«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
Оценка 4.6
Плакаты
docx
труд
11 кл +1
17.03.2018
Актуальность данной разработки не вызывает сомнения, содержание инструкционно - технологических карт содержит информацию, обеспечивающую правильность выполнения трудовых операций, действий, их последовательность, качество работы, соответствуют рабочей программе и квалификационной характеристике профессии.
Содержание методической разработки соответствует требованиям, предъявляемым к уровню профессиональной подготовки учащихся по профессии ОК 016-94 «19727» штукатур - «13450» маляр.Резонен вопрос: а можно ли обучать без инструкционных карт? Конечно, можно. Но при наличии инструкционной карты качество обучения выше. Во-первых, наличие карт повышает оперативность инструктирования учащихся, особенно на первых порах освоения новых для них трудовых приемов, способов, видов работ. Во-первых, инструкционные карты составляются высококвалифицированными специалистами как в области собственно профессии, так и в методическом плане, в силу этого раскрывают наиболее эффективные способы труда и методическую сторону обучения учащихся. В этом смысле инструкционные карты являются своеобразным учебным пособием для начинающих мастеров производственного обучения.
технологические карты.docx
Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования «Георгиевский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Инструкционно технологические карты как средство
организации самостоятельной работы учащихся»
Выполнил: мастер производственного обучения
Силин Юрий Викторович
г. Георгиевск
2015г.
1 на методическую разработку: «Инструкционно технологические карты
по профессии «ОК 01694 «19727» штукатур «13450» маляр »
как средство организации самостоятельной работы учащихся
РЕЦЕНЗИЯ
на занятиях учебной практики
формированию технологической грамотности,
Актуальность данной разработки не вызывает сомнения, содержание
инструкционно технологических карт содержит информацию,
обеспечивающую правильность выполнения трудовых операций, действий, их
последовательность, качество работы, соответствуют рабочей программе и
квалификационной характеристике профессии.
Содержание методической разработки соответствует требованиям,
предъявляемым к уровню профессиональной подготовки учащихся по
профессии ОК 01694 «19727» штукатур «13450» маляр.
и способствует
профессиональной самостоятельности.
Инструкционно технологические карты, представленные в методической
разработке, имеют большое практическое значение, могут быть использованы
как на учебном занятии, так и для контроля и коррекции практических
навыков учащихся в ходе учебной и производственной практики на
предприятиях Георгиевского района.
Благодаря тому, что в инструкционно технологических картах указаны
правила техники безопасности, инструменты и приспособления необходимые
для осуществления технологического процесса, указаны способы контроля
качества, данные материалы могут использоваться для самостоятельного
изучения учащимися отдельных тем, работы в индивидуальном режиме, для
контроля, само – и взаимоконтроля результатов учебной деятельности.
Методическая разработка предназначена для преподавателей спец. дисциплин
и мастеров производственного обучения строительного профиля. Раскрывает
возможности творческого использования инструкционно технологических
карт на вводном, текущем и заключительном инструктажах с целью
активизации учебнопроизводственной деятельности учащихся на занятиях
учебной практики.
В целом работа имеет практическую направленность и рекомендована
методическим объединением ГБОУ СПО «Георгиевский колледж» к
использованию в образовательном учреждении.
Старший мастер
2 по производственному обучению
ГБОУ СПО «Георгиевский колледж» А. П. Зеркалеев
ПОЯСНИТЕЛНАЯ ЗАПИСКА
Инструкционно технологическая карта–это средство организации
самостоятельной работы учащихся, включающее, помимо содержания,
свойственного технологической карте, указания и положения о правилах
выполнения работ.
В период изучения отдельных трудовых операций (операционный период),
когда учащиеся только начинают освоение профессии, когда у них
отсутствуют профессиональные умения и навыки, не сформированы
профессионально значимые качества, когда для учащихся все изучаемое
является новым, непонятным, когда учащиеся нуждаются в подробных
инструкциях.
После овладения учащимися основными трудовыми
операциями, в период, когда учащиеся начинают выполнять простые
комплексные работы, когда они отрабатывают несложную технологическую
последовательность трудовых операций, их соединение, но необходимость в
пояснениях, инструкциях не отпала, в этот период целесообразнее всего
использовать инструкционно технологические карты.
Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и
самостоятельности учащегося даёт такая организация применения карт, когда
они имеются у каждого учащегося на рабочем месте. Такая индивидуализация
позволяет учащемуся многократно, независимо от других, обращаться к
указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых
условиях работы. Имея “под рукой” инструкцию, учащийся может постоянно
контролировать свои действия и осознанно их корректировать.
Необходимо также иметь инструкционную карту большого размера, как
пособие при проведении вводного инструктажа со всей группой учащихся.
Идентичное применение документа письменного инструктирования в качестве
наглядного пособия (плаката) и каждым учащимся в качестве
индивидуального пособия помогает однозначному толкованию учебного
материала, формированию не просто трудового умения, а именно навыка
выполнения той или иной трудовой операции, что является значимым при
подготовке квалифицированного рабочего.
Необходимость использования документов письменного инструктирования
вызвана рядом причин:
вопервых, во все возрастающими требованиями к качеству подготовки
квалифицированных рабочих;
1.
3 2.
3.
вовторых,
нехваткой времени для эффективного управления
процессом производственного обучения учащихся проведения
индивидуального инструктирования.
при
длительности урока производственного обучения 6 часов на
индивидуальную работу мастера с каждым из 25 учащихся приходится всего
810 мин.);
(Исследования показали,
втретьих, невозможностью использовать на рабочих местах учащихся
изданные в виде книг руководства для подготовки квалифицированных
рабочих ряда профессий, в том числе по профессии «Мастер отделочных
строительных работ».
На наш взгляд, применение инструкционно технологических карт во многом
расширяет возможности мастера в управлении процессом обучения. Это
обеспечивается, прежде всего, тем, что учебная информация в документах
письменного инструктирования дается в заранее намеченной, четко
выраженной системе. Письменное инструктирование создает благоприятные
условия для определенной стандартизации сообщаемой информации.
Применение инструкционно
являющейся
самостоятельным источником информации, как показывает опыт, дает
возможность в значительной степени решить вопрос об эффективном
инструктировании каждого учащегося, повысить самостоятельность учащихся
в процессе обучения.
Применение инструкционно технологических карт способствует расширению
и укреплению связи теории и практики.
технологических карт,
ИНСТРУКЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ, КАК
СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
УЧАЩИХСЯ
Опытные мастера обычно начинают изложение с краткого вступления. В нем
дается общее представление о сущности и практическом значении темы, и
определяются узловые вопросы предстоящего изложения. Все изложение
должно быть последовательным, логически стройным, вестись просто и
доступно. Важно, чтобы учащимся была ясна связь рассматриваемых
вопросов.
Например, при рассмотрении какойнибудь операции мастер вначале говорит
о ее назначении, целях и сравнивает ее с операциями, уже известными
учащимся, подчеркивая сходство и различия. Исходя из назначения операции,
он дает ей общую характеристику, выделяя составные ее части. Это
направляет внимание учащихся на подробное изучение отдельных частей
операции, на ее анализ.
4 После разбора операции по частям мастер вновь рассматривает операцию в
целом, но уже более конкретно, в целом, т. е. переходит к синтезу.
Объяснение всегда сопровождается демонстрацией наглядных пособий,
разбором технической документации, имеющихся в наличии документов
письменного инструктирования – инструкционных и технологических карт,
показом трудовых действий.
Везде, где это возможно и целесообразно, следует использовать проблемное, а
не догматическое изложение материала. При этом мастер не преподносит
сразу готовые выводы, а, формулируя задачу, вскрывает трудности и
противоречия, возникающие при ее решении, раскрывает причинно
следственные связи, рассуждает, доказывает, приводит доводы. Этим самым
мастер втягивает и учащихся в коллективное думанье.
Сильно затрудняет инструкторскую деятельность преподавателя и мастера
(обычно лабораторнопрактические работы проводятся ими совместно). Вот
здесь на помощь им и приходят инструкционные карты, в которых достаточно
подробно раскрыты порядок и необходимые инструктивные указания для
рационального выполнения учащимися соответствующих заданий.
При обучении учащихся в городских профессиональных учебных заведениях
промышленным, строительным и другим профессиям документы письменного
инструктирования применялись гораздо реже. Причин здесь несколько. Во
первых, издательства, выпускающие литературу для профессиональных
учебных заведений, издавали весьма мало такой документации, объясняя это
отсутствием предложений от возможных авторов и экономической
невыгодностью таких изданий.
Вовторых, непосредственно в учебных заведениях документы письменного
инструктирования также разрабатывались недостаточно интенсивно и
эффективно, так как это требовало определенной квалификации их
потенциальных разработчиков.
Централизованно издательствами были изданы комплекты инструкционных
карт только для обучения обще слесарным, фрезерным, токарным,
электромонтажным, швейным и некоторым общестроительным работам.
Считалось, что личного инструктирования учащихся мастером вполне
достаточно для успешного овладения учащимися основами профессии. С
такой точкой зрения на процесс производственного обучения, особенно на его
начальных этапах, никак нельзя согласиться.
Каково же место и назначение документации письменного инструктирования
в процессе производственного обучения, прежде всего в создании и
поддержании у учащихся эффективной ориентировочной основы их
правильной и качественной учебнопроизводственной деятельности?
При всей доходчивости, понятности, полноте вводного инструктирования
учащихся мастером запомнить прочно учащимся не удается, чтобы свободно
руководствоваться этим в процессе выполнения учебнопроизводственных
5 работ. Это восполняется в ходе текущего инструктирования учащихся.
Однако, мастер объективно не в состоянии оказать своевременно
необходимую помощь всем нуждающимся в ней учащимся: на когото он не
обратил внимания, ктото не обратился и пытается сам выполнить
осваиваемые действия и т. п. Для избегания таких ситуаций и применяется
документация письменного инструктирования специальные учебные
инструкции, в которых в словесной и графической форме даются
необходимые пояснения о порядке, структуре, правилах, критериях
успешности выполняемых упражнений.
Для практики производственного обучения, прежде всего в учебных
мастерских и лабораториях, характерны следующие основные виды
документов письменного инструктирования:
инструкционные карты применяются при освоении и отработке трудовых
приемов, способов, операций, видов работ;
инструкционно технологические и технологические карты – применяются
при выполнении учащимися учебнопроизводственных работ комплексного
характера;
учебные алгоритмы применяются на различных этапах учебного процесса.
Особое место среди документов письменного инструктирования занимают
инструкционные карты. Применение их во многом способствует освоению
учащимися основ профессии, что впоследствии обеспечивает освоение
профессии, специальности в целом.
В инструкционных картах представлена информация двух видов:
словесная информация – описание наиболее рациональной
последовательности, правилрекомендаций и указаний о выполнении
изучаемых приемов и способов, правил и критериев контроля и самоконтроля
выполняемых действий, правил и способов безопасности при выполнении
действий, указания о применяемых средствах выполнения трудовых действий;
графическая рисунки, схемы, графики и др. Таким образом,
инструкционная карта дает построчно развернутую ориентировочную основу
деятельности учащихся при освоении соответствующей изучаемой трудовой
операции, вида работы.
Резонен вопрос: а можно ли обучать без инструкционных карт? Конечно,
можно. Но при наличии инструкционной карты качество обучения выше. Во
первых, наличие карт повышает оперативность инструктирования учащихся,
особенно на первых порах освоения новых для них трудовых приемов,
способов, видов работ. Вопервых, инструкционные карты составляются
высококвалифицированными специалистами как в области собственно
профессии, так и в методическом плане, в силу этого раскрывают наиболее
эффективные способы труда и методическую сторону обучения учащихся. В
этом смысле инструкционные карты являются своеобразным учебным
пособием для начинающих мастеров производственного обучения.
6 Вопервых,
Инструкционные карты представляют изучаемый трудовой процесс в
методически обработанном виде. Поэтому документацию письменного
инструктирования следует рассматривать и использовать не только как
учебную документацию для учащихся, но и методическую документацию для
мастера производственного обучения.
Одним из требований к разработке инструкционных карт является
соответствие их содержания учебной программе. При этом хотелось бы
обратить внимание на необходимость анализа содержания программного
материала и определения на этой основе структурного построения
инструкционной карты.
необходимо четко выделить
«законченные» содержательные части программного материала (назовем их
упражнениями), дать каждому упражнению соответствующее название,
расположить упражнения в порядке изучения с соблюдением преемственности
и повышения сложности. Вовторых, важно оценить новизну и сложность
учебного материала, предусмотренного учебной программой, отобрать
действительно новые и требующие специального разъяснения,
предусмотренные к изучению трудовые приемы и способы, виды работ,
которые и включить в карту. Ранее изученные простые для освоения трудовые
приемы и способы работы в карту включать нет необходимости. Это позволят
сделать карту более компактной и удобной для пользования. Втретьих, на
основе анализа учебного материала учебной про граммы необходимо наметить
рациональную последовательность раскрытия в карте приемов и способов
операции, имея в виду, что в программе только перечислены подлежащие
освоению составные части учебной операции темы программы; наиболее
рациональный порядок их освоения определяет мастер, в данном случае
составитель инструкционной карты.
Инструкционная карта раскрывает изучаемую операцию с двух позиций: «что
делать» и «как делать». Главное в инструкционной карте «как делать» в
этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу раздела
карты «порядок выполнения упражнений». В этом и состоит сложность
разработки инструкционных карт. Инструктивные указания и пояснения в
карте необходимо формулировать четко, сжато, максимально доходчиво,
наглядно, но в то же время полно по содержанию. Это требует определенного
навыка, что доступно далеко не каждому мастеру производственного
обучения. Надо не только знать и уметь делать, но и уметь педагогически
грамотно, убедительно и доходчиво излагать суть указаний и рекомендаций.
Поэтому так мало инструкционных карт разрабатывается непосредственно в
учебных заведениях. Однако это не означает, что с таким положением нужно
смириться и не пытаться создавать инструкционную документацию
письменного инструктирования непосредственно в учебных заведениях. Во
первых, хорошо писать, можно научиться, и к этому надо стремиться. Во
вторых, на первых порах, а быть может, и не только на первых хороший
7 эффект может дать сотрудничество в подготовке инструкционной
документации опытного методиста и опытного мастера, владеющего развитым
профессиональным и педагогическим мастерством.
Важна также рациональная методика использования инструкционных карт на
уроках, имея в виду ценность их на первоначальных, самых важных этапах
производственного обучения, когда у учащихся закладывается база,
фундамент будущей профессии. А каков фундамент, таково и возводимое на
нем здание.
Способ использования инструкционных карт дает наибольший эффект, если
они имеются у каждого учащегося на его рабочем месте, имея в виду, что
упражнения по отработке трудовых приемов и способов изучаемой операции
проводятся, как правило, фронтально. У мастера при этом должна быть такая
же карта, выполненная в крупном масштабе (обычно 800x1000 мм),
используемая в качестве пособия при проведении вводного инструктажа.
Очень важно, чтобы содержание инструктивных указаний и пояснений,
содержащиеся в карте, органически было «вплетено» в содержание вводного
инструктирования учащихся мастером.
Ни в коем случае нельзя допускать такого положения, когда инструктаж –
сам по себе, а карта – сама о себе. Тогда ею учащиеся пользоваться не будут,
так как наглядно видят, что мастер обходится без нее. Если же мастер каждое
свое пояснение и указание будет подтверждать ссылкой на соответствующие
пояснения и указания карты, больше того, если мастер будет идти от карты к
собственным пояснениям – тогда учащиеся наглядно будут убеждаться в
нужности и полезности карты.
Особо важно учить учащихся пользоваться картой, имеющейся на их рабочих
местах, в процессе выполнения упражнений по отработке соответствующих
трудовых приемов и операций.
Если мастер в ходе текущего инструктирования обнаружил, что учащийся
чтото выполняет не так, как было показано и что пояснено в карте, то не
следует сразу указывать ему на ошибку, а предложить внимательно прочитать
соответствующие пояснения в карте и самостоятельно исправить ошибку. Так
же следует поступать, если учащийся сам обращается к мастеру за
повторными пояснениями. Подобная методика обучения с применением
инструкционных карт постепенно приучит, привьет «вкус» учащимся к
использованию учебной документации не только на начальных периодах
обучения, но и в дальнейшем, когда основным документом письменного
инструктирования будет уже не инструкционная, а технологическая
документация.
Другой типичный документ письменного инструктирования, используемый в
производственном обучении,
инструкционно технологические и
технологические карты. Такие карты являются фактически технологической
документацией, применяемой на предприятиях для соответствующих
8 профессий, приспособленной для учебных целей. На предприятиях
технологическая документация имеет разные названия: инструкции,
технологические, маршрутные, операционные карты, технологические
графики и т. п. Суть их от этого не изменяется все они в более или менее
подробном изложении раскрывают последовательность обработки,
изготовления, ремонта, наладки, обслуживания и т. п. технологического
оборудования. В учебных целях технологические карты (или карты
технологического процесса) обычно разрабатываются для учебно
производственных работ в целях дальнейшей отработки ранее изученных
трудовых приемов и способов работы, характерных для соответствующей
профессии, специальности, освоения учащимися специфики выполнения
реальных трудовых процессов, совершенствования основ профессионального
мастерства и являются более подробными по сравнению с производственной
документацией.
На первых порах включения в учебный процесс работ комплексного
характера обычно применяются инструкционно технологические карты, в
которых наряду с раскрытием рациональной последовательности выполнения
учебнопроизводственных работ «законченного» характера даются
необходимые для правильного их выполнения инструктивные указания и
пояснения, аналогичные инструкционным картам. Более широко применяются
технологические карты (без инструктивных указаний и пояснений),
раскрывающие рациональную последовательность технологических операций,
переходов,
инструментарий,
приспособления и т.п.), наиболее рациональные режимы и параметры,
контрольнопроверочные операции.
Инструкционно технологические и технологические карты преимущественно
разрабатываются непосредственно в учебных заведениях, имея в виду, что они
отражают реальный трудовой процесс, предполагающий определенные
реальные условия учебного заведения: материальное оснащение, материалы и
заготовки, инструментарий, технические требования и конечные параметры.
Информация в инструкционно технологических и технологических картах,
как и в инструкционных, представляется двух видов: словесная и
графическая эскизы обработки, схемы, диаграммы и т. п. При разработке
карт на изготовление «вещественной» продукции (изделия и детали,
характерные для токарей, слесарей, электромонтажников, портных и т. п.)
возможно вместо поэтапных эскизов на щиты с картами в соответствующих
местах помещать натуральные объекты (образцы) работ, обработанных в
соответствующей стадии технологического процесса. Это придает карте
большую наглядность и действенность, так как в этом случае учащиеся не
только руководствуются картой в определении последовательности
обработки (изготовления), но имеют возможность сравнить свою работу с
образцом.
техническое оснащение (оборудование,
9 Методические приемы использования технологических карт на уроках
производственного обучения в принципе не отличаются от использования
инструкционных карт. Особенность их использования заключается в том, что
при проведении вводного инструктажа подробно рассматриваются и
иллюстрируются инструкционно технологическими или технологическими
картами технологии выполнения наиболее типичных для данного урока
учебнопроизводственных работ. Порядок и особенности выполнения
основных, наиболее сложных технологических операций и переходов других
работ, на которые нет технологических карт, мастер объясняет устно с
необходимыми демонстрациями. В процессе выполнения этих работ в ходе
урока на правильность соблюдения рациональной технологии их выполнения
обращается особое внимание.
10 ЛИТЕРАТУРА
1. Гончаренко А.Б. Отделочные работы. Ростов на Дону. 2000
2. Долгих А.И. Отделочные работы. М.. 2006
3. Зубрилина С.Н. Справочник штукатура Ростов на Дону. 2002
4. Ивлиев А.А. Отделочные работы. Москва. М..2002
5 Смирнова П.С. Гипсокартон шаг за шагом. М.. 2007
6. Панова Е.А. Современные строительные материалы М.. 2004
7. Соколов А.А. Современный ремонт. СПБ.. 2000
8. Артамонова Л.С. Связь обучения с производством при повышении
квалификации. М, 1998.
9. Белоусов Е.Д. Технология малярных работ. М, 1998.
10 .Вершинина О.С. Малярные и штукатурные работы. М, 1995.
11.Куприянов А.А. Проверка и оценка знаний по спец. предметам. М,
1999.
12. Лебедев М.М. Справочник молодого штукатура. М, 1997.
13.Назарова Г.Д. Школа молодого мастера. М, 1998.
14. Омельяненко Б.Л. Проблемы подготовки квалифицированных
рабочих. М. 1996.
15. Фирсенко Н.П. Руководство по производственному обучению
маляров. М, 1999.
16. Шустикова Е.И. Организация контроля учебным процессом. М, 1998.
11 14.
ГБОУ СПО «Георгиевский
колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ИНСТРУКЦИОННО
по профессии
«ОК 016-94 «19727»
штукатур - «13450» маляр»
102
3
дог
12 1. ОК 01694 «19727» штукатур «13450» маляр ОК 01694 «19727» штукатур «13450» маляручебник. – Москва:
ИНСТРУКЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
СОСТАВЛЕНЫ ПО СЛЕДУЮЩИМ ТЕМАМ ПРОГРАММЫ:
1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ШТУКАТУРНЫХ РАБОТАХ.
2.ВИДЫ ШТУКАТУРОК.
3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАЛЯРНЫХ РАБОТАХ.
4. ВЫПОЛНЕНИЕ МАЛЯРНЫХ РАБОТ РАЗЛИЧНОЙ СЛОЖНОСТИ.
13 Инструкционно – технологическая карта №1
ТЕМА: «Провешивание поверхностей»
Содержание
Провешивание вертикальных поверхностей отвесом.
Провешивание поверхностей уровнем с правилом.
Провешивание поверхностей гибким уровнем.
Нанесение горизонтальных линий на стены.
Карта предусматривает организацию обучающего трудового процесса в
производственных мастерских и на строительных объектах во время
производственной практики,
при провешивании вертикальных и
горизонтальных поверхностей перед оштукатуриванием различными
инструментами
• Применение приемов труда, рекомендуемых в настоящей карте, способствует
более быстрому и качественному их усвоению, снижению трудовых затрат,
повышению культуры производства, улучшению качества работ.
• Умение пользоваться картой дает возможность учащемуся повысить
производительность труда, при выполнение ученической нормы или полной
рабочей нормы на практике.
• Помогает вырабатывать трудовую дисциплину.
Подготовка рабочего места
обязательной
Подготовка рабочего места является
при любых
отделочных работах
Мастер распределяет между учащимися обязанности по организации
рабочего места:
1. Учащиеся подносят необходимый инструмент, инвентарь, приспособления;
2. проверяют исправность ручного и электрифицированного инструмента и
оборудования;
3. устраивают средства подмащивания;
4. после окончания работ инструмент кладут на определенное для него место.
Измерительный инструмент требует особо бережного отношения. При
неровных поверхностях толщина штукатурного слоя в различных местах
будет разная, для того чтобы избежать этого и определить толщину
штукатурного слоя в том или ином месте, всю оштукатуриваемую
поверхность предварительно провешиваем.
14 ИТК 1 Провешивание поверхностей
ПРОВЕШИВАНИЕ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ОТВЕСОМ
Последовательность и технология
выполнения приемов
Образцы
выполнения приемов
Инструмент,
инвентарь,
материалы
средства
подмащивания.
Молоток
штукатурный,
отвес, гвозди, шнур.
Штукатурный
топорик – молоток
Штукатурный
молоток
Строительные отвесы
Шнур малярный
поверхностина
В
верхнем
когда
отвес
левом углу на
которое шнурок
стены,
а)
расстоянии 3040см. от потолка и лузга забивают
гвоздь 1так, чтобы его шляпка отстояла от
поверхности стены на толщину штукатурки можно
принять это расстояние На
(2,5см);
б) от шляпки гвоздя на шнурке
опускают отвес;
в) на расстоянии 3040см. от пола забивают гвоздь
2. Шляпка гвоздя отстает от
расстояние, на
отстаёт
от
находится в спокойном состоянии;
г) если высота стены более 2,5м, то забивают
промежуточный гвоздь. Этот гвоздь устанавливают
по шнуру,
натянутому на первый и второй гвозди;
д) в правом углу в той же
последовательности и на таком же
расстоянии от
забивают гвозди 3 и 4;
ж) забив крайние гвозди, проверяют ровность всей
поверхности. Для этого натягивают шнур между
гвоздями 1 и 3, 2 и 4;
з) если шнур касается стены, то гвозди необходимо
вытащить и з стены, чтобы между выпуклостью
стены и шнуром было пространство, равное
толщине штукатурки;
и) расстояние между гвоздями должно оставлять
1…3м, поэтому при большой длине поверхности по
натянутым шнурам забивают гвозди 5 и 6, 7 и 8.
Промежуточные гвозди забивают по одной прямой
– друг под другом
можно проверить точность поверхности натянув
шнуры по
диагонали между гвоздями 1 и 4, 3 и2.
угла и потолка
15 ПРОВЕШИВАНИЕ ПОВЕРХНОСТЕЙ УРОВНЕМ С ПРАВИЛОМ
Стены
Уровнем с правилом стен
провешивают в той последовательности,
как и отвесом:
а) для работы уровень укрепить
проволокой или шпагатом на правиле,
длина которого должна быть на 50 –
100мм меньше высоты помещения;
б) в верхнем углу стены вбивают гвоздь
1 на толщину штукатурки;
в) 2 гвоздь у низа стены вбивают
произвольно;
г) к вбитым гвоздям прикладывают
правило с уровнем (если визир уровня
стоит неправильно,
то воздушный
пузырёк его окажется сдвинутым в
сторону от центральной риски. В этом
случае нижний гвоздь надо
забить или вытащить на такую величину,
чтобы воздушный пузырек
визира установился точно между
рисками деления);
д) затем между этими двумя гвоздями
вбивают 3, шляпка, которого должна
находиться в одной плоскости с ранее
вбитыми гвоздями, т.е. правило должно
лежать точно на трех гвоздях;
е) в следующем углу стен по уровню
набивают второй ряд гвоздей. По ним
натягивают
проверяют
поверхности и забивают промежуточные
гвозди.
шнур,
Правило,
строительный уровень,
проволока, гвозди
Строительный уровень
16 Штукатурный молоток
Разметочный шнур
Потолки
2
это сделать
До провешивания проверяю плоскость
потолка:
а) по углам потолка вбивают четыре
гвоздя, шляпки которых должны
отстоять от плоскости потолка на
расстоянии, равном толщины
штукатурки;
б) по шляпкам гвоздей натягивают
шнур;
в) имеющиеся выпуклости
срубают, если
невозможно, гвозди вытаскивают
настолько, чтобы в самом выпуклом
месте расстояние от шнура д
выпуклости было равно минимально
допустимой толщины штукатурки);
г) провешивание начинают с самого
выпуклого места, куда забивают гвоздь
1;
д) на расстоянии 23м от вбитого на
выпуклом месте гвоздя вбивают
и на шляпке гвоздей
гвоздь
устанавливают правило с уровнем ( если
визир уровня находится точно в центре,
то гвозди оставляют; если визир
показывает отклонение, то 2
вбитый гвоздь забивают или
вытаскивают на величину,
необходимую для того, чтобы визир
установился в точном положении без
отклонений);
е) на таком же расстоянии от 2 гвоздя
вбивают 3 гвоздь, правило с уровнем
кладут на 2 и 3 гвозди (точность
установки уровня регулируется только
3 гвоздём);
ж) За 3 гвоздем забивают 4 и т.д.
17 ПРОВЕШИВАНИЕ ПОВЕРХНОСТЕЙ ГИБКИМ УРОВНЕМ
Гибкий уровень
(водяной), гвозди, шнур,
карандаш, молоток,
подмости
Потолки
а) По углам потолка вбивают гвозди на
предполагаемую толщину
штукатурки;
б) по диагоналям натягивают шнур,
проверяя горизонтальность потолка
18 (если шнур касается потолка, значит, в
этом месте имеется выпуклость и там
надо забить 1 постоянный гвоздь на
толщину штукатурки и от него вести
провешивание);
в) с помощью шнура пробивают по
потолку линии, и по этим линиям
набивают гвозди на нужно расстоянии
один от другого;
г) один конец уровня
или его
стеклянную трубку прижимают к
постоянному гвоздю 1, а другой конец
приставляют к другим забитым гвоздям
по очереди (если вода в трубках будет
находиться на одном уровне или на
одних и тех же делениях, то гвоздь
забит точно);
д) если уровень показал отклонения, то
гвоздь вытаскивают или забивают,
работая одной рукой;
е) если потолки не гвоздимые, то 1
йгвоздь
можно вбить при помощи
растворной или деревянной марки.
Гибкие уровни с
пластмассовыми колбами
Назначение и эффективность применения карты
19 Нанесение горизонтальных линий на
стены
Водяной уровень применяют для
переноса отметок по горизонтали на
большие расстояния; при работе
нельзя перегибать шланг водяного
уровня.
а) Снимают с трубок пробки;
б) уровень заполняют водой, следя за
тем, чтобы ни в шланге, ни в трубках не
было пузырьков воздуха;
в) пробки устанавливают на место;
г) уровень переносят к рабочему месту и
кладут в горизонтальное положение ( при
этом вода не должна вытекать из
уровня);
д) чтобы перенести отметку чистого
пола, её перемещают по стене на 1м
вверх ( у пола работать с уровнем
неудобно) и отмечают мелом,
маркером…;
е) первый учащийся прикладывает
20 к метровой
визирную трубку (А)
отметке, а второй
подносит вторую
трубку (Б) к месту предполагаемого
переноса отметки;
ж) пробки с трубок снимают, иначе вода
в уровне не будет двигаться;
з) уровень воды в
трубке (А)
совмещают с метровой отметкой;
карандашом,
и) вода в спокойном состоянии в трубке
(Б)
покажет уровень переносимой
отметки, второй учащийся отмечает его
поверхности
погрешность работы водяного уровня
составляет 1мм);
к) размёточным шнуром, натёртым сухим
пигментом, между отметками отбивают
линию, расположенную на 1м выше
отметки чистого пола.
21 Тема: «Нанесение раствора на поверхности способом набрасывания
различными инструментами»
Содержание
(cid:190) Набрасывание раствора на поверхности кельмой с сокола.
Набрасывание раствора на поверхности кельмой из растворного ящика.
Набрасывание раствора на поверхности штукатурным
ковшом.
Назначение и эффективность применения карты
1.Карта предусматривает организацию обучающего трудового процесса в
производственных мастерских и на строительных объектах во время
производственной практики, при нанесении раствора на поверхности
способом набрасывания различными ручными инструментами.
• Применение приемов труда, рекомендуемых в настоящей карте, способствует
более быстрому и качественному их усвоению, снижению трудовых затрат,
повышению культуры производства, улучшению качества работ.
• Умение пользоваться картой дает возможность учащемуся повысить
производительность труда, выполнение ученической нормы или полной
рабочей нормы на практике.
• Помогает вырабатывать трудовую дисциплину.
обязательной
Подготовка рабочего места является
при любых
Подготовка рабочего места
отделочных работах
Мастер распределяет между учащимися обязанности по организации
рабочего места:
2. учащиеся подносят необходимый инструмент, инвентарь, приспособления;
3. проверяют исправность
электрифицированного
ручного
и
инструмента
и оборудования;
4. устраивают средства подмащивания;
5. замешивают раствор нужной консистенции;
6. после окончания работ очищают рабочий инструмент и инвентарь от
раствора, моют и кладут на определенное для него место
Для работы необходим штукатурный ящик, который устанавливается как
можно ближе к оштукатуриваемой поверхности.
22 ИТК 2 Нанесение раствора на поверхности способом набрасывания
различными инструментами
Инвентарь, инструменты,
Последовательность и
Образцы выполнения
материалы
технология
выполнения приёмов
приёмов
НАБРАСЫВАНИЕ РАСТВОРА КЕЛЬМОЙ С СОКОЛА
23 Растворный ящик с глиняным
раствором,
сокол,
штукатурная кельма, емкость
с водой для смачивания
поверхности,
окамелок, средства
подмащивания
кисть
сокол
Кисть окамелок
растворный
ящик
Сокол берут в левой
руку, а в правую –
штукатурную кельму.
Подходят к ящику и
становятся так, чтобы
правая нога была ближе
к ящику, а левая
отставлена назад. Сокол
одной стороной кладут на
борт ящика с раствором,
приподняв
противоположную
сторону сокола на8
10см (когда работать,
приходится с жидким
раствором, то
необходимо держать
сокол почти
горизонтально).
Сторона сокола,
приподнятая вверх, при
этом опирается на руку,
что придает
устойчивость соколу и
рука устает меньше.
Кельмой забирают
порцию раствора из
ящика, накладывают его
быстрыми движениями
на сокол, рядами
начиная с верхней
приподнятой части
После того, как раствор
набран на сокол,
требуется очистить рая к
сокола от его излишков.
При нанесении раствора
на стены, сокол держат
на уровне низа
Правильная хватка кельмы
24 забрасываемой
поверхности н а
расстоянии 2530см от
неё.
С сокола раствор забираю
правым ребром кельмы
или её концом, так чтобы
кельма двигалась от края
сокола (от себя) к его
середине. При этом
сокол держат слегка
наклонно к стене (это
удобно для работы и
предохраняет руку от
попадания на неё
раствора).
Одновременно надо
следить за тем, чтобы
раствор не стекал и не
падал на пол.
25 При выполнении броска кельмой
работает не вся рука, а только
кисть.
•
кельмой и резко её остановить.
Для этого надо сделать взмах
•
Резкость взмаха определяется
нужной толщиной наносимого слоя и
густотой раствора. К примеру, когда
необходимы толстые броски, взмах
должен быть слабым. А когда нужны
тонкие броски, взмах кельмой
необходимо сделать резким.
Взмах должен быть не очень
•
сильным. Так как от резкого толчка
раствор сильно разбрызгивается.
Кельмы
Растворный ящик
Каждый
•
укладывают рядом с предыдущем
новый шлепок
Выдерживают одинаковую
•
толщину шлепка по всей
поверхности (отскок раствора от
поверхности должен отсутствовать)
26 В зависимости от места нанесения,
раствор набрасывают из разных
положений и уровней.
Оштукатуривая стены,
раствор наносят:
слева направо,
справа налево;
•
•
• на уровне головы или несколько
выше;
• на уровне пояса;
• у пола или подмостей самое удобное
слева направо
положение
справа
набрасывание раствора
налево
27 Оштукатуривая потолки раствор
набрасывают:
• через голову (броски ложатся за
спиной штукатура)
• через плечо(броски ложатся за
спиной штукатура)
• над собой (раствор ложиться почти
над головой, но взмах кельмы должен
быть направлен немного вправо;
• от себя (взмах кельмы и броски
раствора направляют вперед от
штукатура).
Подмости
При нанесении раствора следует
выбирать такое положение, при
котором брызги не летели бы в
сторону работающего рядом
штукатура.
НАБРАСЫВАНИЕ РАСТВОРА КЕЛЬМОЙ ИЗ РАСТВОРНОГО ЯЩИКА
Кельмой из ящика раствор набрасывают так же, как и с сокола. При этом используют легкий ящик
на передвижной тележке. Работу организуют следующим образом:
28 Растворный ящик с глиняным
раствором,
штукатурная
кельма, емкость с водой для
смачивания
поверхности,
кисть окамелок, средства
подмащивания
Если оштукатуриваемая поверхность
расположена выше уровня ящика, то
ящик ставят рядом со стеной, а если
оштукатуриваемая
поверхности
расположена ниже уровня ящика,
его устанавливают на расстоянии 1мот
стены
Раствор захватывают кельмой
(соблюдая правильность захватки) из
ящика
Поднимают
лопатку
до
нужного уровня.
Движением кисти руки срезка
остановкой раствор бросают н
поверхность, следя, чтобы
отскок
отсутствовал или был минимальным
раствора от поверхности
Раствор отлетающий, от стены должен
падать в ящик для последующего его
использования
Во время работы ящик периодически
придвигают к месту набрасывания
раствора.
Раствор наносят в разных положениях
кельмой на стены:
1. слева направо;
2. справа налево;
3. на уровне головы, на уровне
пояса;
4. у пола;
5. над собой, от себя
29 Сокол позволяет удерживать сразу несколько порций раствора, переносить их от
растворного ящика к поверхности, экономит силы и снижает утомляемость
штукатура, так как снижается количество наклонов к растворному ящику за
новой порцией раствора.
НАБРАСЫВАНИЕ РАСТВОРА ШТУКАТУРНЫМ КОВШОМ
При больших объёмах работ раствор
набрасывают
ковшом
непосредственно из ящика.
Технология набрасывания раствора с
помощью ковша отличается от
способов нанесения раствора
кельмой хваткой ковша. Во время
ковш выворачивают и
броска
раствор выплескивается на стену.
Объем нанесенного ковшом раствора
одним броском значительно больше,
чем кельмой. При этом раствор
ложиться в
виде
грушеобразного шлепка.
Насколько шире и тоньше раствора
зависит от того, насколько резким
будет взмах ковша. И наоборот
30 Ящик для раствора лучше применять
передвижной на колесиках и ставить его
вблизи от места работы у стен и под
местом нанесения раствора на потолке.
Раствор
непосредственно ковшом и наносят
различными бросками в положении слева
направо и справа налево.
1.
взять ковш, выставить правую ногу;
забирают из ящика
2.
вытянуть руку с ковшом в левую
сторону, держа его отвесно и слегка
наклоняясь вперед захватить раствор из
ящика
выпрямиться,
3.
перед
поверхностью, поднять ковш до уровня
пояса;
встать
Штукатурные
ковши
вынести ковш на вытянутой руке на
4.
уровне плеча;
наклонить ковш и поставить
5.
параллельно стене;
подавшись
согнув
6.
одновременно руку в кисти, локте и плече,
резким движением ковша вниз
вперёд,
Тележка для замеса раствора
CA
выплеснуть раствор на поверхность;
7.следить за правильной хваткой ковш
31 Инструкционно – технологическая карта №3
Тема: «Нанесение раствора на поверхности способом намазывания
различными ручными инструментами»
Содержание
(cid:190) Намазывание раствора соколом.
(cid:190) Намазывание раствора полутерками на стенах и потолке .
(cid:190) Намазывание раствора кельмой и металлической гладилкой.
Назначение и эффективность применения карты
1.Карта предусматривает организацию обучающего трудового процесса в
производственных мастерских и на строительных объектах во время
производственной практики, при нанесении раствора на поверхности
способом намазывания.
• Применение приемов труда, рекомендуемых в настоящей карте, способствует
более быстрому и качественному их усвоению, снижению трудовых затрат,
повышению культуры производства, улучшению качества работ.
• Умение пользоваться картой дает возможность учащемуся повысить
производительность труда, при выполнение ученической нормы или полной
рабочей нормы на практике.
• Помогает вырабатывать трудовую дисциплину.
Подготовка рабочего места
Подготовка рабочего места является обязательной процедурой при
любых отделочных работах
Мастер распределяет между учащимися обязанности по организации рабочего
места:
a) учащиеся подносят необходимый инструмент, инвентарь, приспособления;
32 b) проверяет исправность ручного и электрического инструмента и
оборудования;
c) устраивают средства подмащивания;
d) замешивают раствор нужной консистенции;
e) после окончания работ очищают рабочий инструмент и инвентарь от
раствора, моют и кладут на определенное для него место.
Намазывание раствора на поверхность применяют при нанесении тонких
слоёв штукатурных растворов:
2. на ровные шероховатые поверхности бетонных конструкций;
3. при нанесении накрывочного слоя, предназначенного под затирку;
4. при оштукатуривании первым слоем оснований из металлической
или другой штукатурной сетки;
5. второй и последующие слои грунта.
Намазывание раствора тонкими слоями толщиной 34мм возможно только при
влажных основаниях, поэтому перед нанесением накрывочного слоя на
побелевший грунт и на бетонные поверхности, отделываемые тонкослойной
штукатуркой, их обязательно увлажняют, смачивая водой.
33 ИТК 6Нанесение раствора на поверхности способом намазывания
различными ручными инструментами.
Инвентарь,
инструменты,
приспособления
.
Последовательность и
технология выполнения
приёмов
Образцы
выполнения
приёмов
НАМАЗЫВАНИЕ РАСТВОРА СОКОЛОМ
1.Из растворного ящика раствор
перекладывают на сокол кельмой
вспомните последовательность
накладывания раствора из ящика
кельмой на сокол
с
Растворный
ящик
глинянным
раствором,
сокол,
штукатурная
кельма, ведро,
кисть
для
смачивания
поверхности,
средства
подмащивания
2. Намазывая тонкий слой раствора
на потолок сокол одной стороной
прижимают к потолку так чтобы
одна его сторона была приподнята
о т поверхности на 5…10 см, а
другая прижата к поверхности,
но н е вплотную, а на толщину
наносимого штукатурного слоя.
Эту сторону дополнительно
поддерживают и прижимают
кельмой, конец которой упирают в
сокол, следует следить, чтобы
конец кельмы не соскочил
с
полотна дюралевого сокола и н е
поранил руку
(шпонка у
деревянного сокола служит
упором для кельмы)
34 3. Раствор на поверхность потолка
наносят полосой,
медленно
перемещаясь вперёд вдоль неё,
следующую полосу намазываю т
рядом. Одной рукой сокол ведут
по поверхности, а другой – делают
необходимый нажим (меняя силу
нажима, можно менять толщин у
намазываемого слоя раствора). По
мере движения сокола раствор
намазывается на поверхность, и
приподнятая сторона сокол
постепенно прижимается с ней.
Сокол
Кельма
4. Намазывание раствора на стены
выполняется также как и на
потолки, только сокол ведут снизу
вверх, прижимая нижнюю часть
сокола
кельмой. Полоса одинаковая по
толщине,
требующая
дополнительного разравнивания,
получается
при
равномерном нажиме на сокол
кельмой.
только
не
35 НАМАЗЫВАНИЕ РАСТВОРА ПОЛУТЁРАМИ
Малые и большие
полутёрки
шириной не
менее 15см
Полутерок
1.Один конец полутёрка опирают
на стенку растворного ящика,
берут раствор из ящика кельмой
раскладывают его грядкой п
тыльной (рабочей) сторон
полутёрка.
2.Полутёрок берут обеими руками
за ручку, подносят к поверхности ,
прижимая
одну продольную
сторону полутёрка к поверхности
слегка приподнимая другую.
3.При намазывании раствора на
полутерок
прикладывают к
поверхности ребром и перемещают
движением на себя.
полутёрок
4.При намазывании раствора на
стены
ребром
прикладывают к нижней части
поверхности и перемещают его
движением
вверх.
Намазывают раствор полосами
одинаково толщины.
снизу
Полутерок
36 НАМАЗЫВАНИЕ РАСТВОРА КЕЛЬМОЙ ИЛИ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ
ГЛАДИЛКОЙ
37 Сокол,
штукатурная
кельма,
металлическая
гладилка
Металлическая
гладилка
1.Если поверхность покрыта
металлической или ин
штукатурной сеткой, то сетку
предварительно обрызгиваю
цементным раствором или
молоком (цемент разводят водой
до состояния жидкой сметаны),
чтобы она не вибрировала и только
после этого приступают к
нанесению раствора способом
намазывания.
2. Для намазывания раствора на
горизонтальные
поверхности
сокол с раствором держат по
обрабатываемой поверхностью и
быстрыми движениями от себя
тыльной стороной кельм ы
намазывают раствор, перемещая,
сокол вдоль обрабатываемой
поверхности так, чтобы отскок
падал на сокол.
намазывания
3.Для
на
вертикальные поверхности (стены,
колонны и. т.д.) сокол
с
раствором
одной стороной
приставляют к стене и движением
тыльной стороны кельмы сдвигают
порции раствора на край сокола,
намазывая его тонким слоем.
металлической
4.Намазывание
гладилкой
производят точно
также,
приёмом перемещения
раствора с сокола ребром
гладилки и намазывая его
поверхность.
кельмы
38
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
«Инструкционно- технологические карты как средство организации самостоятельной работы учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.