Инновационные приемы на уроках географии
Оценка 4.6

Инновационные приемы на уроках географии

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
география
9 кл—11 кл +1
29.03.2020
Инновационные приемы на уроках географии
использование инновационных технологий как средство повышения качества знаний обучающихся с ОВЗ на уроках географии
Методы и приёмы развития критического мышления.docx

Методы и приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках.

Критика-изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков
(С.И. Ожегов)

По мнению критиков-это поиск здравого смысла(как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений).

Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать её, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

Технология развития критического мышления предлагает определённые методы, приёмы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия. Существуют конкретные приёмы и стратегии работы на этапе вызова, на этапе осмысления и на этапе рефлексии.

Система приёмов организации стадий урока включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и её сочетание с парной и групповой работой.

Необходимо заметить, что в выборе приёмов для урока должны соблюдаться определённая последовательность и логика. Например, если на этапе вызова применялись «ключевые термины» или «перепутанные логические цепочки», то на этапе рефлексии целесообразно вернуться к выполненным до чтения текста заданиям и предложить учащимся повторно выстроить предложенные события или понятия в хронологической или причинно - следственной последовательности.

Разумеется, не все приёмы могут быть использованы в повседневной работе, но, вооружившись даже несколькими из них, учитель может повысить результативность учебного процесса, его эмоционально - мотивационный уровень.

Методы и приёмы стадии вызова

Мозговой штурм

Цель метода - активизация имеющихся знаний. Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме или проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет.

     Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

 

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

   

   

 

   Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться. 

Таблица  «Знаю, хочу узнать, узнал(а)»

Учитель объявляет тему, предлагает учащимся вспомнить информацию, которой они владеют по данной теме. Учащиеся заполняют первую часть таблицы (Знаю). Учитель предлагает учащимся высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме или из данного текста. Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (Хочу узнать). Во время изучения темы или чтения текста заполняется третья часть таблицы (Узнал(а)).  Данное задание может выполняться индивидуально, в парах и группах. В конце каждого этапа проводится коллективное обсуждение. Важная информация и наиболее интересные высказывания записываются в сводной таблице на доске или плакате. Данный прием обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

 

Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)

Методы и приёмы стадии осмысления.

Инсерт («Insert»)

I -  интерактивная «V» - уже знал

N -  размечающая «+» - новое

S -  система для «-» - думал иначе

E -  эффективного «?» - не понял, есть вопросы

R -  чтения и

T - размышления

Это маркировка текста значками по мере его чтения. Во время чтения учащиеся делают на полях пометки. В таблицу выписываются основные сведения из текста.

Таблица "Инсерт"

 

   " V "
   поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

   " + "
   поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

   " - "
   поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

   " ? "
   поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

 

 

V

+

-

?

Верные и неверные утверждения

Утверждения

До чтения

После чтения

 

 

 

 

 

 

 

Приём - таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»                                           Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.                               Поработав с текстом, учащиеся  заполняют таблицу информацией из текста.

 

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Методы и приёмы стадии рефлексии                                                                             Стратегия «Галерея»                                                                                                                                   После «Карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдаёт свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, определяется, какая группа дала лучший ответ.                                                                                         «Синквейн» Синквейн - это стихотворение, «представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И. Викентьева). Синквейн состоит из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на написание синквейна. Затем вместе с партнёром они из двух синквейнов составляют один, с которым будут согласны. После вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию. Для начала обучающимся  предложить составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой - поможет выбрать наиболее точные.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя - это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;                                                                                                   2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Анализируя уроки, проведенные с применением данной технологии или её элементов, можно отметить положительные моменты:

1. Практически все учащиеся включены в работу. Дети с низким уровнем познавательной активности с увлечением выполняют задания, отвечают.

2. Заинтересованность учащихся в результате своей работы делает их сплочёнными, способствует тому, что сильные учащиеся помогают слабым, так как учителем оценивается не только индивидуальная работа каждого ученика, но и работа группы в целом.

3.Каждому даётся возможность мыслить, планировать, рассуждать, рефлексировать.

4. Учитель становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.

5. Урок с применением данной технологии представляет собой опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

6. Методы, используемые в технологии развития критического мышления, способствуют переходу ученика из фазы заучивания, к сознательному и целенаправленному осмыслению информации. А это в свою очередь приведёт к развитию познавательных навыков.

Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Обучая школьников думать критически,  поощряю обучающихся к самостоятельному решению проблем, к поиску необходимых сведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

МКОУ «Озоно-Чепецкая школа-интернат»

 

 

 

 

 

 

 

                                  

Доклад по теме:

«Приемы технологии развития

критического мышления через чтение и письмо»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Луппова Валентина

 Александровна, учитель

первой  категории.

 

 

 

 

                                                  с. Чепца, 2018г.


 

Скачано с www.znanio.ru

Методы и приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках

Методы и приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках

Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (Хочу узнать)

Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (Хочу узнать)

Приём - таблица «Кто? Что? Когда?

Приём - таблица «Кто? Что? Когда?

Урок с применением данной технологии представляет собой опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении

Урок с применением данной технологии представляет собой опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении

МКОУ «Озоно-Чепецкая школа-интернат»

МКОУ «Озоно-Чепецкая школа-интернат»

с. Чепца, 2018г.

с. Чепца, 2018г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2020