Инновационные технологии обучения детей на занятиях художественной направленности
Любова А.И. зав.отделом
Дополнительное образование детей неотъемлемая часть системы образования, которая предоставляет детям дополнительные условия для развития их интересов и способностей, расширяет рамки занятий, стимулирует развитие творческих и познавательных активностей детей, помогает им «найти себя».
Работа педагогов художественно-эстетического отдела всегда отличалась широким спектром знаний, умений н навыков. Задача педагогов, не только научить попадать в ноты, двигаться в пространстве, играть на каком-либо инструменте, но и познакомить с историей создания произведения, костюма дать понятие временных и стилистических особенностей произведения.
В вокальном искусстве, это основные музыкальные понятия, нотная грамота, терминология, знакомство с историей эстрадной музыки, с известными музыкантами, оставившими след на музыкальном поприще; в хореографии учащиеся знакомятся с элементами классического, народного и детского танца, основами актерского и сценического мастерства, учатся импровизировать и выражать свои эмоции посредством движения; в работе с музыкальном инструментом педагогу важно охарактеризовать исторические корни данного инструмента, познакомить с известными мастерами, которые изготавливали инструмент или исполняли на нем.
Работа педагогов, это стремление объять необъятное, подготовить будущих специалистов, старающихся не останавливаться на достигнутом. Одна из главных задач - выведение дополнительное образования художественной направленности на уровень школы искусств. Поэтому на своих занятиях педагоги используют разнообразные виды и формы занятий. Создают новые идеи, используют инновационные технологии.
Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояния в другое. Нетрадиционное занятие – одна из форм организации обучения и воспитания детей. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития достаточна высока.
По результатам проведения мониторинга, стало известно, что использование нетрадиционных подходов в процессе занятий приносит положительные результаты. У обучающихся повышается мотивация, появляется дополнительный стимул и интерес к занятиям.
Новые формы и элементы внедрены в комплексную работу во всех направлениях отдела, но особо выделяются хореографическое и вокальное.
В современном мире хореографического искусства особое место занимает акробатика. Для знакомства с данной разновидностью хореографии, руководители коллективов предоставляют все базовые характеристики, манеру исполнения в разные временные промежутки, стилистику и др. Для того чтобы учащиеся могли выполнять более сложные элементы акробатики, а это перевороты без рук, большое значение имеет умение ориентироваться в пространстве.
С детьми младших и средних составов детского хореографического коллектива «Забава» (руководитель Беляева Елена Сергеевна) проучиваются базовые элементы (колесо: «замок», на локтях, с колена; перевороты назад и вперед, мост, шпагат, вертикальный шпагат с удержанием, рандат).
С детьми старшего состава Елена Сергеевна, разработав свою методику, использует более сложные формы акробатики: маховое колесо без рук и перевороты назад с упором на одну ногу. Все элементы выполняются в динамике и комбинируются в сложные танцевальные комбинации.
Для детей хореографического коллектива это направление является очень интересным, практически все дети выражают большое желание научиться этим элементам.
Конечно, сказываются разные способности детей, нехватка инвентаря (лягушки, маты), и пока лишь часть коллектива может выполнять сложные элементы, но все дети планируют развиваться дальше в этом направлении.
На занятиях по вокалу учащиеся знакомятся с широким спектром эстрадной музыки, историей создания того или иного произведения, вершинами мирового масштаба и т.д.
Для повышения мотивации у детей, для сплочения творческого коллектива, для расширения кругозора, творческого вдохновения, введены новые технологии, такие как программа Movavi Video Editor Plus. Она позволяет создавать видеоклипы песен, миниконцерты для родителей, поздравительные видеооткрытки к различным праздникам. Например, видеопоздравление ко дню пап, которое было размещено в инстаграмме Дворца творчества. Дети, которые участвуют в подготовке таких роликов, с удовольствием готовят дополнительный материал, положительный отклик данной работы есть не только от детей, но и от их родителей. В большей степени такую форму работы практикует коллектив «Радуга», монтажом занимается руководитель коллектива Савина Татьяна Викторовна.
Инновационные технологии обучения довольно часто являются помощниками в работе педагога, они дают возможность привнести что-то новое, интересное в процесс обучения.
Помимо инноваций, конечно же, в работе коллективов используются и классические формы занятий, что тоже приносит свои результаты. В качестве примера можно привести такие коллективы, как «Феникс», «Ritmix» и др. В этих коллективах нет проблем с наполняемостью, уровень развития детей повышается.
Подводя итог, можно сказать, что в художественно-эстетическом отделе используются и классические и инновационные формы работы. Главная цель - оставаться интересными и востребованными для детей и их родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.