Инновационные методы в процессе подготовки специалистов компьютерных специальностей
Оценка 4.9

Инновационные методы в процессе подготовки специалистов компьютерных специальностей

Оценка 4.9
doc
30.11.2020
Инновационные методы в процессе подготовки специалистов компьютерных специальностей
Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей обучающихся.
Инновационные методы в процессе подготовки специалистов компьютерных специальностей.doc

Инновационные методы в процессе подготовки специалистов компьютерных специальностей

 

 

 

Аннотация. Основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должны составлять профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей обучающихся. Поэтому при подготовке специалистов применение инновационных форм и методов необходимо органично сочетать с пониманием целей и задач обучения и подготовки кадров. Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей обучающихся.

 

Ключевые слова: интерактивная форма обучения; технические средства обучения; мультимедийные системы; интерактивная доска; активизация познавательной деятельности; эффективность образовательного процесса

 

В настоящее время предпринимаются значительные усилия по разра­ботке стратегии, обеспечивающей массовое внедрение и использование современных информацион­ных и коммуникационных технологий. Информация становится одним из стратегических ресурсов государства, поэтому формирование информационной инфраструктуры страны, интеграция в миро­вое информационное пространство, развитие сферы информационных услуг являются основными факторами социально-экономического, технологического и культурного развития.

Информационные процессы активно воздействуют на все стороны человеческой жизни. Исполь­зование новейших информационных технологий многократно усиливает это влияние. Чтобы реали­зовать свои потенциальные возможности, достичь профессиональных успехов, стать гармонично раз­витой личностью, современный человек должен обладать достаточно высоким уровнем информаци­онной культуры.

Непрерывный рост информационных ресурсов, процесс обновления средств и методов обработ­ки, сохранения и передачи информации предъявляет высокие требования к уровню подготовки сту­дентов технических специальностей. Поэтому их профессиональное образование должно отражать основные особенности современных информационных и коммуникационных технологий. Увеличе­ние наукоемкости данных технологий осуществляется на базе открытий фундаментальных наук, по­этому и принципы конкретной профессии должны основываться на законах этих наук, что обуслов­ливает необходимость усиления общенаучной подготовки специалистов. А это, в свою очередь, тре­бует изменения содержания и форм образования, использование нововведений в учебно-­образовательном процессе.

Для образования стали характерны такие явления, как модернизация, стандартизация, компью­теризация, гуманизация, демократизация, внедрение новых образовательных технологий. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способст­вующей самоактуализации и самореализации личности [3].

Современный преподаватель должен быть компетентным, знать последние достижения в образовании и технике, также уметь мотивировать студентов. Сформировать у студентов нужное направление деятельности, учитывать психолого-педагогические особенности личности. Последние достижения техники и науки привносят значительные изменения в понимание роли и способов использования информационно-коммуникационных технологий, которые необходимо применять для успешного вовлечения молодежи в учебный процесс и для эффективного, реально полезного расширения интереса к изучаемой технической дисциплине. Применение технических средств обучения (ТСО) и интерактивных форм обучения в технических дисциплинах интенсифицирует передачу информации, расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, организует поисковую деятельность обучаемого, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.

Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающего целостность и законченность его восприятия слушателями. Практически невозможно изучение компьютерных дисциплин без использования интерактивной доски или мультимедийного проектора. Почти на каждом занятии используются презентации, выполненные в Microsoft Power Point (рис.1)

Рис.1

Также для закрепления полученных знаний активно используются видеоролики, которые либо берутся уже готовые, либо создаются преподавателем с помощью программ для записи действий, происходящих на экране монитора (рис.2). С помощью русскоязычной программы CamStudio можно записывать всё происходящее на экране монитора. Программа может создать видео в файле AVI или во флеш файл swf. CamStudio отличается простотой, и, несмотря на это, обладает большим количеством настроек. Movavi Screen Recorder - удобная программа для записи видео с экрана со звуком. Можно записать любое видео с монитора компьютера: ролики и музыку из Интернета, работу в приложениях, видеочаты и многое другое. Программа проста в использовании и переведена на русский язык. И таких программ большое количество. Каждый использует то, что удобнее лично ему. Выполнение домашних заданий (их часть) на компьютере учащиеся также могут оформлять как видеоролик.


Рис.2.

Известно, что в системе работы по восприятию и усвоению нового материала у обучаемых ши­рокое применение находит метод лабораторных работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. Лабораторная работа — это такой метод обучения, при котором обучаемые под ру­ководством преподавателя и по заранее намеченному плану выполняют определенные практические задания, и в процессе их выполнения воспринимают и осмысливают новый учебный материал [2].

Лабораторные работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у обучаемых интерес использовать добытые знания для решения практических и теоретических проблем [2].

Все это, безусловно, способствует интенсификации проведения лабораторных занятий и повы­шению их эффективности, т.е. реализации принципа интенсивности обучения.

На основе этих положений для изучения дисциплин «Организация, принципы построения и функционирования компьютерных сетей», «Инфокоммуникационные системы и сети», «Безопасность функционирования информационных систем» используется лабораторный практикум для ра­боты студентов с применением прикладного программного пакета Cisco Packet Tracer.

Программное решение Cisco Packet Tracer позволяет имитировать работу различных сетевых устройств: маршрутизаторов, коммутаторов, точек беспроводного доступа, персональных компьютеров, сетевых принтеров, IP-телефонов и т.д. Работа  с интерактивным симулятором дает весьма правдоподобное ощущение настройки реальной сети, состоящей  из десятков или даже сотен устройств. Настройки, в свою очередь, зависят от характера устройств: одни можно настроить с помощью команд операционной системы Cisco IOS, другие – за счет графического веб-интерфейса, третьи – через командную строку операционной системы или графические меню.

Благодаря такому свойству Cisco Packet Tracer, как режим визуализации,  пользователь может отследить перемещение данных по сети, появление и изменение параметров IP-пакетов при прохождении данных через сетевые устройства, скорость и пути перемещения IP-пакетов. Анализ событий, происходящих в сети, позволяет понять механизм ее работы и обнаружить неисправности.

Cisco Packet Tracer может быть использован не только как симулятор, но и как сетевое приложение для симулирования виртуальной сети через реальную сеть, в том числе Интернет. Пользователи разных компьютеров, независимо от их местоположения, могут работать над одной сетевой топологией, производя ее настройку или устраняя проблемы. Эта функция многопользовательского режима Cisco Packet Tracer широко применяется для организации командной работы, а также для проведения игр и соревнований между удаленными участниками. Причем Сетевая Академия Cisco – это мировая образовательная программа, обучающая проектировать, создавать, отлаживать и защищать компьютерные сети. В принципе, в программе происходит настройка, как если бы все это делалось на реальном оборудовании.

На рисунках 3-5 представлены примеры выполненных заданий с настройкой оборудования в Cisco Packet Tracer.

Рис.3.

Рис.4.

Рис.5.

По всем читаемым дисциплинам созданы и постоянно модернизируются электронные варианты курсов лекций и методических указаний, которые студенты мо­гут использовать в процессе самостоятельной работы.

Специфика обучения студентов в колледже предполагает итоговый контроль усвоенных учащимися знаний и умений по окончании изучения конкретных тем или разделов каждой из дисциплин. При этом использование средств информатизации может оказать существенное влияние и на эффектив­ность организации обратной связи — от студента к преподавателю. Поскольку в случае обучения дисциплинам обратная связь может базироваться на текущем и периодическом контроле, проверке определенных умений и навыков студентов, тематических зачетных работах, связанных с особенно­стями проведения практических занятий, информатизация подобных измерений результатов обуче­ния может осуществляться как на основе общепризнанных программных средств педагогического тестирования, так и с помощью специальных средств контроля.

В различных образовательных учреждениях широко применяются разные тестирующие программы, позволяющие эффективно осуществлять контроль знаний учащихся. Тестирующие программы, применяемые в практике обучения, можно разделить на программы, пред­назначенные для определения уровня знаний, программы определения состояния обучаемого, про­граммы определения способностей обучаемого.

Для создания тестирующих программ я пользуюсь конструктором тестов. Программа позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов. Программа поддерживает пять типов вопросов, что позволяет проводить любые тесты. В тестах имеется возможность использовать музыку, звуки, изображения и видеоролики. Любые данные можно распечатать на принтере, экспортировать в файлы различных форматов (Word, Excel, Access, HTML, XML, Текстовый файл, Paradox, DBase и др.). На одном компьютере тестирование независимо могут проходить несколько человек, входя в программу под своими именами. На рисунках 6-7 представлен пример создания теста.

Рис.6.

Рис.7

Разработанная программа обеспечивает: хранение базы данных, комплексное тестирование большого количества пользователей, обеспечение безопасности базы данных.

В заключение хотелось бы отметить, что задача системы образования — подготовка специалистов, способных эффективно использовать средства информатизации и новые информаци­онные технологии для решения практических задач в профессиональной деятельности. Управление процессом преподавания на базе современных технологий предполагает постоянный контроль каче­ства деятельности всех специалистов, участвующих в педагогическом процессе, с целью повышения эффективности образования. Применение инновационных технологий в учебном процессе необходимая составляющая современного обучения студентов. Работая с интерактивными и инновационными технологиями, преподаватель достигает эффективности освоения учебного материала. Необходимо помнить, что сверхсовременные ТСО не обеспечат необходимого эффекта, если они будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и разработки дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения.

 Инновационные методы обучения способствуют качественной подготовке специалистов, которые способны широко применять полученные знания на предприятиях.

 

Список использованных источников

1. Ватаманюк В.А. Создание и обслуживание локальных сетей. – СПб.:  Питер, 2008 – 304с.

2   Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Наука, 1981 — 186 с.

3.   Шкутина Л.А. Проектирование педагогических технологий в контексте развития личности / Подготовка специали­стов в условиях информационных технологий: Сб. науч. тр. / Под ред. В.В.Егорова. — Караганда, 2003. — С. 7-11.


Скачано с www.znanio.ru

Инновационные методы в процессе подготовки специалистов компьютерных специальностей

Инновационные методы в процессе подготовки специалистов компьютерных специальностей

Поэтому их профессиональное образование должно отражать основные особенности современных информационных и коммуникационных технологий

Поэтому их профессиональное образование должно отражать основные особенности современных информационных и коммуникационных технологий

Практически невозможно изучение компьютерных дисциплин без использования интерактивной доски или мультимедийного проектора

Практически невозможно изучение компьютерных дисциплин без использования интерактивной доски или мультимедийного проектора

Рис.2. Известно, что в системе работы по восприятию и усвоению нового материала у обучаемых ши­рокое применение находит метод лабораторных работ

Рис.2. Известно, что в системе работы по восприятию и усвоению нового материала у обучаемых ши­рокое применение находит метод лабораторных работ

Cisco Packet Tracer . Программное решение

Cisco Packet Tracer . Программное решение

Рис.3. Рис.4.

Рис.3. Рис.4.

Рис.5. По всем читаемым дисциплинам созданы и постоянно модернизируются электронные варианты курсов лекций и методических указаний, которые студенты мо­гут использовать в процессе самостоятельной работы

Рис.5. По всем читаемым дисциплинам созданы и постоянно модернизируются электронные варианты курсов лекций и методических указаний, которые студенты мо­гут использовать в процессе самостоятельной работы

Для создания тестирующих программ я пользуюсь конструктором тестов

Для создания тестирующих программ я пользуюсь конструктором тестов

Разработанная программа обеспечивает: хранение базы данных, комплексное тестирование большого количества пользователей, обеспечение безопасности базы данных

Разработанная программа обеспечивает: хранение базы данных, комплексное тестирование большого количества пользователей, обеспечение безопасности базы данных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2020