Цель образования в нашей стране:
Раньше – дать прочные знания и довести их до умений и навыков путем тренинга (центрическая педагогика).На современном этапе – развитие личности, способной к самореализации и быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни в новых реалиях открытого общества (компетентностный подход).
Целью образования, в соответствии с системно-деятельностным подходом, является развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира с помощью организации системы универсальных учебных действий.
В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. ...
В основу выделения состава и функций универ-
сальных учебных действий для основного общего
образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных дейст-
вий, факторы и условия их развития, изученные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Л. Кольберга, Э. Эриксона, Л. И. Божович, А. К. Марковой, Я. А. Пономарёва, А. Л. Венгера, Б. Д. Эльконина, Г. А. Цукерман и др.
Заказ общества сегодня:
Обеспечить социальную адаптацию личности;
сформировать самостоятельную, социально – активную личность;
развить творческий потенциал личности.
Компетентный человек: умеющий с высокой долей эффективности применять свои знания на практике, успешно самореализующийся в современном обществе.
Решение этой задачи возможно благодаря
применению инновационных
технологий обучения
Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность
Мы должны развить очень важные в современном обществе навыки:
умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;
умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные) для решения своей задачи;
умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно;
умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи;
умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области.
Виды инновационных уроков
Выделяют следующие виды инновационных уроков:
урок с применением ИКТ;
уроки самостоятельной деятельности; исследовательские;
на основе групповой технологии;
проблемные;
дифференцированного обучения;
на основе проектной деятельности;
уроки-тренинги и др.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Урок с применением ИКТ
Урок с применением ИКТ – это качественно новый тип урока. Учитывая специфику преподавания предмета информатики, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ,
это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков
Цифровые образовательные ресурсы
В настоящее время появляется все больше и больше новых цифровых образовательных ресурсов. Их применение позволяет сэкономить время подготовки к уроку, выбрать тот материал, который в полной мере позволит понять новый материал, разнообразить проверку и закрепление материала. При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве.
В своей работе я использую ЦОР:
Исследовательский урок
Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.
В основе такого урока – организация практического лабораторного исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке сами ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения. Цель деятельности учащихся на исследовательском уроке – получение конкретного результата (продукта).
Уроки на основе групповой технологии
Целью применения групповой технологии на уроках является обеспечение активности учебного процесса. Групповая технология как коллективная деятельность предполагает:
взаимное обогащение учащихся в группе;
организацию совместных действий;
распределение начальных действий и операций;
коммуникацию, общение;
взаимопонимание;
рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Уроки на основе проектной деятельности
Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности.
Использование проблемных заданий на уроках информатики
Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:
факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).
Задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.
создание проблемной ситуации.(мотивация )
(Листья зеленые. Гриб подосиновик. Летучая мышь.)
Средство разработки - среда графического программирования LabVIEW
Технология использования в обучении игровых методов
Технология использования в обучении игровых методов. Это могут быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Эта технология обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие учебных умений и навыков.
Использование игровой деятельности в современной школе
технология внеклассной работы
самостоятельная технология для освоения темы учебного предмета
элемент более общей технологии
целый урок или часть урока
Формирование ключевых компетенций учащихся посредством игровой деятельности
способности мобилизовать в определённой ситуации полученные знания и опыт
способности эффективно действовать за пределами ситуаций, тем, изучаемых в учебном процессе
умения действовать самостоятельно, нести личную ответственность, занимать рефлексивную позицию
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.