инновации;
- объект воздействия и предмет деятельности – развивающаяся личность;
- на возникновение и существование новшества влияет социальный заказ;
- необходима психологическая готовность педагогического сообщества к восприятию, принятию и реализации новшеств;
- существуют как идеальные продукты деятельности новаторов;
- наблюдается относительная растянутость инновационных процессов времени;
- целостный характер целей инновации;
- существующая зависимость инновационных процессов от социально-педагогических условий;
- сложность определения результатов инновации.
Требования к новшествам:
- сбалансированность целей с целями ДОО;
- стабильность (относительная).
Классификация новшеств.
1. По уровню инновационного потенциала (формализованная шкала):
· построение известного в другом виде – формальная новизна (фактическое отсутствие нового) – условная новизна;
· повторение известного с несущественными изменениями: частная новизна;
· уточнение, конкретизация уже известного;
· дополнение известного существенными элементами;
· создание качественно нового объекта.
2. По массовости:
· единичные;
· массовые.
3. По масштабу:
· частные;
· модульные;
· системные.
4. По новизне:
· абсолютно новые;
· относительно (субъективно) новые.
5. По типу возникновения:
· стихийные;
· целенаправленные.
6. По типу новшества:
· материально-технические;
· социальные (педагогические).
7. По характеру возникновения:
· внешние (заимствования, инициируемые органами управления);
· внутренние (ноу-хау).
8. По инновационному потенциалу:
· модификационные (изменение существующего);
· комбинаторные (сочетание элементов прежнего);
· радикальные (принципиально новые).
9. По характеру нацеленности на будущее:
· оперативные;
· стратегические.
10. По отношению к существующему:
· замещающие;
· открывающие;
· отменяющие;
· ретровведение.
11. По характеру получаемых результатов:
· ожидаемые (плановые);
· случайные (неплановые).
12. По своевременности:
· своевременные;
· несвоевременные;
· актуальные;
· нацеленные на будущее.
13. По завершенности:
· завершенные;
· незавершенные.
14. По процессу освоения:
· легко осваиваемые;
· трудно осваиваемые.
необходимость классификации связана с возможностью более детального изучения отдельных аспектов инноваций и адекватного их восприятия. Необходимо так же определить
три основные сферы, требующие инноваций в ДОО:
1. управление учреждением;
2. структура воспитательно-образовательного и процесса;
3. содержание воспитательно-образовательного процесса.
Указанные сферы взаимодействуют посредством создания и освоения новшеств. Специфика управления инновационными процессами определяется областью их внедрения.
Ниже приводятся основные позиции в классификации новшеств, показаны связи основных аспектов инновационного процесса на содержательном и управленческих уровнях.
Области применения педагогических новшеств:
· цели;
· содержание;
· формы;
· методы;
· структура.
Масштаб изменений:
· частные;
· модульные;
· системные.
Потенциал:
· модификационный;
· комбинаторный;
· радикальный.
Характер возникновения:
· внутренний;
· внешний.
Способы возникновения:
· плановые;
· стихийные.
Область системы управления:
· ценностные ориентации;
· образ желаемой системы управления;
· состав, строение коллективного субъекта управления;
· содержание новшества;
· изменения в ресурсном обеспечении;
· изменения в результатах обучения, воспитания.
Объект управления:
· новое в управлении ступенями образования;
· в управлении процессами основного и дополнительного образования;
· межпредметными связями;
· функциями ДОО;
· внешними связями;
· педагогическими коллективами;
· технологиями обучения и воспитания.
Источники инноваций в ДОО
Главной фигурой инновационного процесса становится педагог, способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами развития. Его инновационный потенциал – определяющий в достижении эффективности новшеств, успех внедрения которых тесно связан с инновационным поведением субъекта – действиями, в которых проявляется личностное отношение к происходящим переменам.
Носитель новшеств – педагог – как элемент в структуре инновационного процесса характеризуется с точки зрения восприятия, освоения и оценки нового, единства целеполагания и целедостижения.
В структуре личности и инновационной деятельности педагога можно выделить следующие существенные элементы:
- мотивы, установки, направленность, характеризующие открытость педагога и восприимчивость к новому;
- творческие способности, такие как креативность и индивидуальность. Деятельное самосознание, педагогическая культура, база творчества;
- технологический компонент, обеспечивающий вариативные способы реализации традиционных задач;
- рефлексия, способствующая адекватному представлению педагога о себе и своём месте в инновационном процессе.
Источником развития субъекта инновации становятся культура и объект воздействия – ребенок, механизмами развития – личность и деятельность. Совокупность мотивационной (хочу), теоретической (могу), технологической (делаю) и результативной (получаю) готовностей составляет систему инновационной компетентности педагога дошкольного образования.
Подходы к организации инновационной деятельности ДОО
Основные этапы внедрения инноваций.
1. Поиск новых идей:
— создание информационного фонда путем сбора и анализа информации;
— выявление инновационных потребностей ДОО;
2. Формирование нововведения:
— формулирование идей и возможностей инновационных ДОО, планирование этапов работы;
— апробирование инновационных идей с участием «опережающей группы» педагогических коллективов ДОО;
— подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы ее реализации;
— разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности.
3. Реализация нововведения:
— обучение инновационным технологиям всех педагогических коллективов (кроме коллектива «опережающей группы») ДОО района;
— мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности;
— исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов.
4. Закрепление новшества:
— разработка презентационных материалов;
— распространение опыта работы на районном, республиканском и российском уровнях.
Типы инноваций.
Типы нововведений также группируются по следующим основаниям:
1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
- в содержании образования;
- в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
- в управлении ДОО.
2. По масштабам (объему) преобразований:
- частные, единичные, не связанные между собой;
- модульные (комплекс частных, связанных между собой);
- системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
3. По инновационному потенциалу:
- усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
- новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
- радикальные инновации.
4. По отношению к предшествующему:
- новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
- прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
- освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
- ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.
Организация инновационной деятельности в ДОО.
Цель инновационной деятельности в ДОО – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.
Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили ДОО, инновационные преобразования приобретают системный характер.)
Внедрение инноваций в работу ДОО, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.
Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Инновационная деятельность в ДОО.
Примеры инновационной деятельности в ДОО:
• метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;
• совершенствование мастерства педагогов;
• поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;
• мониторинг развития каждого ребенка;
• учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;
• внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
• формирование основ безопасной жизнедеятельности;
• организация экологического образования дошкольников;
• оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)
• создание «Предметно-развивающего пространства детского сада»
«Предметно-развивающего пространства детского сада» включает следующие компоненты
• пространство интеллектуального, социального, эстетического развития - игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры; театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет. В детском саду функционирует этнографический музей "Русская изба", имеющий статус школьного музея, где дошкольники и учащиеся школ знакомятся с жизнью, бытом и культурой народа. Занятия в компьютерно-игровом комплексе (дополнительная образовательная услуга) способствуют умственному развитию детей. Сравнивая современную технику с предметами культуры и быта прошлого, дети знакомятся с достижениями технического прогресса, развитием цивилизации;
• пространство физического развития - центры здоровья в группах, физкультурный зал, бассейн с душем и сауной, спортивная площадка;
• пространство экологического развития: зимний сад с коллекцией растений различных климатических зон, экологическая мини-лаборатория, живой уголок, уголки природы в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом, цветниками.
Выбор направления инновационной деятельности
Содержание инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения определяется приоритетными направлениями программы развития в муниципалитете или ДОО. Эти направления представляют собой стройное единство, однако их целесообразно классифицировать в зависимости от предмета изучения и проектирования исследовательской деятельности.
В учебно-методическом пособии «Инновационная деятельность в ДОУ» под ред. Е. В. Гончарова указаны 3 направления.
Инновационные образовательные технологии.
Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.
Цель использования инноваций — создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОО, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.
Задачи: воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески; развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности; научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
Здоровьесберегающие технологии.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
• от типа дошкольного учреждения,
• от продолжительности пребывания в нем детей,
• от программы, по которой работают педагоги,
• конкретных условий ДОО,
• профессиональной компетентности педагога,
• показателей здоровья детей.
Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, спортивные игры, закаливание, водные процедуры, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, которые можно назвать уже прогулками – походами. Применение последней формы позволяет решить задачи по ознакомлению дошкольников с природой, воспитанию бережного отношения к ней, изучение ближайшего социального окружения. Главное отличие прогулок – походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности.
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Смысл проектной деятельности заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
Проектирование заставляет самих педагогов находиться в пространстве множества возможностей и изменяет организацию работы с детьми. Проектная деятельность не допускает стандартных действий, требует постоянного творческого поиска пути решения проблем. Таким образом, метод проектов обеспечивает режим развития ДОО.
Классификация учебных проектов:
• «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
• «экскурсионные» — направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
• «повествовательные» — при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина, музыкальной (игра на музыкальных инструментах) формах;
• «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Хорошо использовать решение проблемных ситуаций (как и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?.). Коллекционирование так же способствует развитию познавательно – исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять. В ходе поиска, конечно, прочтём об этих животных (почему такая окраска, чем питаются, образ жизни). Оформим альбом или выставку – познакомим с некоторыми оформительскими приёмами. Несомненно, моделирование – инновационная деятельность дошкольника. Как происходят наводнения, почему животные гибнут в «нефтяных» речках… — на эти вопросы легко получить ответы с помощью моделирования ситуации.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
• решение проблемных ситуаций (как и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?.).
• эвристические беседы
• наблюдения
• моделирование (Как происходят наводнения, почему животные гибнут в «нефтяных» речках… — на эти вопросы легко получить ответы с помощью моделирования ситуации)
• опыты
• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
• «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
• подражание голосам и звукам природы
• использование художественного слова
• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
• трудовые поручения, действия
• коллекционирование так же способствует развитию познавательно – исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять. В ходе поиска, конечно, прочтём об этих животных (почему такая окраска, чем питаются, образ жизни). Оформим альбом или выставку – познакомим с некоторыми оформительскими приёмами.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) Использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. Но считаю, что компьютер не может (и не должен) вытеснить работу по развитию мелкой моторики, общение взрослого и ребёнка «глаза в глаза».
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
• идти в ногу со временем,
• стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ,
• сформировать основы информационной культуры его личности,
• повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Предпосылки становления инновационной деятельности
Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании
обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом:
инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни,
демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников
образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании,
поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательных
учреждений.
Под внутренним и факторами инновационной деятельности подразумевают проблемы, сложившиеся внутри компании и требующие решения путем проведения тех или иных инноваций (это негативные внутренние предпосылки инноваций), либо новые возможности компании (положительные внутренние предпосылки инноваций).
Под внешними предпосылками инновационной активности понимают любые изменения, происходящие во внешней среде предприятия, которые требуют внутренних изменений посредством внедрения инноваций.
Новые возможности, которые связаны с развитием научно-технического потенциала фирмы, ее финансовым положением, творческой активностью персонала, достижениями в сфере производства и сбыта относятся к положительным внутренним предпосылкам инноваций.
Негативными внутренними предпосылками инноваций на предприятии становятся проблемы, которые возникают вследствие недостаточно профессионального управления компанией: снижение доходов, падение продаж, сокращение доли рынка, ухудшение качества продукции, отток кадров и т.п.
Внешнее окружение бизнеса формирует его микросреду (отраслевое или ближнее окружение) и макросреду (отдаленное окружение или среда косвенного воздействия).
Микросреда включает заинтересованные группы (stakeholders), которые непосредственно влияют на основную деятельность предприятия или испытывают на себе прямое воздействие со стороны предприятия: поставщики, покупатели, конкуренты, кредиторы, профсоюзы, торговые и иные организации, органы государственного управления и т.п.
Макросреда бизнеса включает факторы косвенного воздействия, которые не оказывают прямого и непосредственного влияния на деятельность предприятия, но так или иначе сказываются на его функционировании в долгосрочном периоде: это политико-правовая, технологическая, экономическая, социокультурная среда.
Изменения во внешнем окружении бизнеса как на микро-, так и на макроуровне создают для него возможности и угрозы, которые становятся внешними предпосылками инноваций.
Возможности – положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объемов продаж и прибыли (например, уменьшение налогов, рост доходов потребителей, снижение таможенных барьеров, ослабление позиций конкурентов). Угрозы – отрицательные тенденции и явления, которые при отсутствии соответствующей реакции со стороны руководства компании могут вызвать падение объемов продаж и прибыли (снижение покупательной способности населения и предприятий, удорожание ресурсов, усиление конкуренции на рынке, ужесточение экологических стандартов производства).
Основными типами реакции предприятий на изменение внешней среды являются: производственная (основана на сохранении существующего уровня производства); конкурентная (нацелена на укрепление и расширение рыночных позиций); предпринимательская (предполагает адаптацию к изменениям с целью увеличения дохода); инновационная (подразумевает системное обновление производства). Реализовать потенциальные возможности предприятия, предоставляемые внешним окружением, и избежать создаваемых им угроз часто позволяют именно инновации.
Существенное значение для активизации инновационной деятельности компаний имеют характеристики внешней среды: взаимосвязанность факторов, сложность, подвижность, неопределенность.
Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие. В настоящее время изменение одного фактора может привести к глобальному переустройству всей экономической системы. Примером таких изменений является возникновение в начале 1990-х гг. значительного потенциального спроса на новые средства связи и передачи данных, которое привело к формированию новой отрасли – телекоммуникаций. Активное инновационное развитие этой сферы оказало влияние на все другие области социально-экономической отрасли, включая традиционные, на социальные институты, культуру, право, изменив характер социально-экономических отношений. Исследователи заговорили о возникновении так называемой «новой экономики», или экономики знаний. Традиционные отрасли, потребители и государственные структуры были вынуждены адаптироваться к появлению «новой экономики», которая сегодня воздействует на всю систему мирохозяйственных связей.
Подвижность внешней среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении компании. На современном этапе этот процесс характеризуется постоянно нарастающей скоростью, особенно в таких отраслях, как телекоммуникации, химическая и электронная промышленность, производство компьютеров и биотехнологий. При этом для разных подразделений компании интенсивность изменений может быть различной, но они должны быть системными. Например, менеджер отдела НИОКР вынужден очень быстро реагировать на изменения в научно-технической среде, маркетинговые подразделения – своевременно отслеживать новые тенденции рынка, анализировать достижения конкурентов, сотрудники отдела по развитию человеческих ресурсов – разрабатывать новые системы мотивации и контроля, а персонал производственных подразделений – обеспечивать соответствие новым техническим стандартам и т.п.
Сложность внешней среды – это число факторов, на которые организация должна реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Чем выше технологический уровень производства, чем сложнее организационная структура компании и чем значительнее масштабы ее деятельности, тем сложнее и многообразнее внешняя среда бизнеса, а, следовательно, тем значительнее роль инновационного менеджмента в ее деятельности.
Неопределенность внешней среды – это характеристика количества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора и степень уверенности в этой информации. Неопределенность среды создает значительные риски, минимизировать которые позволяет стратегическое управление и высокий уровень инновативности компании.
По скорости внедрения новшеств различают ранних, умеренных и запоздалых реципиентов.
Ранние реципиенты являются новаторами, внедряющими изменения на самой ранней стадии, что и позволяет им сохранять конкурентоспособность.
К умеренным реципиентам относится большинство фирм, внедряющих новинки, когда они становятся массовыми.
Запоздалые реципиенты внедряют новшества с опозданием, когда они уже не могут обеспечить конкурентоспособность бизнеса.
Для эффективного осуществления адаптации к изменениям внешней среды от руководства компании требуется создание постоянного инновационного климата, обеспечивающего гибкость и организационной структуры, и производства, и человеческих ресурсов.
Закономерности протекания инновационных процессов
Инновационный процесс, как любой другой, подчиняется определенным законам. На них указывает в своей работе В.Е.Гмурман .
1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Инновация обусловливает необратимые деструктивные изменения в инновационной социально-педагогической среде: начиная с разрушения целостных представлений, образов и конкретного сознания, взглядов отдельных субъектов.
2. Закон финальной реализации инновационного процесса. Инновационный процесс рано или поздно должен реализоваться. Новшество пробивает себе дорогу: другой вопрос – жизнеспособно ли оно? На каком уровне с точки зрения оптимальности, эффективности процесс происходит?
3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. Инновация устаревает, происходит стереотипизация, возникают штампы мышления, деятельности, следовательно рутинизация – кризис.
4. Закон циклической повторяемости, возвращаемости новшества. Возрождение новшества в новых условиях.
М.М.Поташник и О.Б.Хомерики детально исследовали структуры инновационного процесса в образовательном учреждении. В своей работе они выделяют несколько видов структур.
Деятельностная структура: мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.
Субъектная структура: деятельность субъектов развития (органы управления образованием, лица, вовлеченные в процесс обновления ДОУ), функциональное и ролевое соотношение всех участников инновационного процесса на каждом этапе.
Уровневая структура: деятельность субъектов на разных уровнях (международном, федеральном, региональном, городском, сельском, внутри ДОО).
Содержательная структура: рождение, разработка, освоение. Характеризует инновационные процессы с точки зрения их проникновения в разные области педагогической действительности: в содержание образования, технологии, формы, структуру ДОО (системы управления).
Структура жизненного цикла включает следующие этапы: возникновение (идея, её оформление) – рост (детализация, конкретизация) – зрелость – освоение (диффузия, проникновение) – насыщенность – рутинизация (для основной части субъектов инновация перестает быть новой) – кризис – финал: новшество становится повседневным или заменяется.
Управленческая структура: программа развития.
Организационная структура: диагностика – прогнозирование – организация – практика – обобщение – внедрение.
Жизненный цикл новшеств.
1. Этап открытия: зарождение, возникновение концепции новшества.
2. Разработка: изобретение, создание новшества, воплощенного в объекте (материальном или духовном).
3. Реализация нововведения: практическое применение, доработка, стойкий результат, самостоятельное существование новшества при условии восприимчивости.
4. Распространение, тиражирование: широкое внедрение, диффузия или господство новшества в конкретной области, новшество перестает быть таковым, теряет свою новизну.
5. Эффективная альтернатива, или его замена, или сокращение масштабов применения новшества.
Линейность этапов может нарушаться: внутри одного этапа допустимы другие, возможны разрывы, выпадение фаз и т.д. с четвертого этапа идет непрерывное усовершенствование.
С точки зрение взаимодействия со средой жизненный цикл включает в себя:
· старт;
· быстрый рост;
· зрелость;
· насыщение;
· кризис.
Этапы восприятия новшества по Эрику Роджерсу.
1. Ознакомление: человек впервые слышит об инновации, ещё не готов к получению дополнительной информации.
2. Появление интереса: интерес + поиск дополнительной информации. Пока невозможна внутренняя потребность в принятии новшества (субъект не примеряет его на себя).
3. Оценка: субъект примеряет новшество и решает, применять ли его, ищет уточняющую информацию, критично оценивает её.
4. Апробация: порционное применение в практике, в зависимости от результата – принятие или отказ.
5. Окончательное восприятие: следует решение о принятии новшества, широком использовании в практике (через оценку результатов четвертого этапа).
Представленные параметры инновационного процесса необходимо адаптировать к ДОО, которое характеризуется в настоящее время динамикой отдельных сфер и процессов. Именно инновации призваны синхронизировать и интегрировать основные аспекты функционирования и развития ДОО в целях обеспечения качества дошкольного образования.
Этапы процесса опытно-экспериментальной работы
Этапы экспериментальной работы по М.М. Поташнику
диагностический - анализ, выявление проблемы и обоснование актуальности проведения эксперимента;
прогностический - постановка цели экспериментальной работы, разработка развернутой программы опытно-экспериментальной работы, критериев анализа (программы мониторинга), прогнозирование результатов; проведение внутренней и внешней экспертизы проекта;
организационный - подготовка, подбор материально-технической базы, распределение функций между участниками экспериментальной деятельности, подготовка кадров и методического обеспечения, корректировка сроков экспериментальной работы;
практический - собственно экспериментальная деятельность и ее мониторинг (начальные, текущие, итоговые измерения);
обобщающий - обработка полученных данных, описание и представление данных их публикация;
внедренческий - переход к реализации созданных технологий их распространение, передача опыта.
Для того чтобы подготовить внедрение любой инновации, необходимо дать воспитателю четкое представление о сущности этого вида деятельности, его особенностях и области применения. В процессе работы важно опираться на критерии и показатели уровней сформированности профессиональной компетентности воспитателей по тому вопросу, который будет освещаться в ОЭР. Именно нехватка знания, а подчас и непонимания того, что педагогу необходимо делать и как, вызывают определённые трудности в ОЭР.
Грамотная позиция заведующего играет существенную роль в успешном создании саморазвивающегося коллектива, так как движению вперед способствует только руководитель — законодатель, генератор идей, консультант, психотерапевт, поддерживающий любые инициативы и опыт (если только они на благо детей и взрослых). Смена его позиции с авторитарной на демократичную— это то положительное влияние, которое окажет на него режим развивающего эксперимента. Имеется ввиду, что:
на первое место ставится педагогика поддержки или гуманистическая парадигма, конкретизированная в личностно – ориентированном подходе к педагогам: учитываются их особенности, возможности, творческий потенциал, рабочий потенциал и т. д.)
все принимаемые управленческие решения, обеспечивающие режим развития, должны быть коллективными, ибо только это условие обеспечивает быстрое, успешное и надежное включение большинства членов педагогического коллектива в инновационный процесс)
Думаю, все согласятся с тем, что от грамотной организации работы методической службы зависит итог всего эксперимента. Работая в режиме эксперимента, педагог постепенно учится сам соотносить имеющиеся знания с поставленными на данном этапе условиями, а главное — с конкретными детьми. Нельзя не подчеркнуть, что экспериментально-методическая работа наиболее эффективна, когда организована как целостная система. Нередко кто-то из педагогов не считает нужным участвовать в эксперименте. Со стороны методической службы им должно уделяться самое пристальное внимание: нео6ходимо разработать программу по вовлечению педагогов в процесс.
Информационно-методическое обеспечение рассматривается как условие интенсификации педагогического труда, повышения качества и результативности экспериментальной работы. Применение новых информационных технологий способствует эффективному овладению знаниями, умениями и навыками, а главное — учит педагога самостоятельно выбирать приемлемые формы и методы воспитания и обучения. Именно поэтому информационно-методическая деятельность является одним из приоритетных направлений в работе методической службы дошкольного учреждения. Организация научно-методической работы должна представлять собой систему различных по уровню и характеру задач на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска.
I Этап. Создание информационной и методической базы. На этом этапе производится изучение, анализ и подбор методической литературы, изучение интернет ресурсов. На этой основе определяются основные блоки исследовательской деятельности.
II Этап. Формы работы используемые при организации опытноэкспериментальной деятельности дошкольников. Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, вовлекающее малыша в изучение разнообразных проявлений природы так, чтобы он получал от этого радость.
III Этап. Календарно – тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности.
IV Этап. Организация развивающей среды. Организация развивающей среды – это одно из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности в детском саду. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Сегодня, основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться.
V Этап. Взаимодействие с родителями. Для популяризации детского экспериментирования составляется план взаимодействия с родителями, который может включать следующие формы деятельности:
*родительские собрания (с целью информирования родителей о совместной работе с детьми, стимулирования их активного участия в опытно-экспериментальной деятельности и обмена накопленным опытом);
*консультации (для разъяснения актуальности предлагаемой темы);
*праздники, развлечения;
*Дни открытых дверей;
*организация тематических выставок совместного с детьми творчества;
*совместные экскурсии;
*рекомендации по организации несложных поручений детям по уходу за животными и растениями дома.
Оценка эффективности воспитательно-образовательного процесса в инновационной ДОО
В условиях реализации ФГОС развитие дошкольного образования переходит на новый качественный уровень, который направлен на сохранение самоценности дошкольного детства, развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности, поэтому важным условием повышения эффективности воспитательного – образовательного процесса является поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия.
Нынешние дошкольники думают и чувствуют по-особенному. Психологи, педагоги, родители говорят об одном: эти дети требуют особого подхода, потому что они «другие». Изменившийся мир требует другого сознания, и нам, взрослым, это сознание становится доступнее именно благодаря общению с детьми.
В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Принципиально важной стороной в педагогических технологиях является позиция ребёнка, отношение к ребёнку со стороны взрослых. В современном мире в работе с детьми недостаточно использовать традиционные технологии. Всё чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приёмов. Использование современных образовательных технологий является важным условием успешной работы педагога.
Инновационные технологии – это предметы и методы, сопряженные с приоритетными целями знаний: обучение – сложная и открытая система новых задач, содержаний, форм и методов, связанная единой общей концепцией организации воспитательного процесса, здесь каждая позиция влияет на другую, и, в конечном итоге, составляет комплекс положительных условий для развития ребенка.
Целью современных образовательных технологий является обеспечение эффективности и качества воспитательно – образовательной работы.
Задачи применения инновационных технологий:
воспитание и развитие всесторонне гармонически развитой личности через повышение качества воспитательно-образовательной работы;
обеспечение возможности сохранения здоровья ребенка, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков;
формирование мотивации и поддержания интереса детей во время организованной образовательной деятельности;
формирование здорового образа жизни детей;
охрана жизни и укрепление здоровья детей;
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;
осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;
повышение мотивации к организованной образовательной деятельности;
повышение результативности воспитательно – образовательной работы.
Инновационная деятельность – глубокое знание педагогов педагогических технологий, методов и приемов, психологии и педагогики, что в работе с детьми детского сада помогает в достижении каких-либо конкретных целей педагогами.
Выражаясь более конкретно, эта деятельность способствует повышению интереса и жизнеспособности, делая процесс обучения и воспитания сознательным и качественным. Требование тенденции новой технологии оказывает влияние на достижение целей в обучении ребенка, развитие его умственных способностей через действия, повышая познавательную активность, разностороннее развитие и умение быстро принимать новое.
В связи с этим в практике дошкольных учреждений создаются и применяются различные технологии обучения и воспитания.
К числу основных современных образовательных инновационных технологий, применяемых в ДОО, можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
технологии исследовательской деятельности;
развивающие технологии;
коррекционные технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
игровые технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя и др.
Воспитатель – важная личность, закладывающая основу знаний в ребенке. Требования, предъявляемые к подготовке воспитателю – новатору направлены на внедрение новых путей и обучения, направленных на освоение профессиональных навыков в настоящее время, вооружая студентов новыми видами обучения.
Как говорил ученый педагог В. А. Сухомлинский «Педагогическое мастерство и педагогическое искусство - является умение познать мудрость сердцем», воспитатель определяет природные качества ребенка и умеет, раскрывая и развивая, их проанализировать.
Таким образом, применение инновационных педагогических технологий способствует: повышению качества образования, повышению квалификации воспитателей, применению педагогического опыта и его систематизации, использованию компьютерных технологий воспитанниками, сохранению и укреплению здоровья воспитанников, повышению качества обучения и воспитания.
Применение традиционных и инновационных образовательных технологий помогают достижению максимально возможных успехов в воспитательно – образовательном процессе.
Заключение
Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.
Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОО – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Многими исследователями развитие ДОО связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.
Сегодня в сфере образования внедряются инновации различного характера, направленности и значимости. Выделяется три основные сферы, требующие инноваций в ДОО:
1. управление учреждением;
2. структура воспитательно-образовательного и процесса;
3. содержание воспитательно-образовательного процесса.
Инновационные процессы в сфере образования определяют сущность формирования образовательного учреждения: положительно влияют на качество обучения и воспитания в образовательных учреждениях, повышают профессиональный уровень педагогов, создают лучшие условия для духовного развития детей, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.
Список использованных источников
1. Балицкий, И.И. Инновационная образовательная политика, как фактор модернизации российского общества [Текст] / И. И. Балицкий // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - N 2. - С. 74-86.
2. Бовин, А. А. Управление инновациями в организациях [Текст]: учеб. пособие / А. А. Бовин – 2-изд. – М.: Омега, - 2008. – 358 с.
3. Делия,В.П. Педагогическая инноватика. Инновационное образова ние, инновационное мышление, инновации [Текст] / В. П. Делия. – М.: 67 ИСЭПиМ, - 2011. - 328 с.
4. Дерновский, И.К. Инновационные педагогические технологии [Текст]: учебное пособие /И. К. Дерновский. – К.: Академвидав, - 2004.-352 c.
5. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука [Текст] / В.И.Загвязинский // Инновационные процессы в образовании: сб. науч. тр. - Тюмень: ТГУ, - 2017 - С. 5-14.
6. Иванова, JI.A. Моделирование системы управления инновационной деятельностью в образовании [Текст] / Л.А.Иванова. - Великий Новгород: НРЦРО, - 2018 - Вып. 2. - С. 8-37.
7. Коржуев, А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На перекрестке мнений. М.: Ленанд, 2014. - 208 c.
8. Леонова, Е. В. Инновации в образовательной структуре ДОУ и трудности, возникающие в процессе их внедрения [Текст] / Е.В.Леонова //Достижения вузовской науки. – 2018. – №. 2. – С. 68-72.
9. Майер, А.А., Стратегия развития современного дошкольного образования [Текст] / А.А.Майер //Нижегородское образование. - 2015.- № 3. - С. 18-22.
10. Попова, Н.Е. Инновационная деятельность в современном школьном образовании [Текст]: коллективная монография: Наука сегодня: теория, практика, инновации / Н.Е.Попова. - Ростов-на-Дону: Научное сотруднивнство, - 2017. - С.52-71.
11. Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ [Текст]: учебное пособие / Е.А.Сыпченко. - СПБ: ООО «Издательство «Детство - пресс», - 2017. – 199 с.
12. Шмонина, Л.В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ [Текст]: учебное пособие / Л.В.Шмонина, О.И.Зайцева. – М.: Эксмо, - 2017. – 188 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.